Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Топливная промышленность мира: состав, размещение, проблемы и перспективы развития




2. ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА: состав, размещение, проблемы и перспективы развития

1. Топливная промышленность относится к группе добы­вающих отраслей и является базовой. Ее значение _им развития хозяйства заключается в обеспечении топли­вом других отраслей. Прежде всего это касается тепловой энергетики, входящей вместе с топливной промыш­ленностью в единый топливно-энергетический ком­плекс, нефтехимии, металлургии, непосредственно ис­пользующих добываемое сырье.

 

2. Топливная промышленность включает в себя все про­цессы добычи и первичной переработки топлива. Ее со­став определяется видами добываемого топлива. Топливная п/м включает в себя: нефтяную, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, добычу атомного топлива.

 

3. Из анализа топливно-энергетического баланса следует, что топливная промышленность прошла в своем разви­тии два этапа. До первой половины XX века — угольный этап, когда в структуре топливно-энергетического ба­ланса преобладало угольное топливо. Затем — нефтегазо­вый. В настоящее время доля нефти несколько снизилась, однако нефть остается на первом месте по показателям ми­рового энергопотребления. В целом на нефть, газ и уголь приходится около 90% всего потребляемого топлива, по­этому ведущими отраслями топливной промышленности являются нефтяная, газовая и угольная.

 

Нефтяная промышленность Газовая промышленность Угольная промышленность
Более 4/5 всех запа­сов И ОКОЛО 1/2 Д°" бычи приходится на развивающиеся страны Размещается преи­мущественно в раз­витых странах, одна­ко растет добыча в развивающихся странах Размещение запа­сов и добыча преи­мущественно в раз­витых странах
Наибольшие запасы сосредоточены в Юго-Западной Азии (страны Ближнего и Среднего Восто­ка) - 66% Наибольшие запасы сосредоточены в СНГ (Россия) — 33% и Юго-Западной Азии (Иран) — 25% Наибольшие запасы сосредоточены в Северной Америке (США) -33%, СНГ (Россия, Украина и Казахстан) — 22%, Зарубежной Европе (Германия, Велико­британия) —22%
Главные районы добычи: Персидский залив Западная Сибирь Мексиканский залив Карибский бассейн Главные районы добычи: Западная Сибирь Северная Африка Северная Америка бассейн Северного моря Главные районы добычи: Восточная Сибирь Китай Индия Северо-восток США Западная Европа
Страны-лидеры по добыче нефти: Россия США Саудовская Аравия Иран Китай Мексика ОАЭ Венесуэла Ирак Великобритания Страны-лидеры по добыче природного газа: Россия США Канада Туркменистан Нидерланды Великобритания Узбекистан Индонезия Алжир Саудовская Аравия Страны-лидеры по добыче угля: Китай США Россия Польша Индия Австралия Германия ЮАР Украина Казахстан

 

Главные грузопотоки Главные грузопотоки Главные грузопотоки
нефти: природного газа: угля:
Ближний Восток- Россия-Зарубежная США-Зарубежная
Япония Европа Европа
Ближний Восток- Алжир-США США-Япония
Зарубежная Европа Алжир-Зарубежная Австралия-Япония
Ближний Восток- США Европа Австралия -Зарубеж-
Карибский район- США Индонезия- Япония ная Европа
Индонезия-Япония США-Япония Канада-Япония
Россия -Зарубежная Ближний Восток- Япония ЮАР-Зарубежная
Европа Канада-США Европа
Зарубежная Европа- США Малайзия-Япония ЮАР-Япония
Главные страны — Главные страны — Главные страны —
экспортеры нефти; экспортеры газа: экспортеры угля:
Страны Ближнего Алжир США
Востока Россия Австралия
Россия Индонезия ЮАР
Венесуэла Саудовская Аравия  
Мексика Малайзия  
  ОАЭ  
  Бруней  

Основными проблемами топливной промышленности являются:

· истощение запасов минерального топлива (по рас­четам, разведанных запасов угля хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50, газа — на 65);

· нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива (нарушение почвенного покрова, загрязнение отходами, потери нефти при транспорти­ровке по трубопроводам и разлив при авариях танке­ров и т. п. );

· территориальный разрыв между районами добычи и потребления минерального топлива.

 

В целях экономии топливных ресурсов разрабатыва­ются ресурсосберегающие технологии (например, бо­лее глубокая переработка нефти), расширяется приме­нение неисчерпаемых ресурсов (солнечной энергии). При этом осваиваются новые месторождения в север­ных районах, нефти и газа в шельфовой зоне Мирово­го океана.

 

3. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА МИРА

1. Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства и населе­ния. Ее значение резко возросло в эпоху НТР в связи с развитием электронной промышленности и ком­плексной автоматизацией производства.

Электроэнергетика играет важную районообразующую роль, являясь одним из современных факторов размещения производства.

Производство и потребление электроэнергии растет быст­рыми темпами, определяя уровень развития экономики

2. По объемам выработки электроэнергии развитые страны в значительной степе­ни опережают развивающие­ся, процентное соотношение составляет примерно 80 к 20.

Среди регионов мира по выработке электроэнергии ли­дируют Северная Америка и Зарубежная Европа.

Среди стран мира ведущими производителями электро­энергии являются: США, Россия, Япония, Китай, Гер­мания, Канада, Франция, Великобритания, Украина, Индия.

По объемам выработки электроэнергии на душу населе­ния безусловными лидерами являются; Норвегия (29 тыс. кВт-ч), Канада (20 тыс. кВт-ч), Швеция (17 тыс. кВт-ч), США (13 тыс. кВт-ч), Финляндия (11 тыс. кВт-ч) при среднемировом показателе 2 тыс. кВт-ч. Наимень­шие показатели производства электроэнергии на душу населения в странах Африки, Китае и Индии.

3. В структуре производства электроэнергии во всех реги­онах мира лидируют тепловые электростанции. Исклю­чение составляет Латинская Америка, где преимущест­во отдается гидроэлектростанциям, что связано с при­родными условиями этого региона.

Однако по странам мира структура выработки электро­энергии различна.

 

Значительная доля ТЭС Значительная доля ГЭС Значительная доля АЭС

 

Нидерланды (97%) Польша (87%) ЮАР (91%) Румыния (83%) Китай (80%) Мексика (82%) Италия (80%) Норвегия (99, 5%) Бразилия (92%) Канада (61%) Албания (90%) Эфиопия (80%) Колумбия (70%) Франция (72%) Бельгия (61%) Республика Корея (54%) Швеция (45%) Швейцария (42%) Испания (38%)

4. Основными проблемами электроэнергетики являются:

· истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;

· загрязнение и разрушение природной среды.

 

Проблема загрязнения и разрушения природной среды стоит очень остро. Тепловая электроэнергетика выбра­сывает в атмосферу огромное количество вредных ве­ществ, изменяет газовый состав атмосферы, повышает температуру вод. Возникновение атомной энергетики породило проблему захоронения отходов, аварий на АЭС. Гидроэнергетика приводит к экологическим нарушениям при строительстве ГЭС (затопление зе­мель и нарушение водного баланса территории, гибель рыб, изменение режима рек и растительного покрова). В целях решения этой проблемы активизируются науч­ные исследования, проводится прогнозирование пред­полагаемых изменений.

Решение проблемы истощения запасов минерального топлива видится в переходе к использованию альтерна­тивных (нетрадиционных) источников энергии.

 

5. Среди нетрадиционных источников энергии в настоящее время наиболее широко применяется геотермальная энер­гия. Для обогрева и теплоснабжения она используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Новой Зеландии, России. В 20 странах мира построены геотермальные электростанции. Наибольшую суммарную мощность они имеют в США, Мексике, Италии, Японии, Новой Зеландии, на Филиппинах.

Используют солнечную энергию для строительства СЭС Франция, Испания, Италия, Япония, США.

Использование приливной энергии еще не получило ши­рокого распространения и находится на эксперимен­тальной стадии. Пока в мире построены 4 приливные электростанции небольшой мощности (Франция, Рос­сия, Китай, совместно США и Канада).

Мощность ветровых электростанций достигла 2 млн кВт. ВЭС построены в США (Калифорния), Да­нии, Швеции, Германии, Великобритании, Нидерлан­дах, Испании, Греции, Канаде.

 

К нетрадиционным источникам энергии можно отнес­ти и синтетическое горючее, разрабатываемое на основе угля, горючих сланцев, нефтеносных песков и биомас­сы. Опыт получения различных синтетических видов топлива есть в Германии, ЮАР, Венесуэле, Китае, Ин­дии, Бразилии.

 

4. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА: состав, размещение, проблемы.

Металлургия – одна из главных базовых отраслей п/м, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными материалами).

На протяжении долгого времени развитие металлургии определяло экономическую мощь стран. Однако начиная с 70-х годов темпы ее развития в мире замедлились. Это связано с начавшимся процессом сокращения металлоемкости продукции, с приминением новых конструкционных материалов, заменяющих металлы (пластмассы).

При этом сталь остается основным конструкционным материалом в мировой экономике, а производство «ме­таллов XX века» — кобальта, титана, бериллия и т. п. — обеспечивает развитие современных отраслей. Поэтому металлургия по-прежнему играет ведущую роль в эко­номике, обеспечивая потребности более чем в 70 раз­личных металлах.

2. Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции (проката листово­го металла, кабеля и др. ). В состав металлургической промышленности входят две отрасли: черная метал­лургия и цветная металлургия, каждая из которых име­ет свои особенности территориальной ориентации и
размещения.

3. Размещение предприятий черной металлургии опреде­ляется рядом факторов:

1. природно-ресурсным (сырьевым и топливным);

2. транспортным;

3. экологическим;

4. потребительским.

В соответствии с этим сфор­мировались следующие типы ориентации предприятий чер­ной металлургии:

· ориентация на территориальное  сочетание месторождении каменного угля и желез­ной руды характерна для ком­бинатов полного цикла, включающих все стадии про­изводства — от обогащения железной руды до выплавки чугуна, стали и производства проката (Великобрита­ния, Россия, Китай, Индия, ЮАР, Украина);

· ориентация на каменноугольные бассейны связана с вы­сокой потребностью производства в металлургическом коксе (Россия, США, Украина, Германия, Польша);

· ориентация на железорудные бассейны связана с со­кращением расходов кокса в связи с усовершенство­ванием доменного производства (Россия, Украина,
Китай, Бразилия, Мексика);

· ориентация на грузопотоки коксующегося угля и же­лезной руды связана с преодолением территориального разрыва между сырьевыми базами и производством в результате развития транспортной магистрали, освое­нием новых ресурсных районов, причем такая ориента­ция предопределила сдвиг металлургического произ­водства к крупным морским портам (Россия, США,
Япония, страны Зарубежной Европы);

· ориентация на потребителя связана с появлением мини-заводов и развитием передельной металлур­гии (США, Япония, Италия, Испания, Мексика,
Бразилия).

Влияние экологического фактора проявляется в пере­мещении части предприятий черной металлургии, как одного из самых «грязных» производств, из развитых в развивающиеся страны.

 

Главные страны - производители

Добыча железной руды     Выплавка стали
Китай Бразилия Австралия Россия Украина США Индия     Япония Россия США Китай Украина Германия

 

 

   

Международная торговля железной рудой

   
    Главные страны-экспортеры     Главные страны-импортеры    
    Бразилия Австралия Индия Страны СНГ Канада Швеция Либерия ЮАР Венесуэла Мавритания     Япония Германия Республика Корея Бельгия и Люксембург Франция Италия Великобритания США Польша Чехия    

 

4. Размещение предприятий цветной металлургии связано с разнообразием сырьевой базы.

· Выплавка тяжелых металлов (меди, олова, цинка, свинца) в основном ориентирована на сырьевой фак­тор, так как содержание полезного компонента в руде низко (менее 1—2%). С этим связано развитие медной промышленности в Чили, Заире, Замбии, Перу; оло­вянной — в Малайзии и Индонезии, а также сосредо­точение предприятий цветной металлургии в районах добычи сырья в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Польше, Испании. При этом в развиваю­щихся странах преобладают нижние стадии производ­ства (добыча руды, производство концентрата и черно­вого металла), в развитых — верхние стадии (выплавка металла и производство конечного продукта). Поэтому особую роль в размещении предприятий по производ­ству тяжелых цветных металлов приобрел транспорт­ный фактор, способствующий перемещению их к мор­ским портам. Это характерно для стран Западной Евро­пы, США, Японии, ориентированных на сырье из раз­вивающихся стран.

Использование вторичного сырья усилило влияние потребительского фактора.

 

Проявление экологического фактора заключается как и для черной металлургии, в выносе «грязного» производства в развивающиеся страны.

· Выплавка легких металлов (алюминия, титана, маши: бериллия и др. ) не так привязана к сырьевой базе, поскольку содержание полезного компонента в руде составляет 40—60%. Главный фактор — энергетически! поскольку это очень энергоемкое производство. Поэтому выплавка легких металлов ведется в основном в развитых странах.

Связь между районами добычи и потребления сырь осуществляется транспортными перевозками, поэтом транспортный фактор оказывает большое влияние на размещение производства.

 

5. Металлургия относится к группе отраслей, оказыва­ющих негативное влияние на все компоненты при­родной среды, и к одному из самых «грязных* про­изводств. Поэтому именно в этой отрасли начали применять такие природоохранные технологии, как замкнутое оборотное водоснабжение, малоотходное производство на основе комбинирования, методы химической очистки.

Важным шагом явилось сокращение доменного про­изводства и развитие электрометаллургии, являющей­ся наиболее экологически чистой. Решению экологи­ческих проблем способствует также использование вторичного сырья и сокращение металлоемкости про­изводства.

 

5. МАШИНОСТРОЕНИЕ – ведущая отрасль п/м мира: состав и особенности размещения.

1. Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структур промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производи разнообразные предметы потребления. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня раз­вития страны.

 

2. Различия стран по уровню развития машиност­роения крайне велики. Более 90% машинострои­тельной продукции про­изводят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобрита­ния, Италия, Канада, Ки­тай, Россия.

Среди развивающихся стран только в новых индуст­риальных странах, Бразилии, Мексике, Индии и Ар­гентине машиностроение достигло достаточно высо­кого уровня. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей про­мышленности — она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30—40%. Во мно­гих развивающихся странах машиностроение пред­ставлено ремонтными мастерскими и предприятия­ми по изготовлению простейшего инвентаря.

 

3. По отраслевому составу машиностроение - самая сложная отрасль. Оно состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции). Среди них можно выделить:

1) транспортное машиностроение (автомобилестрое­ние, судостроение, авиастроение и др. );

2)сельскохозяйственное машиностроение (тракторост­роение, производство комбайнов);

3)приборостроение;

4)производство технологического оборудования и т. п.

 

В зависимости от технологии производства выделяются:

· трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требу­ющее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных дости­жений (приборостроение, производство вычисли­тельной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли);

· металлоемкое машиностроение, требующее боль­ших затрат металла, так называемое «тяжелое маши­ностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое ма­шиностроение и пр. ).

 

4. Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

· фактор трудоемкости;

· фактор наукоемкости;

· сырьевой фактор;

· потребительский фактор;

· транспортный фактор;

· фактор территориальной концентрации.

В соответствии с этим отрасли «тяжелого машиностроеия» находятся в районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в Польше). Точное машиностроение концентрируется в больших городах и агломерациях, научных центpax. Здесь же в соответствии с потребительским факт ром сосредоточено производство бытовой техники.

5. Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Около 2/3 его продукции приходится на пять стран-производителей: Японию, Германию,
США, Италию, Россию. Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. За 50 лет выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущими странами по их производству являются Япония, США, Германия,
Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Республика Корея.

Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.

6. В целом в мире сложилось четыре крупных региона машиностроения:

 

Северная Америка

Зарубежная Европа

Восточная и юго-вост. Азия

СНГ

 
30%

Около 30%

20%

Около 10%

 

Выпускает

 

Выпускает

  Выпускает мас-

Выпускает

практически

 

массовую про-

  совую продук-

все виды

все виды про-

 

дукцию, веду-

  цию, выделяется

продукции,

дукции, выде-

 

щее место

  точное машино-

выделяется

ляется по крупным ЭВМ, ракетно-космической

 

принадлежит станкостроению

  строение и про­дукция высоких

«тяжелое машиностро-

и авиатехнике

 

 и автомо­билестроению

  технологий ение»

 

США

 

Германия

Франция

Великобри­тания

  Япония новые индус­триальные страны

Россия Украина Беларусь

                   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...