Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гласные звуки артикуляция гласных




НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ (УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ)

Главная особенность произношения слова в русском язы­ке — четкое произнесение гласных в ударном слоге. Что же касается безударных гласных, то все они изменяются по дли­тельности — количественно, а некоторые изменяются и ка­чественно.

В русском языке ударение свободное, не прикрепленное к одному определенному слову (начальному, предпоследнему или конечному), как это можно наблюдать в ряде других язы­ков. Разноместность ударения в русском языке представля­ет большие трудности при освоении норм литературного про­изношения.

Роль ударного слога в слове выступит наглядно, если рассмот­реть группы слов, имеющих одинаковое написание, но значе­ние которых зависит от места ударения, например:

паром паром скачки скачки

дорогой дорогой броня броня

острота острота безобразный безобразный

пропасть пропасть целую целую

Задание

Подберите слова, у которых изменение ударного слога меня­ет их значение.

Работая над своей речью, следует особое внимание обращать ** те слова, которые в быту часто произносятся с неправиль-^м Ударением. К распространенным ошибкам относится, на-"Ример, неправильное ударение в слове звонить: «звонишь»,


 




«звоните», «позвоните» вместо звоню, звонишь, звоните, по­звоните.

С первых занятий студентам надо усвоить, что многие глаго­лы, например, понять, отнять, принять, отдать, взять и др., в фор­ме прошедшего времени женского рода требуют ударения на кон­це слова: поняла, отняла, приняла, взяла, отдала, а не «поняла», «отняла», «приняла», «отдала», «взяла», а употребляя форму прошедшего времени мужского рода следует говорить понял, от­дал, отнял, а не «понял», «отдал», «отнял».

Задание

Для освоения правильного произношения подобных слов про­склоняйте глаголы:

позвоню позвонишь позвонит я приняла ты приняла он принял
звоним звоните звонят мы поняли вы поняли они поняли
звоню звонишь звонит я приняла ты поняла он понял

позвоним позвоните позвонят мы приняли вы приняли они приняли

В современном русском языке возможны варианты произно­шения. Например, имя существительное деньги в творительном и предложном падежах, согласно нормам русского современно­го произношения, следует произносить с ударением на втором слоге: деньгами, о деньгах, но можно ставить ударение и на пер­вом слоге: деньгами, о деньгах. Произнесение этого слова с уда­рением на первом слоге в словаре указывается как допустимое.

Для отработки произношения гласных в ударном слоге мы предлагаем следующие слова:

Изверг. Эрос. Астра. Остров. Устрицы.

Иволга. Эпос. Арфа. Образ. Угол.

Работая с этими словами, произнося их вслух, следите, что­бы темп вашей речи не был быстрым. Произносите каждое сло­во осмысливая его значение. Мы сознательно поставили здесь точки. Это означает, что каждое слово представляет собой от­дельную смысловую единицу и, произнося его вслух, надо ста­вить точку голосом (точка требует понижения голоса).

В тех случаях, когда смысл какого-либо слова вам непоня­тен, рекомендуем пользоваться толковым словарем русского ЛИ-


тературного языка. Можно также пользоваться любым слова­рем русского литературного языка. В настоящее время наиболее распространенным является «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (М., 1963, любое переиздание).

Необходимые сведения по вопросам ударения вы найдете в специальных словарях. Таковыми в настоящее время являются «Русское литературное произношение и ударение» (под ред. Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова. —М., 1955; 1960), «Словарь уда­рений для работников радио и телевидения» (под ред. Д.Э.Ро-зенталя. — М., 1967). Эти словари будут вам чрезвычайно по­лезны для занятий по освоению норм русского литературного произношения.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ

Хорошая дикция — качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.

Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артику­ляция каждого звука.

Задание по дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении глас­ных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подго­товительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на дру­гой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык поло­жить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; Десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтя­гивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, 3Убы не сжаты.


 




3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая ниж­ние зубы; челюсть не напряжена.

4. Чередовать движения верхней и нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена).
Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая
их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем
верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх,
открывая верхние зубы, и возвращается в исходное поло­
жение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее дви­жение верхней губы.

6. И.п.: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать ниж­нюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком поло­жении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в ис­ходное положение.

7. Делать скользящее движение обеими губами одновремен­но. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика Для языка

1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с неболь­шим углублением в спинке; кончик его слегка касается ниж­них передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высу­нуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как мож­но глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в ис­ходное положение.

2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть непод­вижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исход­ное положение.

3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу ♦лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так что­бы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вер­нуть язык в исходное положение.

I


 

4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык нару­жу «жалом» (языку придается максимально заостренная фор­ма). Затем вернуть язык в исходное положение.

5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем от­рывать его со щелканьем.

7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» подни­мать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, ка­саясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

(В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в лю­бом учебнике по технике речи.)

Ежедневная тренировка в течение 5—7 мин артикуляцион­ной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной ра­ботой для занятий по технике речи.

Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляци­онной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда — движениями ног, головы, даже раскачива­ниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артику­ляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выпол­нять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппа­рата. Быстрый темп вызывает напряжение, мышц.

Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гим­настики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, ко­торое у вас должно быть всегда под руками.

Характер каждого гласного определяется положением язы­ка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный глас­ный звук.

В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а,о,у,ыи4 йотиро­ванных звука: е (йе),я (йа), ё (йо), к> (йу).

(Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные Называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет — есть только мягкие согласные.)


Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласно­го (пел, мял — в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе), ё (йо), я (йа), ю (йу) (ел, яма, ёлка, пью). Пер­вый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], яв­ляется согласным звуком.

В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализо­ванные. В русском языке два лабиализованных звука: о— у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются впе­ред), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных звуков и согласного звука й.

И — при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обна­жены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Э — рот раскрыт больше, чем при произнесении звука it, зу­бы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мяг­кое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит че­рез рот.

А — нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть об­нажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо под­нято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

О — губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оття­нут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит

через рот.

У — губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о. Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Ы — рот раскрыт, как при произнесении звука и; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка от­тянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воз­дух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция на­ходится в прямой зависимости от положения языка и губ. Пря


произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная — наибольший. При произнесении звука а рот мак­симально, а глоточная полость — минимально.

Й — зубы обнажены, как при произнесении гласного «. Кон­чик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко под­нята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основно­го гласного. Губы также занимают положение, как при произ­несении основного гласного: я — как на звуке а; е — как на зву­ке э; е — как на звуке о;ю — как на звуке у.

При наличии какого-либо искажения в произношении глас­ных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способст­вуем формированию внутренней артикуляции. Движения ор­ганов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.

Для приобретения более полных и глубоких знаний о глас­ных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмит­риев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагоги­ки. — М., 1962. — Вып. 1; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. — М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. — М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, по­могут вам с первых же дней занятий по технике речи научить­ся следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением.

Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звука­ми, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляцион­ного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Не­обходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало на­пряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин.

Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальней-


шем и согласными, необходимо следить за дыханием и звуча­нием голоса.

Рекомендуется каждое упражнение на гласные звуки прого­варивать на одном дыхании, как целое предложение с точкой в конце. Не произносите упражнение, «ставя точку» после каж­дого гласного.

При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правиль­ного посыла звука; необходимо устранять так называемое от­крытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гор­тань была свободной.

Верная артикуляция, свободное положение шеи и гортани имеют большое значение не только для хорошей дикции, о чем говорилось выше, но и для правильного звучания голоса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...