Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманизм Италии XIV-XV вв.

Понятие «гуманизм», введенное в употребление учеными XIX в., (происходит от античного humanitatis (человеческая природа, духовная культура) и ренессансного humanista (гуманист)), широко утвердился в эпоху возрождения, особенно в связи с новой системой образования - studia humanitatis (овладение духовной культурой). Цицерон, у которого был заимствован термин - studia humanista, понимал под этим воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели Ренессанса придавали studia humanitatis более широкий смысл – освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составными частями которого были грамматика (латинская, с XV в. греческая), риторика, поэтика, история, этика (моральная философия). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты были творцами новой системы знания, в центре которого стояла проблема человека, его земного предназначения (термин humanista, полагает П.О. Кристеллер, возник по аналогии с legista (профессор права), artista (преподаватель свободных искусств) и означал специалиста в области studia humanitatis).

Понятие «Возрождение», генетически связанное с религиозно-этическим понятием «обновление» (renovatio, rinascenza – обновление, возрождение), приобрело в XV-XVI вв. принципиально иной смысл – обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их долгого упадка в средние века. Джорджо Вазари называл возрождением (rinascita) расцвет итальянского искусства и архитектуры в XIV-XVI вв., побудивший его оставить потомкам «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Франческо Петрарка строит концепцию «мрачных веков», усматривая глубокие различия культурной античности и последующей эпохи и связь тесную с новым временем.

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

Наиболее полно противопоставление Возрождения «темному» средневековью выразилось в либерально-буржуазной историографии XIX в. Ж. Мишле говорил о перевороте, совершенным Возрождением в мировоззрении эпохи, смысл которого состоял в разрушении духовных оков, наложенных католической церковью. Гуманизм, по мнению Ж.. Мишле, выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру.

Эту идею обосновал швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818-1897), который рассматривал Возрождение как самостоятельную культурную эпоху, четко отграниченную от средних веков и нового времени. Важнейшими специфическими чертами ренессансной культуры он считал развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в жизни эпохи (сильная героическая личность), светский характер мышления и поведения общества.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгт со своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Монье подверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Новый этап развития историографии итальянского гуманизма и Возрождения начался в XX в. В 1918 г. вышла работа К. Бурдаха, где он писал, что новое понимание искусства, литературы, науки, новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией, ибо были предопределены ее «пышным цветением» в XIII в. Поэтому Бурдах считает важнейшим в истории Ренессанса – период XIII-XIV вв. – в рамках которого он ищет лишь «возрождение религиозное», возрастание роли светского начала в культуре XV в. знаменовало кризис новой культуры. Возрождение и гуманизм Бурдах сводит к «обновлению религиозного духа» и на этой почве сближает их с реформацией.

Стремление подчеркнуть иррациональное начало в мировоззрении Возрождения особенно резко проявилось в работах Джузеппе Тоффанина, который противопоставлял понятия «гуманизм» и «возрождение». Родоначальниками гуманизма он считал отцов церкви и усматривал его специфику в гармоничном единстве античной науки и христианства, использовании древней образованности для обоснования веры. Средневековье нарушило это единство, предав забвению многое из античной мысли и лишь с XIII в. началось ее новое возрождение через аристотелизма Альберта Великого и Фомы Аквинского. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека. Возрождение в его понимании было процессом независимого от теологии развития в XVI в. натурфилософии и опытных наук, протекавшим помимо и вопреки гуманизму. Гуманизм – тупиковое развитие.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистов Ж. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Особое место в русле нигилистического отношения к Возрождению занимают концепция голландского историка культуры И. Хёйзинги, оказавшем большое влияние на дальнейшее развитие западной историографии. Хёйзинга упрекал Буркхардта в резком противопоставлении Возрождения средневековью (свет-тьма) и подчеркивал, что переход здесь столь плавный, что трудно определить само понятие «ренессансная» культура, можно лишь сказать, что Возрождение уже не было средневековьем (он называет этот период «осенью (сумерки) средневековья»), но еще не стало новым временем. Самым ценным в этой переходной культуре Хёйзинга считал идею духовного обновления, религиозного по преимуществу. Существование этой идеи он обнаружил задолго до Возрождения.

Своеобразным компромиссом между концепциями Тоффанина и Буркхардта стала точка зрения Г. Вейзе, он подчеркивал вслед за ними «спиритуалистический характер» гуманистического учения о человеке и резко разграничивал учение о человеке, складывавшегося в сфере гуманитарных знаний, с одной стороны, и в естествознании, с другой (концепция «uomo spirito» и «uomo naturalis»).

В труде Саитты «Итальянская мысль в эпоху гуманизма и Возрождения» признается переворот, совершившийся в XIV-XVI вв. в идеологии и культуре Италии. Саитта прослеживает постепенное утверждение рационалистических начал в разных сферах ренессансного мировоззрения – этике и эстетике, политической и педагогической мысли, видя конечный итог этого процесса в разрыве со средневековой религиозностью. Важной чертой новой эпохи Саитта считает выдвинутую гуманистами XIV в. концепцию культуры, основанной на принципе самопознания личности.

Американский историк Г. Барон («Кризис раннего итальянского гуманизма», 1955 г.) исходил из признания тесной взаимосвязи культуры с общественно-политическим развитием страны и подробно исследовал политическую роль гуманистической литературы Флоренции конца XIV-XV вв. – Салютати, Бруни оцениваются Бароном как зачинатели ренессансного мировоззрения, суть которого составляет «гражданский гуманизм».

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV-XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так – трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизации ренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV-XVI вв., по Ф. Шабо - XV-XVI вв., по Д. Хей – 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру – 1280-1600.

В отечественной историографии XX в. одним из первых начал изучать историю культуры Возрождения в Италии А.К. Дживилегов. Он обращал внимание на то, что развитие торговой и промышленной жизни городских коммун в XII-XIII вв. повлекло за собой обновление культуры. Дживилегов рассматривал Возрождение, как «культурной переворот, стоящий в тесной связи с переворотом хозяйственным, выражающимся в росте индивидуализма и мирской точки зрения, в упадке церковной идеи и в усилении интереса к древности».

В обобщающей работе М.А. Гуковского «Итальянское возрождение» эпоха итальянского возрождения трактуется в широком историческом аспекте как переходная эпоха, в рамках которой совершается «универсальный переворот» - социально-экономический, политический, культурный.

Важным этапом в отечественной историографии итальянского Возрождения является фундаментальное исследование В.Н. Лазарева («Происхождение итальянского Возрождения»), где была сформулирована новая концепция генезиса ренессанса. В.Н. Лазарев Дученто, Треченто (XIII в., XIV в.) рассматривает как предысторию Возрождения (дученто (XIII в.), треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.), сейченто (XVII в.) и проторенессанс (XIII, XIV вв.).

С.Д. Сказкин считает, что Возрождение – продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии - XIV-XVI вв., для всех остальных стран – конец XV-XVII вв. Черты возрождения – гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм – идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека – антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini d´affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.

4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

В моральной канцоне «О достоинстве», написанной купцом, деятелем флорентийской коммуны и хронистом Дино Компаньи, современником и сподвижником Данте представлен кодекс сословной чести феодального общества. Компаньи воспевает Достоинство. Достоинство – основополагающее понятие в средневековой морали выступает в канцоне как идеальная норма поведения человека любого социального статуса. Честь сопутствует добродетели, она чужда праздности и пороку. В его понимании достоинство – плод личной доблести каждого человека. И главное в ней – совершенное служение профессиональному (сословно-корпоративному) долгу. Не только император или король, барон или рыцарь могут заслужить честь, но и юрист и медик, купец и ремесленник способны добиться признания в глазах общества, когда они честны и совершены каждый в своем деле. У Компаньи «кодекс чести» купца состоит: а. вести дела честно; б. использовать удобные случаи для приобретения дополнительных доходов, но соблюдать при этом осторожность и осмотрительность (торговый баланс должен быть всегда положительным); в. вежливо обращаться со всеми, аккуратно вести счета. «Кодекс чести» завершает категорическое запрещение получать какую-то бы то ни было ростовщическую прибыль. Поэтом, аккуратное и честное (без греха стяжательства) накопительство в сочетании со щедрой данью религии – такова квинтэссенция практической морали купечества, призванной обеспечить ему общественное уважение и признание. Здесь содержится также и косвенный отклик на компромисс, к которому пришла католическая церковь в доктрине о торговой прибыли, сменившей ее позицию в раннее средневековье, когда она осуждала всякую прибыль, не имеющую источником производительный труд, а купцов наряду с ростовщиками третировали как представителей «позорного ремесла». Принцип «справедливой и законной цены», основополагающий в экономической доктрине католицизма был единственным условием оправдания торговой деятельности. Существенную поправку внес Аквинат, допускавший «законность» торговой прибыли, но в необходимых разумных пределах. Получила частичную реабилитацию и сама купеческая деятельность, она полезна, так как благодаря торговле связываются части общества и необходимый товар доставляется туда, где его нет. Но в учении Фомы оставалось общее осуждение прибыли как неизбежно влекущей за собой грех стяжательства. Была сделана уступка: «незаконная прибыль» не считалась греховной, если употреблялась на благо церкви.

В этом отношении интересна купеческая литература – «Записки» (Ricordi), семейные хроники. Например, хроника флорентийского купца Джованни да Паголо Морелли, потомственного члена цеха Лана. В 1441 г. был гонфалоньером справедливости, оставил воспоминания. Его отец Паголо Морелли оставил ему 20.000 флоринов, начав с 500, и советы своим детям – совершать честные сделки, проявлять осторожность в накопительстве, обособленность в предпринимательстве, бережливость, умеренность торговых операций и т.д. Кроме того, он учил своих потомков, что если налоги столь велики, что могут его разорить, то их не нужно платить, считая, допустимым во имя этой «благой цели» любой обман по отношению к коммуне (но боже упаси, прибегать ко лжи в любом другом случае). Что касается политических настроений основной массы «жирного народа», то их характеризует враждебное отношение не только к «тощему народу» («Не посещай бедных, так как тебе нечего от них ждать», гласит заповедь в руководстве по торговому делу анонимного флорентийца XIV в.), но и к олигархии. Морелли осуждает «партийные распри» - «стой в середине и води дружбу со всеми, ориентируйся на ту партию, что сильнее и к какой больше доверия, на ту, что состоит по преимуществу из «людей благородных» и гвельфов».

Итальянским купцам эпохи возрождения были известны (судя по составу их библиотек и сведениям о судьбе ряда рукописных книг XIV-XV вв.) многие античные авторы, городская литература, сочинения гуманистов (Декамерон, «О семье» Альберти). Образование итальянского купца, разбирающегося в счетном деле, кредитных операциях, обладающего знаниями из географии, истории, медицины, юриспруденции, знакомого с началами философии и начитанного в литературе, владевшего иностранными языками, носило подчеркнуто светский характер. («Изучай Вергилия, Боэция, Сенеку или других авторов, которых читают в школе. Из этого воспоследует большая сила твоего разума: размышляя над поучениями авторов, ты узнаешь, как нужно поступать в настоящей жизни. В зрелом возрасте твой разум насладится мудростью и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы. Столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное» - пишет Морелли). Базой его было городская начальная и средняя школа, конторы торговых компаний. В богатых купеческих домах практиковалось чтение лекций известными учеными и гуманистами. Общая светская направленность профессиональных и духовных интересов не исключала обязательный круг христианских сочинений и знакомства с богословием (с проповедями Бернардино да Сиена, Савонаролы, с «Суммой теологии» флорентийского архиепископа Антонино, «Светильником ночи» доминиканца Джованни Доминичи). Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения связывается с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы XII-XIII вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития и неудовлетворенность ортодоксальным церковным учением как всеобъемлющей системой взглядов. Более тесные связи с Востоком открыли доступ в Европу переводам античных и арабских авторов, особенно ярко это стало проявляться в XII-XIII вв.

«Именно в это бурное, полное борьбы и потрясений время формируется новый тип человека – хозяина жизни. Это – вышедший победителем из разных фаз ожесточенных классовых схваток, зажиточный, энергичный, гордый своими успехами и уверенный в своих силах горожанин. Он не укротим в своей жажде наживы, он не знает предела своим страстям и стремлениям, и не хочет ограничивать себя ничем и в то же время расчетлив, он глубоко и во всем индивидуален и в противоположность, если не своему отцу, то, во всяком случае, своему деду, не только не считает даже худшие из своих индивидуальных черт и особенностей недостатками, осужденными богом и священным писанием, но, наоборот, гордится ими и выставляет их напоказ. Таким его рисуют многочисленные и яркие мемуары, своеобразно сочетающиеся с элементами бухгалтерской книги, которых так много появляется в итальянском треченто. Так создается новая идеологическая система, в центр своих интересов ставящая реального индивида и потому получившая название «гуманизм». (Брагина Л.М. Ранний итальянский гуманизм…).

На рубеже XIII-XIV вв. в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – стал постепенно завоевывать свое место в литературе народный язык. На тосканском диалекте писал свои стихи болонский юрист Гвидо Гвиницелли (1230-1276). Его канцона «Любовь гнездится в сердце благородном» явно подчеркивала уже ту мысль, что благородство человека заключается не в его происхождении, а в его личном достоинстве. Стихотворное мастерство Гвиницелли получило дальнейшее развитие не в «ученой» Болонье, а во Флоренции. Это направление получило название «dolce stil nuovo». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино до Пистойя, Данте Алигиери (1265-1321). Значение Данте огромно в культуре. В раннем произведении «Новая жизнь» (1232-1235), написанном на итальянском языке, и представляющем собой цикл стихотворений, Данте рассказывает о своей любви к Беатриче, начиная с первой встречи, когда ему было 9 лет, и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет. В неоконченном произведении «Пир» Данте задумал изложить всю схоластическую ученость. Во введении Данте оправдывает применение итальянского языка – «ячменного хлеба» - для столь «высокой темы», тогда как обычно считали, что ей подобает латынь – «пшеничный хлеб». К вопросу о народном языке Данте обращается в специальном трактате «О народной речи» (на латыни), так как предназначался для ученых. Данте указывает три новых литературных языка – старофранцузский, провансальский, итальянский. Самое грандиозное творение Данте «Комедия» (La divina comedia), где соприкоснулись старый и новый мир. Старое – путешествие по загробному миру и символика чисел (3 части, каждая из 33 песен). Старым было стремление Данте вложить в каждый образ 4 смысла – (по Аквинату) буквальный, аллегорический, моральный (указывающий на земную жизнь) и анагогический (указывающий на загробную жизнь). Новое – провожатый по Аду и по Чистилищу – Вергилий; и праведники и грешники располагаются в загробном мире сообразно собственному представлению Данте о справедливости, политических симпатиях; литературный портрет; описание пейзажа; самое главное – написано от первого лица. Ф. Энгельс о Данте – «колоссальная фигура», «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени». Биография Данте отражает время, в котором он жил. Отпрыск старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и аптекарей, в юности Данте входил в кружок «dolce stil nuovo», общался с политиком и гуманистом Брунетто Латини. Служил Республике, сражался, был дипломатом, в 1300 г. был одним из приоров партии «белых». В 1302 г. к власти пришли «черные», и Данте был осужден на изгнание и затем заочно и на смерть. Начались его скитания по разным итальянским городам, посетил Париж. В последние годы своей жизни жил в Равенне, при дворе Гвидо да Новело Полента, выполняя дипломатические поручения, в 1321 г. посетил с дип. миссией Венецию, на обратном пути заразился инфекционным заболеванием и умер. Похоронен был в Равенне.

Первым из гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). Родился 20.07.1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо ди Гардзо, по прозванию Петракко, и Элетты Каничидани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, политиком, приором, «белым» гвельфом. В 1302 г. был изгнан, его имущество конфисковано. Петрарка родился вне Флоренции, в Ареццо. Вскоре Петрарка оказался вне Италии, хотя часто бывал на родине. (в 1307 г. – Пиза, 1312 г. – Авиньон). В 1316-1320 гг. в Монпелье, где изучал право, в 1320 г. отец посылает Франческо в Болонью. (в 1318 г. умирает мать, в 1326 г. – умирает отец) Франческо возвращается в Авиньон и бросает занятия юриспруденцией. 6.04.1327 г. в церкви св. Клары он встречает молодую женщину Лауру. Боккаччо предполагает, что, скорее всего, это не конкретное лицо, а символ лаврового венка (Лаура умерла в 1348 г. от чумы), поступил на службу к семье Колонна, стал капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Авиньонский период (1327-1337 гг.) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков, подготавливает к изданию «Декады» Тита Ливия, в 1333 г. посещает Париж Фландрию, Брабант, Германию (в Льеже он находит 2 речи Цицерона). В 1336 г. совершает восхождение на Мон Венту (гора в окрестности Авиньона) и в этом году он впервые побывал в Риме по приглашению Колонна. В 1341 г. сенатор Орсо дельи Орсини увенчал его лаврами на Капитолии. В 1343-1345 гг. жил в Парме, осада города войсками маркиза Феррары и архиепископа Милана породила самую известную канцону «Моя Италия», и в феврале 1345 г. бежит в Воклюз, где приветствовал события в Риме (Кола ди Риенцо). Посетил Рим в 1350 г., Верону, Мантую, Ареццо. Боккаччо хочет, чтобы Петрарка стал работать во флорентийском университете, но Петрарка ответил отказом. Хотя позже в городе на Арно он побывал. С 1351-1353 гг. снова живет в Воклюзе, в 1353 г. прибывает в Италию, где живет дл конца своей жизни. (Милан (1353-1361 гг.), служит Висконти, Падуя, Венеция (1361-1368 гг.), в 1369-1374 гг. – Арква (10 миль от Падуи) у правителя города Франческо Каррара). Франческо Петрарка о себе «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии». Главное, что Петрарка сумел сделать, поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, поставив впервые проблему – новую задачу – познания человека. Петрарка отстаивает самостоятельность знания и высокий смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетичность и сословное неравноправие. Он реабилитирует «потомков Адама», отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности, возможности бесконечного совершенствования. Позже эти идеи будут развиты Манетти и Пико делла Мирандола. Гуманистический вывод из тезиса о достоинстве – индивидуализм – делает Петрарка. Причем каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести … «старайся сам совершенствоваться». Мерилом значимости личности, по Петрарке, становится слава (прижизненная).

Другом Петрарки и его младшим современником был Джованни Боккаччо (1313-1375). Принадлежал к купеческой флорентийской фамилии. В молодости жил в Неаполе, родился в Париже. Отец – богатый флорентийский пополан – Боккаччо ди Челлино, мать – француженка. Детство прошло во Флоренции, в доме отца и мачехи. Учился в Неаполе. Но его отец, работавший под эгидой Барди, настаивал на том, чтобы Джованни изучал торговое дело в Неаполе. Затем учился в Неаполитанском университете, изучал право, но его больше привлекали занятия литературой. Здесь он изучает произведения классиков. Двор короля Неаполя Роберта славился своей свободой нравов, культурностью, увлечением искусством, литературой. Неудивительно, что весной 1336 г. в одной из церквей Неаполя Боккаччо встретил Марию д´Аквино, знатную придворную даму, как утверждали, незаконную дочь короля Роберта, и влюбился в нее. Несколько месяцев длился роман, конец которому положила сама дама. Но именно эти месяцы превратили Боккаччо в крупного писателя. В своих произведениях свою возлюбленную он выводит под именем Фьяметты. Потом появляются – «Филострато», «Фьезоланские нимфы», «Нимфы и Амур», и после чумы 1348 г. «Декамерон». В 1350 г. Боккаччо встречает Петрарку, подпадает под его влияние, и перестает писать на итальянском языке, переходя на латынь. Только одно произведение на итальянском относится к этому периоду «Кордаччо» («Глупый ворон»), это опровержение «Декамерона». Остальные произведения Боккаччо опровергают «Декамерон» другим путем; это ученые работы, посвященные вопросам истории, географии. Например, трактат по античной мифологии «О генеалогии языческих богов», «Книга о горах, лесах, озерах, реках, болотах и о названиях моря», «О судьбах знаменитых мужей», «О славных женщинах». Только одно из своих ранних увлечений сохранит Боккаччо до самой смерти – преклонение перед Данте. Уже с начала 50-х гг. XIV в. Боккаччо становится одним из влиятельных граждан Флоренции, выполняет дипломатические поручения. Последние годы своей жизни Боккаччо проводит во Флоренции, продолжая античные штудии и занимаясь изучением «Божественной комедии», для публичных лекций о которой в одной из церквей города он был приглашен коммуной. Так появились биографии Данте (Tratello in laude di Dante) и незаконченный комментарий к «Комедии» (Commento a Dante).

Во Флоренции создается первый гуманистический кружок, и Флоренция становится первым центром, откуда гуманизм как новая идеология распространяется в другие города Италии и другие страны. Крупным и влиятельным членом этого кружка был Колуччо ди Салутати (1331-1406), светское лицо, жил на заработки литературой. Сначала папский секретарь, с 1375 г. – канцлер (секретарь) Флорентийской республики и до 1406 г. Функции канцлера состояли в том, что он должен был составлять на латыни гос. акты коммуны, вести ее международную переписку и выступать с речами (выступать хорошо). Этим качествам вполне соответствовал Колуччо Салутати, первый канцлер-гуманист. Юношей состоял в переписке с Петраркой, современники его называли «обезьяной Цицерона» (scimmia di Cicerone). В толковании humanitatis заключена сущность гуманистической программы Салутати. Меняют смысл схоластические науки. Филология открывает смысл поэтических аллегорий и ведет к постижению истины, заключенной в языческой поэзии и в священном писании (Библия – самая сложная из всех аллегорий). Риторика должна стать проводником мудрости, служительницей философии, но и последняя не может быть до конца понята вне красноречия (красивой, четкой и убедительно высказанной мысли). По Салутати – «философия – королева всех наук», риторика – величайшее из искусств. Идеал Салутати – полнота знания в сочетании с красотой и силой речи. Этот идеал воплощался в речах самого канцлера. Современники приписывали немало дипломатических побед Флоренции красноречию их канцлера. Так, в более позднее время говорили, что «когда на Флоренцию двигалось наемное войско Альфонса Арагонского под командованием тирана Римини Сиджимондо Малатеста, сеньория выслала ему навстречу для переговоров Джаноццо Манетти. Гуманист и кондотьер беседовали о новых рукописях, попавших в библиотеку Козимо, и о других ученых материях. Придя в восторг от беседы, Малатеста раздумал воевать с Медичи и повернул войска. Правда, разгневанный неаполитанский король объяснил предательство Малатесты тем, что ему не было целиком выплачено условленное вознаграждение».

В 1381 г. появилось сочинение Салутати «О жизни в миру и монашестве» (De saeculo et Religione) – где подчеркивается греховность земной юдоли человека. Поскольку мир, каков он есть, - мир соблазна и греха - дан в удел земному существованию людей, нельзя лишь отстраняться от него, но следует познавать этот мир и бороться со злом, руководствуясь знанием, истиной. Призыв Салутати, как считает Л.М. Брагина, к активной борьбе с мирским злом, идущий вразрез с мирскими традициями христианской этики, имеет глубокое теоретическое обоснование в гуманистическом решении проблемы свободы воли. Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Эта же мысль стала центральной идеей произведения Салутати «О роке, судьбе и случайности» (De fato, fortuna et casu) (90-е гг. XIV в.). Воля свободна изначально, и ничто не должно ограничивать ее свободу. Смысл свободы – в волевой активности людей, устремленной к добру и созиданию. Воля – главное оружие в борьбе с дьяволом. Салутати считает свободу необходимым условием проявлением воли человека. Бог выступает не как главный творец блага на земле, а лишь как «гарантия» создания блага усилиями самих людей. Только устремленность каждого к добрым делам позволяет прийти к подлинному сообществу. Таким образом, создаваемое людьми блага есть общественное благо, и его закрепляют справедливые законы. Восхождение к идеалу – формирование нового человека, немыслимо без рациональной деятельности, без сочетания doctrina и virtus, без активного воплощения в жизнь теории. В гуманистическом движении конца XIV-XV вв. можно говорить (хотя и не безусловно) говорить о существовании своеобразной школы Салутати, относя к ней Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи.

Зрелых форм итальянский гуманизм достиг в XV в. Во многих университетах гуманистам были предоставлены кафедры риторики, античной и новой литературы, латинского и греческого языков, этики, диалектики. Правители и крупные купеческие фамилии вверяли гуманистам воспитание и обучение своих детей – некоторые из частных школ (Гварино да Верона в Ферраре, Гаспарино да Барцицца в Падуе, Витторино да Фельтре в Мантуе) стали подлинными центрами новой педагогики. Гуманисты получали все большое общественное признание. Л.М. Брагина считает, что в первой половине XV в. в гуманистическом движении наметилось несколько направлений. Во Флоренции доминирующим стал «гражданский гуманизм» (термин Барона) – основное содержание которого составляли проблемы воспитания идеального члена общества – патриота, обладающего развитым чувством гражданского долга и высокой социальной активностью. Политический аспект характерен для деятельности миланских гуманистов, послуживших оправданию военной экспансии правителя Милана Джан Галеаццо Висконти. В папской курии, вернее в кругу гуманистов, связанных с папской курией, дебатировались проблемы морали и практические злободневные вопросы как значимость церковных институтов и особенно монашества (нужен ли обществу монах?). Феррара и Мантуя стали центрами разработки педагогических идей гуманизма.

Сохранение политического престижа Флоренции, отстоявшей свободу в борьбе с Висконти, побудило гуманистов дать историческое обоснование лидерства Флоренции и ее успеха. Бруни начинает историю Флоренции от эпохи республиканского Рима и характеризует ее как достойную наследницу его политических и культурных традиций. Эти идеи создают основу «гражданского гуманизма». Социальными основами для формирования идей гражданственности служила сама флорентийская демократия, высокая экономическая и политическая активность пополанства, его патриотические настроения. Направление «гражданского гуманизма» полнее всего выразилось в творчестве ученика Салутати Леонардо Бруни (1370-1441), по прозвищу Аретино, (родился в Ареццо). Бруни в молодости был тесно связан с гуманистами, группировавшимися вокруг флорентийского канцлера (Николо Николи, Амброджо Траверсари, Хризолор и др.). В 1405-1415 гг. (с перерывом) служил секретарем в папской курии. Вернулся во Флоренцию, занимался литературой, с 1427 г. – канцлер республики св. Иоанна. Похоронен в церкви Санта Кроче, гробница выполнена Бернардо Росцеллино, на груди изваяния Бруни покоится том «Истории флорентийского народа» - главного его сочинения. Сочинение «Восхваление города Флоренции» (Laudatio urbis Frorentiae) (1403 г.) – панегирик Флоренции – пример гражданского гуманизма, где Флоренция воспета гуманистом, как идеальный город-государство, справедливый, свободолюбивый, гармонично устроенный, красивый. В 30-е гг., уже будучи канцлером, Бруни пишет (на греческом) сочинение «О флорентийском государстве». Здесь он отмечает смешение в политической системе Флоренции демократических и аристократических черт, пока в городе проходят выборы, но приоры – уже знатные люди. «История флорентийского народа», сочинение, написанное Бруни на склоне лет, которое принесло ему славу. Осуждает Бруни римскую империю, считая, что республиканские идеи были переняты Флоренцией. Принципы республиканизма были важными для Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини – под республикой понималась демократия и гражданская свобода, которая трактовалась как естественная форма человеческой общности. Служение обществу, родине, государству расценивается Бруни и его последователями как нравственный долг человека; в категории добродетели на первый план выдвигается справедливость.

«Гражданский гуманизм» - это комплекс этико-политических идей, ориентированных на воспитания патриотизма и социальной активности граждан. Идейное основание теории гуманисты находили у античных философов – Аристотеля, Платона, Цицерона. Главной добродетелью Бруни считал благоразумие (prudentia), т.е. исключительную способность человека делать выбор между добром и злом и следовать добру (1423 г. «Введение в моральную философию»). Наука, философия, этика, политика должны служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического знания.

Современником Леонардо Бруни был Лоренцо Валла (1407-1457). Уроженец Рима получил образование в кругу гуманистов, связанных с папским двором. В 1430-1431 гг. Валла преподавал риторику в университете Павии. К этому времени относится его сочинение «О наслаждении» (Об истинном и ложном благе). В 1437-1446 гг. Валла был секретарем при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского, затем в папской курии. Валла провозглашает естественным и неотъемлемым свойством человека право на наслаждение (voluptas). Главный закон, напра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...