Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Десять стадий процесса выздоровления 15 глава




Сидя перед нами, Бесси обхватила себя руками, ее глаза сверкали.

— Может быть, я и забуду когда-нибудь, но ни за что ни­когда не прощу.

Бесси придется отказаться от логики, чтобы преодолеть свою задержку на пути выздоровления и сделать последний, самый важный шаг к исцелению.

Не говорите: «Я не смогу простить, как и Бесси». Лучше вспомните о том, что признание логики в качестве основно­го путеводителя по жизни имеет не очень давнюю историю. Древние греки разработали математику и логику, которые легли в основу нашего руководимого наукой общества, но владели этими науками там только ученые. Арабские мыс­лители в Старом Свете, ацтеки и майя в Новом достигли но­вых высот в развитии логики. Однако и в этих обществах простой народ не зависел от чистой логики в повседневной жизни. То же справедливо и для европейского общества. Да­же в эпоху Возрождения, когда научное мышление в Европе расцвело пышным цветом, это положение было верным. Ра­циональное мышление и логика заняли доминирующую по­зицию в западной цивилизации только несколько столетий назад, после Французской революции.

Если так, то на смену чему пришла логика? Она заменила эмоциональные реакции — «думы сердца». В нашем обще­стве слова «В глубине души я считаю...» не рассматриваются как аргумент взрослого человека. Нас научили тщательно избегать движений сердца и доверять только тому, что гово­рит разум. Например, что происходит на похоронах? Если вдова ведет себя с достоинством и держит себя в руках, дру­зья уважают ее за это. Если же она теряет контроль над со­бой (что на самом деле является правильной, очищающей реакцией на трагедию), друзья говорят: «Ну, успокойся, возьми себя в руки. Ты должна быть стойкой» или же, чувст­вуя неловкость за нее, просто отходят в сторону.

Двести лет назад проявление эмоций на похоронах счи­талось нормальным, а стоическое поведение вдовца или вдовы заставляло окружающих усомниться в искренности их любви к покойному. Наша фундаментальная опора на ра­зум и холодную логику — культурное явление, возникшее совсем недавно. Оно может подвести вас, если вы не про­явите осторожности.

Отказ Бесси простить родителей выглядит логически оправданным. Более того, простить намеренное зло кажется абсурдным с логической точки зрения. С другой стороны, если причинившие ей страдания люди не ведали, что творят, было бы разумным простить их.

Бесси предстояло преодолеть два препятствия. Ей следо­вало забыть о голосе разума и услышать голос сердца.

— Не знаю, как это сделать, — говорила она. — Мне пять­десят два года, и я слишком стара для феминистских штучек вроде того, что надо отбросить все эмоции. Но ведь и в мое время нам внушали: «Будь умницей», «Это неразумно», «Не позволяй сердцу взять верх над рассудком, иначе выйдешь замуж не за того, за кого надо». Как мне избавиться от своих убеждений?

— Вы говорили, что верите в Бога. Это так? -Да.

— Судя по тому, что написано в Библии, Божий путь — не холодный, трезвый расчет.

За тысячу лет до рождения Христа Бог учил человека: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притчи 3:5). Сам Иисус говорил: «Истинно го­ворю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войде­те в Царство Небесное» (Матфея 18:3). Теперь скажите: как много места занимает логика в мыслях ребенка?

Мозг отвечает за неглубокий, поверхностный слой на­ших мыслей; их глубины остаются в ведении сердца. Люди похожи на мебель из дуба, отделанную сверху ценными по­родами дерева. Верхний слой украшает изделие и повышает его цену, но именно древесина дуба делает мебель прочной и надежной.

Бесси фыркнула и лукаво посмотрела на консультанта. — Вы хотите сказать, что у меня голова дубовая? Но она улыбалась.

В нашей клинической практике мы ежедневно выслуши­ваем рассказы об оскорблениях и ужасах, которые букваль­но невозможно простить. Отцы вытворяют с дочерьми та­кое, о чем язык не поворачивается рассказывать. Жены и матери намеренно терзают детей и мужей, принося в семьи хаос и страдания. Родители унижают и третируют своих де­тей, которые не оправдали их ложных ожиданий. Мужчины и женщины впадают в ярость и истязают самых близких лю­дей морально и физически.

Кому, как не нам, знать, как безнадежно грешны люди! С человеческой точки зрения, такие поступки нельзя про­стить ни разумом, ни сердцем. И все же для примирения с прошлым необходимо искреннее и честное прощение. На первый взгляд здесь заложено противоречие.

Способна ли Бесси забыть о логике и отдаться чувствам? Может ли она простить сердцем, не прислушиваясь к голосу разума? Да. И вы можете. Вы обладаете врожденной способ­ностью прислушиваться сначала к голосу сердца и лишь по­том — к голосу разума. Но вам понадобится помощь Божья, а возможно, и человеческая. Господь прощает все и всех, а люди могут указать вам путь к прощению.

Не забывайте, однако, что на последней стадии процесса скорби вас подстерегает еще одна ловушка, в которую часто попадают христиане, — прощение без эмоциональной чест­ности. Например, христианин вполне искренне объявляет: «Я разобрался в своем прошлом и понял, что случилось» — первая стадия скорби. «Я отдаю это Богу и прощаю» — по­следняя стадия. «Все. Я это сделал. Книга закрыта».

Прыжок с первой стадии на последнюю позволяет ловко обойти все трудные и болезненные точки процесса скорби. Он выглядит по-христиански и делается с лучшими намере­ниями, но результата он не принесет. Боль не проработана. Гнойная рана в глубинах души осталась неочищенной.

Процесс скорби интегрирован в каждого из нас, и это по­казывает, что Бог предназначил его для того, чтобы помочь нам справиться с утратами, эмоциональными страданиями и болью. Если мы исключаем такой процесс, то прощаем хотя и искренне, но чувствуя эмоциональную нечестность.

Мы говорим о своем прощении, а внутри нас в это вре­мя таятся залежи гнева и горечи. Прощение получается не­честным в том смысле, что оно не отражает всей глубины нашей натуры.

Эмоциональная честность была вторым препятствием, которое Бесси предстояло преодолеть. Бесси быстро про­скочила через первые четыре шага нашей десятишаговой модели выздоровления. Она хорошо справлялась со своей скорбью, пока не дошла до ее конечной стадии. Терпеливо работая над осознанием того, что с ней происходило, и над своими эмоциями, сознательно попрощавшись с родитель­ской семьей, Бесси выстроила надежный эмоциональный фундамент. Теперь, когда она говорила, например, «Я тебя понимаю» или «Я тебя прощаю», ее слова шли прямо из сердца, в котором не осталось тайного гнева или горечи.

Когда она сказала «Я не могу простить», в этом тоже бы­ла эмоциональная честность.

Если люди, особенно христиане, пытаются развивать свой духовный мир за счет физического и эмоционального, они поступают нечестно по отношению к тому, чем являют­ся. В этом случае только часть их личности предлагает про­щение. Поскольку Бог создал нас целостными личностями, Он ждет, что мы будем действовать как целостные личности. Апостол Павел сказал: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да со­хранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фессалоникийцам 5:23).

Посмотрим, как наши эмоции влияют на наше физичес­кое состояние. От стресса подскакивает давление. Страх приводит к известному явлению, называемому «расстройст­вом желудка». Подавленный гнев и ожесточение снижают иммунитет и способствуют возникновению некоторых ви­дов рака. Эмоции так же влияют и на наше духовное измере­ние, в исключительных случаях превращая наши отноше­ния с Богом в созависимые.

Эта взаимосвязь всех аспектов нашей жизни показывает, как важно выстроить надежный фундамент эмоциональной честности. Только после этого мы сможем произносить та­кие серьезные слова, как «Прощаю тебя», от всего сердца. Только цельная личность умеет прощать всецело.

Джону и Глэдис Джорданам надо было простить множе­ство людей, в том числе и друг друга. Пунктуальный Джон составил письменный список этих людей, начиная с Глэдис и заканчивая собой. Под вторым и третьим номерами шли его отец и мать. Список состоял из десятков имен: многие из этих людей чем-то обидели его или навредили ему. Но у не­го был еще один список, куда были внесены имена людей, которые сделали ему добро, указав на его недостатки. За этих людей он особо поблагодарил Бога.

Глэдис не отличалась такой методичностью, как Джон, и не составила списка. Она разбиралась с каждым человеком по мере того, как его имя приходило ей на ум, — молилась за каждого из них, а потом писала ему или ей письмо. Некото­рые письма были длинными, страницы на две, но большин­ство выглядело так: «Дорогой(ая) N.N., я прощаю тебя за... С любовью, Глэдис Хэйс Джордан». Эти письма не были от­правлены, так как многие из них причинили бы больше вре­да, чем пользы. Единственное отправленное письмо занима­ло три страницы и было адресовано Джону; в этом письме она говорила о своей любви к нему Читая его, Джон плакал.

Бесси не хотела ни составлять список, ни писать пись­ма. Более того, она утверждала, что и молиться-то толком не умеет.

— Помогите мне, — просила она. — Как мне справиться с тем, что я не умею делать?

— Предположим, вы достаточно сильная женщина и мо­жете поднять вес в пятьдесят килограммов, а ваш малень­кий внук поднимает только двенадцать килограммов. Спо­собен ли он поднять пятьдесят килограммов, если вы помо­жете ему?

— Да, конечно. Но какое отношение... — Она останови­лась. Понимание уже забрезжило в ее глазах, но мы продол­жали объяснять дальше.

— Бог может справиться с любым грузом прощения. Возьмите на себя то, что можете, и отдайте Ему остальное.

— А как?

— Вы слышали слова «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»?

— Я и не собираюсь мстить — я только простить не могу.

— Вам мешает простить ваше смутное желание отомстить людям, которые причинили вам зло, отплатить им той же монетой.

— Пожалуй, что так. Если подумать, то так и выходит.

— Бог не хочет, чтобы вы занимались мщением, — эту часть Он берет на Себя. Согласны?

-Да.

— А теперь прочтем Псалом 4, стихи 5 и 6. Бесси раскрыла Библию и нашла нужное место.

— «Гневаясь, не согрешайте». — Она нахмурилась. — «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа».

Бесси закрыла книгу.

— Жертвы... Надо чем-то пожертвовать.

Она сосредоточенно и молча смотрела на обложку Биб­лии. Вдруг ее лицо осветилось характерной для нее полу­улыбкой.

— Жертвы... Бог же не хочет, чтобы я приносила в жертву овец, правда?

— Вот именно.

— Надо принести в жертву мой гнев?

— И горечь, и ненависть.

Ненависть Бесси было не так-то легко принести в жертву, ибо она ожесточенно сопротивлялась. Чтобы справиться с ней, Бесси поступала так: она поочередно вызывала в мыс­лях образы людей, которых намеревалась простить, и пред­ставляла, что она с помощью Бога поднимает этого человека над своим гневом. Ее прощение было таким же эмоцио­нально честным, как до того слова «Я не могу простить».

Вы вправе воспользоваться методом Бесси и представить себе, как Бог помогает вам работать над прощением. Только Бог способен помочь нам преодолеть глубины нашего горя и трудности прощения.

Принятие и разрешение идут рука об руку с прощением; в каком-то смысле они неразделимы. Принять что-то озна­чает признать реальность существующих вещей и необрати­мость их действия. Разрешить их означает поменять их дей­ствие на противоположное.

Разрешение в каком-то смысле означает благоприятную развязку: подобно тому, как писатель приводит своих героев к счастливому концу, мы приводим свою жизнь в благопо­лучное состояние.

На данном этапе выздоровления разрешение не является полным. Мы, так сказать, уже развернули свой автомобиль, но еще не поехали на нем к пункту назначения. С шестого по десятый шаг процесса выздоровления мы будем двигать­ся вперед по нашему пути, практически используя разреше­ние и принятие.

Бесси без особых трудностей справилась и с принятием, и с разрешением. Она примирилась со своим прошлым и перестала быть его рабой. Ее «автомобиль» благополучно развернулся, и она была готова к шестому шагу.

Глава 17

Увидеть себя в новом свете

Джеймсу Портленду было всего тридцать три года, но он работал часовщиком — настоящим старомодным часовщи­ком. Он решил обучиться этому монотонному скучному ре­меслу, потому что в его поколении никто не хотел возрож­дать умирающее искусство починки старинных часов. Джеймсу нравилось возиться с неисправными антикварны­ми часами, после чего они становились как новые. Почти все часы после его ремонта шли с точностью до тридцати се­кунд в неделю. Больше всего он любил работать с большими курантами для гостиной и часами с кукушкой.

Клэр, жена Джеймса, считала мужа тупицей. На самом де­ле он был требовательным, болезненно аккуратным перфекционистом и трудоголиком, которого приводила в негодова­ние даже такая малость, как пыль на дверных наличниках.

Именно «был». После полугода терапии даже Клэр признала, что Джеймс «стал гораздо лучше». Он начал контролировать свои действия. Перемена была такой разительной, что Клэр решила начать терапию собственной созависимости.

ШЕСТОЙ ШАГ: НОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ

Когда нечистый дух покидает человека, он (дух) проходит над пустыней, ища прибежища, но не находит его. Он гово­рит себе: «Вернусь туда, откуда я ушел». И, возвратившись, находит свой «дом» пустым и прибранным. Тогда он приво­дит с собой семь других духов еще хуже себя самого, и они входят в человека и поселяются в нем. И человеку становит­ся еще хуже, чем раньше. Смысл этой библейской истории можно сформулировать так: «Природа не терпит пустоты».

Шаги с первого по пятый процесса исцеления позволили вам, может быть, впервые в жизни познакомиться с собст­венными чувствами и указали пути к катарсису и обновле­нию. Теперь на шестой — десятой стадиях мы избавимся от других нездоровых, вредных и ненужных чувств и убежде­ний и заполним пустоту, образовавшуюся на их месте. Если пустоту оставить незаполненной, ее займут установки и мысли почти наверняка отрицательные и вредоносные, по­скольку мышление созависимых людей негативно и разру­шительно. Вы поняли, чем вы не являетесь. Давайте откро­ем вашу истинную сущность.

Кто я такой?

Джеймс рассматривал часы, стоящие на полке встроен­ного стеллажа в нашем офисе.

— Эти часы —настоящий антиквариат. Я не могу датиро­вать их, не разобрав, но полностью уверен, что они изготов­лены до 1863 года. Видите, на обратной стороне бирка, на которой написано «Плимут Холлоу», а эта марка в 1863 году изменила название на «Томасон».

— А какой у них механизм? Джеймс улыбнулся:

— Ход часов обеспечивается пружиной. Вы заводите пру­жину, то есть скручиваете ее. Она, конечно, стремится раз­вернуться, но ее удерживает регулятор хода, который позво­ляет ей разворачиваться за один раз на маленькое деление. Поскольку деления строго калиброваны, раскручивание пружины измеряет время. Чтобы замедлить или ускорить ход часов, надо изменить скорость раскручивания пружины.

— А какой механизм у вас как личности?

— Да примерно такой же. — Джеймс сел на стул. Он все еще улыбался, что само по себе было поразительно. Когда он впервые пришел к нам, назвать его «угрюмым» значило сделать ему комплимент. — Я был в таком беспорядке, что мой регулятор хода отсоединился и пружина разворачива­лась как хотела. Мощность-то была, да дисциплины не бы­ло. Теперь я чувствую, что все мои детали соединены друг с другом. Я могу контролировать себя — как же это здорово!

— Мы рады, что вы хорошо себя чувствуете. А что делать дальше, как вы думаете?

— Отрегулировать свой «ход», чтобы он был точным.

— А как?

— Не знаю — вам лучше знать.

— Вы говорите, что чувствуете себя хорошо. А что вы ду­маете о себе самом?

— Этого я тоже не знаю.

На данном шаге вы должны выработать у себя новые по­нятия относительно того, кто вы такой. (Мы иногда называ­ем их «экзистенциальными», хотя они не имеют никакого отношения к философии экзистенциализма. Просто они относятся к вашему существованию, а «существование» по-латыни называется «экзистенция».)

Если вы выросли в дисфункциональной семье, вы приоб­рели целый набор негативных и ложных убеждений:

• меня невозможно полюбить

• меня никто не любит, даже Бог

• я отвечаю за боль и страдания окружающих

• я нехороший, поэтому мне надо заработать благодать и спасение в собственной семье и в семье Бога

• чтобы заслужить участие в семье человеческой или Божьей, мне нужно работать до изнеможения

• я не заслуживаю успеха

Неблагополучное детство вызывает очень много негатив­ных убеждений.

На стадиях с первой по пятую мы уже касались этих убеждений, но не останавливались на них подробно и не предлагали целенаправленных способов борьбы с ними. Те­перь мы специально ими займемся и составим их формаль­ный список. Если бы вы консультировались в нашей клини­ке, мы рассмотрели бы их в свете той новой информации, которую вы собрали о себе. И мы попросили бы вас пись­менно перечислить эти убеждения.

Инвентаризация старых представлений. Письменный пе­речень своих представлений о самом себе вы составляете для того, чтобы яснее осознать эти представления. Однако вот так просто сесть и написать их практически невозможно. Поэтому, чтобы подготовиться, возьмите тетрадь или лист бумаги и напишите несколько утверждений на заданную те­му. Напишите сверху страницы «Все мужчины...», оставьте для записей несколько страниц, и на новой странице напи­шите: «Все женщины...». Продолжайте в том же духе, каж­дый раз оставляя для записей несколько страниц: «Бог — это...», «Все люди...», «Семья должна быть...» и так далее.

Теперь выберите свободное время, когда вы совершенно спокойны, раскройте тетрадку и пишите первое, что придет вам на ум. Этот метод иногда называют «методом свободных ассоциаций»; нечто подобное используется и при «мозговом штурме». Записывайте все, не подвергая свои мысли цензу­ре и не отвергая даже самых фантастических утверждений.

 

«Все женщины... несправедливы

вредят

хорошенькие

любят командовать»

«Все мужчины... свиньи

никого не слушают

думают только о себе

требуют заботы

защищают».

 

По мере увеличения списка вы будете все больше прони­кать в суть — но не мужчин или женщин, а себя самого. Начнут вырисовываться ваши привычные негативные пред­ставления о себе. Предположим, что первые слова, которые приходят вам на ум при мысли о Боге, — «несправедливый», «суровый» и «ненадежный». Эти слова многое говорят о ва­шем представлении о себе самом. Перечни могут даже вы­явить груз горечи в вашей душе, к которому вам придется вернуться, чтобы искоренить его.

Например, Джеймс Портленд написал следующее:

 

«Все отцы... требовательные

аккуратные

строгие

всегда правы, даже когда неправы».

 

Джеймс не представлял, каким несчастным он был в сво­ей погоне за жизнью, пока не прочел свой перечень. А вот какой перечень составил Джерри Брейли:

 

«Жизнь... это игра

создана для наслаждения

вознаграждает за хорошую работу

пуста

горька

иногда слишком тяжела, чтобы продолжать жить».

 

Прочитав эти утверждения, Джерри понял, что матери­альное благополучие не заполнило собой пустоту его жизни. Его счастье было поверхностным.

Кем я хочу быть?

Теперь перейдем к более приятной части нашей работы. Составьте списки утверждений, противоположных вашим негативным убеждениям. Напишите, какие новые, пози­тивные, здоровые и сбалансированные послания вы хотели бы отправить самому себе. Темы этих новых списков будут те же: вы сами, Бог, Вселенная, противоположный пол, дру­гие люди и так далее. Большинство созависимых не может выполнить эту задачу без помощи. Сначала вы будете остав­лять страницы пустыми. Как бывший созависимый, вы не привыкли положительно думать о себе и мире. Вам может понадобиться помощь других людей.

В нашей клинике мы предлагаем своим клиентам попро­сить о помощи пациентов из других палат того же этажа. Ес­ли бы вы лежали в нашей клинике, консультант сказал бы вам: «В эту субботу я предлагаю вам походить по палатам и спросить у пациентов, какие положительные качества они в вас видят. Составьте перечень положительных черт, которые видят в вас окружающие».

В понедельник вы, может быть, сказали бы консультанту: «Это было потрясающе интересно! Я разговаривал с десятью пациентами, и они назвали мне больше десятка моих поло­жительных качеств». Человека, самооценка которого нахо­дится почти на нуле, обычно поражает и радует, когда он узнает о себе так много хорошего.

Псалтирь предоставляет богатый запас положительных посланий. Если псалмопевец или народ Израиля грешили,

Бог был рядом и протягивал руку помощи. Вместе с вами псалмопевец купается в безграничной Божьей любви. Про­чтите, к примеру, Псалом 56, написанный Давидом, {согда он скрывался в пещере от своего тестя Саула, когда весь мир был против Давида. Но с ним был Бог. Прочтите Псалмы 17 и 138 так, будто они адресованы лично вам, и вы начнете по­нимать, насколько вы ценны для Бога.

Новые утверждения. Ребенок, выросший в дисфункциональной семье, крайне нуждается в укреплении самооцен­ки. Может быть, ему надо приобрести даже такое основопо­лагающее убеждение, как «Я имею право на жизнь». Его не­гативные убеждения настолько разрушительны и убедитель­ны, что даже эта простая мысль, которую обычные люди принимают как должное, становится для него откровением.

Иногда новые убеждения получают интересную интерпре­тацию. Джилл Брейли была сверхкритичной и необыкновен­но требовательной. Она определила одно из своих старых убеждений таким образом: «Если я не вмешаюсь, мои близ­кие будут все делать не так, как надо». Мы думали, что ее но­вое убеждение будет чем-то вроде «Если я не вмешаюсь, мои близкие справятся сами». Однако она высказалась так: «Если мои близкие ведут себя не так, как я хочу, все нормально, — я все равно люблю их». Какая замечательная установка!

Джон Джордан пересмотрел все убеждения своего отца, оставил для себя три из них, но заменил в каждом ключевое слово на слово «терпимый». Вместо того чтобы быть пер-фекционистом, как его отец, он решил проявлять терпи­мость; вместо того чтобы предъявлять требования к окружа­ющим — быть терпимым. И так далее.

Многие созависимые, особенно химически зависимые, скорее убивают себя, чем живут. Даже они сами признают, что алкоголизм и наркомания — формы медленного само­убийства. Такие люди должны приобрести убеждение в пра­ве на жизнь: «Я имею право жить. В любой жизни — и в мо­ей тоже — есть частица Бога».

Страдающая анорексией медсестра Луиза долго не могла убедить себя в том, что при весе в семьдесят килограммов она будет так же достойна любви, как и при весе в сорок пять килограммов. Разумом-то она понимала это, но ее эмо­циональное «я» отчаянно цеплялось за старые убеждения.

Как и мы с вами, Луиза обдумывала свои убеждения и принимала их вполне осознанно. Однако в действительнос­ти наши решения принимаются вовсе не на уровне созна­ния. Вам необходима помощь, чтобы интегрировать новые, не обычные для вас убеждения относительно самого себя. Ваш Помощник рядом. Тот, кто лучше вас знает глубины ва­шей души, ждет, когда вы попросите Его о помощи. Без про­медления попросите Бога в молитве укоренить новые убеж­дения в вашей душе.

Многие созависимые прожили всю жизнь в попытках сделать счастливыми всех окружающих, не думая о том, что сами они тоже имеют право на счастье. Конечно, не бывает роз без шипов, но право на стремление к счастью, провоз­глашенное в американской конституции, — цель гораздо более достижимая, чем считает большинство созависимых. В нашей книге «Выбираем счастье» (F. Minirth, P. Meier «Happiness Is A Choice») этот аспект созависимости рассмат­ривается подробно.

Вы откроете свое право на близкие отношения с другим человеком — не на деструктивную близость созависимости, когда двое настолько вцепляются друг в друга, что их лично­сти смешиваются, но на истинную близость душ, живущих совместной жизнью: «Я имею право на истинную близость, если найду ее».

«Я имею право на сексуальность». Многие созависимые отказываются от своей сексуальности, особенно в результа­те магического мышления, однако они должны суметь сно­ва признать ее как аспект своей личности.

«Я имею право на гнев и скорбь». В жизни будут новые неприятности и утраты — от незначительных (пробки на до­рогах) до огромных (смерть супруга). Скажите себе: «Мои чувства нормальны, в них нет ничего плохого». Для большо­го числа созависимых это совершенно новая идея. Когда она усвоена, боль автоматически «запускает» нормальный процесс скорби.

Многие набожные христиане должны позволить себе ус­пех. В нашей клинике полно пациентов, которые всю жизнь занимались саботажем собственных начинаний, поскольку «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому вой­ти в царство небесное».

И, наконец, самое главное: с Божьей помощью вырабо­тайте новые убеждения про Самого Бога. Возможно, что раньше вы видели Его через призму своей созависимости и относились к Нему как к «строгому учителю» или «требова­тельному и нетерпимому начальнику».

Если вы подозреваете, что ваше отношение к Богу про­питано созависимостью, попробуйте применить метод сво­бодных ассоциаций. Именно этот метод помог Бесси Бар-нетт. Используя свободные ассоциации как трамплин для выработки новых убеждений о себе и мире, она наконец выявила свое истинное отношение к Господу. Вот некото­рые из ее записей:

 

«Бог... не любит нас так, как мы любим друг друга

немедленно наказывает нас за прегрешения

жил две тысячи лет назад

продукт воображения

смеется над нами».

 

Мы сказали Бесси:

— Ваше представление о Боге отличается от того, что ду­мают о Нем люди, которых вы уважаете. Как вам кажется,

кто из вас прав?

—Если честно, считаю, что я.

— Какие качества Бога, которые вы перечислили, приме­нимы к вашему отцу?

Бесси — разумная фермерша, приверженная традициям и не признающая новомодных всплесков эмоций. Однако при наших словах в ее глазах заблестели слезы, и ей при­шлось две-три минуты помолчать, чтобы успокоиться.

— Господь ведь совсем не похож на моего отца, правда?

— Правда. Давайте теперь напишем список противопо­ложных качеств.

 

«Бог... имеет любовь превыше нашего понимания

прощает

всегда с нами

поможет в любую минуту

сочувствует нам».

 

Бесси не могла простить родителей за то, что в детстве они использовали ее как рабочую силу. С ее противоречи­вым отношением к Богу она была неспособна просить Его о помощи. Однако, осознав истину о Боге, она вернулась к Писанию с умом и сердцем, очищенным от негативных представлений, и Его сила, величие и любовь стали ей до­ступны.

Это произошло не сразу — сначала Бесси надо было по­знакомиться с истинным Богом. Она с детства называла се­бя христианкой, но в действительности стала ею лишь через две недели после выполнения упражнения на свободные ас­социации. Бесси восприняла Господа как личность только после того, как увидела Его благодать и милосердие (качест­ва, остававшиеся для нее скрытыми).

Джеймс Портленд не смог бы починить часы, если бы не понимал принципов их работы. Точно так же он не мог на­ладить свою жизнь, пока не понял ее скрытых и сложных механизмов.

— Новые представления о себе... — размышлял он вслух. — Я понимаю, что мои старые представления не годятся. А как убедить себя, что новые лучше?

—Помните, как вы перечисляли качества отцов?

— Конечно, помню, у меня и листочек с собой. — Джеймс вытащил большой блокнот и пролистал его. — Вот: «Требо­вательный, аккуратный, строгий, всегда прав».

— Похож такой человек на счастливого отца счастливого ребенка?

— На счастливого не похож. Может быть, он похож на хорошего воспитателя?

— Если и отец, и ребенок несчастны, где же тут хорошее

воспитание?

— Вообще-то нигде. Ребенка можно заставить чему-то выучиться, но ведь и робота можно запрограммировать.

— Ну, роботам понятие счастья незнакомо.

— А вот я был несчастным в детстве. Я все время то злил­ся, то плакал. Вы хотите сказать, что главное — человеч­ность, и хороший отец должен это учитывать.

— Сказано прекрасно. И точно.

— Но если я составлю лист противоположных качеств для своего нового образа «я», то он мне тоже не понравится. «Снисходительный» вместо «требовательный»? То есть про­щать откровенную лень и безделье? «Неряшливый» вместо «аккуратный»? Ну уж нет!

— А вы совместите оба списка. Точность и аккуратность — ценные качества, но не тогда, когда они эмоционально ранят окружающих. Порой требовательность нужна, но не везде и не всегда. Требовательность предполагает совершенство, но в этом мире никто не идеален — ни взрослые, ни дети.

— Значит, мне не надо полностью избавляться от своих старых убеждений, следует только ограничить их.

— Сильно ограничить и разбавить новыми. Наш Господь представлен как помощник в Псалме 45 и как пожирающий огонь в главе 12 Послания к Евреям. Разные аспекты одной сложной личности. Вы тоже сложная личность.

— Много винтиков и колесиков, — улыбнувшись, посту­чал себя по лбу Джеймс. — Придется мне целый день напо­минать себе, что я не должен кричать на Клэр и детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...