Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Принцип детерминизма. 2. Принцип системности. 3. Принцип развития. 4. Субъектная парадигма психического в современной психологии.




Раздел 2. 2. Объяснительные принципы психологии.

 

1. Принцип детерминизма.

2. Принцип системности.

3. Принцип развития.

4. Субъектная парадигма психического в современной психологии.

5. Вчинковий подход в украинской психологии.

 

Ключевые слова: детерминизм; причинный, системный, статистический, целевой детерминизм, ценностный детерминизм; предмеханический, механический, биологический, психический, макросоциальный, микросоциальный детерминизм; самодетерминация; принцип системности, холизм, элементаризм, редукционизм, плюрализм; принцип целостности, целое, виды целого; принцип развития; субъект, субъектно-деятельностный подход, субъектный центр, вчинковый подход, поступок.

 

Содержание

1. Принцип детерминизма.

Запишите.

Детерминизм - один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий трактовать изучаемые феномены с позиций закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени данному событию и вызывающих ее.

Вместе с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли является и другие:

системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого)

детерминизм типа обратной связи (следствие влияет на вызвавшую его причину)

детерминизм статистический (при сходных причинах возникают разные - в известных пределах - эффекты, которые подчиняются статистической закономерности)

целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения)

ценностный детерминизм (сущность активности - деятельности, поступков, решений, выборов, - определяется смыслами и ценностями, принятыми личностью).

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует разное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Относительно психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.

 

Прочитайте и законспектируйте.

Предмеханический детерминизм. Веками шли поиски разных схем, объясняющих психическую жизнь человека (его " душу" ).

Первой вехой на этом пути стало древнегреческое философское учение - гилозоизм. Природа представлялась в виде единственного материального целого, наделенного жизнью. Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии вырастают все явления без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа в отличие от древнего анимизма (от лат. anima - душа) мыслилась неотделимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненных общим для всего космоса законам и причинам.

Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа определялась как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (является одушевленными). Будучи формой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Аристотель считал бесперспективными попытки воспроизвести работу живого тела по образцу работы механического устройства. Такая " бионическая" конструкция была " изобретена" знаменитым Дедалом, который якобы сделал подвижной статую Афродиты, влив в нее ртуть. Такое механическое подобие поведения организма Аристотель считал настолько же неприемлемым для объяснения действий реального живого тела, как и представления Демокрита об атомах души, которые приводят в движение другие атомы, из которых состоит организм.

Опора на новую биологию, которая в отличие от гилозоизма открыла своеобразие живого, отделив неорганическое от органического, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности.

Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости души от живого тела как системы, которая имеет целостную организацию.

В отличие от Демокритовой трактовки причинности (по типу механического действия потоков атомов на организм, воспринимающего эти потоки), Аристотель представлял живое существо иным, чем другие природные тела, рассматривая психическое как биологическое по своей сути. Отсюда следовало и новое понимание его детерминации, которое предполагает зависимость психических явлений не только от внешних действий, но и от ориентации на цель. Это убеждение детерминиста может быть названо прабиологическим (по отношению к биологии Нового времени).

Поведение живых тел регулируется особенной причиной. Аристотель назвал ее " конечной причиной". Под этим имелась в виду целесообразность действий души. Аристотель распространил этот объяснительный принцип на все существующее, утверждая, что " природа ничего не делает напрасно". Такой взгляд получил имя телеологического (от грецк. telos - цель и logos - слово) учения.

Телеологию осудили за несовместимость с наукой, увидев в ней антитезис детерминизма. Подобная оценка объединяла детерминизм с версией, которая отождествляла его с принципом механической причинности. Между тем целесообразность живой природы, теоретически осмысленная Аристотелем, - ее неотъемлемый признак. Его открытие, как показала впоследствии история науки, нуждалось в новой интерпретации детерминизма, чтобы объяснить специфику как биологических, так и психических форм.

Впоследствии через социально-идеологические причины представления Аристотеля были переведены в религиозный контекст. Постулат о нераздельности души и тела был нивелирован. Душа трактовалась как самостоятельная первичная сущность, и ей была приписана роль регулятора жизнедеятельности. Это означало разрыв с детерминизмом и гегемонию телеологии в другом, чем в Аристотеля, и бесперспективном для науки значении.

У философов идеалистического направления целесообразность объяснялась как активность души, которая противостоит активности тела и является высшим началом. Опыт, возвращенный к внешней природе, и ее логический анализ, которые дали первые ростки объективного, основанного на принципе детерминизма знании о структуре и механизмах психики, поглощались религиозным догматизмом, формирующим негативное отношение ко всему внешнему и телесному.

Наивысшая достоверность придавалась особенному " внутреннему опыту", лишенному рациональных оснований. Дальнейшее развитие научно-психологического знания, регулируемого принципом детерминизма, стало возможным в новых социально-исторических условиях. Особенно следует выделить как один из вариантов предмеханического детерминизма попытки вернуться к естественнонаучному объяснению арабскими и западноевропейскими учеными накануне эпохи Возрождения.

В противовес принятым теологической схоластикой приемам рассмотрения души как особенной сущности, для действий которой нет других оснований, кроме как воли божьей, начинает возрождаться созвучный детерминизму подход к отдельным психическим проявлениям. Складывается особенная форма детерминизма, условно ее можно назвать " оптическим" детерминизмом. Он возник в связи с исследованием зрительных ощущений и восприятий.

В древние века зрение считалось функцией души. Но сначала арабские, а затем западноевропейские натуралисты прибавили ему новое значение благодаря тому, что поставили зрительное восприятие в зависимость от оптики. Она разрабатывалась в классических работах арабского ученого Ибн аль-Хайсама.

Для объяснения того, как строится изображение в глазах (то есть психический феномен, возникающий в телесном органе), они использовали законы оптики, связав тем самым психологию с физикой. Сенсорный акт, который считался производным от бесплотного агента (души), выступил в виде эффекта, возникающего по объективным, имеющим математическое выражение, законам распространения физического по своей природе светового луча. Движение этого луча в физической среде зависит от его свойств, а не направляется душой. Зрение относилось в зависимость от законов оптики, включаясь тем самым в новый причинный ряд, подчинялось физической необходимости, имеющей математическое выражение.

События же в физическом мире доступны наблюдению, измерению, эмпирическому изучению, как непосредственному, так и с использованием дополнительных средств (орудия эксперимента). Оптика и оказалась той областью, где соединялись математика и опыт. Тем самым преобразовывалась структура мышления, открывая новые перспективы для детерминизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...