Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американская межвоенная доктрина.




ГЕОПОЛИТИКА

Преподаватель: Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич

Отчетность: Зачет. За семестр пишем 2-3 контрольные работы по пройденному материалу. Для допуска к зачету нужно сдать карту регионов мира (страна-столица) и карту регионов России (сколько их, где какие регионы, какие столицы у регионов; обратить внимание на объединение/разъединение регионов России аж с 1991 года. На зачете сдается презентация на тему "Геополитической проект для России"(в проекте участвует группа от 3-6 человек).

Рекомендуемая Литература:

1. Методичка

2. Колосов, Мироненко «Геополитика и политическая география (1часть)»

3. Василенко «Геополитика/Мировая геополитика»

Лекция 1. Тема: «Вводная лекция.»

Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география». Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствовед Рудольф Челлен. В нашей стране геополитика была долго под запретом. Это было связано с ее популярностью на западе и что ее дискредитировали те, кто сотрудничал с нацизмом. После холодной войны у нас расцветает геополитика и к ней относят что угодно. У нас 3 геополитика (несколько шуточно): Жириновский, Зюганов, Дугин. Главная сложность геополитики в том, что она очень практикоориентированная дисциплина (возникает вопрос о научности). Результат привязан к конкретной ориентированности на конкретное государство, а потому очень идеологизированные концепции + высокий уровень теоретизирования. Геополитика известна, прежде всего, глобальными схемами и конкретными указаниями (с кем дружить, с кем воевать). Вся геополитика носит национальный характер, поэтому результаты и концепции конкретной доктрины для северной Кореи и Голландии будут разными. Крупные школы геополитики: германская, англо-американская, французская, русская (до революции и в эмиграции). Рудольф Челлен был швед, у Швеции нет своей школы геополитики, т.к. времена Карла великого канули в небытие. Он был последователем германской школы геополитики и пропагандировал величие Германии, а Швеция – ее младший партнер. В первой половине 20 века была любопытна японская школа геополитики. Далеко не каждая страна создает свои геополитические школы, лишь те, кому это нужно, чтобы претендовать на глобальное и региональное лидерство. Поэтому обычно великие державы такими вещами занимаются.

Геополитика распадается на два блока:

1. Сфера практической деятельности(берет свое начало со времени образования первых государств - это способ взаимодействия коллективных субъектов политической жизни между собой и в окружающем пространстве).

2. Отрасль знаний(научная дисциплина, изучающая закономерность развития и взаимодействия государств в их пространном аспекте).

Для России самый спорный вопрос - это Куриллы(Шикотан, Итуруп, Кунашир, гряда Хабомаи). Есть также подразделение

1. геополитика как макроуровень:

· Общепланетарный уровень (проблемы, значимые для всей планеты: нехватка питьевой воды, глобальное потепление и т.д.)

· Международный глобальный уровень

· Международный региональный уровень

2. национальная геополитика как проблема развития государств в пространственном аспекте:

· национальный внешний уровень(проблема границ, отношений с другими государствами)

· национальный внутренний уровень(границы регионов)

· локальный уровень(выстраивание отношений между регионами) иногда этот уровень не относят к подразделению геополитики вообще.

 

ЛЕКЦИЯ 2. "Предыстория Геополитической мысли".

Когда говорят о геополитике, то ее выводят из трех интеллектуальных традиций: цивилизационный подход, военно-стратегические теории, концепция географического детерминизма.

Концепция географического детерминизма.

Восходит к древней Греции. Уже в древности греки обратили внимание на то, что климатические условия связаны с развитием государства. Парменид предложил разделить землю на 5 температурных поясов: 2 умеренных, 2 холодных, и жаркий. Только в умеренном климате есть предпосылки возникновения государств. Аристотель тоже говорил об этом. В новое время Шарль Монтескье говорил, что власть климата есть первейшая власть на Земле. Он считал, что для гармоничного развития государства необходимо соответствие духа законов условиям географической среды(Форма организация крестьянского хозяйства в России и в Западной Европе. В России тяжелые условия и выживать одному сложно). Потом идет Гегель, который противопоставил новый и старый свет. Новый свет не просто открыт позднее, он еще не освоен ментально, духовно и интеллектуально. Если новый свет арена будущего, то старый свет - арена истории. Еще Гегель говорил о выделении определенных географических ареалов:

· безводное плоскогорье с обширными степями и равнинами(Господствует патриархальное общество; эти народы и страны замкнуты в себе; у них отсутствует созидательное начало; они лишь источник набегов);

· орошаемые реками долины и низменности(Земли плодородны, можно получить большой добавочный продукт, но требуется много труда, а следовательно нужно взаимодействие; тут возникают первые государства);

· морские побережья(Территория наиболее перспективная, но осваивается позднее; тут творится история, им предназначено господство над миром).

Важно, что эти районы ведут не только к разным типам хозяйствования, но и разным способом построения государства и видения людьми своего места в пространстве. В конце 20 века появится термин Римлэнд - территория на суше и море. Еще один автор Карл Риттер - он разделил мир на два полушария, но нетрадиционно, со смещением: в северное попадают основные континентальные части, а в южное морские части(граница по Перу где-то). Из отечественных отметим Ключевского. Он считал, что на политическое развитие государства влияют 3 фактора: политическое развитие страны, темперамент народа м государственные традиции.

Военно-стратегические теории.

Назовем 3 автора. Николо Макиавелли развел политику и сферу морали. В политике главное - выгода на благо государства. Клаузервиц - главная мысль, что война есть продолжение государственной политики иными средствами. Сунь Цзы.

 

Цивилизационный подход.

Тут нужно впервые вспомнить Данилевского и его культурно-исторические типы и Шпендлера. Основной смысл цивилизации оного подхода с точки зрения геополитики: до цивизационщиков историю рассматривали как единое целое, а они стали говорить о том, что история не едина. История имеет свои подходы и общности, которые формируются исходя из пространственных реалий.

Доктрины геополитики.

Классические доктрины геополитики

Значительная часть геополитики - это историография; рассказы о том, какие концепции выдвигались. Геополитика очень национальна, есть несколько этих школ. Представители всех школ видели примерно одно и тоже, но аспекты делали на том, что больше подходило для их страны.

Школы:

1)германская(континентальная)

2)англо-американская(морская)

3)французская(антропологическая)

4)русская(дореволюционная геополитика была несколько раздроблена)

1. Германская школа. Фридрих Ратцель(немец 1844-1904) и Рудольф Челлен(швед 1864-1922). Ратцель - ключевая фигура для геополитики и политической географии. В 1897 выходит книга Ратцеля "политическая география", также он написал "антропогеография", "море-источник могущества народов", "о законах пространственного роста государств". Основная идея Ратцеля, что государство является биологическим организмом. Геополитика строится именно на биологическом подходе, поэтому главный тезис геополитики - государство должно расти, увеличивая площадь. Тезис - рост государства это всеобщая тенденция, поэтому цель государства - расширение политического контроля. Народ увеличивается в числе, а страна в контролируемом пространстве. Народ тесно связан с территорией, на которой он развивается. Важнейшие характеристики государства по Ратцелю - размер, местоположение, особенности границ. Он также сформулировал 7 законов роста государства:

-пространственный и территориальный рост государства является ростом культуры

-пространственный рост государства сопровождается развитием интеллектуальным, ростом торговли и производства, распространением своих ценностей на другие народы (миссионерством)

-рост государств происходит посредством присоединения и поглощения других (меньших и более слабых) государств.

-граница является периферийным органом государства; состояние границы четко свидетельствует о росте государства, его силе и слабостях, а также всех изменений, происходящих в государстве.

-первоначальными объектами экспансии государства являются наиболее ценные объекты физического окружения - морские побережья, течения крупных рек, а также источники сырья

-первоначальный импульс к пространственному расширению государства происходит из вне - благодаря перепадам уровня цивилизаций на соседних территориях

-общая тенденция к поглощению более слабых государств ходе исторического развития набирает силу; в разные эпохи носителями этой идеи являлись различные государства, но общим вектором является еще большее увеличение территорий.

Ратцель выделяет концепцию мировой державы. Ей не достаточно только на суше господствовать, нужно и господство на морях.

Рудольф Челлен является автором термина геополитика. Работы: "великие державы", "государства как формы жизни".

"Новые науки челлена":

-геополитика (наука о государстве как географическом организме) / государство как географическое понятие

-экономическая политика / государство как народ

-демополитика / государство как народ

-социополитика / государство как общество

-кратополитика / государство как управление

Реально прижилась из этого геополитика.

Тезис Челлена: малые государства или вы теснятся на периферию, или сохраняются в приграничных районах, или исчезают и понятия справедливости-несправедливости не должны применяться.

Решающие географические факторы:

-расширение, обозначающее контроль над обширными территориями

-территориальная монолитность

-свобода передвижения(контроль над морями)

Он сравнивает Британскую империю(1 и 3 пункты) с Россией(1 и 2 пункты).

2. Англо-американская школа. Два главных родоначальника: Альфред Мэхен (1840-1914) и Хэлфэрд Маккиндер (1861-1947). Мэхен был американским адмиралом, но прославился историческими трудами. Его главная идея в том, что морская сила является основой господства и могущества государства. Он написал "влияние морской силы на историю", "влияние морской силы на французскую революцию и империю".

 

ЛЕКЦИЯ 3

Формула морской силы Мехена: морская сила = военный флот + торговый флот + военно-морские базы. Торговый флот позволяет под себя мировую торговлю выстроить, военный флот охраняет торговый и само государство, а морские базы нужны, чтобы все это реализовать. Морское могущество становится особенно явственным в период конфликтов. Держава номер один получает монополию, а держава номер два отрезается от моря и ничем хорошим это для нее не заканчивается. Мехена больше всего интересует морская цивилизация. Составные элементы морской торговли:

-производство товаров с их последующим обменом

-судоходство как способ осуществления этого обмена

-создание колоний как место где можно торговать и создавать базы.

Мехен возрождает стратегию анаконды: удушение по периметру и блокада побережья(ее использовали северные штаты против южных и Англия против Франции)

Критерии морской силы по Мехену:

-географическое положение государства, наличие удобного выхода к морю и возможность контролировать морские коммуникации. Способность угрожать своим флотом территории противника. Протяженность сухопутных границ и способность контролировать стратегически важные регионы планеты.

-"физическая конфигурация" государства, то есть конфигурация морских побережий и наличие морских портов, что определяет развитие торговли и стратегическую защищенность.

-протяженность территории, которая определяется протяженностью береговой линии.

-численность населения, что определяет способность государства строить и обслуживать военный и торговый флот

-национальный характер, как способность народа к ведению торговли

-политическая система, определяющая способность государства использовать человеческие и материальные ресурсы для создания военного флота, а также строительства военно-морских баз.

Его концепции тогда использовали в основном британцы, так как тогда они рулили в мире.

Маккиндер предложил первую концепцию геополитического районирования мира и положил все на карту(1904). Он был географ. Еще у него две крупные работы «демократические идеалы и реальность1919»; «завершен носить земного шара и обретение мира1943». Каждый раз он писал работу в новых геополитических условиях,и он старался подгонять свою концепцию под реальность. Но получалось, что концепция пишется под конкретную конъюнктуру, и терялась ее универсальность, что для концепции является самым важным. Главное в его концепции, что он делит мир на три части:

-осевой район(хартлэнд)

-он окружен окраинным районом(внутренний полумесяц)

-внешний район(островной, внешний полумесяц)

Изначально он назвал хартлэндом зону Евразии, принадлежащие к стоку в Ледовитый океан или внутренние водоемы.

Внутренний полумесяц - это территория Евразии, которая выходит к океанам.

Внешний полумесяц же - это пространства от берегов Евразии и далее все остальное.

В дальнейшем он несколько модифицировал свою теорию. Если сначала привязка была чисто физико-географическая, то потом стала скорее политической. В концепции от 1919 он выделяет мировой остров(Евразия и Африка без островов, а все остальные территории - внешние острова), а также Маккиндер увеличил границы хартленда на Запад. В 1943 году он резко ограничил хартлэнд на востоке до Лены и начал позиционировать северную Атлантику как серединный океан. К пространственному фактору Маккиндер привязывает и культуру. Тут у него получается два полюса: хартлэнд(традиционное патриархальное общество) и все остальное(Преимущественно торговый характер, зона цивилизационного хаоса), во внутреннем полумесяце все это сталкивается, получается динамизм из-за столкновения противоположностей. Маккиндер выделяет в качестве основного района Восточную Европу.

3. Французская школа.

Она наименее известная. Французы в центр ставили человеческий фактор. Основоположник - Поль Видаль де Лаблаш(1845-1918). Наиболее важная работа - сборник, изданный посмертно "принципы географии человека1922". Его концепцию называют антропо-географической(посибилитизм). Главный тезис – «Пространство - это лишь потенциал, который не содержит особых географических или геополитических детерминант, все зависит от человека и от того как человек использует эту возможность для своих нужд. Пространство является геополитически-пассивным, а человек геополитически-активным». Французская школа стала впервые говорить о взаимодействии и культурном превосходстве. Он предлагал не военную, а культурную экспансию. Вопрос франко-германских отношений он предлагал решать сотрудничеством с Германией.

"Второе поколение зарубежных геополитических школ"

Французская школа.

Два ученика де Лаблаша продолжали его идеи в послевоенный период: Жак Ансель (1882-1943) и Альбер де Монжон (1872-1940). Оба погибли во время войны. Жак Ансель говорил, что главная миссия государства - это не экспансионизм, а цивилизаторская миссия. Нужно создавать группировки, где крупные страны не ущемляют более слабых. Он начал первым научное изучение фактора границ и является основоположником лимологии(наука о естественных, политических и других границах). Граница - это не жесткий барьер, а отражение баланса власти государств. Де Монжон выступил с идеей необходимости единства Европы политико-культурном, но не силовом, чтобы компенсировать ее падающее влияние в мире.

Немецкая школа.

Карл Хаусхофер (1849-1946). Тесно сотрудничал с нацистами.

Основные идеи:

-противопоставление нации морские(США, Британия, Франция) и сухопутные(Германия, Россия, Япония).

-чтобы противостоять державам моря нужно объединить континентальные пространства Евразии в некий континентальный блок(союзнический блок Берлин-Москва-Токио). С изменением реалий он меняет способы достижения своих целей. Блок он меняет на (Берлин-Рим-Токио).

Перед смертью он издает книгу "апология немецкой геополитики".

Второй автор германской Геополитической школы это Карл Шмидт (1888-1985). Он упрямую с фашистами не сотрудничал. Основные книги "порядок больших пронстанств 1939", "земля и море 1942", "номос земли 1950", "планетарная напряженность между востоком и западом и противостояние земли и моря 1959". Под номосом он обозначает закон взаимосвязи между организацией народов и пространства в котором они обитают.

Основные идеи:

-абсолютизация противостояния суши и моря. Использует аналогии корабль и дом; левиафан и бегемот.

Этапы развития мира:

- до ВГО океан не освоен, каждый народ считает себя центром мира

-от ВГО до первой мировой. Суша поделена, море принадлежит европейцам. Евроцентризм.

-поляризация мира на Восточную и Западную части.

 

ЛЕКЦИЯ 4

Американская межвоенная доктрина.

Для них характерен практически-ориентированый подход. В межвоенный период был этап борьбы между 2 точками зрения:

1. Изоляционизм. Американцы должны придерживаться невмешательства в Европу. Обе подшколы объединяет дистанцирование от Европы.

· Континентализм. Пошел от доктрины Монро(1823). Считают, что США должны доминировать в Западном полушарии. Главный представитель – Чарльз Бир.

· Империализм. Считают, что лезть в Европу не надо, но у Америки есть определенная сфера интересов помимо Западного полушария, а именно – Восточная Азия. Здесть значение имело «Открытие Японии 1850-х». Главный апологет – Генри Кэмбэт Лодж, который провалил ратификацию США Версальского мира.

2. Интернационализм. Америка должна тесно сотрудничать с Европой.

· Тезис1: Да, барьеры сохранились, но изменились средства освоения пространства, и океан потерял барьерную функцию.

· Тезис2: Америка больше не отсталая держава и должна занять подобающее место в мире.

Практики – Вудро Вильсон и Теодор Рузвельт, Уолтер Лимпен «Американская внешняя политика – щит республики 1943», «цели США в войне 1944», «Изоляция и союзы 1952». Главный теоретик – Николас Спайкман (1893-1943) «Стратегия Америки в мировой политике 1942», «География мира 1944». Цитата его «В мире международной анархии внешняя политика должна иметь своей целью прежде всего улучшение, или по крайней мере, сохранение силовой позиции государства. Сила в конечном счете составляет способность вести успешную войну, и в географии лежат ключи к проблемам военной и политической стратегии. Территория государства – это база, с которой оно действует во время войны, и стратегическая позиция, которую оно занимает во время временного перемирия, называемого миром. География является самым фундаментальным фактором во внешней политике государства, потому что этот фактор – самый постоянный. Министры приходят и уходят, умирают даже диктаторы, но цепи гор остаются непоколебимыми.

Критерии геополитического могущества по Спайкмену:

· Поверхность территории

· Характер границ

· Численность населения

· Наличие или отсутствие полезных ископаемых

· Экономическое и технологическое развитие

· Финансовая мощь

· Этническая однородность

· Уровень социальной интеграции

· Политическая стабильность

· Национальный дух

Центры силы по Спайкмену:

· Атлантическое побережье Северной Америки

· Европейское побережье Атлантики

· Дальний Восток

Формирование могущества по Спайкмену: «Кто господствует над римлэндом – господствует над Евразией, кто господствует над Евразией – держит судьбу мира в своих руках».

Японская школа.

Ограничена по времени (с начала 20 века до конца Второй Мировой). Развивается под влиянием германской школы на которую накладывали японские особенности и реалии. Началом считают 1907 год, когда появилась в Токио кафедра географии.

Комаки Сенешиги «Манифест японской геополитики 1940», «Институт по изучению тотальной войны 1940», «Японское геопоолитическое общество 1941». Три концепции:

· Школа национальной науки(особенность)

· Концепция паназиатства. Необходимо объединить азиатские народы под эгидой Японии «Надо собрать 8 углов света под одной крышей и тогда будет воссоздана великая восточноазиатская сфера сопроцветания».

· Концепция японского евразийства. Это скорее прикладное к идее паназиатства. Им нужны были союзники и они выбирают Германию(схожие враги).

Кита Икки (1883-1937) «Теория японского национального государства и истинный социализм 1906», «Наброски плана по реорганизации Японии 1919». Главные тезисы:

· Надо реорганизовать Японию с опорой на традиционные ценности(неограниченная власть и прямое правление императора), милитаризацию, социальное переустройство общества(в сторону социализма) и модернизацию.

· Все вышеперечисленное нужно для масштабной экспансии.

Окава Сюмей (1886-1957) «Различные вопросы о возрождении Азии 1922», «Япония и путь японцев 1926». Главный тезис в том, что у Японии есть свой путь. Столкновение с Западной цивилизацией не избежать. Только Япония может поднять Азию.

Интересен «Меморандум Танаки 1926»:

· Западная экспансия на Китай

· Северная экспансия на СССР

· Южная экспансия на Юго-восточную Азию

 

ЛЕКЦИЯ 5. Тема: "Зарубежная геополитическая мысль после Второй Мировой".

После второй мировой центр геополитики просто об основывается в Штатах и их геополитика считается ведущей. В Германии геополитика из-за связи с нацизмом становится табуированной. В Великобритании самостоятельная геополитика исчезает и идет в русле США. Однако с 1970-х европейская геополитическая школа обосновывается во Франции.

Дональд Нейниг. Американец, географ. Первые концепции начал излагать еще в 1950-х годах, где предложил концепцию – «два блока - две культуры»:

· борьба за умы и души людей не менее важная составляющая геополитики, чем военная сила

· римлэнд надо делить по принадлежности к культуре, а не по принципу выхода к морю.

В современной работе он предлагает взгляд на США и их историю через призму географии и их географического положения.

Саул Коэн. Предлагает полицентричную и иерархическую систему районирования мира:

1. уровень. Разделение мира на две геостратегические сферы мира. Морской мир и континентальный евразийский.

2. уровень. Каждая сфера состоит из ряда регионов. В морской сфере 4 региона(Англия, Америка и Карибы; Западная Европа и Северная Африка; внеконтинентальная Азия и Океания; Южная Америка и Африка южнее сахары). В континентальной евразийской 2 региона(Хартлэнд в понимании маккиндера по первой концепции; Восточная Азия). На втором же уровне вне этих сфер еще три промежуточных образования - "разделительный пояс" или "регион-ворота"(Центральная и Восточная Европа"регион ворота"; Средний восток"раз деленный пояс"; Южная Азия). В 1950-е - 1960-е этот регион был местом постоянной войны сверх держав.

3. уровень. Обращается внимание на национальные государства, но тут два вида - великие державы(США, СССР, Япония, Китай, и наднациональное образование Евросоюз) и державы второго порядка(не столь стабильны, а влияние не столь глобально). В рамках великих держав, выделяет ключевые территории, своеобразное Геополитическое ядро каждой из них:

-В США это район (атлантическое побережье-великие озера).

-В Европе это (акватория северного моря).

-В Японии это (пояс городских агломераций вдоль тихоокеанского побережья).

-Для СССР это своеобразный треугольник(Питер, Ростов на Дону, Кусбасс).

-Для Китая это (речные долины центра и северо-восточной части страны).

4. уровень. Субнациональные территории-ворота. Каждый регион Коэн характеризует через уровень энтропии и делит все регионы на 4 категории, в зависимости от уровня энтропии(чем выше этот уровень, тем больше нестабильность и наоборот):

-С малым уровнем энтропии(Англо-Америка и Карибы - один из самых стабильных, но яркой ассиметричной точкой является Куба; Западная Европа и Северная Африка; внеконтинентальная Азия и Океания).

-Со средним уровнем энтропии(Хартлэнд, Центральная и Восточная Европа, Средний Восток).

-С высоким уровнем энтропии(Южная Азия и Восточная Азия).

-С крайне высоким уровнем энтропии (Африка южнее Сахары и Южная Америка).

Минус его концепции в том, что он выделяет регионы не по внутренней политической культуре и ситуации. Он сам потому вносит поправки: в регионе с определенным уровнем энтропии могут быть территории с асимметричным уровнем энтропии.

Подходы к геополитике.

Атлантизм (С 1980-х до сегодня существует). Он является разновидностью либерального интернационализма. Его представители верят в то, что США представляют собой некие универсальные ценности, которые должны распространиться на весь мир. С точки зрения геополитики две главные идеи:

· тесная взаимосвязь государств по обе стороны Атлантики.

· после холодной войны происходит идейно-идеологическое выравнивание мирового пространства.

Ключевые авторы:

Фрэнсис Фукуяма "конец истории". Главная идея Фукуямы была в том, что после холодной войны придет конец конфронтации между государствами на той основе, что все государства станут либеральными демократиями, а они не воюют. Идею о том, что демократии не воюют, он взял у Майкла Дойла.

Айр Штраус. Он был активным представителем атлантизма. Был исполнительным директором ассоциации за содействие демократии. Он известен концепцией "глобального униполя", где сравнивает мир до холодной войны и после. После коллапса СССР и возникает это глобальное униполе - те самые демократии, которые не воюют. Униполе имеет три центра - США, Европу и Японию. Он, в отличие от Фукуямы, не уверен, что идеи либеральной демократии весь мир охватят.

Риал Политикс. Главные авторы:

Сэмуэль Хантингтон. Он позиционирует себя как цивилизационщика и говорит о том, что мир состоит из восьми цивилизаций(западная, латино-американская, православная, исламская, индуистская, китайская, японская, африканская). Цивилизацию он понимает как самый высокий уровень идентификации человека. Цивилизации сами объединяют государства, независимо от воли государств. В рамках каждой цивилизации он пытается выделить гегемон. В современном мире основополагающие конфликты не между странами, а между цивилизациями.

Бзежинский "Жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке"; "Центральным моментом для способности Америки осуществлять свое мировое господство является вопрос, сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы".

Олвин Тоффлер. У него мир делится на три технологические волны: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Интенсивность конфликтов зависит от разницы соприкасающихся волн.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...