Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глухие фрикативные с, ш, х




 

К этой группе звуков относится также и звук ф. Однако мы будем рассматривать его артикуляцию и недостатки воспроизведения вместе с его звонкой парой — звуком в.

Звук с. Губы в положении, зависящем от следующего звука, имеют тенденцию несколько растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в десны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами — узкая круглая щель.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 19). Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части спинки языка. Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. Учащиеся со значительными остатками слуха могут уловить при этом не только отсутствие голоса при произнесении звука. с, но и характерные особенности звучания примыкающих к нему гласных и даже присущий этому звуку шум (в пределах доступного остаточному слуху частотного диапазона).

Рис. 19. Профиль артикуляции

Нужно заметить, что на основе слухового подражания звук с появляется сравнительно редко. Однако слух глухого играет очень большую роль в закреплении правильной артикуляции, если она достигается на основе использования других путей вызывания звука.

Если ученик затрудняется в воспроизведении звука только на основе подражания, учитель должен посадить его рядом с собой перед зеркалом, показать, приоткрыв рот, положение языка, затем сблизить зубы и произнести длительное с, одновременно поднеся к своему рту руку ученика (между ртом и подбородком). Ученик пытается воспроизвести требуемую артикуляцию, проверяя правильность своих действий поднесенной ко рту рукой.

Хорошим пособием для контроля над произнесением звука с может служить прибор И-2М, на экране которого правильное звучание этого согласного отображается в виде узкой вертикальной полосы (рис. 20).

Рис. 20. Видеограмма фонемы с на экране прибора И2М.

Добившись правильной артикуляции звука с, учитель возвращается к слову и побуждает ученика произнести, допустим, слово лиса; при этом он следит за тем, чтобы звук произносился несколько протяжнее обычного. Это содействует закреплению правильной артикуляции звука.

У многих учащихся подготовительного и даже первого класса усвоение звука с усложняется сменой зубов. Если в подобных случаях бывает трудно получить достаточно чистое звучание с, то вполне можно все же добиться правильного уклада языка, что в дальнейшем позволит (когда полностью закончится смена передних зубов) достичь чистого произношения звука.

В тех случаях, когда не удается добиться правильной артикуляции по подражанию на основе слухового и слухо-зрительного восприятия, нужно прибегнуть к ее поэтапному формированию. Этот прием всегда приводит к желаемому результату. Рассмотрим этапы формирования артикуляции.

1. Межгубная артикуляция. Учитель широко просовывает язык между губами и дует; при этом струя воздуха проходит через щель, образуемую по средней линии между верхней губой и языком. Направление струи воздуха ученик может ошущать, поднеся руку ко рту учителя. Можно также поднести ко рту полоску бумаги, которая под действием струи воздуха отгибается. Если, подражая учителю, ученик будет затрудняться в образовании желобка посредине языка, то можно воспользоваться зондом и слегка нажать им на язык вдоль спинки (рис. 21).

Получив межгубное с, надо включить его в слоги и в слова, в состав которых он входит. Когда межгубная артикуляция, временно используемая учеником в речи и при чтении, достаточно окрепнет, следует перевести ученика на второй этап.

2. Межзубная артикуляция. Эту артикуляцию легко получить, приподняв (пальцем или шпателем) верхнюю губу ученика. В течение некоторого времени допускается межзубное произношение звука с в словах (рис. 22).

3. Нормальная (зазубная) артикуляция. Ученику предлагается произносить звук с со сжатыми зубами.

Важно помнить, что не следует спешить с переходом от этапа к этапу. При этом для разных учащихся потребуется различное время: от нескольких (2—4) занятий до нескольких недель.

Звук ш. Губы слегка выдвинуты вперед. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2—3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 23). При произнесении звука ш можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть рот, немного запрокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз обильную теплую струю воздуха.

При значительных остатках слуха во время произнесения звука ш дети улавливают не только отсутствие голоса, но и самый характер шума, присущего этому согласному, обладающему относительно большой фонетической мощностью.

Это способствует усвоению звука ш; однако для овладения им необходимо, чтобы ученик видел положение языка (иначе часто получается нижнее или боковое ш) и попытался воспроизвести его перед зеркалом, осязая струю выдыхаемого воздуха на своей руке. Правильное звучание согласного ш хорошо иллюстрируется с помощью аппарата И-2М, на экране которого при этом появляется сигнал в форме овала (рис. 24).

Большинство учащихся нуждается при постановке звука ш в индивидуальной работе, во время которой прежде всего используется только что указанный прием.

Если ш не получается по подражанию, можно идти к его правильной артикуляции двумя путями: 1) от с; 2) от р. В тех же случаях, когда ученик не умеет произносить ни с, ни р, начинать работу следует с формирования навыка дутья у верхней губы: ученик высовывает язык (язык имеет форму широкой лопатки, ни в коем случае не форму узкого жала), поднимая его передний край к носу (рис. 25, 26). Струя выдыхаемого воздуха заставляет отклоняться поднесенную к носу полоску бумаги. Это упражнение помогает получить необходимое верхнее положение языка. Затем язык убирается за верхние резцы, и дальнейшая работа ведется в том же самом порядке, как и при постановке звука ш от с.

Чаще всего затруднения в постановке звука ш обусловлены неумением ученика придать языку требуемое положение. В таких случаях необходимо прежде всего отказаться от выдвигания губ, так как оно мешает видеть положение языка. Показывая положение языка, следует приоткрыть рот, обнажить зубы и слегка запрокинуть голову. Если ученик не может поднять язык к нёбу, придав ему в то же время необходимую форму, то следует сначала попытаться получить прообраз требуемой артикуляции, при которой язык соприкасается с верхними резцами или альвеолами, оставляя посредине плоскую щель (рис. 27).

Рис. 27. Дутье у верхних зубов

Получив таким образом звук, представляющий собой нечто вроде верхнего с, ученику можно предложить отодвинуть язык назад до положения, характерного для звука ш. Переход от первой артикуляции ко второй возможен лишь тогда, когда это уже не повлечет за собой утраты необходимой формы языка, обеспечивающей смыкание его боковых краев с верхними коренными зубами и образование щели между передним краем языка и нёбом. В этот период овладения правильной артикуляцией (при положении языка за верхними зубами и при его положении у нёба) рот ученика должен быть приоткрыт. Уже при такой артикуляции звук должен употребляться в словах, несмотря на то что по сво ему характеру он скорее напоминает С, чем Ш. Это облегчит в последствии включение звука ш в речь. Лишь после того как положение языка у нёба достаточно укрепится, ученику следует предложить произносить звук ш со сжатыми зубами и выдвинутыми губами.

В некоторых тяжелых случаях, когда ребенок плохо подражает и, несмотря на все усилия, правильное положение языка не достигается, звук ш можно пролучить механическим способом от звука с. Предложив ученику протяжно произнести с, следует подложить под его язык шпатель или зонд и, прижав передний край языка к нёбу, слегка отодвинуть его назад (рис. 28).

Некоторые дети легко воспроизводят по подражанию звук р. Этим можно воспользоваться при постановке звука ш, так как в положении языка при произнесении того и другого звука есть много общего. Предложив ученику произнести звук р, учитель старается добиться, чтобы ученик воспроизвел этот звук без голоса (глухое р). Это обычно легко достигается путем указания на отсутствие звучания голоса, вибрации гортани. Учитель произносит обычное, звонкое, а затем глухое р, давая при этом ученику прослушать различие в их звучании и ощутить отсутствие вибрации гортани. Добившись цели, учитель вновь произносит глухое р так, чтобы ученику было хорошо видно положение языка (надо приоткрыть рот и слегка запрокинуть голову), и ослабляет силу выдоха; в результате передний край языка перестает дрожать и получается шипящий звук. Ученик воспроизводит звук ш. Это и окажется тем первым вариантом звука ш, из которого в дальнейшем, после того как язык несколько отодвинется назад, а зубы сблизятся, получится чистое ш. Если ученику трудно приостановить вибрацию языка, этого можно добиться, прикоснувшись шпателем или указательным и средним пальцами снизу к правой и левой части переднего края языка.

Звук х. Положение губ и расстояние между резцами зависят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприкасается с ним, оставляя по средней линии узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха — примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при хи — впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты (рис. 29). При произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также осязать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Во время произнесения звука х дети могут уловить отсутствие голоса, а при больших остатках слуха и свойственный ему шум.

Это способствует усвоению звука х. Однако нужно, чтобы ученик видел положение языка. В таком случае он может при необходимости ощущать на руке струю выдыхаемого воздуха и, пользуясь зеркалом, сопоставлять свою артикуляцию с артикуляцией учителя.

Если по подражанию получить звук не удается, работа над звуком х строится так. Ученику предлагается произнести звук с, а затем и слог са. При вторичном выполнении этого упражнения учитель шпателем или пальцем ученика (предварительно, конечно, протертым спиртом) прижимает переднюю часть спинки языка. Должно получиться нечто вроде ся или щя.

При этом ученик должен произнести один-два раза протяжное с; затем учитель нажимает шпателем на язык. Не следует требовать от ученика многократного краткого произношения с (с, с, с) перед тем, как ввести в рот шпатель. Нужно сделать так. Учитель предлагает произнести протяжно с…., затем нажимает на кончик языка. Получается: с…..я. Затем все повторяется. Продолжая упражнение, учитель нажимает на язык несколько глубже, в результате чего слышится ща, потом — хя. Наконец, шпатель (палец) продвигается еще несколько глубже, и получается чистое ха. В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (ща) и на втором (хя) этапе в течение нескольких занятий. Попытка сразу получить твердое х путем глубокого нажима на язык нередко приводит к тому, что ученик оказывается не в состоянии образовать необходимый подъем языка, в результате чего вместо ха получается простой выдох. Следует помнить, что если ученик прижимает язык пальцем, то твердое х получается, когда палец вводится на глубину двух фаланг, так что нижние резцы приходятся против сгиба между первой и второй фалангой (как при постановке к).

Другой способ, который в некоторых случаях быстро ведет к цели, состоит в том, что учитель предлагает ученику произнести звук к, а затем на примере собственной артикуляции показывает ему, как от смычного согласного перейти к щелевому. При этом учитель произносит кх……, раскрыв в достаточной степени рот и слегка запрокинув голову, чтобы ученику были лучше видны положение и работа языка. Ученик следует примеру учителя. В дальнейшем переходят к протяжному произнесению чистого х в слогах (ха, ах, хо, ох и т. п.).

Первое время необходимо следить за тем, чтобы дети произносили звук х в словах и слогах несколько протяжнее обычного, так как при кратком произношении этот звук часто утрачивается.

Таким образом, звуки с, ш, х сходны друг с другом:

1. по отсутствию голоса — все они воспроизводятся при раскрытых голосовых складках;

2. по способу артикуляции — все они фрикативные, выдыхаемый воздух выходит через образованную между языком и нёбом щель;

3. по отсутствию палатализации — все эти звуки относятся к твердым согласным.

Однако все эти звуки отличаются по четвертому признаку — по месту артикуляции; щель образуется в разных частях ротовой полости: при произнесении звука с она расположена между спинкой языка и альвеолами верхних резцов, при произнесении ш — в передней части нёба (за альвеолами), а при артикуляции х — на границе твердого и мягкого нёба.

Близкое сходство звуков с, ш, х обусловливает и сходство присущих им недостатков воспроизведения.

Большинство дефектов может охватывать всю группу этих звуков.

Следует заметить, что звуки с, ш, х требуют к себе постоянного внимания, так как при отсутствии должного контроля нередко утрачивается их правильная артикуляция. Неустойчивое произнесение этих звуков отрицательно сказывается на разборчивости речи глухого, так как наличие свистящего с и шипящего ш «цементирует» речь глухого, обеспечивая наиболее выразительное противопоставление гласных и шумных звуков.

Рассмотрим наиболее распространенные дефекты произнесения фрикативных согласных с, ш, х (табл. 6).

1. Боковая артикуляция. При этом дефекте на месте указанного или указанных звуков слышится звук, который получается, если шепотом с силой произнести ль (кончик языка может быть как у верхних, так и у нижних резцов); язык не прилегает своими боковыми краями к верхним коренным зубам и оставляет по бокам щели, через которые проходит воздух, вызывая характерный шум; при такой артикуляции ш губы могут оказаться выдвинутыми вперед, но это не меняет положения. Основная причина описываемого дефекта для всех звуков — неправильное положение языка.

Дефект относится к числу очень грубых. Такого рода дефекты должны устраняться в первую очередь.

Формирование правильной артикуляции следует начинать с самого начала (см. способы постановки звуков с, ш, х). Чаще всего приходится прибегать к поэтапному освоению нужной артикуляции. При этом особо важное значение имеет выработка межгубной позиции языка; учитель должен внимательно следить за тем, чтобы язык занимал широкую, а не узкую позицию, а выдыхаемый воздух проходил посередине языка.

2. Сонантность. Этот дефект присущ всем фрикативным согласным. Он может быть избирательным. Иногда дефект охватывает все эти звуки одновременно.

При таком дефекте вместо звука с (ш, х) слышится гласный, напоминающий и или ы. Таким образом, слова восемь, карандаши, сахар звучат соответственно как войэмь, карандайи, йайар.

Подобная артикуляция возникает вследствие смыкания и вибрации голосовых складок (наличие голоса) и недостаточно узкой щели (нет шума, свиста, свойственных свистящим и шипящим).

Наличие голоса при сонантности нередко приводит к тому, что сурдопедагог неправильно квалифицирует этот дефект как озвончение. В случаях озвончения шум (свист) отчетливо выражен.

Сонантность — самый грубый дефект воспроизведения звуков, больше всего неблагоприятно сказывающийся на разборчивости речи глухого. Он должен устраняться самым первым. Дефект стойкий. Возможны рецидивы, т. е. возвращение к прежней ошибочной артикуляции. Этот дефект может охватить большую группу согласных — с, ш, х, з, ж, ц, ч, ш, г, с', х', з', г'. Поэтому не представляется возможным исправлять все эти звуки одновременно. В первую очередь надо получить хорошее с. С этой целью надо дать ученику возможность уловить с помощью остатков слуха различие в звучании глухого согласного с и гласного, которым он заменяется. Для этого надо сопоставить звукосочетания са — йа, аса — айа, а также правильно и неправильно произносимые слова: семь — йемь и т. п. Уловив различие в звучании произносимых учителем слогов и слов, ученик может использовать слуховой самоконтроль для коррекции своего произношения.

В средних и старших классах полезно иллюстрировать характер допускаемой ошибки путем записи соответственных букв, слогов и слов (например: са — йа, нос — ной).

Если описанным способом достичь положительного эффекта не удается, работу по постановке звука с нужно вести поэтапно — через межгубную и межзубную артикуляцию к нормальной, зазубной. После того как ученик усвоил артикуляцию с, следует ввести замены в словах: на месте звуков з, ц,с',з' —с, на месте шипящих ш, ж, ч, щ — лабиализованное с (с выдвинутыми вперед губами), на месте х и х', г, г' — звук к.

После того как будет закреплено произношение слов, в которых временно используются замены свистящих звуком с, шипящих — лабиализованным с, а звука х — звуком к, можно приступать к постановке ш и х.

3. Озвончение. Дефект связан с неправильным участием голоса в артикуляции, в результате чего на месте звука с произносится з, на месте ш — ж, на месте х — звонкий звук, который не свойствен русскому языку (этот звук близок к украинскому г; в таблице он обозначен буквой у).

Слова восемь, шар, хорошо в этом случае звучат соответственно как воземь, жар, хорожо. Дефект относится к числу грубых. Встречается сравнительно редко. Его часто смешивают с сонантностью, определяя последнюю как озвончение (ср. слова сахар, шар: при сонантности они звучат как йайар, йар, а при озвончении как заyap, жар).

Различие между глухими и звонкими фрикативными согласными обычно хорошо улавливается на слух большинством глухих детей с остатками слуха. Поэтому при устранении такого дефекта, как озвончение, целесообразно широко использовать прием сопоставления:

· Учитель обращается к ученику со словами: «Послушай, как я говорю. Покажи, что я говорю». Ученик воспринимает речевой материал на слух или слухо-зрительно и указывает на соответствующую табличку (са, за, асо, азо и т. п.).

· Учитель говорит: «Послушай, что я говорю, покажи табличку, скажи сам(а)».

Если опоры только на слуховое восприятие окажется недостаточно, надо привлечь тактильно-вибрационный контроль. Для этого следует приложить одну руку ученика к шее в области гортани, другую поднести ко рту. Таким образом он убедится в том, что при с (ш, х) струя выдыхаемого воздуха сильная, а вибрация гортани отсутствует.

В ходе всех упражнений по закреплению правильной артикуляции следует постоянно прибегать к приему сопоставления глухих и звонких согласных как в слогах, словах, предложениях, так и при изолированном произнесении.

4. Смягчение. Самостоятельное смягчение с, вызванное чрезмерным подъемом языка (палатализацией), встречается у глухих обычно редко. В этом случае слова лиса, класс звучат соответственно как лися, клась. Если дефект стойкий и по подражанию на слух не устраняется, исправлять его следует, прибегая к межгубной и межзубной артикуляции (см. приемы постановки с).

Однако гораздо чаще можно встретиться с таким произношением глухого, когда слова соль, суп звучат как при мягком с: сёль, сюп. Но причина здесь иная. Тут речь идет о позиционном смягчении, обусловленном передней артикуляцией гласных о, у. Как только будет осуществлена коррекция гласных, эти и подобные им слова приобретают правильное звучание.

Смягчение звука ш встречается довольно часто. Оно может быть обусловлено двумя причинами: 1) язык очень придвинут к передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубов); 2) язык находится в нижней позиции.

В обоих случаях на месте твердого ш слышится мягкий согласный ш. Слово шапка звучит как шяпка.

В первом случае дефект не грубый, потому что отмечается только небольшое нарушение по месту артикуляции. Дефект легко исправляется, если, приоткрыв рот, показать перед зеркалом позицию языка. Как правило, этого оказывается достаточным для того, чтобы ученик воспроизвел ш правильно. Можно показать движением руки, что язык следует несколько отодвинуть назад. В трудных (обычно редких) случаях следует воспользоваться шпателем или зондом, чтобы отодвинуть язык к альвеолам.

Во втором случае язык занимает нижнюю позицию — он несколько отодвинут от нижних резцов в глубь рта. Если у ученика нижнее ш, целесообразно научить его верхней артикуляции. Добиться хорошего ш не представляет трудности, если ученик умеет произносить р. А если у ученика нет р, его можно получить при работе над артикуляцией ш, так как в обоих случаях имеют место одинаковые подготовительные упражнения. Работая над одним звуком, можно получить и второй.

Нужно заметить, что педагог не всегда улавливает на слух, как произносится мягкое ш — при верхней или нижней позиции языка. Между тем от этого знания зависит способ коррекции. Полезно по смотреть в рот ученика, чтобы установить положение языка при артикуляции. Но надо помнить, что далеко не всегда глухой может произнести ш с открытым ртом; тогда ему надо помочь — дать прикусить коренными зубами резинку (разрезать школьный ластик по полам и протереть спиртом) и произнести протяжно ш…. Положение языка будет хорошо видно.

Смягчение звука х очень распространено в речи глухих. Оно вызывается таким перемещением языка вперед, при котором щель образуется не на границе твердого и мягкого нёба, а ближе к зубам. (Такая артикуляция является правильной лишь для сочетаний хе, хи, в которых звук смягчается под влиянием следующего гласного.) Это нарушение по месту артикуляции. Часто такое воспроизведение звука х является следствием незаконченного процесса его постановки (ученик проходит этапы са — ся — хя и не доходит до последнего — ха).

Дефект не грубый и исправляется сравнительно легко. Начинать коррекцию следует с подражания на основе слухового восприятия (различие между х и хь многие глухие учащиеся хорошо улавливают на слух); полезно одновременно показать перед зеркалом (приоткрыв пошире рот) положение языка при произнесении х и хь.

Если таким путем получить правильную артикуляцию не удастся, нужно нажать на язык шпателем или пальцем ученика (введя его на глубину двух фаланг) и несколько отодвинуть язык назад.

5. Далекая артикуляция. Дефект обусловлен перемещением языка в глубь ротовой полости.

Дефект сопряжен с нарушением места артикуляции. Дефект более грубый, чем смягчение; устраняется с большим трудом.

Вместо свистящего с слышится легкое шипение вроде шь. В этом случае слова собака, десять, нос звучат соответственно как шябака, дешять, ношь. Этот недостаток называется шипящим сигматизмом. Он происходит оттого, что кончик языка отходит назад от нижних резцов. Вследствие этого между кончиком языка и зубами образуется котловина, определяющая шипящий характер звука.

Если по подражанию перед зеркалом получить правильную артикуляцию не удается (а обычно это удается довольно редко), нужно прибегнуть к поэтапной постановке звука с.

Очень полезно, особенно для учеников средних и старших классов, наглядно изобразить правильное и неправильное положение языка с помощью кистей рук, а также посредством схематического рисунка.

Вместо ш слышится звук, близкий к х. В этом случае слова шуба, карандаш звучат примерно как хуба, карандах. Недостаток обусловлен чрезмерно оттянутым в глубь рта языком — язык занимает верхнюю позицию, но сильно запрокинут назад.

Различие между правильным и неправильным звучанием плохо улавливается с помощью слуха большинством глухих учащихся. При исправлении этого дефекта нужно показать перед зеркалом положение языка при нормальном и далеком положении языка, несколько приблизив язык к верхним резцам (получится несколько смягченный звук ш), а затем отодвинуть язык к альвеолам. Обычно этот прием с последующим подключением слухового восприятия приводит к желаемым результатам.

Этот дефект применительно к звуку х проявляется в том, что на его месте слышится глубокое горловое, храпящее х, свойственное многим восточным языкам. Причиной указанного дефекта является то, что щель образуется корнем языка с краем мягкого нёба. Недостаток носит твердый, устойчивый, упорный характер и возникает обычно потому, что учитель или сам ученик глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.

По подражанию устраняется плохо.

В этом случае приходится ставить звук заново,исходя из произнесения звука с и пользуясь механическим нажимом на язык. При этом в течение некоторого времени следует задержаться на мягком х, так как преждевременный переход к твердому х, близкому по месту артикуляции к горловому, часто приводит к соскальзыванию на дефектное произношение.

6. На месте звуков ш и х произносится с или с лабиализованное. В этом случае слово шар звучит как cap, а слово холодно — как солодно. Как правило, это является следствием незаконченной постановки звуков ш и х.

В данном случае необходимая артикуляция может быть достигнута при возобновлении работы сначала (см. приемы постановки ш, х).

7. Призубность. Один из наиболее распространенных дефектов воспроизведения звуков глухими вообще и самый распространенный — для звука с. Относится к числу не очень грубых дефектов, так как все основные элементы артикуляции носят правильный характер. При этом дефекте вместо свиста слышится тупой шум.

Остановимся на причинах, которые вызывают призубное с.

· Передний край языка недостаточно «утоплен» за нижние резцы и закрывает щель между верхними и нижними резцами. Струя выдыхаемого воздуха очень ослаблена. Иногда язык так плотно закрывает эту щель, что фрикативный с превращается во взрывной т.

На первых этапах уловить различие между призубным и свистящим с с опорой на остаточный слух глухой ученик может в очень редких случах. Но во время упражнений по закреплению правильной артикуляции слух играет положительную роль.

Во время исправления призубности надо дать ученику возможность осязать различие воздушной струи при нормальном и призубном с; вместе с тем следует показать перед зеркалом правильное положение языка (приоткрыть рот и показать, что кончик языка опущен за нижние резцы, а спинка языка сильно выгнута и приближена к передним зубам). Иногда при таком полуоткрытом рте ученик произносит достаточно свистящее с, но при первой попытке сжать зубы (что соответствует нормальной артикуляции) вновь произносит призубное с. Упражнения следует продолжить при полуоткрытом рте; через некоторое время нужно опять попробовать сблизить зубы ученика.

Если успех не достигается, надо помочь ученику удержать язык в нужной позиции — опустить кончик языка за зубы с помощью специального зонда. Очень полезно показать учащимся (особенно средних и старших классов) положение языка кистями рук (рис. 30) и на схематическом рисунке.

· Неправильный (спрямленный) прикус. При нормальном прикусе нижние резцы располагаются несколько сзади от верхних, так что между теми и другими остается некоторый зазор. Вместе с тем, показывая артикуляцию звука с, учителя сами нередко ставят нижние резцы прямо против верхних, что как раз предрасполагает к появлению рассматриваемого недостатка, так называемого призубного с.

Нужно показать перед зеркалом разницу между правильным и неправильным положением зубов, а в случае необходимости и просто механически сдвинуть нижнюю челюсть несколько назад, слегка нажав большим пальцем правой руки на подбородок и придерживая левой рукой затылок ученика, чтобы фиксировать положение головы. Разумеется, добиваясь правильного положения нижней челюсти, необходимо одновременно следить за тем, чтобы при сближении зубов ученик сохранял правильное положение языка (кончик за нижними резцами).

После ряда упражнений дети обычно легко воспроизводят правильное положение языка уже совершенно самостоятельно; в результате устанавливается нормально звучащее с.

Нужно заметить, что добиться успеха при устранении призубности, как правило, не составляет труда. Но закрепление правильной артикуляции требует длительного времени; следует также сказать, что возможны рецидивы. В связи со сказанным материал на с необходимо систематически включать в фонетические зарядки.

Очень большую помощь в формировании навыка правильного произнесения с оказывает прибор И2М, на экране которого хорошо видна разница между нормальным, свистящим и призубным с. Поэтому на индивидуальных занятиях этот прибор должен найти широкое применение.

8. Щечность. Это довольно распространенный дефект. Он носит грубый характер, так как в артикуляции нет основных компонентов для нормального произнесения. В этом случае вместо шипения слышится звук ф или средний между ф и ослабленным ш неопределенный шум. Язык не принимает участия в артикуляции; щель образуется между выдвинутой вперед нижней губой и верхними резцами или между верхними и нижними резцами; при этом часто раздуваются щеки.

Работу по исправлению указанного недостатка следует начинать заново, используя описанные выше приемы постановки звука ш.

9. Замена фрикативного звука х взрывным к. Подобная замена допустима на определенных этапах обучения (в дошкольных учреждениях, а также в случаях, когда устраняются грубые дефекты, например сонантность, временно вводится замена звука х звуком к). Поэтому дефект относится к числу негрубых. Он обусловлен нарушением способа артикуляции — между языком и нёбом образуется не щель, а смычка.

При исправлении этого дефекта следует широко использовать прием сопоставления звуков к и х в слогах (особенно между гласными), опираясь при этом на слух учащихся. Кроме того, надо дать им возможность одновременно осязать струю выдыхаемого воздуха; толчкообразную при к и длительную при х.

10. Выдох на месте звуков с, ш, х. Подобное воспро изведение звуков с и ш характерно только на самых начальных этапах обучения, а случаи, когда вместо звука х слышится только выдох, характерны для учащихся разных классов. Во всех случаях работу по постановке каждого из этих звуков следует начинать заново (см. приемы постановки).

Заключая рассмотрение глухих фрикативных согласных с, ш, х, нужно указать на взаимоотношения между звуками, изобразив их в виде приводимых ниже схем:

Это значит, что от звука с можно получить и ш, их. Обратного процесса нет. Звуки ш и р находятся в иной зависимости: от ш можно получить р, от р можно получить ш.

Для всех глухих фрикативных согласных с, ш, х наиболее легкой позицией является начальная позиция перед гласным.

Последовательность упражнений при закреплении правильного навыка воспроизведения этих звуков покажем на примере с.

1. Протяжное произнесение изолированного звука:

2. Начальная позиция перед гласным:

Согласные ф и в.

 

Звуки ф и в относятся к группе фрикативных согласных. Нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посередине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос Голосовые складки разомкнуты при артикуляции ф, сомкнуты и вибрируют при артикуляции в. Хорошо видны характерное положение губ и верхние резцы. На руке, поднесенной ко рту (несколько выше уровня рта), можно осязать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх (рис. 31). Обычно дети легко усваивают артикуляцию звуков в и ф уже в процессе фронтальной работы на уроках развития устной речи и
обучения грамоте.

При постановке как ф, так и в следует дать ученикам возможность использовать имеющиеся у них остатки слуха, а также, приложив руку ученика к своей гортани в момент произнесения звука ф, обратить его внимание на отсутствие вибрации, а при произнесении в — на ее наличие. Другой рукой ученик контролирует струю выдыхаемого воздуха (рис. 32). В случае затруднений в усвоении ребенком правильного положения губ следует воспользоваться зеркалом, а в крайних случаях даже помочь ученику, подняв пальцами верхнюю и прижав к верхним резцам нижнюю губу.

Рис. 32. Тактильно-вибрационный контроль при произнесении звуков ф и в.

Таким образом, звуки ф и в сходны между собой: 1) по способу артикуляции — оба они фрикативные, 2) по месту артикуляции — оба звука относятся к губно-зубным согласным, щель образуется между нижней губой и верхними резцами, 3) по отсутствию палатализации — оба звука относятся к твердым согласным.

Разнятся эти звуки только одним признаком — участием голоса в артикуляции.

Сходство звуков ф и в обусловливает и сходство присущих им дефектов (табл. 7). Рассмотрим эти дефекты.

1. Замена звуков ф и в соответственно губно-зубными п и б. Нижняя губа слишком плотно прижимается к верхним резцам, часто даже закусывается и образует с ними не щель, а смычку, в результате чего вместо ф получается губно-зубное п, а вместо в — губно-зубное б. В этом случае слова фартук, восемь звучат соответственно как партук, босемь.

Этот дефект является прямым следствием неправильной демонстрации, во время которой учитель закусывает нижнюю губу, резко и кратко дактилирует букву и отрывисто произносит в, в, в. Дефект очень распространен. Он связан с нарушением способа артикуляции, в результате чего фрикативные согласные превращаются во взрывные.

2. Замена глухого ф звонким звуком в (озвончение) и, наоборот, замена звонкого в глухим согласным ф (оглушение). В этом случае слова фартук, конфета звучат как вартук, конвета, а слова восемь, Вова как фосемь, фофа. Дефект обусловлен неправильным участием голоса в артикуляции. Дефект носит распространенный характер.

3. Гнусавое (носовое) в. Причиной этого дефекта является неправильное участие носового резонатора в артикуляции; мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос.

Если нижняя губа образует плотную смычку с верхними резцами, а воздух проходит через нос, получается губно-зубное м. В этом случае слова восемь, девять звучат как мосемь, демять.

4. Открытая гнусавость на в (в и губно-зубное м). Это грубый дефект, резко отрицательно сказывающийся на разборчивости речи. Сравнительно часто встречается в произношении глухих.

Все дефекты воспроизведения звуков ф и в успешно устраняются одним и тем же приемом: одна рука ученика прикладывается к его шее в области гортани (таким образом контролируется работа голосовых складок), другая подносится ко рту (таким образом воспринимается сильная струя выдыхаемого воздуха, направленная косо вверх). При энергичном длительном произнесении ф или в ученик избавляется от их взрывного воспроизведения и устанавливает различие между ф и в по участию голоса.

При устранении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...