Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная работа для промежуточной аттестации




Задание.

Сделать лингвостилистический анализ следующих текстов.

 

Вариант 1.

Справка.

28.05.99

Дана в том, что проведен осмотр электрооборудования, осветительных приборов и других объектов электрической части оздоровительного лагеря совхоза-техникума им. М.В.Фрунзе.

В результате дано заключение, что они полностью соответствуют технической безопасности.

Справка дана на предмет сдачи оздоровительного лагеря в эксплуатацию на летний сезон 1999 года.

 

Инженер-электрик Н.И. Дериволков

Инженер по технике

безопасности А.Г. Гроздицкий

Председатель профкома Л.Г. Стадник

 

Вариант 2.

Дело было на святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилосердная. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какие бывают на степном Заволжье, загнало множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские, и мордва, и чуваши.

Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя бы маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу, везде лежат люди.

 

Вариант 3.

- Ма-ам! Мне скучно… Мне скучно!

- Почему?

- Без Нинки скучно. Ты зачем ее в сад отвела?! Пусть бы она со мной поиграла. Жалко тебе, да? Жалко?

- И как бы ты с ней играть стала?

- Драться. А что? Весело!.. А на каком языке ты пишешь? Что у тебя за буквы? Мараки-каляки.… А если я в тетради так писать буду? Ты знаешь как рукой водишь? Так-так-так-так… никто не поймет, что ты пишешь.

- А я для себя пишу. Мне понятно. Потом перечитаю. Перепечатаю.

- Я тоже в тетради для себя пишу. А что, для тебя? Или для Лидии Порфирьевны? А ты всегда: «Не торопись! Сиди прямо! Пиши аккуратнее!» Пиши да пиши… А сама вот… Ма-ама! Приведи Нинку обратно…

 

Вариант 4.

Впрочем, инвесторы тоже в долгу не останутся. Если хотя бы часть площадей нового комплекса разрешат отдать под офисы и торговлю, то вложенные деньги окупятся довольно быстро (затраты на снос и последующее строительство составят как минимум $500 млн.). У кого в Москве нашлись такие деньги, пока загадка. По правилам до начала конкурса сведения о его участниках не разглашаются. Как удалось выяснить с «МК», было подано 20 заявок. Но залог успели внести четыре компании. Их предложения и будут рассмотрены конкурсной комиссией, у которой на этот раз два председателя – Юрий Росляк и Владимир Ресин.

 

Вариант 5.

До какого предела членимости высказывания сохраняются стилевые черты составляющие особенности функционального стиля? В наиболее типичном высказывании они проявляются даже в характере отдельной словарной единицы и ее семантико-грамматическом оформлении и синтаксической функции. В других случаях для обнаружения свойств функционального стиля требуется больший отрезок речи: от словосочетания до предложения и даже до совокупности предложений. Последнее свидетельствует о том, что нередко высказывание осуществляется как результат взаимодействия ряда стилей. Речевой поток оказывается, таким образом, стилистически многослойным. Основной слой его, фундаментальный и определяющий характер речи, и позволяет квалифицировать высказывание как принадлежащее к данному стилю.

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

1 этап: характеристика базовых экстралингвистических факторов, определяющих отбор и организацию языковых средств в тексте

- сфера функционирования языка

- тип мышления

- функции языка

- содержание /предмет/ изложения

- форма реализации текста /устная/письменная/

- тип изложения /рассуждение, описание, повествование/

- вид речи /монолог/диалог/

- ориентация на тип аудитории /узкоспециализированный текст; текст, адресованный массовой аудитории и т.д./

2 этап: определение стилевых черт, присущих конкретному тексту.

3 этап: стилевая характеристика основных языковых черт текста.

ПОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ

А) Фонетико-орфоэпическия характеристика.

Б) Лексико-фразеологическая характеристика. Рассматривается состав лексики и фразеологии с точки зрения:

- соотношения нейтральных и книжных, нейтральных и разговорно-просторечных элементов;

- использования единиц ограниченного употребления (термины, жаргон, арго, диалектизмы);

- употребления единиц пассивного и активного запаса;

- наличия в тексте образных элементов (тропы);

- присутствия в тексте эмоционально-оценочных единиц, определяющих тип тональности текста (объективная/субъективная)

В) Морфологический уровень

Словообразовательный подуровень

- указание на имеющиеся в словах текста аффиксы книжного и разговорного происхождения и определение их стилевой значимости;

- выявление в тексте приоритетного способа образования слов, словообразовательного типа и моделей словообразования (если возможно)

Собственно морфологический ярус

Имя существительное

- связь использования абстрактных / конкретных существительных с типом мышления;

- связь категории одушевленности / неодушевленности с разрядами существительных, используемых в тексте определенного стиля.

- частотное употребление падежной формы (Род.п или Им.п);

- наличие в тексте примеров употребления формы ед. числа в значении множественного для выражения собирательно-обобщенного значения или дистрибутивного значения

- конкретизация абстрактных существительных и появление у них соотносительной формы мн.числа (если имеет место)

Имя прилагательное

- соотношение качественных и относительных прилагательных в тексте;

- у качественных: функция краткой формы; способ выражения степеней сравнения;

- имеется ли элатив.

Имя числительное /только в случае особых функций/

- разряд числительных и способ их представления в тексте (цифровое или буквенное выражение)

- особенности склонения сложных количественных числительных

Местоимение

- использование местоимений первого лица (Я, Мы) и третьего лица с указанием их основной функции и стилистического значения;

- особенности употребления других разрядов местоимений

Глагол

- для изъявительного наклонения:

- форма времени ее значение

- соотношение форм настоящего, прошедшего и будущего времени

- формы наклонений и их стилистическая роль

- стилистическая характеристика неличных форм глагола (прежде всего деепричастий и причастий)

Другие части речи (наречия, слова категории состояния, служебные части речи), имеющие какую-либо стилистическую нагрузку

Г) Синтаксис

- наличие в тексте клише, разговорных конструкций

- яркие особенности в способе выражения главных членов предложения

-характеристика стилевой соотнесенности простых и сложных предложений; сложносочиненных и сложноподчиненных; союзных и бессоюзных; осложненных и неосложненных предложений;

- стилистические фигуры;

- стилистическое значение порядка слов в предложении;

- наличие в тексте полных и неполных предложений;

- функции пассивных конструкций, безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений; функции определенно-личных предложений;

- состав тематической цепочки (базовая номинация и ее заместители: местоимения, синонимы, парафраз и т.д.)

-средства связи между предложениями (логические связки, союзы, местоимения, частицы и т.д.)

- тип сложного синтаксического целого (ССЦ с последовательной, параллельной или смешанной связью)

- наличие / отсутствие основных компонентов композита (текста): зачин, основная часть, концовка. Выявление их особенностей

Вывод относительно принадлежности текста (композита) к определенному стилю, подстилю (по возможности – жанру, если текст не является фрагментом).

* При анализе художественного текста (композита) рассуждение может строиться и в ином порядке:

1. Определение темы фрагмента (текста);

2. Характеристика ведущих образов и способов их репрезентации поярусно с учетом типов изложения, вида речи, модальных планов (субъективный/объективный, оценочный/безоценочный и т.д.)

При анализе художественного текста важно определить ведущие языковые элементы, участвующие в организации образа, а не перечислять все, что имеется в тексте.

** По завершении лингвостилистического анализа производятся указанные в тексте типы разборов в соответствии с алгоритмами.

Примерные темы сообщений

(Указываются темы эссе, рефератов и др. Приводятся примеры контрольных вопросов и заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...