Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-исследовательские задачи




1. Где в тимусе образуются антигенреактивные Т-лимфоциты? Какова их судьба?

2. Что происходит с лимфоцитами тимуса, имеющими рецепторы антигенов собственного организма?

3. Какова функция гематотимического барьера?

4. Ткань стромы тимуса относят к группе эпителиев кожного типа. Охарактеризовать особенности строения тимуса, которые могут служить доказательством этого. Где находится базальная мембрана эпителия стромы?

 

Задание для самостоятельной работы

1. Опишите роль тимуса в дифференцировке Т-лимфоцитов.

2. Нарисуйте схему кровоснабжения тимуса.

3. Опишите гистологическую картину тимуса при акциндентальной инволюции.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы научились определять на гистологическом препарате строение тимуса.

Теперь Вы знаете, по каким морфологическим признакам следует различать:

1) корковое вещество тимуса;

2) мозговое вещество тимуса;

3) тимусные тельца (слоистые эпителиальные тельца);

4) эпителиоретикулярные клетки;

5) лимфоциты.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. - С. 221-203.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 295-298.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов.- М.: Медицина, 2004.- С. 252-256.

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т.II.– СПб.: СпецЛит, 2001. – С 281-289.

 

 

ЛимфатическиЙ узЕл. Селезенка

 

Цель занятия

Знать тканевое строение, гистофизиологию, гистогенез и реактивность лимфатических узлов и селезенки.

Уметь диагностировать на гистологических препаратах эти органы, а также их тканевые элементы и клеточный состав.

Иметь представление о роли этих органов в иммуногенезе, источниках их регенерации и структурных перестройках при действии радиации, инфекциях, механической травме.

 

Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий

Задание 1. Препарат «Лимфатический узел» (окраска - гематоксилин и эозин).

Изучить препарат, при малом увеличении зарисовать сектор органа и обозначить капсулу и трабекулы; корковое и мозговое вещество, паракортикальную зону; лимфоидные узелки с реактивными центрами и мозговые тяжи; субкапсулярный (краевой), промежуточный, мозговой (конечный) лимфатические синусы, Т-зависимую зону, В-зависимую зону.

Задание 2. Тот же препарат. При большом увеличении зарисовать участок коркового вещества и обозначить плотную соединительную ткань капсулы, ретикулярную ткань, заполняющую краевой синус; лимфоидные узелки.

 

Описание препарата

При малом увеличении видна соединительнотканная капсула узла, от которой отходят трабекулы, составляющие опорный остов узла. По периферии органа располагаются лимфоидные узелки, образуя его корковое вещество. Они состоят из лимфоцитов. По периферии узелка располагаются преимущественно малые лимфоциты, в центре – много больших и средних лимфоцитов, поэтому центр представляется более светлым. От лимфоидных узелков вглубь отходят лентовидные скопления лимфоцитов – это мозговые тяжи, состоящие из малых лимфоцитов Между лимфоидными узелками с одной стороны и капсулой и ее продолжением в виде трабекулы с другой, видны более светлые пространства, заполненные ретикулярной тканью и небольшим количеством лимфоцитов. Это - синусы лимфатического узла: краевой, промежуточные корковый и мозговой, центральный (воротный). Строма лимфатического узла состоит их ретикулярной ткани. Ее клетки имеют звездчатую форму, оксифильную цитоплазму и небольшое ярко окрашенное округлое ядро.

Задание 3. Препарат “Селезенка” (окраска - гематоксилин и эозин).

Зарисовать при малом увеличении общий вид органа. Обозначить капсулу, покрытую мезотелием, широкие трабекулы с проходящими в них сосудами – артериями и венами, красную пульпу, селезеночные тельца лимфоидной ткани (белую пульпу), центральную артерию в них. Отметить отличия в строении капсулы, трабекул, расположении и строении лимфоидных узелков, расположении тимусзависимых зон по сравнению с аналогичными структурами лимфатических узлов.

 

Описание препарата

На срезе селезенки видна капсула из плотной соединительной ткани, содержащая гладкие миоциты. Видны также соединительнотканные трабекулы, которые местами заметны в виде отрезков, в них сосуды (трабекулярные артерии и вены), а также многочисленные лимфоидные узелки (В-зависимые зоны) разбросанные диффузно. Это структуры белой пульпы. Все пространство между капсулой, трабекулами и лимфоидными узелками занимает красная пульпа, состоящая из ретикулярных клеток, ретикулярных волокон. Здесь видны разные лимфоциты, многочисленные эритроциты, макрофаги, плазматические клетки, а также гранулоциты. Они образуют селезеночные тяжи. Между селезеночными тяжами в красной пульпе располагаются синусоиды.

Задание 4. Препарат “Селезенка” (окраска – пикрофуксин, дополнительный препарат).

Препарат рассмотреть и изучить при большом увеличении. Найти участок красной пульпы, венулярный (венозный) синус, ретикулярные клетки стромы и макрофаги. В альбоме составить протокол описания данного препарата

Задание 5. Электронная микрофотография “Синус лимфатического узла”. Ув. 6000.

Обратите внимание на выстилку синуса особыми плоскими береговыми клетками, на ретикулярные клетки, волокна и свободные клеточные элементы в его просвете.

Задание 6. Электронная микрофотография “Синус селезенки (фенестрированный тип эндотелия)”. Ув. 6000.

Определите эндотелий. Обратите внимание на щели в стенке капилляра.

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ

«Ретикулярные волокна в лимфатическом узле» (импрегнация серебром).

«Лимфатический узел иммунизированного животного» (окраска - галлоцианин).

 

Материал для самоконтроля

1. Гистогенез и тканевое строение лимфатического узла.

2. Гистотопография и функциональные особенности лимфатического узла.

3. Цитоархитектоника лимфоидной ткани лимфоидных узелков, паракортикальной зоны и мозговых тяжей.

4. Строение и гистофизиология лимфатических синусов.

5. Гистогенез и гистотопографические особенности селезенки, ее функции. Строение красной и белой пульпы.

6. Кровеносная система селезенки.

7. Какие морфологические различия имеются в строении капсулы, трабекул и узелков лимфатического узла и селезенки?

8. Какие структуры в лимфатических узлах и селезенке являются В-зонами и Т-зонами?

 

Контрольные тесты

Вопрос 1. Определить на схеме строения селезенки кровеносные сосуды:

1. Трабекулярные артерия и вена.

2. Венулярные (венозные) синусы.

3. Центральная артерия.

 

Вопрос 2. В лимфатическом узле:

1. Лимфоидные узелки расположены

в корковом веществе.

2. Лимфоидные узелки расположены

в паренхиме органа диффузно.

3. Имеются синусы в мозговом веществе.

4. Имеются венулярные (венозные) синусы.

 

Вопрос 3. Периартериальная зона узелка селезенки образована:

1. Т-киллерами.

2. Т- и В-лимфоцитами.

3. В-лимфоцитами.

4. Т-лимфоцитами.

 

Вопрос 4. Характерные структуры мозгового вещества лимфатического

узла:

1. Лимфоидные узелки.

2. Мозговые тяжи.

3. Паракортикальная зона.

4. Промежуточный и центральный мозговые синусы.

 

Вопрос 5. В-зависимая зона в лимфатическом узле:

1. Лимфоидные узелки.

2. Паракортикальная зона.

3. Мозговые тяжи.

4. Периартериальные лимфоидные муфты.

 

Вопрос 6. Т-зависимая зона в лимфатическом узле:

1. Лимфоидные узелки.

2. Корковое вещество.

3. Мозговые тяжи.

4. Паракортикальная зона.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. Какие морфологические различия имеются в строении узелков лимфатического узла и селезенки?

2. Какие изменения наступают в структуре лимфатического узла и селезенки после удаления тимуса?

3. Под капсулой органа в корковом веществе расположены лимфоидные узелки. В мозговом веществе между тяжами лимфоидной ткани расположены синусы. Определите орган.

4. Какие процессы происходят в красной пульпе селезенки?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...