Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доисторическое общество и природа человека




Описание образа жизни первобытных охотников и земле­дельцев (их способа производства, социальной организа­ции и т. д.) представляет интерес в плане понимания пси­хологии людей. Существует целый ряд психологических характеристик, которые занимают важное место в челове­ческой натуре и которые, по общему мнению, уходят кор­нями в доисторическую эпоху.

Итак, у первобытных охотников и земледельцев не было ни малейшей нужды накапливать имущество и завидо­вать тем, кто "имеет больше добра", ибо они не знали частной собственности, а имущественные различия были столь незначительными, что вряд ли могли способство­вать формированию чувства зависти. Зато потребность в сотрудничестве, мирном совместном труде диктовалась са­мими условиями жизни. Не было ни малейшей основы, на которой могло бы развиться желание использовать чу­жой труд. Абсурдной кажется самая мысль, что в обще­стве, где отсутствует экономическая и социальная почва для эксплуатации, кто-то может стремиться использовать в своих целях физические и духовные силы другого чело­века.

Сомнительно, чтобы в таком обществе могла развить­ся потребность в господстве. Одной из главных черт, фун­даментально отличающих первобытные племенные союзы (и, вероятно, также доисторических охотников, отстоя­щих от нас на 50 тысяч лет) от цивилизованных обществ, является как раз то, что там жизнь людей не определя­лась отношениями власти (господства и подчинения). Че­ловеческие связи возникали на основе взаимодействия. И если бы там появился человек, обуреваемый жаждой по­велевать, он не добился бы никакого успеха в социаль­ной жизни. Даже для развития чувства жадности в ту эпоху не было никаких оснований: ведь производство и потребление оставались всегда на определенном уровне[123]. Можно ли сказать, что факты о жизни первобытных охотников и земледельцев бесспорно доказывают, что в те времена еще полностью отсутствовали такие страсти, как жадность и зависть? Что желание нажиться за чужой счет — это исключительный продукт цивилизации? Я счи­таю, что для такого обобщенного вывода у нас нет доста­точно доказательных эмпирических данных. Да и на уровне теоретических рассуждений вряд ли такое заключение было бы корректным, ибо даже самые благоприятные условия социальной жизни не исключают полностью возможность проявления вышеназванных дурных черт характера на индивидуальном уровне. Однако существует очень боль­шая разница между культурами: в одних системах обще­ственные структуры сами по себе способствуют формиро­ванию в людях зависти, жадности и желания жить за чужой счет, а в других эти черты встречают осуждение. В первых системах эти черты становятся частью структуры "социального характера*", это типичный синдром, встре­чающийся у большинства населения, а в другом типе об­щества речь идет об индивидуальных отклонениях от нор­мы, которые вряд ли имеют шанс на влияние. Вероят­ность этой гипотезы возрастает в результате анализа по­следней стадии истории человечества, период развития го­родов дает возможность иллюстрировать возникновение таких человеческих страстей, которые вряд ли можно встретить в цивилизациях нового времени, и потому мно­гие делают вывод о том, что эти страсти являются свой­ством человеческой натуры.

Революция городов [124]

Новый тип общества сложился в 3-4 тысячелетии до н. э.; его блистательную характеристику мы находим у Мэмфорда, я хочу ее процитировать:

На базе комплекса раннего неолита возник новый тип социальной организации. Она больше не была разделена на маленькие единицы по стране, а представляла собой некую целостность; эта организация не была более "демократиче­ской", т. е. она опиралась не на доверительные отношения соседей, общие обычаи и взаимопонимание. Это была авто­ритарная система, с центральной властью и подчинением большинства правящему меньшинству. Это общество не до­вольствовалось некоторой ограниченной территорией, а энер­гично осуществляло "передел границ" с целью распростране­ния своего господства на другие земли, захвата источников сырья, порабощения людей и получения дани. Эта новая культура не служила делу продолжения жизни, а лишь спо­собствовала внедрению коллективных форм труда. Правите­ли этого общества, применяя новые методы и средства при­нуждения, около 3 тыс. до н. э. создали невиданную воен­ную и индустриальную машину власти, организованность которой не имеет себе равных по сей день.

Как это произошло?

В течение сравнительно короткого времени (по истори­ческим меркам) человек научился использовать энергию ветра и силу рычага. Он придумал плут и колесо, постро­ил парусник и проник в секреты химических процессов; он изучил физические свойства металлов, научился плавить медь и начал разработку солнечного календаря. Так была подготовлена почва для искусства письма, а также создания системы мер и весов. "Ни один период истории — вплоть до Галилео Галилея — не дал миру такое количество открытий и такое гигантское прираще­ние знаний".

Но и социальные перемены были не менее революцион­ными. Маленькие деревушки свободных крестьян разрос­лись в многонаселенные города, которые развивались за счет обрабатывающей промышленности и внешней тор­говли. Эти новые города и получили новую форму органи­зации, которая так и называлась: города-государства. Че­ловек в буквальном смысле слова поднимал целину.

Большие вавилонские города возводились на специ­альных настилах из тростника, который укладывался крест-накрест на илистую почву и утрамбовывался, со­здавая прочный грунт. Строились каналы для орошения полей, и осушались болота, создавались искусственные озера и плотины для защиты от наводнений. Руками тысяч людей была создана система плодородного земле­делия — "капитал в форме человеческого труда, вложен­ного в плодородную почву".

Следствием этого процесса стала необходимость вклю­чения дополнительной рабочей силы, а это повлекло за собой необходимость обрабатывать больше земли, чтобы прокормить всех этих ремесленников, рабочих и торгов­цев. Все они были как-то приписаны к общине земледель­цев, а управление, контроль и защита обеспечивались эли­тарной группой. Но это означало, что теперь необходимо было запасать гораздо больше продуктов, чем в селениях эпохи раннего неолита. Избыточные продукты необяза­тельно было хранить в форме пищевых запасов на черный день или на случай прироста населения. Можно было об­ращать эти продукты в капитал, который служил делу расширения производства. Чайлд обращает внимание еще на одну характерную черту этой системы — огромную власть общества над индивидами. Неугодному члену общины со­здавались невыносимые условия жизни: ему могли даже отказать в пользовании водой (перекрыть канал, орошаю­щий его поле, и т. д.). Принудительная система мер стала основой власти королей, священнослужителей и всей эли­тарной верхушки с того момента, как ей удалось занять положение "выразителей общественной воли" (на языке идеологии стать "представителями народа").

Новые формы производства привели к радикальным пе­ременам в жизни человечества. Продукты и предметы, окружающие человека, теперь не ограничивались только тем, что он произвел и добыл собственным трудом. Прав­да, и раньше, еще в неолитическое время, человеку удава­лось иногда произвести чуть больше продуктов, чем было необходимо. Но это лишь давало ему немного больше уве­ренности в завтрашнем дне. Однако увеличение производ­ства в больших масштабах могло быть использовано в совершенно новых целях. Можно было накормить людей, которые сами не производили продуктов питания, а слу­жили в войске, или занимались осушением болота или же были заняты на строительствах зданий, дворцов и пира­мид. Это стало, естественно, возможно после того, как техника и разделение труда достигли достаточно высокого уровня. В этот момент произошел невероятный скачок в производительности труда. Чем лучше работала иррига­ционная система (осушение болот и орошение полей), тем выше был урожай, тем больше создавалось готовой про­дукции (избыточный продукт). Эти новые возможности при­вели к самым фундаментальным переменам в истории че­ловечества. Было обнаружено, что человека можно ис­пользовать в хозяйстве как орудие труда, т. е. что его можно обратить в раба и эксплуатировать [125].

Итак, попробуем более тщательно проследить эконо­мические, социальные, религиозные и психологические по­следствия этого процесса. Основополагающими экономи­ческими факторами нового общества были — как мы от­метили выше — усилившееся разделение труда, превра­щение прибыли в капитал, а также потребность в центра­лизованном учете готовой продукции. Первым следствием стало возникновение классов. Привилегированные клас­сы, сосредоточившие в своих руках руководство и органи­зацию, получали значительно большую часть продукции; таким образом, им удавалось обеспечить себе такой уро­вень жизни, какой был для большинства населения недо­ступен. Ниже стояли классы крестьян и ремесленников. Еще ниже находились рабы и военнопленные.

Привилегированные классы имели свою иерархическую пирамиду, на вершине которой поначалу располагался по­стоянный вождь, а затем его заменили титулованным на­местником Бога на земле — королем или царем.

Следующим следствием нового типа производства надо считать такой феномен, как захватничество, которое было весьма важной предпосылкой для накопления общинного капитала, столь необходимого для проведения городской революции. Но была еще более важная причина для институционализации войн — противоречие между хозяй­ственной системой, интересы которой требовали единства и централизации, и политической и династической раз­дробленностью, которая шла вразрез с потребностями эко­номики. Таким образом, институт войн можно считать открытием эпохи 3 тыс. до н. э. Ровесниками этого от­крытия были такие институты, как королевская власть и бюрократия. Тогда, как и сегодня, в основе войн не мог­ли лежать никакие психологические факторы, в том чис­ле и такой фактор, как человеческая агрессивность. Аб­страгируясь от стремления королей и их челяди к власти и славе, следует признать, что войны были вызваны объек­тивными причинами, которые делали необходимым сам этот институт, а уж деструктивность и жестокость высту­пали вторичными факторами, которые война только уси­ливала[126].

Социальные и политические перемены жизни сопровож­дались глубочайшей трансформацией роли женщины в об­ществе и фигуры матери в религии. Отныне плодородие почвы перестало быть главным источником жизни и вся­кого творчества; это место теперь занял разум, абстракт­ное мышление, сделавшие возможными разнообразные изобретения, технические открытия, да и само государ­ство с его законами и нормами жизни. Не материнское лоно, а разумное мышление (дух) стало символом творче­ского начала — и тем самым господствующее положение в обществе перешло к мужчине.

В поэтической форме эта трансформация выразилась в вавилонском гимне о сотворении мира. Этот гимн расска­зывает о победоносном восстании богов (мужчин) против "Великой Матери" Тиамет, Правительницы Вселенной. Мужчины объединяются, вступив в сговор, и выбирают себе в лидеры Мардука. Они затевают жестокую войну, в которой совместными усилиями одерживают победу, а тело Великой Матери они расчленяют и создают из него Небо и Землю. С тех пор Мардук властвует как Верховный Бог.

Но прежде чем выбрать его в вожди, его подвергают испытанию, которое современному человеку может пока­заться либо незначительным, либо загадочным. Однако в нем-то и кроется ключ к расшифровке мифа.

Тогда они в середине круга

Какую-то одежду положили

Накидку или плащ...

И своему избраннику, Мардуку, сказали:

О, Господин, для нас ты выше всех Богов!

Ты можешь словом лишь одним предмет разрушить

И словом жезаставить возродиться вновь!

Так пусть твои уставот эту вещь разрушат,

А коль прикажешьвещь должна быть целой вновь!

Он приказал — и ткань вдруг на глазах распалась;

Он снова приказали вещь восстановилась вновь.

И, увидав, какою силой слова Мардука обладают.

Возрадовались Боги, возликовали

И объявили Мардука своим царем.

Смысл этого испытания состоит в том, чтобы пока­зать, что мужчина преодолевает свою неспособность к ес­тественному творчеству (которой обладает только женщи­на-мать и мать-земля), изобретая иной вид творчества, а именно сотворение с помощью слова (или мысли). Мар­дук, который этим способом сумел сотворить нечто, пре­одолел естественное превосходство Матери и смог занять ее место.

Конец вавилонского гимна является началом библей­ской истории: Бог-отец создает мир с помощью Слова.

Одной из важнейших черт общественной жизни города является опора на патриархальное (мужское) господство. Сущностным признаком господства является принцип кон­троля — контроль над природой, над рабами, над женщи­нами и детьми. Новый человек патриархального общества в буквальном смысле слова "делает" землю. Его техниче­ские средства не только представляют собой некую разно­видность естественных (природных) процессов, но и озна­чают овладение природой и контроль человека над всеми силами природы и, наконец, производство таких продук­тов, которые в природных условиях не встречаются. Исами люди также оказались жертвой контроля, они попа­ли под власть организаторов производства, которые пре­вратились в лидеров и власть имущих.

Для достижения целей нового общества (строя) все и вся должно быть управляемо — и человек, и природа — и каждый имеет отношение к власти: одни ее осуществля­ют, другие — боятся. Чтобы управление было эффектив­ным, люди должны были научиться послушанию (подчи­няться). А чтобы подчиняться, они должны были пове­рить в превосходство своих правителей, каким бы оно ни было — физическим или магическим. Если в неолитиче­ской деревне и у первобытных охотников лидеры направ­ляли "массу" словом и делом, советом и примером, а люди добровольно принимали это руководство, то можно гово­рить, что доисторический авторитет относится к разряду "рациональных" авторитетов, опирающихся на компетент­ность. Новая система (патриархат) с самого начала была эксплуататорской, а власть опиралась исключительно на силу, страх и подчинение. Это был "иррациональный ав­торитет".

Новый принцип жизни города отлично описан у Льюи­са Мэмфорда: "Сущность цивилизации проявляется в ме­ханизмах власти. В городе существовали десятки спосо­бов для нападения, развязывания борьбы, завоевания и порабощения". Мэмфорд подчеркивает, что новые город­ские методы отличались "жесткостью, строгостью и даже садизмом", а египетские правители (как и месопотамские цари) оставили после себя памятники, где "хвастливо со­общали о собственноручной расправе с важными пленны­ми..." Я и сам в своей психотерапевтической практике имел возможность убедиться, что садизм, по сути дела, коренится в страстном желании неограниченной власти над людьми и вещами. Идея Мэмфорда о садистском ха­рактере этой социальной системы подтвердила мое соб­ственное воззрение.

В новой городской цивилизации наблюдается еще одна тенденция, которая, по-видимому, как-то связана с садиз­мом, — это страсть к разрушению жизни и развивающая­ся привязанность ко всему мертвому (некрофилия). Мэм­форд цитирует Патрика Геддеса, у которого сказано, что каждая историческая цивилизация "с живым городским

ядром, полисом" начинается "массовым захоронением, пол­ным пыли и костей, в некрополе или на кладбище", а заканчивается "закопченными руинами, разрушенными строениями, пустыми мастерскими и кучами бессмыслен­ного мусора, в то время как население было истреблено или угнано в рабство, — вот таковы следы любой цивили­зации". И действительно, духом беспощадной нечелове­ческой разрушительности пропитана история арабских за­воеваний и в не меньшей мере — история вавилонских войн. Вот одна иллюстрация — оставленная Сеннахери­бом запись о полном разрушении Вавилона:

Город и постройки я опустошил, разрушил до основания и сжег. Стены и ограды, дворцовые башни, храмы и статуи богов — все было разрушено и сброшено в воды канала Арахту. Через центр города я приказал прорыть канал, наполнил его водой и разрушил город до основания. Это было полнейшее разрушение, сравнимое разве что с мощным наводнением.

История цивилизации от разрушений Карфагена и Иеру­салима до разрушения Дрездена, Хиросимы и уничтоже­ния людей, земли и деревьев Вьетнама — это трагический документ садизма и жажды разрушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...