Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Частная собственность в Исламе

www.imamat-books.ru

 

Экономическая свобода в Исламе

Экономическая деятельность в исламском обществе является свободной, однако не абсолютно свободной, есть пределы и границы. Любое экономическое движение и экономическая деятельность в конечном итоге имеют некоторые пределы, эти границы в школе Ислама являются особенными границами. В социалистических обществах также есть своего рода границы для обладания имуществом и богатствами, эти границы отличаются от исламских границ. В той мере, в какой воззрение Ислама в области свободы экономической деятельности отличается от воззрения коммунистов и марксистов, может быть можно сказать, что в той же мере оно отличается от воззрения школы капитализма, которая господствует на Западе и применяется. То, что есть сегодня на Западе неприемлемо Исламом, и капитализм в его западном значении, ни в коем случае, не подтверждается с точки зрения Ислама, более того во многих законах происходит серьезная борьба и противостояние этому. То, о чем говорится в области исламской экономики, его аналога нет ни в капиталистической системе Запада ни в существующих формах капитализма в мире. В исламском обществе границами свободной деятельности являются те вещи, которые установлены и определены в книгах по фикху в качестве запретного (харам) заработка и запретных приобретений имущества, другими словами процентная сделка, сделка вследствие обмана и невежества, сделка, в которой есть обман кого-либо и ущерб другим, сделка, которая является следствием незаконной прибыли, спекуляция, которая способствует накоплению богатства некоторых и сделки, вытекающие из нее являются запретными (харам) и такого рода вещи, которые существуют в священном шариате Ислама и являются границами сделок и свободной экономической деятельности в исламском обществе.

Есть некоторые вещи и товары, торговать которыми является недозволенным (харам). Например спиртное или запрещенные (харам) вещи и вещи наджес (нечистый) в случаях, кроме исключений, являются запретными, торговля этими вещами является запретной; или некоторое имущество, которое не принадлежит человеку, а принадлежит исламскому правительству. Как, например, анфал; торговля ими за исключением одного или некоторых исключительных обстоятельств является запретной (харам) для людей, для частного сектора. Есть в исламском фикхе такого рода случаи, где открыто и ясно определено, что эта свободная деятельность, даже там, где это не запрещает контроль и наблюдение со стороны правительства, до куда является дозволенной, а до куда – недозволенной, запретной и харам.

Экономическая свобода в исламском обществе заключается в том, что исламское правление и исламское правительство должны принять политику, установить законы и на основании этих законов все люди в исламском обществе могли бы свободно вести экономическую деятельность, все слои населения могли получить выгоду от своей экономической деятельности. Это является одним из отличительных и отделяющих признаков между исламской системой в экономике и западными системами. Суть того, чтобы в обществе появилась свободная экономика в своем истинном значении заключается в том, чтобы была пресечена капиталистическая монополия, чтобы в обществе появилась возможность, чтобы большинство населения общества, большинство слоев общества или все те люди, которые имеют силу работать, могли бы воспользоваться природными возможностями, землей, морем, добычей, долинами и пастбищами.

Повелитель правоверных Али (да будет мир с ним!) повелевает: «ما رایت نعمتا موفوروتا الا و فی جانبها حق مضیع» (я не видел нигде большого количества благ, и чтобы рядом не было попрано чье-либо право), т.е., нигде я не видел большого и накопленного количества благ, разве что видел рядом с ним попранное право. У этого хадиса есть точное и изящное значение; некоторые считают, что значением этого хадиса является то, что везде, где есть много благ, это, в действительности, является воровством и узурпацией у некоей группы, следовательно наряду с этим узурпатором есть группа слабых людей; потом выдвинули претензию в отношении этого хадиса, что мол нет, мы видим людей, которые имеют богатства, которое не было накоплено путем воровства и узурпации, а было накоплено путем усилий, это не является значением хадиса; значение хадиса заключается в том, что там, где есть большое количество благ, есть много богатства, есть много возможностей; само богатство, само обилие благ, в действительности, предоставляет хозяину богатств возможности получения большей прибыли, и в той же мере держит в дали эту возможность от доступа других. Человек, который обладает большим капиталом в обществе, может больше производить богатств и больше может использовать обычное мертвое и брошенное богатство, принадлежащее всему народу, чем бедный человек; следовательно, везде, где есть много благ, в его распоряжении находятся возможности, в его распоряжении находятся способности, в его распоряжении находится арена экономических усилий, законы в большинстве странах появляются на основе воззрений его и этого класса, следовательно, у большинства народа – которые не имеют этого богатства - отнимается возможность. Поэтому содержание у этого слова, у этого хадиса, будь он документально от повелителя правоверных или нет является правильным содержанием. Следовательно, правильный путь свободной экономики в исламском обществе заключается не в том, чтобы эта свобода находилась в распоряжении тех лиц, которые обладают силой экономического маневра, более того помимо того, что люди, которые обладают силой экономического движения и деятельности должны заниматься экономическим делом, положение общества, строй общества, законы общества, качество связей общества должны быть в такой форме, чтобы все население – т.е., все те люди, которые способны работать – все они могли бы заниматься свободной экономической деятельностью и получать выгоду от своей работы.

Пределы частной собственности в Исламе

Частная собственность в Исламе пользуется уважением, но для нее определен также предел. Предел ведь не заключается в том, чтобы определить частную собственность риалами, долларами, динарами и дерхемами. Эти количества и меры не являются всегда одинаковыми. Собственность является ограниченной утерянными границами. Т.е., в той степени, чтобы не было вреда и ущерба. На основании закона «Не причиняй вред себе и не причиняй вред другим», если исламская умма или группа мусульман потерпят ущерб из-за частной собственности, то будут приняты меры по пресечению этой собственности в той мере, которая служит ущербу.

Частная собственность в Исламе пользуется уважением до тех пор, пока она не превратится в спекуляцию, эксплуатацию, дискриминацию, неуважение к человеку и мятеж обладающих. То, что является плохим, так это – эксплуатация, мятеж и расточительство. Ввиду этих обстоятельств частная собственность является плохой, но сама по себе она плохой не является. Следовательно все это служит пределом частной собственности. Ислам пресек это, осудил расточителей, а расточительство признал неприемлемым, и шариатский правитель, исламский правитель дал разрешение на пресечение расточительства, эксплуатации, дискриминации, мятежа, спекуляции и прочего. Следовательно эта возможность находится в руках исламского правителя и председателя исламского правительства, который своими решительными законами пресекает эти чрезмерности и крайности.

Исламский строй принимает частную собственность, признает также экономическую деятельность и усилия людей и в то же время движение общества шаг за шагом направлено в сторону благоустройства лишенных и устранении нужд лишенных. В свободной исламской экономике, согласно потребностям экономической свободы, также на плечах народа лежит ответственность за экономические дела общества и тяжесть экономических дел общества.

Пожертвование в экономической системе Ислама

В исламском строе народы имеют право на свободную экономическую деятельность и не являются чиновниками правительства. Все население может работать самостоятельно, самостоятельно прилагать усилия, самостоятельно обеспечивать прибыль, следовательно финансовые и экономические вакуумы в обществе также должны заполнятся посредством народа; другими словами – пожертвования; то пожертвование, о котором говорится в Коране, вытекает из этой свободной экономической деятельности в обществе. Раз народ получает прибыль, то и на нужды общества должен ответить народ, заполнить вакуумы, само пожертвование означает заполнение этих вакуумов.

Вопрос пожертвования считается исламским принципом. Пожертвование, предоставление имущества, управление делами экономических нужд и заполнение экономических вакуумов непосредственно лежит на плечах народа и населения, которые обладают делами экономики общества и свободной экономической деятельностью в обществе. В исламском обществе происходит какое-то происшествие и правительство нуждается в деньгах, эти деньги должен обеспечить народ. В обществе происходит война, происходит разруха, появляется болезнь, происходит сверхъестественное событие, воззрение Ислама заключается в том, что народ должен в меру своих возможностей и способностей заполнить этот вакуум. Безусловно, так как все население находится не на одном уровне, те, которые обладают большим пользованием, имеют больше возможностей на их плечах лежит больший долг.

Накопление богатства и отсутствие пожертвования с точки зрения Ислама считается антиценностью, грехом и быть может большим грехом. Дело обстоит не так, что если работа с капиталом считается дозволенной и допустимой шариатом (мобах), следовательно человек имеет право накопить богатство, пусть даже законным и дозволенным шариатом (халял) путем и держать его, несмотря на то, что общество нуждается в его богатстве, его возможностях и его имуществе и не использовать его на пути общих интересов и на пути Бога. В Исламе пожертвование является принципом, тратить необходимо на пути Бога. Вам не говорят не совершайте сделок и не накопляйте богатств, делайте это, но тратьте. Ислам приучает людей расходовать и тратить на себя из того, что приобрел в меру жизненной необходимости, обычной и средней потребности, даже если это будет сопряжено в некоторой мере с благосостоянием, покоем и увеличением удела, а излишек этого и то, что осталось лишним, должно расходоваться на пути общих интересов общества. Если кто-то накопил богатства и истратил все это богатство посредством расточительства, посредством различных чрезмерностей и крайностей, посредством роскоши, аристократизма, посредством расточительной пищи, расточительной одежды, посредством расточительного средства передвижения или дома, или удержал это и накопил богатство, это считается предосудительным и ненавистным; с точки зрения Ислама отказ от пожертвования является ненавистным и порицаемы, а если будет сопровождаться накоплением богатства, считается запретным по шариату (харам).

Всевышний в Коране повелевает: «... Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов [из числа] тех, которые скупы и понуждают людей скупиться...», (Коран, 57:23,24). Тот, кто скупиться, подталкивает также других к скупости. Удерживают также других от пожертвования на пути Бога. Сами они также не дают свое имущество на пути Бога. Это проявление скупости означает не то, что он не выплачивает только своего шариатского долга, более того выше шариатских прав, выше того, что определено в исламском шариате, что он должен исполнять, если имеет лишнее, в то время как общество в этом нуждается, расходовать на пути общества.

Некоторые приобрели свое богатство посредством этих общих возможностей общества, обычными и законными путями; если и они сохранят богатства для себя и будут удерживать его, в то время как общество в этом остро нуждается, это также является неприемлемым, и из Ислама такое не исходит, более того исходит обратное. Есть известный коранический аят, в котором говорится: «... А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести [что ждет их] мучительное наказание», (Коран, 9:34). Те, которые накопляют золото и серебро и не тратят его на пути Бога. Может быть золото и серебро не имеют никаких особенностей, а те, которые делают сокровища из денег, из богатства, из капитала и накопляют их в то время, когда общество остро нуждается в них, не тратит его на пути Бога, он тоже входит в число этих «... которые накапливают золото и серебро...». А потом говорится: «... возвести [что ждет их] мучительное наказание...». Если это не является грехом, если не является большим грехом, то для чего тогда «... возвести [что ждет их] мучительное наказание...»? Возвести им новость о мучительном наказании, другими словами, скажи, чтобы они ожидали мучительного божественного наказания и это мучительное наказание может быть в мире естественными результатами их злых деяний, и, безусловно, эти результаты возвращаются не только к ним, но и хватают за ворот все общество, а может быть это является мучением в мире загробном и есть вероятность обоих вариантов. Т.е., и в мире бренном и в мире загробном в результате этого воздастся мучительным терзанием, следовательно пожертвование является обязательным по шариату (вааджиб) и необходимым делом.

Использование частного сектора в труде и производстве

Частный сектор необходимо поощрять, чтобы они вышли на арену труда и производства. Высокий процент производственных структур страны находятся в распоряжении правительства. Безусловно, некоторую часть определила Конституция, которые, безусловно, меньше этих сумм. То, что способствовало тому, что в правительственном секторе произошло такое накопление является негатив некоторой политики. Частный сектор – помимо тех секторов, которые согласно Конституции относятся к правительству и правительство должно нести на себе ответственность за руководство в них – должен служить хозяином арены труда и производства в стране. Безусловно, должно быть ясно, что приватизация заключается не только в том, чтобы передать правительственные объекты в руки неправительственного сектора любым путем, любой ценой, политикой, не соблюдая выгоду страны; более того инвестора следует поощрить выйти на арену и распределить преимущества и источники таким образом, чтобы поощрить частный сектор. Эта работа должна быть проделана качественно и посредством правильного выбора, и необходимо принять во внимание, обладают эти объекты возможностью, компетентностью и способностью производить и увеличить свое производство или нет. Если они обладают способностью сделать это, то им должны быть предоставлены эти возможности. Следовательно, выбор должен осуществляться согласно компетентности, а не на основе родственных отношений; как дружественных родственных отношений, так и политических родственных отношений. Если принять это во внимание, безусловно, частный сектор будет поощрен и выйдет на арену.

 

Контроль и направление экономической свободы

Все виды свобод в исламском обществе должны контролироваться, направляться и наблюдаться в обществе посредством власти исламского правителя. Для чего нужен этот контроль? Для того, чтобы эта свобода не привела в конце к разврату, эта свобода не служила причиной лишения свободы других, так же обстоят дела в свободе слова, политических свободах и культурных свободах. Если свобода экономической деятельности будет интерпретироваться так, что те, люди, которые обладают силой деятельности и экономического маневра, они свободны производить все, что им захочется, поставлять так, как им захочется, распространять, когда им захочется, продавать, как им захочется, потреблять, как им захочется; это однозначно не является мнением Ислама. Наряду с экономической свободой и частной собственностью – которая дарована и предоставлена всем членам общества – Ислам признает необходимым точное наблюдение и контроль правительственными аппаратами над всем этим. Другими словами, правительственный аппарат должен проследить, чтобы этой свободой не злоупотребили. Даже в потреблении необходимо проследить, чтобы не произошло расточительство, конечно расточительство в какой-то мере считается исключительно личным грехом; если в внутри дома, что-нибудь потребляется расточительно, это является только запретным по шариату (харам) действием, является грешным делом, однако если это запретное по шариату (харам) дело достигло такого предела и такого качества, что угрожает экономической системе общества, распространяет в обществе бедность, способствует лишению огромных слоев населения, угрожает уничтожением и исчезновением вещам и товарам, которые производятся благодаря огромному труду и при общем участии, в таком случае исламское правительство обязано, несет долг выйти и противостоять перед лицом этого расточительства и перед лицом этой чрезмерности и растранжиривания имущества. Безусловно, это воззрение не является специально внутриобщественным, таким же является воззрение Ислама на уровне мира. Страны, которые сегодня занимаются расточительством продуктов питания – ведь некоторые богатые страны мира потребляют примерно 70 % продуктов питания, в то время как в прогрессивных странах проживает 35-36 % народов мира, населения мира - если установится справедливая экономическая система мира, если будут существовать властные и мощные международные организации, это необходимо будет пресечь; если будут в мире организации и будут в мире правительства, обладающие пробужденной совестью, которые захотят использовать свою силу в пользу людей и народов; например, они должны не допустить, чтобы Америка ежегодно запрещала засеивать несколько миллионов гектаров своих фермерских земель для того, чтобы не допустить падение цен; в то время когда в мире ежедневно погибает несколько тысяч детей младше пяти лет из-за голода и неправильного питания; от 10 до 15 % народов мира страдают из-за неурожая; высокий процент населения мира страдают из-за нехватки продовольствия. Или, например, должны не допустить того, чтобы общий рынок Европы несколько лет назад выбросил в море большое количество произведенных у себя продуктов питания, для того чтобы пресечь падение цен и не допустить, чтобы цены в мире и на международных рынках сломались. Следовательно, вопрос борьбы с расточительством, борьбы с пустой тратой имущества, борьбы с чрезмерностью в международной экономической системе также существует с такой же силой с точки зрения Ислама.

Таким образом, свободная экономика и частная собственность не означает, что каждый имеет право тратить столько сколько ему захочется, даже если это его большое потребление приведет к тому, что люди погибнут от голода, люди будут страдать болезнями, у людей не будет сырья и необходимых жизненных веществ для потребления, это также является неправильным с точки зрения Ислама; и является запрещенным.

Свободная экономика и политическая судьба общества

В Исламе никогда не разрешается, чтобы свободная экономическая деятельность способствовала посягательству на политическую судьбу общества, вмешательству в политическую структуру и политические формирования общества. Власть капитала; то, что сегодня существует в самой распространенной форме в капиталистических странах Запада, крупные капиталисты, в действительности, являются реальными управляющими и скрытыми закулисными руками в политической системе крупных государств; безусловно, некоторые их элементы пробивают себе путь внутрь правительства, как, например, системы, которые существуют сегодня; система Америки и прочие элементы правительства которые являются членами капиталистов, сами являются в числе крупных обладателей акций нефтяных или ненефтяных компаний и других крупных компаний. Или же не принимают участия в правительствах, но за кулисами, выборы находятся в их распоряжении, определение президента происходит с их помощью, движение личности вперед или назад на арене политики, в верхней палате, в нижней палате находится в их распоряжении, законы, которые принимаются, принимаются с учетом их мнения, согласно их интересам. Мир Запада следует назвать миром господства капитала; капитализм в значении обладания капиталом может быть не очень точным. Тенденция к капиталу, власть капитала, господство компаний, богатых и обладателей денег над делами общества является тем самым, что способствовало появлению крупного критерия капиталистического мира Запада. Это также является неприемлемым с точки зрения Ислама и необходимо пресечь все, что ведет к этому.

Понятие капитализма в современной традиции мира

Капитализм – это использование накопленного и сосредоточенного капитала посредством эксплуатации народа; т.е., капитал, который служит средством эксплуатации, капитал, который не создает никакой работы для того, кто им обладает, более того способствует тому, что человек посредством его и опираясь на него может эксплуатировать других, а эксплуатация является насилием; насилие является запрещенным по шариату (харам), следовательно, такого капитализма в Исламе нет, таким является значение капитализма в традиции современного мира. Если решено, что собственность должна стать источником разврата, насилия и дискриминации, то государственная собственность также может стать такой. В тех странах, в которых собственность является государственной, существует разврат, насилие и дискриминация, но в другом виде и среди других слоев населения.

 

Экономическая свобода в капиталистической системе Запада

В западных системах, несмотря на то, что согласно заявлениям, согласно обычным и основным законам народ свободен в обладании экономической деятельности, однако, в действительности, эта свобода не принадлежит всему народу. Эти огромные источники богатства, эти моря, эти природные ресурсы, эти плодородные долины, эти рудники, все эти возможности, которые считаются общественным богатством общества, все они являются не такими, чтобы они свободно оказывались в руках всех слоев общества и каждый мог использовать их, работать и извлекать пользу. Более того практически и в действительности свободными являются те люди, которые обладают накопленными и большими богатствами, в руках которых находятся главные повода общества, более того в их руках находятся главные повода политики общества и управления обществом. Именно они на самом деле имеют власть и господство над источниками богатства и они используют и получают выгоду; и они сжали атмосферу для использования всего общества. Поэтому в капиталистических обществах – как в прогрессивных капиталистических обществах, так и отсталых капиталистических обществах – как большинство стран третьего мира, большинство людей живут в страшной бедности. В то время, когда огромные общества людей страдают от бедности, безработицы, отсутствия жилья и лишены большинства жизненных благ, ограниченная группа свободно работает, действует, добывает богатства, имеет рудники, приобретает новые рудники, имеет фабрики и заводы, создает и учреждает новые фабрики и заводы, имеет земли, прибавляет к ним другие земли, использует моря; все природные ресурсы, в действительности, использует одна ограниченная группа людей; другие – как мелкие предприниматели, так и рабочие, рабочие рудников, рабочие сельского хозяйства, рабочие фабрик и заводов – на самом деле являются блюдолизами их скатерти и теми, кто использует остатки их богатств и находятся на краю их скатерти. Сами они не имеют в том истинном значении возможность трудиться, возможность производить, возможность извлекать выгоду, возможность конструктивно работать, возможность производить богатства.

Экономика в социалистических странах

В школе социализма и в школах, появившихся вследствие марксистского мышления, существуют границы частной собственности, но эти границы не являются исламскими границами. Так, например, запрещается собственность на инструменты производства, другими словами, ни один человек не может быть владельцем того, что служит средством производства, как например, земли, заводы и так далее. В марксистских школах и социалистической экономике торговля и купля-продажа в целом является осуждаемой вещью и считается действием против ценностей. В этих школах купля и продажа для себя, для того, кто имеет капитал, будь этот капитал маленьким или большим является запрещенной. В марксистском мышлении купля-продажа и торговля считается грязной, плохой и недостойной сделкой.

В социалистических странах и в системе господства правительства – где в распоряжении правительства находятся аппараты производства богатства, все фабрики и заводы и земли, а народ является работником правительства – нельзя что-либо ожидать от народа, если в обществе произойдет, например, война, разрушение, землетрясение или распространиться болезнь. Народ является работником правительства для работы, что он может сделать? Разве что принести и использовать свое тело.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...