Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общенаучные способы исследования: наблюдение, эксперимент и моделирование.




Наблюдение как общенаучн. метод предполаг. относ-но пассивную роль ученого-наблюдателя. Наблюдатель может только фиксировать факты, не включаясь в общение, или быть участником коммуникативн. ситуации (включенное наблюдение – н.п., при изуч. семейн. общения).

Эксперимент предполаг. намеренное созд. условий, когда интересующие ученого явления представлены в «концентрированном виде». Л.В. Щерба обосновал «право» лингвиста на Э. («О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании»). Н.п., в диалектологии, исследованиях разговорной, проф. речи это м. б. опрос (анкетирование / свободная беседа), в фонетике – инструментальн. методы, в психолингвистике - ассоциативные эксперименты. Виды Э. – контрольный, пилотажный, решающий. Осн. признаки лингвистич. Э: создание иск. условий для носителей языка; возм-ость повтор. Э. И Н., и Э. - индуктивные методы: они позвол. устан. закономерности при пом. выведения общ. правила из наблюдений над ограниченным кол-вом фактов, подчиняющихся общ. правилу.

Моделирование в науке - это выясн. св-в какого-л. предмета при пом. построения его модели. Модель в лингвистике – иск-но создаваемое лингвистом реальное или мысленное устройство, воспроизводящее, имитирующее своим поведением (обычно в упрощенном виде) поведение оригинала в лингвистических целях.

Собственно лингвитсические модели: модели речевой деятельности, процессуальный модели, модели языковой системы, языковой структуры, модель памяти и др. Внутри языка как системы существует принцип М.: одни его подсистемы моделируют др.: система письм. речи - модель устн. р.; внутри письм. р. мы имеем дело с несколькими моделями (печатной, рукописной); план выражения является моделью плана содержания.

Метод М. обычно опирается на знаковые системы, но язык - сам знаковая система, т.е. слова мы моделируем при пом. слов. Главная цель М. в лингвистике - это М. целостной языковой способности человека.

Описательный метод изучения языка.

Название метода неточно, т.к. заставляет думать, будто этот метод позволяет науке лишь описывать явл. языка. На самом деле он требует понимания, ана­лиза, теоретическ. истолков. явлений яз., рассматрива­емых в их «работе».

Оп. метод прим. для изуч. соц. функ­циониров. яз., для опис. и анализа эл-тов и частей «механизма» языка. Он требует точной хар-ки фонем, мор­фем, слов, грам. категорий и форм и т. д. Кажд. из этих эл-тов м. рассм-ся и формально, и семан­тически. Этот метод наиболее полно связывает линг­вистику с нуждами об-ва. На осн. этого метода созд. мно­гочисл. описат. грамматики разл. языков; + составл. толков. словари раз­л. языков.

«Описание» фактов языка явл. их каче­ственным анализом, систематизацией, создающей теорию эл-тов и частей язык. стр-ры. Достижения оп. метода велики и бесспорны, хотя не вполне ясно осознаны. Они часто свя­зываются с др. методами, обычно со ср.-историч., потому что «описат.» работы по языку создава­лись теми же учеными, кто созд. и развивал теор. и практику сравн.-истор. исследований.

Опис. метод развивается вместе с развитием языкозн., отлич-ся в завис. от принадлежности ученого к той или иной школе или направлению. По-разному осуществляли описательн. изуч. яз. сторонники логико-грам­. школы Ф. И. Буслаева, грамматико-психол. шко­лы А. А. Потебни, формально-грам. школы Ф. Ф. Форту­натова, В наст. вр. опис. метод взаимо­действует со структурн. методом.

Язык и мышление. Особенности внутренней речи, как механизм мышления.

По И.Наумович-Горелов, В.фон Гумбольдт, Потебня, Штейн Таль М. невербально. По Маркс и Энгельсу язык- практическая действит-ное сознание. Наука о Я. и М.- метолингвистика. 1) в Я. и М. сочет. социальное и биол.2) Я. и М. двойственны по своей природе, они и статичны и динамичны одновр.3) Я. многофункционален, а М. многокомпонентно.4) М. чел-ка соед. в себе абстрактное, чувственно-образное, эмоц., интуитивное. Для него сущ. целеобразующие, волевые факторы.5) М. опир. на бессознат. ур-нь(Фрейд, Юнг).О М. м. судить о посредованном в осн. по языку. Гумбольдт отождествлял Я.и М.. Соссюр дифференцировал их.

В СССР счит., что Я и М связаны диалектически, Я – орудие М. Серебреников выделял виды М.(наглядное и практическое).

Внутр речь и мышление, речь без звука- 1. речь минус звук, но в своей структ., она почти полностью совпад. с внешней речью и предшествует ей.2. Макс. сокращ редуц. речь (выгоцкий, Жинкин). Внутр речь- это основное и универсальн. ср-во внутр д-ти и сознания. В ней М и Я объед. в комплекс. Опыты Жинкина показали, что механизм чел. М. реализ в двух противоположных звеньях: предметно-изобраз код и код речи двигат.

Мысль задаётся в первом звене, передаётся во второе и снова задаётся для первого звена.Такая двуступенчатость обусловлена связью первой и второй сигнальной систем., что отлич чел мышление от компьютерного.

Мысль, возник на ур-не предметно-изобразит кода не м. счит. готовой, это только подступ к ней(на языке вертится)Некот. мысли не м. выраж. в слове(музыка). Внутр речь- это как бы краткий план того, что потом разворач. в речи(Леонтьев, Соколов, Рябова) Внутр. Речь –ср-во мат. закрепления мысли. Если чел. не облад. речью, то он шевелит пальцами. Внутр речь формир после внешней, годам к 5-6, => дети в игре всё проговаривают.

 

Структурный изоморфизм слова и Земли.

Наследственность. Как в лингвистич. коде исходные ед-цы(фонемы) сами по себе лишены смысла, но служат для составл. Последовательностей с опред. Содержанием, так в генетич. коде информативен не отд. элемент сист., а комбинации этих. Генетический «словарь» сост.из 64 «слов». Так, всё живое сводится к длин. Генетич. «сообщениям», составл. по правилам линейной комбинаторики эл-тов генетич. кода, схожим с кодом лингвистическим(даже в терминологии). Отличит. чертой лингвистич. кода явл. большее, чем 4, число исходных ед-ц — фонем. Это созд. в яз. сист. избыточность, что позвол. исправлять искажения в сообщениях, в отличии от ген. код.

О СИ м/у ген. и яз.сист. спорили лингвист Р.Якобсон и биолог Ф.Жакоб. Якобсоновское понимание СИ м/у ген. и лингв. кодами предполаг. эволюцион. процесс наложения лингв. кода на ген. и копирования его структ. принципов. Это полностью относится к сфере бессознательного. Н.Я.Марр сводит возникшее многообразие языков к 4 исходным эл-там, состоящ. из звуковых «троек» — сал, бер, йон, рош. Любой текст - результат фонетич. преобразования этих 4 эл-тов в опред. линейном порядке. Этим, по Н.Я.Марру, и опред-ся единство глоттогонического процесса. Глоттогон. теория Н.Я.Марра представл. структурн. модель языка, близк. к ген. коду. Древнекит. философы 3000 л.н. - книгу «II Чипь», разраб. сист. трансформаций 4 бинарных эл-тов, сост. из «мужск. принципа» ян и «ж. принц.» инь и сгруп. по 3. => 64 троичных последовательности= генетич. «триплетам». Значима система с 4 эл-тами мира в космогонии ионийцев, с 4 жидкостями чел. тела у Гиппократа и др. Все эти символические семиотич. системы совпад., вплоть до количественных параметров, со структурой ген. кода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...