Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и характеристики коммуникаций

 

Представляется рациональным выстроить некую единую систему классификации видов коммуникаций, чтобы свободно оперировать ими при изложении дальнейших разделов нашей работы.

1. По ареалу распространения Сообщения (информации) комму­никации подразделяются на следующие виды:

• межличностные — коммуникации между отдельными инди­видами;

• массовые — передача информации, обмен ею среди больших групп, слоев, как правило, с использованием технических средств или средств массовой информации. Приведем опре­деление массовых коммуникаций Б. Фирсова: «Массовая коммуникация — процесс распространения информации с по­мощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудито­рии» [5, с. 15];

• глобальные — коммуникации, выходящие за пределы стран и континентов;

• региональные — коммуникации, осуществляемые в рамках региона;

• отраслевые — передача информации, обмен ею внутри от­дельной отрасли.

2. По ареалу распространения с учетом особенностей Отправителя коммуникации подразделяются на несколько видов:

• личные — взаимодействие индивида с индивидом в личных целях;

• организационные или корпоративные (внутренние — вне­шние) — коммуникации, связанные с деятельностью опреде­ленной организации и осуществляемые в ее интересах;

• общенациональные — коммуникации, осуществляемые на государственном уровне;

• международные — коммуникации, осуществляемые между государствами или затрагивающие государственные интересы.

3. По характеру кодирования Сообщения (информации), незави­симо от специфики Получателя, коммуникации подразделяют­ся на следующие виды:

• вербальные — коммуникации с использованием слова (речи или письма);

• невербальные — коммуникации без использования слов;

• устные — коммуникации, осуществляемые в непосредствен­ном общении;

• письменные — коммуникации, осуществляемые опосредо­ванно, с помощью текстов, зафиксированных на бумажных или иных носителях;

• электронные (неэлектронные).

4. По характеру кодирования с учетом специфики Получателя (адресата):

• публичные'— коммуникации, обладающие экспрессией, рас­считанные на массовые аудитории;

• личностные (индивидуальные) — рассчитанные на получе­ние Сообщения только конкретным индивидом;

• конфиденциальные — разновидность личностных коммуни­каций, не рассчитанных на восприятие третьим индивидом;

• монокультурные (мультикультурные) — данные коммуни­кации строятся и осуществляются с учетом единой (или мно­жественной) культурной, национальной среды. •

5. По характеру процесса, с учетом его результативности комму­никации подразделяются на следующие виды:

• эффективные (успешные) — неэффективные. Проблема эф­фективности коммуникаций достаточно сложна. В каждой сфере деятельности эффективность коммуникации зависит от специфики самой деятельности. Общим является: наличие эффекта обратной связи и достижение поставленной цели;

• интенсивные — данная характеристика отражает энергичность производимых действий, их количество на единицу времени. Так, например, фирма проводит в течение недели пресс-тур, прием для акционеров, устраивает интервью по ТВ. Столь активным образом организованное общение можно назвать интенсивными коммуникациями. При этом не следует отож­дествлять интенсивность с эффективностью. Ведь уровень проведения мероприятий может оказаться невысоким, цели не будут достигнуты, то есть интенсивные коммуникации нельзя будет считать эффективными.

 

Знание видов коммуникаций, их роли в социальной сфере важно для грамотной организации ПР-деятельности.

При реализации ПР-проектов коммуникации являются «инструментарием» и «материа­лом» одновременно. Не случайно ряд авторов невольно объединяют понятия «паблик рилейшнз» и «коммуникации».

 

В ПР одинаково важны все виды коммуникаций.

Причем на пер­вый план выдвигается проблема успешности коммуникации. Ведь ПР предполагают не просто организацию процесса взаимодействия и общения, но прежде всего — достижение конкретного результата. Поэтому мы выделяем три условия успешности коммуникации, при­меняемые в ПР.

Итак, готовится ли устное выступление или сочиняется текст для отправки клиенту, необходимо помнить, что мы осуществляем процесс передачи информации.

Чтобы максимум передаваемой нами инфор­мации достиг адресата, важно обеспечить соблюдение трех условий:

1) полнота информации;

2) язык и стиль коммуникации максимально соответствуют вос­приятию адресата, поняты им;

3) коммуникация выстроена с учетом конкретной цели (резуль­тата).

 

Принципиально важным является единство названных условий.

Приведем конкретный пример. В администрацию провинциального банка приходит предложение о сотрудничестве от столичной фирмы, работающей в сфере информационных технологий. Большой объем текста, информация изложена в профессиональном стиле, насыщен­ном специальными терминами. В итоге заложенные в тексте вариан­ты сотрудничества оказались как бы зашифрованными для работников провинциального банка не имевших представления о предлагаемых новых технологиях. Хотя, возможно, в столичных городах данный текст был бы воспринят. В итоге коммуникация с точки зрения ПР не состоялась:

конкретный результат (возникновение интереса к предложению) не достигнут.

Явно нарушено второе условие — быть понятым адресатом.

Текст следовало построить с учетом конкретно­го результата: доступным, популярным языком, не злоупотребляя полнотой информации как таковой. Только тогда считается комму­никация состоявшейся, когда информация воспринята адресатом. Квалификация ПР-специалиста предполагает это умение: находить верное соотношение между полнотой информации, ее характером — с учетом адресата и конкретной цели коммуникации.

 

Устные коммуникации в ПР — это:

• презентации;

• пресс-конференции и брифинги;

• выступления, доклады перед аудиторией;

• дискуссии;

• выступления но ТВ и радио;

• перформансы.

Однако большое значение для имиджа фирмы имеют и следующие моменты:

как разговаривают по телефону с клиентами работники фирмы,

в какой атмосфере происходит общение продавцов с поку­пателями.

Этика профессионального общения тесно связана с зада­чами ПР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...