Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество и социальные институты




 

Понятие социального института – одно из основных в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой, но и в других социально-гуманитарных науках.

Термин «институт» имеет латинское происхождение и в дословном переводе применительно к античной эпохе означает «установление», «учреждение» [15, c. 88].

Сегодня социальный институт означает исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, и употребляется в самых разнообразных значениях. Так, С. С. Фролов считает, то социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества [33].

Возникновение социальных институтов заранее не планируется. Приходит время, когда у людей возникает необходимость в реализации той или иной потребности. Обычно с этой целью начинается поиск приемлемых, эффективно действующих образцов поведения. Постепенно положительные образцы повторяются, закрепляются, превращаются в стандартизированные нормы. Одновременно идёт процесс выявления и закрепления ролей и статусов личностей, участвующих в достижении возникших целей, привидения норм и правил в систему, работающую на решение общей задачи. Так постепенно происходит процесс, который получил название «институционализация». Иными словами это процесс возникновения и закрепления институциональных связей, норм поведения, с дальнейшим образованием социального института и официальным его признанием обществом (легализацией). Институциональные роли, статусы и связи характеризуются высокой степенью постоянства и устойчивости.

В процессе институционализации вырабатываются и институциональные признаки, также имеющие важное значение в эффективном функционировании социальных институтов. Так, среди них важное место занимают культурные символы. В яркой, концентрированной форме они дают первоначальное представление о том или ином институте, показывают его внешний образ. Культурные символы могут быть как материальными, так и нематериальными. Трудно представить Москву без величественного здания МГУ, Париж – без Эйфелевой башни, Нью-Йорк –без Статуи Свободы. У института брачно-семейных отношений важными культурными символами являются здание загса, обручальные кольца, подвенечное платье невесты. К институциональным признакам относятся также и кодексы поведения, как зафиксированные письменностью, так и хранящиеся в народной памяти, традициях. Социологи различают формальные и неформальные кодексы. Формальный кодекс в целом выглядит весьма привлекательным, но далеко не всегда он гарантирует выполнение личностью той роли, которую она на себя берёт. Клятва Гиппократа, данная врачом, ещё не означает, что он всегда будет верен ей в своей лечебной практике.

Важной составной частью любого социального института является его идеология, рождённая совокупностью ролей его индивидов и представляющая систему их взглядов. В определённой степени она является также формальным кодексом поведения личности. Ввиду того, что потребности общества велики, функции социальных институтов разнообразны и глубоки по содержанию. Так производство и распределение продуктов и вся совокупность мероприятий, связанных с реализацией этого явления, регулируются социально экономическими институтами. Функции установления и поддержания власти в обществе выполняют политические институты. В них входят государство со своим аппаратом власти, такие общественные организации, как политические партии, профсоюзы, которые, преследуя свои цели, одновременно поддерживают и укрепляют политическую власть. Их совокупность образует ту политическую систему, которая, выполняя функции политического института, воспроизводит и укрепляет идеологию общества, развивает и совершенствует его социально-классовую структуру. Функции политического института важны и необходимы. Они являются показателем уровня его культурного и духовно-нравственного развития.

Социальные институты выполняют также социокультурные и воспитательные функции. Они помогают усвоить и осмыслить накопленные человечеством социальные ценности, осуществить их расширенное воспроизводство, сделать их доступными для многих слоев населения, Социальные институты призваны помочь социализации личности, успешному её включению в национальную культуру.

Наиболее распространенная классификация выделяет четыре основные функций социальных институтов [ 21, с. 101–102]. К ним относятся:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья.

2) Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности – институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Эти виды деятельности обеспечиваются экономическо-социальными институтами;

4) Управление и контроль. Эту функцию выполняет политические институты, государство, органы власти и т.п. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие основные социальные институты:

– институт семьи;

– социально-экономические институты;

– институт политики;

– институт образования;

– институт религии и т.д.

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные (непреднамеренные, неосознаваемые) функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так, если рассматривать функции социального института образования, то к явным может быть отнесена такая, как усвоение опыта прошлых поколений. Что касается латентных функций, то среди них обращает на себя внимание закрепление и достижение, с помощью системы образования, социального неравенства.

Кроме функций социальных институтов, необходимо говорить еще и об их дисфункциях. Суть дисфункций состоит в нарушении стабильности и равновесия в обществе через появление сбоев и деструктивных ситуаций в работе социальных институтов. Так развитая сеть различных форм репетиторства говорит о дисфункции социального института образования.

 

Тема № 6. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

 

Вопросы:

Человек в системе социальных связей: социализация личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...