Речевое общение, его структура
IV. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ ИЛИ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком Антуан де Сент-Экзюпери Речевое общение, его структура Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.п. Каналом связи с другими людьми является общение. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – это речь. Именно поэтому его называют речевым общением. Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации. Речевое общение обоюдно, сознательно и целенаправленно. Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, к людям и т.п. Выделяются два вида поведения: · вербальное (словесное) · реальное. Вербальное поведение – это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение – это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Речевая деятельность – это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Речевое поведение – это малоосознанная активность, которая проявляется в образах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания, либо на основе собственного опыта. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами.
Результатом речевой деятельности является мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательное, недоброжелательное и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Следовательно, формирование социально активной личности человека предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у человека «коммуникативной компетентности», которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватность целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческие знания): стили, типы, способы связи предложений в тексте; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения (умения и навыки речевого общения). В речевом общении выделяются три стороны: I. Интерактивная (взаимодействие); II. Коммуникативная (прием, передача, обмен информацией); III. Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга). I. Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции. Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения. Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка). Средством речевого общения является язык, способом – речь.
Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение). Социальное взаимодействие начинается с установления психологического (неречевого) контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко обернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту (высшему уровню коммуникации). В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента: 1) поведенческий 2) аффективный; 3) информационный. 1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность), речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках. 2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением. 3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация. II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди. В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента: 1) процессуальный 2) знаковый; 3) текстовый. 1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение. 2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.
Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры. В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой. 3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи). Выделяются два вида коммуникации: 1) личностная; 2) метаязыковая. 1. Личностная коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например: «Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» - спрашивает учитель. В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая функция «толкование», объяснение учителем нового материала целиком основывается на метаязыковой коммуникации. И от того, как построены его высказывания, во многом зависит полнота и глубина знаний учащихся. По типу отношений между участниками различаются: · межличностная; · групповая · массовая коммуникация; по средствам – речевая (письменная или устная), паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т.д.). Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения, тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др. Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.
Выделяются несколько типичных стилей общения: · Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам); · Общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, «снимает между собой и участниками общения необходимую дистанцию»); · Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях); · Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения); · Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью. III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества. Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека, называется речевым общением. Ситуация общения Эффективность общения зависит от того, насколько человек, включающийся в его процесс, представляет себе реально существующие условия общения и в соответствии с ними определяет и корректирует свое речевое поведение. Обычно человек делает это интуитивно, не задумываясь. В понятии «ситуации общения» выделяются две стороны: · А) описываемая ситуация, то есть фрагмент действительности; · Б) собственно ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, тип взаимодействия.
Одним словом, вступая в речевое общение, начинать его надо с «ориентировки» в ситуации общения: всегда отвечать себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще?) говорить. Речевая деятельность Существуют 4 типа речевой деятельности: 1) человек должен уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; 2) должен умет правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения; 3) должен найти адекватные средства для передачи содержания акта общения;
4) должен уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет не эффективно (по А.А. Леонтьеву). Понятие деятельности связано с понятием мотива. Деятельность без мотива не бывает. Все, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. Речь – не самоцель, мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить. Мотив речи заключен не в самой речи, а в деятельности общения (коммуникативной), и, следовательно, говорить о речи как о деятельности можно в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации. Любая деятельность включает в себя систему действий. Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием мотива, понятие действия соотносится с понятием цели. Речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву той коммуникативной деятельности, в рамках которой речь рассматривается. Например, допустим, мы хотим поздравить близкого человека с какой-либо радостью. Это мотив нашей деятельности, мотив, порожденный характером наших взаимоотношений. Но человека этого нет рядом с нами, и мы пишем ему поздравительную открытку (речевое действие), стараясь так, составить текст речевая цель, чтобы передать в нем нашу радость за него (цель, подчиненная мотиву). Способы осуществления действиями называются операциями. Понятие операции соотносится с условиями действия. Изменяются условия, в которых протекает действие, изменяются и операции. Например, допустим, мы встретились с человеком, которого хотели поздравить с успехом. Тогда, вместо того, чтобы прислать открытку, мы скажем ему все при встрече. Мы, так же, как и в первом случае, прибегаем к речевому действию. Однако в изменившихся условиях это действие по составу и характеру входящих в него операций будет существенно отличаться от первого. Здесь будет иная форма речи – устная, иным будет и процесс выбора языковых средств – речь спонтанная вместо подготовленной. Наряду с языковыми средствами мы используем также средства неязыковые – мимику, жесты, взгляды. Способ осуществления действия весьма подвижен и независим от условий общения. Структура же у всех действий одна и та же, она включает в себя 4 фазы: · ориентировку, · планирование, · реализацию · контроль. Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. Речевая деятельность является ведущим средством формирования умений и навыков. Для того чтобы стать более эффективным средством формирования умений и навыков, сама речевая деятельность во всех ее видах должна быть сформирована как умения и навыки: умение слушать – говорить, читать – писать, понимать. Умение – это подготовленность к выполнению действий, а навык – автоматизированное звено деятельности. Навык не может вырабатываться без длительных упражнений, т.е. повторения действий. Умение может появиться и без большого числа упражнений. Отчасти это объясняется существованием ряда стереотипов. Стереотипы поведения связаны с ролью человека в обществе. Так, стереотипы ролевого поведения мужчины и женщины закладываются с самого раннего детства и являются наиболее стойкими. Понятие роли подразумевает, что существует характерный репертуар речевых действий, которые человек должен выполнять при определенных обстоятельствах, в определенных ситуациях общения. Одно из значений слова «репертуар» - совокупность ролей, исполняемых кем-либо. Нам часто приходится играть разные роли. Роль прохожего (на улице): · Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Ленина? · Извините, не скажете, где здесь «Дом быта»? Роль пассажира (в автобусе, вагоне поезда): · Разрешите, я пройду к выходу. · Пройдите, пожалуйста, вперед. Роль зрителя (в театре, кинотеатре и т.д.): · Простите, у вас нет лишнего билета? Жизненные роли имеют неисчислимое множество названий и имен. Они преходящи и текучи, как сама жизнь. Вот актер на сцене, играет роль Гамлета. А сколько ролей играет сам Гамлет? Сын, племянник, возлюбленный, мыслитель, мечтатель, шут, судья… А каждый из нас?.. Друг такого-то, родственник, сын (дочь) своих родителей, хозяин собаки (кошки, попугая), покупатель, пациент, студент какого-то университета… Но и это не все. Будучи другом такого-то, мы играем роли эксперта, утешителя, советчика, соседа. Причем в разных ролях мы пользуемся одинаковыми со многими людьми словами – заготовками – стереотипами. Они как бы составляют сценарий роли, заставляя нас, разных по возрасту и образованию, действовать одинаково, чтобы быть понятыми окружающими нас людьми. Выступая в определенной роли, человек говорит соответствующим образом. Ролевое речевое поведение нередко регулируется специфическими предписаниями. Ролевые предписания – это социальные (общественно значимые) нормы поведения, то есть правила речевого поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|