Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа №18




 

1. Характеризовать понятие – веселый слон;

2. Обобщить и ограничить понятие - веселый слон;

3. Проанализировать определение: Прямоугольник есть четырехсторонняя фигура, все углы которого равны 90 градусов;

4. Проанализировать деление: Четырехсторонние фигуры делятся на квадраты, прямоугольники, параллелограммы.

5. Определить отношение между понятиями: курица, куропатка, гусь, домашняя птица.

6. Проанализировать суждение: Некоторые растения ядовиты;

7. Проанализировать силлогизм: Некоторые люди веселы; некоторые люди мудры, значит, некоторые мудрые - добры.

8. Проанализировать энтимему: Так как он был воспитан среди дикарей, то от него нельзя ожидать знания обычаев цивилизованного общества;

9. Определить тип и сделать необходимые выводы из суждения: Если дождь идет, то видимость ухудшается;

10. Сделать непосредственные умозаключения: некоторые люди крепко спят.

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

Для выполнения контрольных заданий необходимо изучить три важнейшие темы логики, посвященные исследованию понятия, суждения и умозаключения. Вопросы во всех вариантах контрольной работы сгруппированы по одному принципу: первые пять задач посвящены теме "понятие", остальные - требуют знания материала по темам "суждение" и "умозаключение".

Первое задание требует от студента ответа на следующие вопросы: данное понятие является единичным, или общим? утвердительным, или отрицательным? абстрактным, или конкретным?…

Второе задание посвящено вопросу о родовидовом отношении понятий. Следует помнить, что обобщить, значить, найти родовое понятие к тому, что указанно в задании (убрать признак!); ограничить - найти видовое понятие (прибавить признак).

Выполняя третье задание, учащийся должен проанализировать определение на предмет нарушения в нем логических правил, которые даны в любом учебнике по логике, т.е., указать на те правила, которые в данном определении, возможно, нарушены.

В четвертом задании нужно указать на нарушенные правил в предложенном варианте деления, т.е. на ошибки деления, если таковые действительно есть, а также определить тип деления.

В пятом задании нужно проанализировать отношение объемов понятий с помощью круговых схем ("кругов Эйлера"). Методика анализа представлена в учебнике в разделе "совместимые и несовместимые понятия", который помещен в главе "понятие".

Выполняя шестое задание, студент должен определить тип суждения, согласно аристотелевской классификации (А, I, О, Е), а также указать квантор, субъект, предикат и связку. В случае, когда в задании встретилось так называемое "неопределенное суждение", его нужно перевести в логическую форму, т.е. выразить его смысл в суждении, в котором все указанные элементы - квантор, субъект, связка, предикат - получили бы четкое, ясное, точнее, т.е. определенное выражение.

Седьмое задание требует изучения материала по классическому умозаключению, которое получило название "простой категорический силлогизм". После изучения соответствующего заданию теоретического материала, учащийся должен приступить к анализу, цель которого определить, правильное ли данное заключение, или нет.

Методика анализа силлогизма:

1. Сначала нужно найти вывод. Помощь в решении данной задачи учащемуся может оказать здравый смысл, а также знание того, что вывод следует после слов "значит", "следовательно", "поэтому", но зачастую он (вывод) находится перед словами "так как", "ибо", "потому что";

2. Определив суждение, которое содержит вывод, необходимо представить силлогизм в логически правильной форме, т.е. написать его в столбик, в котором первым (верхним) суждением будет большая посылка, вторым (ниже) - малая, и третьим (внизу) после черты - вывод (заключение). Образец:

Все люди смертны

Сократ - человек

Сократ - смертен

 

Некоторые трудности можно испытывать при определении порядка расположения посылок. Если здравый смысл не справляется с задачей, то учащийся может воспользоваться "подсказкой": в заключительном суждении (в выводе) субъект (в нашем примере - Сократ) является термином малой посылки, а предикат (смертен) - большой.

Классическое выражение силлогизма позволяет проверить его на предмет самой простой, формально правильности. Напомним - правильный силлогизм состоит из трех суждений, а также включает три термина - Больший, Меньший и Средний.

3. И теперь главное - нужно найти средний термин (и обозначить его буквой М). Средний термин - общее понятие в большой и малой посылке - выполняет в силлогизме роль логической связки, т.е. связывает названные посылки. Если его обнаружить не удалось, то силлогизм неправильный. Но если средний термин присутствует, то анализ силлогизма нужно продолжить: определить оставшиеся два термина. Второй термин в большой посылке обозначается буквой Р, а второй в малой посылке - S. В выводе последовательность терминов всегда должна быть таковой S - Р. Терминов в правильном силлогизме может быть только три. Если вы обнаружили больше или меньше терминов, то силлогизм неправильный.

4. Расстановка терминов позволяет определить фигуру силлогизма (описание фигур - см. учебник). Затем мы определяем модус (разновидность) силлогизма. Модус силлогизма зависит от типа суждений, которые его составляют (А, I, Е, О). Так, например, приведенный выше силлогизм принадлежит модусу ААА. Его полная характеристика: силлогизм первой фигуры, модус ААА.

5. И, наконец, по таблице правильных модусов мы можем сделать вывод о его логической правильности. Для этого нам необходимо соотнести полученный результат (в нашем примере - первая фигура, модус ААА) с данными, приведенными в таблице правильных модусов. Если среди правильных модусов той фигуры, к которой принадлежит силлогизм, нам удалось найти модус, тождественный анализируемому, то данный силлогизм правильный. Если тождественный модус найти не удалось - неправильный.

 

Таблица правильных модусов:

 

Первая фигура: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО;

Вторая фигура: ЕАЕ, АЕЕ, АОО, ЕIО;

Третья фигура: ААI, IАI, АII, ЕАО, ОАО, ЕIО;

Четвертая фигура: ААI, АЕЕ, IАI, ЕАО, ЕIО.

 

Важное добавление. Изучающий логику должен помнить, что вывод в логически правильно выстроенном силлогизме будет истинным лишь в том случае, если обе посылки были истинными. Если студенту удалось обнаружить ошибку в одной из посылок, то это также нужно указать.

 

Восьмое задание требует знаний теории сокращенного силлогизма, т.е. энтимемы. Цель анализа энтимемы та же, что и в предыдущем задании - определить правильный ли вывод, или нет. Но анализ энитимемы затруднен тем обстоятельством, что учащемуся нужно восстановить один из элементов данного умозаключения (одну из посылок или вывод). Выполняя это задание, нужно помнить, что задача состоит в том, чтобы восстановить правильную (!) энтимему, точнее из энтимемы создать правильный силлогизм. И лишь опробовав все возможности правильного восстановления, и не найдя удовлетворительного результата, аналитик имеет право сказать, что энтимема не верна.

Методика анализа энтимемы:

1. Нужно определить, какой элемент энтимемы сокращен: что пропущено - одна из посылок, или заключение. Рекомендуется сначала попробовать найти вывод. Как нам уже известно, вывод следует после слов - значит, поэтому, следовательно. Но он же предшествует словам - потому что, ибо, так как. Если вывод обнаружить не удалось, следовательно, он пропущен и мы должны его сделать из двух имеющихся посылок (самый легкий вариант для анализа).

2. 1. Сначала разберем порядок анализа в самом простом варианте энтимемы - в том, в котором отсутствует вывод.

А) устанавливаем посылки в правильном порядке, и отыскиваем средний термин. Если он отсутствует, то энтимема не верна, и анализ можно завершить.

Б) если средний термин обнаружен, то обозначаем больший и меньший термины (S и Р), определяем фигуру и тип обоих суждений, в которых выражены большая и малая посылка.

В) формируем вывод из тех соображений, что его структура всегда S - Р, т.е. первый термин берем из малой посылки (S), а второй - из большой (Р).

Г) количественно-качественный состав суждения-вывода определяем согласно таблице правильных модусов, отыскиваем в таблице определенную ранее фигуру, а затем модус, в котором две первые буквы будут тождественными буквам-символам анализируемой энтимемы; если их удалось обнаружить, то энтимема правильная, и вывод строим в соответствие с типом суждения, обозначенным третьей буквой; если указанное тождество обнаружить не удалось, то энтимема не верна.

2.2. Более трудные задачи ставит энтимема, в которой пропущена одна из посылок. Такую энтимему анализируют по следующей методике:

А). Определяем, какая из посылок пропущена. Если здравый смысл испытывает затруднение с решением данной задачи, то можно воспользоваться подсказкой: в выводе последовательность терминов всегда S - Р, а значит легко установить тождество термина из конкретной посылки и одного из терминов вывода; если тождественным оказался термин S, то пропущена большая посылка, если - Р, то малая.

Б). Установив, какая из посылок пропущена, можно приступить к ее восстановлению. Сначала нужно расставить термины в исходном материале энтимемы. Логическая связка (М) легко обнаруживается, ибо средний термин будет понятием, которое отсутствует в выводе (еще раз напоминаем, что в выводе всегда S - Р).

В). Положение среднего термина (он - субъект или предикат в посылке) позволяет определить два варианта фигуры силлогизма, который предстоит восстановить: если средний термин субъект из большой посылки, то энтимема может быть восстановлена по 1 или 3 фигуре; если средний термин предикат большой посылки, то энтимема может восстанавливаться по 2 или 4 фигуре; если средний термин является субъектом малой посылка, то энтимема может восстановиться по 3 или 4 фигуре; если он предикат малой посылки - то по 1 или 2.

Г) Учитывая то, что энтимема может быть восстановлена и в двух вариантах и в одном, а может не восстановиться вовсе, следует опять обратиться к таблице правильных модусов. Нужно сначала определить тип двух данных суждений, а затем проверить возможность восстановления силлогизма по двум фигурам (как показано в предыдущем пункте, у нас всегда есть возможность попытаться восстанавливать силлогизм в двух вариантах, т.е. по двум фигурам). Для этого следует изучить правильные модусы двух нужных фигур. Обнаружение совпадения двух букв позволит приступить к восстановлению пропущенной посылки в соответствии с типом суждения третьей буквы-символа правильного модуса. Если же тождества двух букв обнаружить не удалось ни в одной из двух посылок, то правильный силлогизм восстановить не удастся, и можно сделать вывод, что энтимема не верна.

 

Выполнение девятого задания потребует от студента знания учебного материала по теме "условный и разделительный силлогизм". В задании представлено сложное суждение. Сначала нужно определить его тип (какое оно - условное или разделительное?). Затем преобразовать данное суждение в соответствующий вид умозаключения, используя данное сложное суждение в качестве большой посылки силлогизма. В обоих случаях (с условным и разделительным силлогизмами) нужно представить два правильных вида умозаключения. Например, условное суждение представить в виде большой посылки двух модусов условного умозаключения - положительного и отрицательного (т.е. сделать два правильных вывода из него).

 

Десятое задание посвящено непосредственному умозаключению. В данном умозаключении вывод делают из одной посылки, точнее, преобразуют ее в другую форму. Учащийся должен представить все возможные (точнее, правильные) выводы, то есть сделать превращение (перевести суждение из положительно формы в отрицательную, или из отрицательной - в положительную), обращение (поменять местами субъект с предикатом); противопоставление предикату. Выполняя задание, следует помнить, что вывод (преобразование) должен сохранить смысл, содержащийся в посылке. Преобразование изменяет лишь форму суждения. Превращение и обращение суть несложные, легко выполнимые преобразования. В случае вдруг возникших затруднений рекомендуется те использовать формулы преобразования, которые приводит учебник. Противопоставление предикату ставит перед учащимися довольно сложные проблемы. Для их преодоления рекомендуется использовать следующую методику:

- термин сказуемого (Р) заменяется противоположным ему (не Р);

- качество всего суждения также заменяется (положительное превращают в отрицательное и наоборот);

- наконец, делают простое обращение (т.е. меняют местами субъект и предикат).

Таким образом, например, суждение "все S есть Р" преобразовывается в "ни одно не Р не есть S". Например, суждение "все лебеди - птицы" после преобразования получает следующую форму - "ни одна не птица не является лебедем".

Выполняя задание студент должен учитывать, что не все типы суждений можно преобразовать тремя указанными способами. Некоторые преобразуются только два раза (см.: главу учебника, посвященную непосредственному умозаключению).

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

В качестве таковой полезнее всего использовать учебники:

1. Гетманова А. Д. Логика. - Любое издание.

2. Горский Д.П.. Логика. М., 1992.

3. Гриценко В.П. Логика. - Любое издание.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. М., 1887.

6. Мельников А.Н. Сборник задач по логике. Киев, 1990.

7. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

8. Теория и практика полемики. Томск, 1989.

Ну и др.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….стр.1

Тема 1. Логика как наука…………………………………………………… 2

1. Понятие логики………………………………………………………2

2. История логики (очень краткий очерк)…………………………….3

Тема 2. Основные законы логики…………………………………….………6

1. Понятие закона……………………………………………………….6

2. Закон тождества……………………………………………………...7

3. Закон непротиворечия и закон исключенного третьего…………. 8

4. Закон достаточного основания…………………………………… 10

Тема 3. Понятие………………………………………………………………10

1. Понятие как форма абстрактно-логического мышления………. 10

2. Определение понятий………………………………………………15

3. Деление понятий, классификация…………………………………18

Тема 4. Суждение…………………………………………………………….20

1. Общая характеристика суждений………………………………….20

2. Классификация суждений…………………………………………..20

3. Неопределенные суждения…………………………………………23

Тема 5. Простой категорический силлогизм………………………………..26

1. Понятие умозаключение и силлогизма……………………………26

2. Понятие о фигурах и модусах силлогизма………………………...27

3. Правила силлогизма………………………………………………...29

Глава 6. Сложные и сокращенные силлогизмы…………………………….30

1. Сложный силлогизм………………………………………………...30

2. Сокращенный силлогизм, энтимема……………………………… 31

Тема 7. Непосредственные умозаключения………………………………....32

1. Превращение…………………………………………………………33

2. Обращение………………………………………………………….. 34

3. Противопоставление предикату……………………………………35

4. Умозаключения по логическому квадрату………………………..36

Тема 8. Условные и разделительные умозаключение…………………… 37

1. Гипотетический силлогизм…………………………………………37

2. Разделительный силлогизм…………………………………………39

3. Дилемма……………………………………………………………. 40

Тема 9. Научная индукция……………………………………………………42

1. История возникновения индуктивной логики…………………….42

2. Аристотелевская индукция…………………………………………43

3. "Научная индукция"………………………………………………...44

4. Индуктивные методы (методы наблюдения)……………………..45

Глава 10. Умозаключение по аналогии……………………………………..48

1. Понятие аналогии…………………………………………………...48

2 Условия правильного умозаключения по аналогии……………….48

3. Умозаключение по аналогии как предпосылка дальнейшего

исследования…………………………………………………………49

Тема 11. Логические основы теории аргументации……………………… 50

1. Понятие доказательства…………………………………………… 50

2. Понятие опровержения……………………………………………. 51

3 Правила доказательного рассуждения……………………………..53

4. Искусство спора (эристика)………………………………………..55

Приложение: Сборник контрольных работ по логике и методические

указания по их выполнению…………………………………61

Список рекомендуемой литературы………………………………………...74

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...