Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многозначные слова и омонимы




Практическое занятие № 1

Стилистическая окраска слов

 

ВОПРОСЫ:

1. Какие стили существуют в русском языке?

2. Назовите формальные показатели лексики, входящей в тот или иной стиль.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С.18-21, 26-75.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 45-52.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: Практические занятия. Минск, 1999.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте два письма официально-делового и разговорного стиля на тему: «Приглашение на выставку …».

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

 

1. Определите стиль текста. Укажите, по каким признакам Вы это определили.

Солнце для человека – и источник тяжких испытаний, и бесценный дар. На широте Ашхабада на каждый квадратный метр земли в сутки приходится 7-8 тыс. ккал солнечного тепла или втрое больше, чем на широте Москвы. Такого количества тепла достаточно, чтобы испарить трехметровый слой воды, вызвать смертельные ожоги на коже человека, солнечный удар – перегрев всего организма.

Но без солнечного тепла невозможна жизнь. Жгучее солнце в Средней Азии может быть и благом: здесь очень короткий солнечный сезон. Солнце позволяет высушить виноград, абрикосы, персики, дыни, получить сухой изюм, урюк и курагу, сушеную дыню. Но это все пассивные способы пользования солнечным теплом. Наука работает, и небезуспешно, над использованием солнечных лучей для тепловых электростанций.

 

Солнце – центр. тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектр. Класса G2; масса Мо = 2 . 1030 кг, радиус Rо = 696 т. км3, ср. плотн. 1,41-103 кг/м3, светимость Lо = 3,83 . 1023 кВт, эффективная тем-ра поверхности (фотосферы) 5770оК.

Период вращения (синодич.) изменяется от 27 сут. на экваторе до 32 сут. у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с2. Хим. Состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90%, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центр. области С., где темп-ра превышает 10 млн. оК… Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 Rо – конвекцией.

 

Ока

Паустовский назвал ее самой русской рекой. Тихо, неторопливо собирает Ока воду серединной России и несет Волге. В большинстве мест река эта служит границей леса и степи. По одну сторону – жаркое хлебное поле, по другую – грибные чащи, луга, мещерские топи и мшары. По этой линии Русь столетиями держала оборону против воинственных степняков и хоронилась от них в лесах. На этой серебряной нитке нанизаны бусины древних селений, среди которых выделяются ныне Калуга, Кашира, Таруса, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. В каждом названии – середина времени.

 

2. Выбрать из синонимического ряда слова, соответствующие следующим стилям:

Книжный Нейтральный Разговорный

 

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

 

 

Практическое занятие № 2

Канцеляризмы и речевые штампы

 

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение клише.

2. Что такое штамп?

3. Канцеляризм, его особенности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 97-100.

5. Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.

6. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М., 1999.

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 

1. Сопоставьте предложения из переводных произведений (слева) и варианты их правки (справа). Объясните, чем вызвана необходимость внесения исправлений.

 

И теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли Теперь уже не оставалось сомнений (стало ясно), что пришли они как враги.
Мысль… произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление. Мысль… слишком меня ошеломила.
Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям. Поистине счастлив поэт, когда чувствует, что нужен людям.
Он находился в состоянии полного упадка сил. Он совсем ослабел (обессилел, лишился сил, силы оставили его).
Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений. Тут есть о чем задуматься.
Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная. Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.

2. Из газетных публикаций выпишите 5 предложений со штампами.

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

 

1. Как вы оцениваете в беседе, устном выступлении следующие обороты речи?

1. Мы имеем хороший спортивный зал. 2. Ребенок имеет все условия для нормального развития. 3. Добро пожаловать! 4. Милости просим! 5. Желаю вам успехов! 6. Оказать помощь. 7. Доводим до вашего сведения. 8. Осуществить заботу о ком-либо. 9. На данном этапе. 10. Остановиться на вопросе о дисциплине. 11. На сегодняшний день. 12. Порядка пятидесяти тысяч рублей.

 

2. Укажите, когда уместно использование данных ниже конструкций (употребите их в соответствующих контекстах). Приведите синонимичные им конструкции и определите сферу их употребления.

Относительно выполнения плана, по окончании вуза, по причине болезни, вследствие похолодания, в связи с командировкой, в целях усиления борьбы, по линии участия в соревнованиях, в части спортивных состязаний, в отношении поэзии, ввиду недовыполнения плана, имеют место недостатки, предложения по вопросам улучшения бытовых условий, совершить побег из лагеря, атмосферные осадки.

 

3. Найдите в тексте официально-делового стиля клишированные обороты:

Распоряжение № 14

 

18 марта 1999 г. г. Челябинск

 

Для улучшения информационной и организационно-распорядительной деятельности:

1. Руководителям структурных подразделений назначить ответственных за делопроизводство и представить данные о них в отдел ДОУ.

2. Срок исполнения – 29.03.99 г.

 

Ректор В.Д. Батухтин

 

 

Декану факультета лингвистики

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ № 14

от 16.05.2000 г.

 

В целях ликвидации расхождения данных УМУ и ПЭО о количестве студентов, обучающихся на договорной основе, представлять в планово-экономический отдел копию ежемесячного отчета о движении контингента студентов, начиная с отчета за май 2000 года.

 

Первый проректор А.Ю. Шатин

 

 

О Б Ъ Я В Л Е Н И Е

ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ ПЛАТНЫХ ГРУПП

 

Администрация сообщает, что изменились платёжные реквизиты университета по оплате за обучение. Просьба сообщить Заказчикам (плательщикам) НЕ перечислять средства на р/c УПФ ЧелГУ 609711 в фил. «Центральный» АКБ «Синтез».

Платежи осуществлять по реквизитам:

Получатель: Челябинский госуниверситет

Р/c 141801 в ГРКЦ ЦБ РФ

г. Челябинск, МФО 278003

 

25.04.95 Администрация

Практическое занятие № 3

Речевые ошибки в тексте

 

ВОПРОСЫ:

1. Плеоназмы и способы их устранения в тексте.

2. Тавтология и средства борьбы с ней.

3. Употребление слов в несвойственном им значении.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 5 изд.- М: Флинта. Наука, 2000.

3. Пертякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Наука, 1998.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

5. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1977.

 

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Спишите предложения. Там, где это необходимо, отредактируйте предложения и укажите вид речевой ошибки.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. В мае месяце состоится торжественное открытие нового спортивного комплекса в нашем городе. 3. Пресса высоко позитивно оценивает результаты состоявшихся выше переговоров. 4. И было у царя три единственные дочери. 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 6. Князья в «Слове о полку Игореве» не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

2. Выберите из данных в скобках необходимые словосочетания и вставьте в данные ниже предложения.

1. При поступлении на работу Вам необходимо представить заполненную анкету и …(свою автобиографию; автобиографию; подробную автобиографию). 2. В вечернем … прозвучало сенсационное заявление об открытии лекарства против СПИДа (информационном сообщении, утреннем совещании, выпуске новостей). 3. Но в своем выступлении председатель призвал всех…(к взаимному сотрудничеству, к тесному миропониманию, к уборке территории, к взаимопониманию). 4. Высокого незнакомого мужчину представили как…(коллегу по профессии, опытного профессионала, победителя спартакиады, специалиста по ловле змей).

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоправданной тавтологии. Исправьте, где это необходимо, предложения.

1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес – это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы – это описательные выражения, словосочетания и предложения, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического института проходят педагогическую практику в лучших школах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Отметьте случаи неуместного повторения слов, исправьте предложения там, где это необходимо.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. 3. В прошлом народа находили истоки величия русского народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. 4. «Учись учиться» - лозунг наших студентов.

3. Найдите плеоназмы в предложениях. Прочитайте исправленный вариант.

1. Успехам в работе способствовало успешное освоение новых технологий. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 4. Как только прочитаете книгу, возвратите ее назад в библиотеку. 5. В прошлом году эта группа закончила университет и получила высшее образование. 6. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 7. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов.

Практическое занятие № 4

Устаревшая лексика

ВОПРОСЫ:

1. Что такое пассивный словарный запас?

2. Какие группы устаревших слов вы знаете? Назовите их и поясните разницу между ними.

3. Какова стилистическая роль историзмов и архаизмов в тексте?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.

2. Фомина Л.Н. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М., 1987. С. 87-89.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 

1. Подберите синонимы устаревшей лексике: в ещий, уста, чертог, рать, блюсти, вящий, ложе, бдение, долу, ладья.

2. Из любого толкового словаря русского языка выпишите 5 историзмов и 5 архаизмов.

3. Найдите в тексте архаизмы и определите, с какой целью использует их автор. Замените, где это возможно, устаревшие слова.

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью;

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нем

Во славе безмятежной

Утешилась – а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор

И называть великим патриархом.

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

 

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Подберите современные слова, в которых находят отражение данные корни: шелом (шлем), сеть (гость), коварь (кузнец), вей (ветер), перст (палец), вага (вес).

 

2. Распределите слова в 2 столбика.

Архаизмы Историзмы

 

Вотчина, купец, бричка, перст, око, армяк, десница, карета, рамена, ланиты.

 

3. Какова роль архаизмов в следующем тексте?

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос до пупа – вертеть и дергать ногами.

А.Н. Толстой «Петр Первый»

 

 

Практическое занятие № 5

Многозначные слова и омонимы

 

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение многозначных слов. Какие типы значений существуют?

2. Что такое омонимы? Назовите типы омонимов и охарактеризуйте их.

3. Как разграничить многозначные слова и омонимы?

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С.266-268

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 23-31.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С.77-80.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Объясните переносное значение выделенных слов, укажите их стилистическую функцию.

1. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима (П.). 2. К зиме поезжайте в Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь… (Гонч.). 3. Молодой князь… был вял, и ум его дремал еще беспробудно (Герц.). 4. Самолюбие в нем было огромное, и характер он имел железный (Т.). 5. Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.).

 

2. Назовите типы омонимов, встречающихся в тексте.

Шьет иглой портниха в строчку, Взял коньки точильщик в точку. Я, заканчивая строчку, Ставлю маленькую точку. Сев в такси, Спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берем совсем, Вот так-с!

 

3. Выпишите из толкового словаря русского языка 5 многозначных слов, указав при этом все их значения.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Объясните переносное значение выделенных слов, укажите их стилистическую функцию.

1. Есть дни: ни злоба, ни любовь, ни жажда дел, ни к истине стремленье, ничто мне не волнует кровь: и сердце спит, и ум в оцепененье (Плещ.). 2. Антонида Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа (М. –С.). 3. Загорелые, суровые, мужественные лица; грубые густые волосы; угловатые, неотесанные движения и речь, скроенная нескладно, случайно, зато сильно и убедительно (Фурм.). 4. Аночка кончила школу в то время, когда еще не умерли все гимназические обычаи (Фед.). 5. У него были светло-русые волосы и худое, с глубокими продольными бороздами, лицо пожилого русского мастерового (Фад.). 6. Чубатый поднял на Григория ледяные глаза (Шол.).

 

2. С помощью каких типов омонимов создается рифма?

Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос … Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. Я свято помню эту встречу: Пруд, берег, неба яркий плат … Миг тот же если вновь я встречу, И жизнь ничтожная из плат!

 

3. С какой целью автор использует омонимы?

Вдали показалась какая-то аллея.

- Что это за аллея? – полюбопытствовал Алексей Максимович.

- Липовая-с, - откликнулись желтые краги.

Я не сдержался… нечаянно скаламбурил.

- А больше у вас ничего липового нет?

Г.Е. Рыклин

 

Практическое занятие № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...