Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодинамическое направление

Научные школы и теории в современной психологии

Толстых Наталья Николаевна

 

Лекция 08/09/2017

 

Научные школы – системы образования, идейная платформа.

 

Научная школа – является специфическим способом организации кооперативно-научной деятельности, сущность которого задается единством процесса познания и передачи научного опыта.

 

При капитализме происходит переход от индивидуального к коллективному исследованию. Первые научные школы возникают в университетах. Т.к. текущий уровень образования не давал практических знаний.

 

Вильгельм Вундт создал первую психологическую школу в конце XIX в.

Титченер, Бехтерев и многие другие вышли из этой школы.

 

Из этой первой школы выросли остальные школы:

Структурализм

Функционализм

Бихевиоризм и необихевиоризм

Психоанализ

Гештальт

Французская психологическая школа

Когнитивизм

 

Классификация научных школ (Ерошевский)

 

- научно-образовательные школы (когда преподаватель вуза включает дополнительно студентов)

- исследовательский коллектив (группа ученых, под руководством лидера разрабатывающих программу)

- направление в науке

 

1.Развитие науки в XIX веке дает толчок и возникает современная научная школа на базе НИИ. Происходит переходит от образовательной к исследовательской функции.

2.Должна быть собственная научная программа обязательно. ИП – это единица научной деятельности и есть 3 важных аспекта ИП:

- предметно-логический – что вы изучаете, какая гипотеза

- научно-социальный – важно, чтобы коллектив позиционировал себя в обществе, заявил о себе

- личностно-психологический – те отношения, которые складываются в коллективе

 

Причины распада школ:

Смерть главы школы

Выход участников из-под влияния главы

Исчерпание исследовательской программы

Отсутствие организационной способности

­

О научной школе можно говорить, когда есть 3 поколения ученых.

Научная теория – это теоретическая модель Вселенной или какой-то ее части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности, какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово.

Теория считается хорошей, если она удовлетворяет 2-м требованиям:

- она должна хорошо описывать широкий класс наблюдений в рамках модели, содержащей лишь несколько произвольных элементов;

- она должна давать вполне определенные предсказания относительно результатов будущих наблюдений.

«Краткая история времени» С.Хокинга

 

Парадигма (Томас Кун) – целостность эталонов профессионального мышления ученых и образцы их экспериментальной практики, кардинальным образом детерминирующее, категориальное, методологическое, феномелогическое и праксиологическое единство определенной научной дисциплины на каком-либо этапе ее стратегии.

 

Было 2 кардинальных смен парадигмы.

 

Первоначальная психология – классическая, рациональная, картезианская парадигма (Рене Декарт).

Начало XX века (20-30 г.г.) Неклассическая рациональность, психология модерна

Конец XX века – постклассическая психология, психология постмодерна

 

Параметры Классическая рациональность Неклассическая рациональность(Фрейд)
Объект исследования Естественный относительно неизменный независимый от деятельности человека, Факт (Петухов) Меняется в процессе деятельности, зависит и порождается от нее Арт-факт (Петухов)
Цель исследования Достижение истины, получение знаний о некотором объекте Разработка способов практических действий с объектом
Тенденции развития Специализация Интеграция
Структура знания Знания об объекте Знания об объекте и о методах его исследования, способах практической работы с объектом
Субъект исследования Широко образованный в своей области ученый Взаимодействие специалистов из разных областей, которое обеспечивает комплексный подход к проблеме

 

Слом парадигмы произошел из-за активного развития эксперимента. И из-за разного интерпретационного подхода: они поняли, что получить чистую истину невозможно, а важен именно метод ее получения и сфокусировались на способе.

 

Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе, Фрейд, Левин, Бахтин, Адлер, Бинсвангер.

 

Постнеклассическая парадигма

 

ü Учет психологических параметров деятельности ученого

ü Проекция и аналитика как предмет особенной работы

ü Требование ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом

ü Экономические и социально-политические факторы (кто за это платит, какой социально-политический эффект из этого выйдет)

ü Усиление роли междисциплинарных исследований

ü Исследования стали носить проблемно-ориентированную форму

Современные теории

 

Идет размывание между научными школами.

 

Направления:

1. Психодинамическое (Психоанализ) – 1895 г. Первая публикация Фрейда

2. Бихевиоральное – 1913 г.

3. «Третья сила в психологии» - 1950-е года

 

Параметр Психодинамическое Бихевиоральное Гуманистическая
Понимание природы человека Ужасное (“-“) Нейтральная («0») Замечательная (“+”)
Представление о характере детерминизма Причинно-следственные связи (внутри человека) Причинно-следственные связи (окружение) Человек определен будущим (целью, которую он ставит перед собой)
  Свободный выбор – это иллюзия Выбор реален

 

Лекция 11/09/2017

Психодинамическое направление

Его началом считается выход книги Фрейда с Бреером, посвященной истерии. Причины неврозов и истерий они видят в бессознательных влечений, вытесненных из сознания.

Естественно-научный, материалистический подход.

Возникла идея фрейдо-марксизма, но потом завяла.

Первые отступники от фрейдовской конструкции:

1911 г. – Альфред Адлер, создатель индивидуальной психологии, отделился от Фрейда. Он считал, что в центре психики социальная основа, новый взгляд на норму и патологию, новый подход к лечению различных расстройств. Индивидуальная психология, потому что личность неделима на Ид, Эго, Суперэго. Его основная идея – стиль жизни.

 

1913 г. - Карл Юнг отделился на конгрессе психоаналитического общества. Создает систему Аналитической психологии. Самое известное введение – коллективное бессознательное (архетипы).

 

1924 г. - Отто Ранк, был правой рукой Фрейда, его ученик. 1924 г. – первая книга с критикой Фрейда, 1929 г. – «Травма рождения».

Все у человека – это травмы рождения. Вводит представление о кратковременной психотерапии. Сказал, что надо обговаривать время работы с самого начала. Психолог должен сделать все, чтобы разрыв с терапевтом состоялся, чтобы человек ушел свободным. Развитие творческих способностей, теория воли.

 

Неофрейдисты:

Гарри Стек Салливан – основоположник школы интерперсональных отношений (интерперсональный психоанализ), подчеркивал важность взаимоотношений между людьми, базовая тревога, если нет хороших взаимоотношений, может развиться даже шизофрения. Первый стал применять групповые формы работы даже с шизофрениками.

 

Эрих Фромм – социальный психоанализ, роль экономических оснований. Первый высказал предположение, что человек – это открытая система, он живет только во взаимодействие с другими.

 

Карен Хорни – «Невротик нашего времени»

 

Неофрейдисты отличаются интересом к социокультурному окружению, контексту. Хорни и Фромм были в Европе и потом эмигрировали и в сравнении увидели важность социокультурного окружения, т.к. неврозы все равно есть, но они другие и способы работы с ними также отличаются. В отличие от Фрейда придают бОльшее значение Эго.

 

Новый этап в развитие психоанализа начинается после Второй Мировой Войны – постклассический психоанализ. Акцент на социуме, но именно на роле ключевых фигур детства

1. Психология «Я» (Эго-психология). Ханс Гартнер, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Рене Спиц, Джон Булбе. Проблема материнской депривации: Спиц – госпитализм, Булбе – изучение отсутствия матери)

2. Теория объектных отношений. Мелани Кляйн, Маргарет Малер, Джордж Майкл Болен, Дональд Винникотт. Пытались затащить к себе Пиаже: тенденция к объединению с другими теориями.

3. Психология самости – Хайнц Кохут, рассматривает нарциссические расстройства, больше свойственные западной культуре. Потребность в самоуважении, потребность взаимоотношений для развития, пытается смыкаться с когнитивной психологии

Всем им свойственно выходить за границы психоанализа и пересекаться с другими направлениями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...