Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевое общение, его структура

IV. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ ИЛИ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Есть только одна подлинная

ценность – это связь

человека с человеком

Антуан де Сент-Экзюпери

Речевое общение, его структура

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п.

Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п.

Выделяются два вида поведения:

· вербальное (словесное)

· реальное.

Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний.

Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.

Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Следовательно, формирование социально активной личности человека предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у человека «коммуникативной компетентности», которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватность целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания): стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения).

В речевом общении выделяются три стороны:

I. Интерактивная (взаимодействие);

II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией);

III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга).

I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способомречь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического (неречевого) контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко обернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту (высшему уровню коммуникации).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) поведенческий

2) аффективный;

3) информационный.

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) процессуальный

2) знаковый;

3) текстовый.

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

1) личностная;

2) метаязыковая.

1. Личностная коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например:

«Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» - спрашивает учитель.

В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая функция «толкование», объяснение учителем нового материала целиком основывается на метаязыковой коммуникации. И от того, как построены его высказывания, во многом зависит полнота и глубина знаний учащихся.

По типу отношений между участниками различаются:

· межличностная;

· групповая

· массовая коммуникация;

по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, «снимает между собой и участниками общения необходимую дистанцию»);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением.

Ситуация общения

Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет и корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь.

В понятии «ситуации общения» выделяются две стороны:

· А) описываемая ситуация, то есть фрагмент действительности;

· Б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия.

 

Одним словом, вступая в речевое общение, начинать его надо с «ориентировки» в ситуации общения: всегда отвечать себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще?) говорить.

Речевая деятельность

Существуют 4 типа речевой деятельности:

1) человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

2) должен умет правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения;

3) должен найти адекватные средства для передачи содержания акта общения;

4) должен уметь обеспечить обратную связь.

Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективно (по А.А. Леонтьеву).

Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельность без мотива не бывает. Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. Речь – не самоцель, мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить. Мотив речи заключен не в самой речи, а в деятельности общения (коммуникативной), и, следовательно, говорить о речи как о деятельности можно в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации.

Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели.

Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается.

Например, допустим, мы хотим поздравить близкого человека с какой-либо радостью. Это мотив нашей деятельности, мотив, порожденный характером наших взаимоотношений. Но человека этого нет рядом с нами, и мы пишем ему поздравительную открытку (речевое действие), стараясь так, составить текст речевая цель, чтобы передать в нем нашу радость за него (цель, подчиненная мотиву).

Способы осуществления действиями называются операциями. Понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, изменяются и операции. Например, допустим, мы встретились с человеком, которого хотели поздравить с успехом. Тогда, вместо того, чтобы прислать открытку, мы скажем ему все при встрече. Мы, так же, как и в первом случае, прибегаем к речевому действию. Однако в изменившихся условиях это действие по составу и характеру входящих в него операций будет существенно отличаться от первого. Здесь будет иная форма речи – устная, иным будет и процесс выбора языковых средств – речь спонтанная вместо подготовленной. Наряду с языковыми средствами мы используем также средства неязыковые – мимику, жесты, взгляды.

Способ осуществления действия весьма подвижен и независим от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же, она включает в себя 4 фазы:

· ориентировку,

· планирование,

· реализацию

· контроль.

Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. Речевая деятельность является ведущим средством формирования умений и навыков. Для того чтобы стать более эффективным средством формирования умений и навыков, сама речевая деятельность во всех ее видах должна быть сформирована как умения и навыки: умение слушать – говорить, читать – писать, понимать.

Умение – это подготовленность к выполнению действий, а навык – автоматизированное звено деятельности. Навык не может вырабатываться без длительных упражнений, т.е. повторения действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Отчасти это объясняется существованием ряда стереотипов. Стереотипы поведения связаны с ролью человека в обществе.

Так, стереотипы ролевого поведения мужчины и женщины закладываются с самого раннего детства и являются наиболее стойкими.

Понятие роли подразумевает, что существует характерный репертуар речевых действий, которые человек должен выполнять при определенных обстоятельствах, в определенных ситуациях общения. Одно из значений слова «репертуар» - совокупность ролей, исполняемых кем-либо. Нам часто приходится играть разные роли.

Роль прохожего (на улице):

· Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Ленина?

· Извините, не скажете, где здесь «Дом быта»?

Роль пассажира (в автобусе, вагоне поезда):

· Разрешите, я пройду к выходу.

· Пройдите, пожалуйста, вперед.

Роль зрителя (в театре, кинотеатре и т.д.):

· Простите, у вас нет лишнего билета?

Жизненные роли имеют неисчислимое множество названий и имен. Они преходящи и текучи, как сама жизнь. Вот актер на сцене, играет роль Гамлета. А сколько ролей играет сам Гамлет? Сын, племянник, возлюбленный, мыслитель, мечтатель, шут, судья…

А каждый из нас?.. Друг такого-то, родственник, сын (дочь) своих родителей, хозяин собаки (кошки, попугая), покупатель, пациент, студент какого-то университета… Но и это не все. Будучи другом такого-то, мы играем роли эксперта, утешителя, советчика, соседа. Причем в разных ролях мы пользуемся одинаковыми со многими людьми словами – заготовками – стереотипами. Они как бы составляют сценарий роли, заставляя нас, разных по возрасту и образованию, действовать одинаково, чтобы быть понятыми окружающими нас людьми.

Выступая в определенной роли, человек говорит соответствующим образом. Ролевое речевое поведение нередко регулируется специфическими предписаниями.

Ролевые предписания – это социальные (общественно значимые) нормы поведения, то есть правила речевого поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...