Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений




В 2017 году по причине Крещенской отступки:

В седмицу 32-ю по Пятидесятнице (с 10 по 15 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 32-ю по Пятидесятнице (16 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).

В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 17 по 22 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.

Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу).

Задостойник праздника.

Причастен – праздника: «Яви́ся благода́ть Бо́жия...», и святителей: «В па́мять ве́чную...».

Отпуст: «Иже во Иордане...».

_____________________________
1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.
2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
3 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
4 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
5 Если в честь свт. Феофана совершается всенощное бдение:
На литии – стихира храма и стихиры святителя. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
На стиховне – стихиры праздника. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
По Трисвятом – тропарь святителя (дважды) и праздника (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).
6 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
7 Такое окончание положено На великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
8 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
9 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».
10 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
11 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
12 Такое окончание положено На великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
13 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
14 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».

 

11 января по старому стилю / 24 января по новому стилю вторник



Вторник. Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого, общих жити́й начальника.

Прп. Михаила Кло́пского, Новгородского.

Служба прп. Феодосия Великого, общих житий начальника, полиелейная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преклони́л еси главу́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «К Боже́ственней высоте́…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Влады́ка днесь…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Лк., зач. 24. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Феодосия…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4. «Слава» – преподобного, глас 2-й: «Доброде́телей ле́ствица…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 6-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

 

12 января по старому стилю / 25 января по новому стилю среда



Среда. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны.

Иконы Божией Матери, именуемой «Млекопита́тельница». Свт. Саввы, архиеп. Сербского. Прп. Мартиниа́на Белоезе́рского.

Служба мц. Татианы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления1.

На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 8-й – 3, и мученицы, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Зрящи Тя…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Воспои́м, ве́рнии…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученицы).

По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Яви́ся Спас...». «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «О, па́че ума́…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 7-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма; кондак праздника. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

_____________________________
1 При совершении полиелейной службы мц. Татианы следует руководствоваться схемой богослужения, приведенной 9 августа, заимствуя недостающие богослужебные тексты из общей службы мученице единой (см. в Минее общей, гл. 20, л. 112 об. и слл.). Стихиры праздника на хвалитех заимствуются со стиховен утрени рядовой службы Минеи

 

13 января по старому стилю / 26 января по новому стилю четверг



Четверг. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка. Преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января). Прп. Ирина́рха, затворника Ростовского.

Прп. Елеаза́ра а́нзерского.

С пятницы (14 января) на четверг (13 января) переносится память преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Служба мучеников и преподобных отцов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Иринарха Ростовского в соединении со службой попразднства Богоявления (Б)1.

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобных, глас тот же: «Преподо́бнии отцы́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Го́споди, испо́лнити хотя́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Равноа́нгельное житие́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «а́нгельская во́инства...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобных на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобных).

По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобных, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Блаже́ни есте́...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари мучеников и преподобных читаются попеременно. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобных, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мучеников, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе мучеников), и преподобного, глас 8-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Егда́ услы́шал еси…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. на «Господи, воззвах», в службе мучеников).

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе мучеников). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «По́стника Госпо́дня…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «а́нгельская во́инства…» (см. в службе мучеников).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Зва́нию Госпо́дню…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Влады́ка днесь…» (см. в службе мучеников).

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 7-й: «Крест Христо́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Иорда́н струя́ми…» (см. в службе мучеников).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда́ узре́ тя…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Иринарха…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Богоно́се о́тче Ирина́рше…».

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи́ освяти́л еси…» (см. в службе мучеников).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Све́та незаходи́маго...» (см. в службе мучеников).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды) 2. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Ирина́рше…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется…» (см. на стиховне утрени, в службе мучеников).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

_____________________________
1 По этому же образцу может совершаться полиелейная служба прп. Елеазара Анзерского.
2 Праздничные стиховны утрени из службы мучеников на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».

 

14 января по старому стилю / 27 января по новому стилю пятница



Пятница. Отдание праздника Богоявления. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии.

Преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (службу зри 13 января).

Совершается славословная служба отдания праздника Богоявления (А). Приводим также порядок совершения службы отдания Богоявления в соединении с полиелейной службой св. равноап. Нины, просветительницы Грузии (по Марковой главе Типикона под 25 мая о соединении службы отдания Вознесения со службой Обре́тения главы Иоанна Предтечи) (Б).

А. На вседневной вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Приклони́л еси главу…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Де́вы Со́лнце...».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня) 1.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.

Каноны 2: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…» 3.

По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды).

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу» 4. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Вода́ми Иорда́нскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христо́с…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня).

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).

На входе: «…во Иордане крести́выйся…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 6 (см. 6 января на «Господи, воззвах»; первые две стихиры – дважды), и равноап. Нины, глас 4-й и глас 8-й – 4. «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приклони́л еси главу́…».

Вход. Прокимен дня. Паримии равноап. Нины – 3 5.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (см. 6 января на стиховне вечера; со своими припевами). «Слава» – равноап. Нины, глас 8-й: «Ча́шу благода́ти…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Де́вы Со́лнце…».

По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь равноап. Нины, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника.

Полиелей. Величание равноап. Нины и избранный псалом. Седален равноап. Нины, глас 3-й: «Всю страну́ на́шу…» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас 8-й: «Прииди́те вси...» (см. по 1-м стихословии), ин седален равноап. Нины, глас тот же: «Митропо́лие свята́я…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален равноап. Нины по полиелее, глас тот же: «Предызбра́нная от Бо́га…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Прииди́те, уви́дим…» (см. 6 января). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен равноап. Нины, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие равноап. Нины – Мф., зач. 34 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святыя равноапостольныя Нины…». Стихира равноап. Нины, глас 6-й: «Приидите вси…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу» 6. К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Свята́я равноапо́стольная Ни́но, моли́ Бо́га о нас» 7. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня).

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4.

На входе – «…во Иордане крестивыйся...».

По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины.

Апостол и Евангелие – дня и равноап. Нины.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня).

_____________________________
1 См.: Минея, 14 января.
2 Там же.
3 Там же.
4 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
6 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.
7 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.

 

15 января по старому стилю / 28 января по новому стилю суббота



Суббота. Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника.

Прп. Варлаа́ма Ке́ретского.

Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49) 1.

В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а На вечерне – 18-я. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период На утрене полагается две кафизмы.

С 15 января и до отдания праздника Сретения (если На утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Су́шу глубороди́тельную зе́млю…» 2.

Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»).

На вечерне кафизма 18-я 3.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Павла, глас 1-й – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отве́ргся ми́ра…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстоте́рпцы му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов) 4. «Слава» – прп. Павла, глас тот же: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е) 5: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́...».

Примечание. На ряду в Минее помещаются Крестобогородичны, которые поются в среду и пяток, а Богородичны, положенные в другие дни седмицы на «И ныне» при «Славе» Минеи, на ряду не приводятся. Эти Богородичны под заголовком «Богородичны осми́ гласо́в, поемые, егда есть “Слава” святому в Минеи, “И ныне” – по гласу сия» помещаются в Ирмологии и в дополнительной части Миней (в современных изданиях – второе приложение). Именно из этого раздела на вседневном богослужении, к которому относится и шестеричная служба, следует брать Богородичен на «И ныне» после «Славы» Минеи. Богородичные приложения распределены по гласам. В свою очередь, Богородичны каждого гласа распределены по дням седмицы, а среди Богородичнов дня различаются песнопения утрени и вечерни. Такой порядок помогает быстро найти Богородичен нужного гласа для конкретного дня седмицы и для конкретной службы суточного круга в определенный день (само заглавие раздела показывает, что Богородичен должен быть выбран по гласу «Славы»; говорится об этом и в Типиконе, см. гл. 48, Месяцеслов, 2 сентября).

Таким образом, после песнопения Минеи на «Славу», на «И ныне» поется Богородичен из дополнительной части Минеи; если в Минее нет песнопения на «Славу», то поется: «Слава, и ныне» – Богородичен, напечатанный в Минее на ряду. В среду и пятницу на «И ныне» или на «Слава, и ныне» поется Крестобогородичен Минеи, помещенный на ряду.

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й (приложение 3-е): «Благословенную нарекий...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же (приложение 3-е): «Еже от века...».

Кафизмы 16-я и 17-я 6. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Павла со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Иоанна на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак прп. Павла, глас 3-й; седален прп. Павла, глас 1-й. «Слава» – седален прп. Иоанна, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон не упоминает о двух кондаках прп. Иоанна (см. в Минее по 3-й песни). В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 207) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак и икос прп. Иоанна, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен прп. Иоанна. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Типикон не упоминает о хвалитных стихирах Минеи. В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 211) эти стихиры также отсутствуют.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Го́споди, в па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Го́споди, а́ще не бы́хом…», 3-й: «Па́мять му́ченик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х...».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь преподобных. Кондаки прп. Павла и прп. Иоанна читаются попеременно.

На Литургии блаженны прп. Павла, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и прп. Иоанна, песнь 6-я – 4.

На входе – «... во святых Дивен сый...» (в седмичные и субботние дни).

Примечание. В воскресные дни на входе поется: «...Воскресы́й из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных; кондак храма, кондак прп. Павла, кондак прп. Иоанна. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…» 7.

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных; кондак прп. Павла, кондак прп. Иоанна. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных и дня.

Апостол и Евангелие – преподобных и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха На Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Может произноситься заупокойная ектения.

Примечание. Заупокойная ектения с кадилом На Литургии возможна лишь в том случае, если по входе полагается по Уставу кондак «Со святыми упокой…». В предпразднства, попразднства, воскресные дни, а также в праздники святых со славословием и выше, заупокойной ектении На Литургии не должно быть8.

Поется «Достойно есть...»9.

_____________________________
1 В 2017 году в Неделю о мытаре и фарисее (23 января) совершается бденная служба Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
2 В 2017 году – кроме Вселенской мясопустной родительской субботы и Недели мясопустной.
3 В тот период, когда На утрене читаются три кафизмы, На вечерне полагается чтение 18-й кафизмы. В данном случае 18-я кафизма является рядовой.
4 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.
5 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей.
6 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
7 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательст<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...