Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в системе коммуникации

Понятие языковой личности

Ю.Н.Караулов термином «языковая личность» обозначает два феномена:

1.Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности и для достижения определенных целей в этом мире;

2.Комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий системное представление языка с функциональным анализом текстов.

Структура языковой личности, согласно Ю.Н. Караулову, состоит из трех уровней: вербально - семантического, когнитивного и прагматического.

Вербально-семантический уровень представлен лексиконом языковой личности, включающим в себя фонд грамматических значений личности. Когнитивный уровень- уровень знаний о мире носителя языка, уровень наивно-языковой картины мира в его сознании и в его бессознательном, закрепленный в языковых структурах (идиомах, генерализованных высказываниях, пословицах, поговорках, крылатых словах, фреймах типовых национально-культурных ситуаций и т.п.)которые помимо языковой семантики несут более широкую информацию об обустройстве мира. Прагматический уровень в структуре языковой личности - уровень, ответственный за понимание позиции, места человека (говорящего) в мире; определяемый мотивами, интересами, оценками и поведенческими установками личности.

Личность в системе коммуникации

В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

2. 1. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера

1. Цели коммуникатора. Коммуникативные роли. Коммуникативная сфера.

Отправитель и получатель информации в системе коммуникации должны отвечать общим требованиям:

- иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний;

- понимать общий символьный язык (код);

- знать ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации;

- взаимно стремиться к установлению и поддержанию коммуникации.

Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов, – знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.
Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи.
Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации – передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья – ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвязи между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип».

Американский исследователь У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначения устойчивых образов социальных объектов и событий.

В качестве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п.

Стереотипы социальных объектов могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном, так и на общенациональном уровнях.
Стереотипы оказывают большое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.
Процесс коммуникации, включая его главный компонент – обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере.
Под коммуникативной сферой мы понимаем область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации.

В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономической производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированнсти в обмене информацией и тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе.
Коммуникативная сфера по-разному реагирует на сообщение. По отношению к субъекту событий (сообщений) она «ведет» себя дружественно, нейтрально или враждебно.
Эта реакция среды зависит также от качественных параметров информации, например, негативная информация дружественной средой будет воспринята с сочувствием, враждебной – со злорадством. «На позитивное событие дружественная среда ответит похвалой, враждебная – недоверием. Эти типы реакций должны моделироваться и учитываться при планировании коммуникативных кампаний».

Коммуникативная сфера определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества.
Основным критерием классификации коммуникативных сфер является информационное поле дискурса, а вспомогательным – способ и средства выражения информации. Различают обиходно-бытовую, деловую, научную, профессиональную и художественно-творческую коммуникативные сферы. Эти сферы отличаются функционально-стилистическими особенностями языковых элементов, используемых в конкретной коммуникативной системе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...