Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Стилистическое использование паронимов




ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

1. Укажите типичную сочетаемость следующих слов в сфере официально-делового стиля.

 

Биография, автобиография, воздействие, вопрос, выступление, деятельность, доказательство, доклад, резюме, задача, замечание, изменение, интерес, исследование, объяснение, особенность, перевод, повод, встреча (официальная).

 

Образец: Анализ (изучение, исследование чего-л. с разных сторон): краткий, полный, подробный, детальный, всесторонний, исчерпывающий, выборочный, правильный, объективный, субъективный, односторонний, точный, тонкий, глубокий, тщательный, скрупулёзный, предварительный, научный, научно-обоснованный, экономический, социологический, статистический, грамматический, стилистический …

Провести, дать, начать, продолжить, закончить, завершить … анализ чего-л.

В результате анализа, в ходе анализа, в процессе анализа -установить ~, определить ~, выявить ~, найти что-л. ~; прийти к какому-л. выводу ~

К анализу прибегнуть ~, перейти ~...

Используйте при выполнении этого задания «Словарь лексической сочетаемости слов русского языка».

2. Укажите случаи лексической несочетаемости.

Одобрение – получить, сказать, выразить, найти, вызвать, сделать, приобрести, заслужить, встретить, заработать … 2) Запускать – мотор, спутник, какую-либо модель, машину, ракету, корабль, принтер, компьютер … 3) Запретить – применение, испытание, обучение, использование, шуметь, одобрение, партнерство, пропаганду, обман … 4) Обещание – дать, взять, сдержать, выполнить, исполнить, принять, помнить, забыть …

Для выполнения этого задания необходимо сначала выяснить по «Словарю лексической сочетаемости» или по толковому словарю современного русского языка лексическое значение опорных слов.

3. Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными в сфере официально-делового стиля.

Образец: разрешить спор, вопрос...

Вынести(приговор,испытание), достичь(цели,результата), заслушать(протокол, свидетельские показания), затребовать(сведения, нужную бумагу), избежать(наказания, ответственности), наладить(станок, аппаратуру), наметить(маршрут, цели), нанести(поражение,вред), обеспечить(сырьем, материалами), объявить(свое намерение, об отъезде), предупредить(об опасности), признать(права, решения парламента), принизить(старика, в глазах других), принести(документ, реферат), присудить(к штрафу, к лишению свободы), продлить(абонемент,соглашение), реализовать(мечты, возможности), сдерживать(лошадей,напор), составить(завещание,план) удержать(из зарплаты, язык), удовлетворить(потребности, хз).

4. Составьте предложения со следующими словосочетаниями.

Иметь – в виду (кого? что?), отношение (к кому? чему?), влияние (на кого? что?), понятие / представление (о ком? о чем?).

Принимать – во внимание (кого? что?), за образец (что? чего? за какой?), за правило (что делать? какое?) к исполнению (что? к какому?), к сведению (что? к чьему?), меры (к кому? для чего? на случай чего? по чему? чем? какие?), обязательства (какие? что (с/делать?), обязательства на себя (в чем? какие?), размеры (где? какие?), участие (в чем? ком? какое?), характер (чей? какой?).

5. *С какими глаголами обычно сочетаются данные слова (в их терминологическом значении)?

Образец: акт – составить, предъявить; апелляция – написать, подать…

Анкета(заполнить, составить), благодарность, виза(оформить,, выговор, дело, договор, доклад, документ, закон, заявка, иск, объявление, отзыв, отношение, отчет, письмо, повестка, подписка, подпись, порицание, признание, постановление, предложение, предписание, предупреждение, приказ, программа, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, рекомендация, решение, справка, счет, тезисы, требование, характеристика, штраф.

 

6. Исправьте предложения.

1) Будучи в Клину, студенты, конечно же, не могли не посетить только что созданный музей Чайковского. 2) Далее следуют вполне достоверные факты, свидетельствующие в пользу нашего предположения. 3) Неустанное обращение к первоисточникам ­− обязательная составляющая успешного исследования. 4) Самая главная задача – постоянно учиться новому. 5) Появление участкового было так внезапно, что все просто растерялись. 6) В прошлом семестре мы дважды прослушали беседы о роли знаний норм русского литературного языка в образовании современного специалиста. 7) Огромное значение при написании курсовой работы играет количество фактического материала: чем его больше, тем правдоподобнее результаты. 8) С радостными впечатлениями встретились школьники после летних каникул. 9) Эта проблема неизменно ставилась на обсуждение производственного коллектива в течение всех последних собраний. 10) Среднесрочная программа развития страны предусматривает резкое наращивание темпов производства. 11) Вопрос о влиянии контекста на актуализацию особых грамматических значений требует более широкого освещения, он недостаточно проработан в статье. 12) Этот вопрос содержит и другую альтернативу решения.

7. Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.

1) Необычайно высокая дифференциация в оплате труда является следствием неправильного финансового управления. 2) Веские предположения в пользу предложенного проекта высказал главный инженер. 3) При наборе в спортивные группы необходимо руководствоваться как физическими, так и психологическими параметрами детей. 4) Члены областной команды гребцов не раз добивались отменных результатов на соревнованиях самого высокого ранга. 5) Как ни странно, но ветер − мощный производитель энергии − мало используется современной промышленностью. 6) Высказать свои извинения поспешили все, кто стал невольным участником этого события. 7) Сложности, которые могут возникнуть при составлении перспективного плана, легко преодолимы. 8) Через несколько недель компания собирается вывести на рынок еще один новый тарифный план. 9) В утренней сводке оперативников особое внимание было оказано рассмотрению ночного происшествия. 10) Группе задержания отдела вневедомственной охраны и наряду дорожно-патрульной службы ГИБДД не пришлось долго уговаривать опасного дебошира. 11) Друзья постоянно сетовали о своей неудачной сессии. 12) И все-таки следует признать, что своим подвижничеством мать Тереза заслужила большую известность во всем мире. 13) Скучал он о брате больше, чем кто-либо из всех членов семьи. 14) Эта картина оказала на нас большое впечатление. 15) Прежде всего нам нужно было отделаться от ненужных обещаний, а потом уже думать о предстоящей встрече. 16) Огромный вклад в рассмотрение социальной обусловленности содержания семантики слова, а также в разработку общетеоретических и методических аспектов проблемы «язык и культура» внесли ученые-лингвисты Н.Г. Комлев, О.С. Ахманова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Т.Д. Томахин.

8. Оцените с точки зрения соответствия нормам лексической сочетаемости выдержки из сочинений абитуриентов,

Но отец, не поняв сына, наотрез отказывается давать свое соглашение на эту любовь и брак.

Поделившись с мужем, Катерина обрела себе врага в лице Кабанихи.

Варвара противоположна Тихону.

Пушкин создал оригинальный по жанру сюжета и типа героев литературный шедевр.

В перемещении точек видения и в изменениях манеры изложения скрыт тот своеобразный образ романа, который сам автор определяет как «собрание пестрых глав».

Автор старательно описывает их времяпровождение.

Катерина входит в конфликт с «темным царством». Это царство лжи и лицемерия, где и гибнет ее душа.

Характер Катерины, как он исполнен в пьесе, волевой, сосредоточенно решительный.

В последнее свидание с Борисом Катя узнает о его дороге на долгое время.

На крыше сидело много голубей – человек сорок.

Старое, умирающее, страстно сопротивляется новому…

 

9. Укажите логические ошибки, допущенные в следующих предложениях, определениях и доказательствах.

1) Белый цвет в русском языке – это цвет чистоты и радости, белого халата доктора… 2) Если раньше утверждения ученых-лингвистов о социальной сущности языка носили скорее декларативный характер, то сейчас наметилось конкретное направление исследований. 3) Комбинация английского и русского языков является, на мой взгляд, наиболее удачной и, кроме того, представляет практический интерес. Конечно, ни русскому, ни английскому языку «умирание» не грозит (английский язык без преувеличения можно назвать интернациональным; по данным на 1999г., число людей, говорящих на нем, – около 6000 млн. человек), но цель данной работы – проследить взаимосвязь лингвистического и культурного аспектов. 4) Один из передовых людей того времени, он лучше других понимал, какая сила кроется в полиграфии, какие она позволяет решать задачи и какими возможностями располагает. 5) Мы-то считали, что наше предприятие молодое… Но, конечно же, существует такое понятие, как преемственность. Меняются подходы, технологии, условия конкуренции, но цели и задачи остаются. Они, в принципе, те же, что стояли когда-то давно перед губернской типографией и совсем недавно – перед областной. 6) Умение сохранять стройность такое же, как умение ездить на велосипеде: достаточно один раз научиться, чтобы всегда уметь пользоваться.

10. Найдите случаи неправильной лексической сочетаемости и алогизмы.

1) Автор новый хрестоматии довольно удачно подобрал материал, освещающий малоизученный период истории Российского государства. 2) Память гораздо легче поддается определению, чем умственные способности, но не менее важна для учебного процесса. 3) После упразднения комитета по физкультуре и спорту начался лавинообразный процесс ухудшения обстановки в области спорта. 4) Чисто политически я понимаю, что общественные организации все полезны, хотя и направлены зачастую на борьбу с властью. 5) Несмотря на все эти недостатки эпоха Реставрации ознаменовалась рядом новаторских перемен в театре. 6) Данному вопросу мы придаем первоочередное внимание. 7) Я буду с Вами как бы абсолютно откровенен. 8) Безусловно, я как бы уверен, что оппозиция не причастна к этому инциденту. 9) Содержание курса приучает к самостоятельной работе с растениями. 10) Хочется поздравить и пожелать всем в преддверии Дня города тепла, понимания, стабильности и достатка не только материального, но и душевного. 11) Сегодня на вахту заступает современная техника.

11. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно отражают мысль; мотивируйте свой выбор.

При... (нормативной, естественной, обычной) оценке избыточных сочетаний, следует... (иметь в виду, иметь в своем распоряжении), что многие из них... (работают, служат, функционируют, действуют) стилистическим целям, являются одним из (способов, приемов, методов)... (усиления, повышения, увеличения) признака, целенаправленной характеристикой высказывания. Неслучайно поэтому... (соединение, связь, соположение) синонимов и некоторые тавтологические сочетания имеют... (общую, совместную, единую, одну и ту же, такую же, одинаковую) психологическую основу – концентрацию внимания на... (особенном, важном, специфичном, решительном) представлении путем… (повтора, повторения, воспроизведения, дублирования) одних и тех же или... (фамильных, родственных) сигналов.

12. Подберите и вставьте вместо точек необходимые слова.

I. Вузы различаются по статусу (университет, академия, институт), который … в зависимости от вида учебного заведения, его организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В 2000 г. из 590 государственных вузов 277 … университетами, 163 – академиями, 150 – прочими вузами. Вузы … на территории Российской Федерации неравномерно: третья часть … в Центральном и Северо-Западном экономических районах, … в Москве и Санкт-Петербурге. Наименьшее число вузов … в Северном, Волго-Вятском и Центрально-Черноземном регионах.

II. Подавляющее большинство населения Российской Федерации... крупные этносы. Основной народ страны – русские (81, 5%; перепись 1989). Шесть народов … от 1 до 5,5 млн. человек (в порядке убывания численности: татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва) … 10,2% населения. Еще 7,4% населения … на 32 народа численностью от 100 тыс. человек до 1 млн. человек. Более ста народов и национальных групп менее 100 тыс. человек … в совокупности 0,9% всего населения.

Подавляющее большинство населения (87,4%) … к индоевропейской языковой семье. Самая многочисленная ее группа – славянская (85,4%). К ней … русские (81,5% населения), а также живущие в РФ украинцы (около 3%) и белорусы (примерно 0,7%). Эти три народа … восточную подгруппу славянской группы. Кроме того, в стране живут поляки и чехи (соответственно 95 тыс. человек и 4 тыс.), … к западной подгруппе, а также болгары и сербы (соответственно 33 тыс. человек и 1,6 тыс.), … к южной подгруппе славянской группы. К германской индоевропейской семьи … немцы (0,6% населения страны). Они … в разных регионах страны, но основные места их расселения – Омская, Новосибирская, Оренбургская области, Красноярский и Алтайский края. В германскую группу условно … иногда и большинство живущих в РФ евреев, хотя в настоящее время большинство российских евреев считают родным языком русский, а не близкий к немецкому идиш (как было прежде). К романской группе … молдаване (0,1%), румыны, испанцы и кубинцы (соответственно 6 тыс., 2 тыс. и 1,6 тыс. человек), дисперсно расселенные по территории страны (молдаване … районы компактного проживания в Ростовской области и Краснодарском крае). Греки, … к греческой группе индоевропейской семьи (92 тыс. человек), … главным образом в Краснодарском и Ставропольском краях. Среди живущих в РФ греков есть небольшая группа говорящих на турецком языке греков-урумов. Иранскую группу в РФ … осетины (0,3% населения), горские евреи (31 тыс. человек), часть которых предпочитает называть себя татарами, курды (12 тыс. человек), йезиды (6 тыс. человек), таджики (38 тыс. человек), персы (3 тыс. человек), среднеазиатские евреи (1,4 тыс. человек). 83% осетин … в Северной Осетии, горские евреи – в основном в Дагестане, йезиды – в Краснодарском крае и других районах; таджики, курды, персы, среднеазиатские евреи … дисперсно. К индоарийской группе … цыгане (0,1%), в силу своих кочевнических традиций … мелкими группами по разным регионам страны. Самые крупные группы цыган … имеются в Ставропольском и Краснодарском краях и Ростовской области. Армянскую группу … армяне (0,5% населения). Более половины всех российских армян … в Краснодарском крае и в Ростовской области. … в Краснодарском крае и маленькая группа хемшинов (0,2 тыс. человек) – армян по происхождению, но обращенных в ислам и ныне считающих себя отдельным народом.

 

 

13. Прочтите текст.

Речевой жанр

Речевой жанр (РЖ) – понятие, предложенное М.М. Бахтиным в 1920-е гг., ставшее известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. Этим понятием (или его аналогами) пользовались в своей исследовательской практике также В. Виноградов, Б. Эйхенбаум, Г. Винокур, Ю. Тынянов, Б. Шкловский.

Согласно Бахтину, РЖ – это первичная форма существования языка, возникающая в определенной ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар РЖ; при этом первичны РЖ повседневного общения, на основе которых культивируется система вторичных, в том числе литературных жанров.

С 1990-х годов понятие РЖ начинает активно разрабатываться в русистике: появляются теоретические статьи, описания отдельных РЖ и их групп, обзоры, сборник «Жанры речи», где заявлено о формировании жанрологии как особой филологической дисциплины; защищаются диссертации. Развитие теории РЖ стимулировало распространение прагматики, в частности, теории речевых актов, а также общий поворот филологии к реальности речи.

В основу типологии РЖ может быть положен признак «коммуникативная цель/намерение», которая противопоставляет РЖ информативные (цель – действия с информацией), императивные (цель – вызвать осуществление события); оценочные (цель – соотнести событие с миром ценностей, организуемых полюсами «хорошо» = «плохо») и этикетные (цель – осуществить социальный поступок, предусмотренный этикетом).

Наряду с этим фундаментальным признаком для характеристики и описания РЖ важны такие его параметры, как «фактор автора», который различает, например, просьбу и приказ: для второго обязательно наличие у автора полномочий; «фактор адресата», различающий, например, две разновидности жалобы: одна предполагает адресата-утешителя (жаловаться на здоровье), а другая – адресата с полномочиями (жаловаться губернатору). Важен для понимания РЖ и «тип события», обозначенного в высказывании, в частности, его оценочность, включенность / невключенность в личную сферу автора или адресата, осуществленность / неосуществленность; по этому параметру различаются поздравление / соболезнование, извинение / сожаление / соболезнование, извинение / предостережение. Существенны для характеристики РЖ параметры «коммуникативное прошлое» и «коммуникативное будущее», которое автор прогнозирует или планирует: РЖ с коммуникативным прошлым представляют собой реакции на предшествующие речевые события (ответ на – вопрос; разрешение – на просьбу); планируемое будущее императивных жанров – осуществление обозначенного события, но ему может предшествовать появление РЖ согласия или отказа; комплемент планирует благодарность или отведение комплимента.

Чрезвычайно важна для описания РЖ характеристика его языкового воплощения, которое у разных РЖ может иметь разные возможности, что определяется, в частности, сферой речи: минимум таких возможностей предоставляет повседневная и деловая речь, максимум – художественная. Для этого параметра РЖ существенно исчисление не только всех лексических и грамматических примет жанра, но и возможностей его косвенной реализации – «маски жанра»; так, просьба может быть оформлена как императивный жанр и как вопрос (ср.: Откройте окно! И Вы не могли бы открыть окно?). Небезразлично для функционирования РЖ и его наименование – в языке и научном обиходе, ср.: жалоба и иеремиада; вопрос и запрос.

Понимание перечисленных свойств РЖ способствует успешному общению в различных сферах речи, то есть составляет неотъемлемую часть речевой культуры.

(Т.В. Шмелева, ст. «Речевой жанр» из: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003).

Составьте тезисы по статье «Речевой жанр», предварительно ознакомившись с данными рекомендациями.

Тезисы – вид вторичного текста, культивируемого главным образом в сфере научного общения и соотносимого с информативными жанрами – устными (доклад, лекция) или письменными (статья). Тезисы, хотя и являются вторичным (не самостоятельным) типом текста, появляются обычно раньше соответствующего первичного – доклада, лекции или статьи и поэтому могут считаться его пред-текстом, эмбрионом, «обещанием».

Иногда в учебной практике – школьной, вузовской – и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом, в таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказываются в ряду других видов таких записей: план – тезисы – конспект – реферат – обзор.

Тезисы – это краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Они предполагают определенную и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из: 1) преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенному). Текст тезисов может представлять собой как перечень отдельных тезисов, часто пронумерованных, сформулированных как утверждения или в виде назывных предложений, так и связный текст без ссылок, обоснований, иллюстраций.

(Более подробно см. в: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003).

14. Исправьте предложения.

На крыше сидела кошка и тихонько повизгивала от удовольствия.

За окном суетливо каркали сороки.

Бык, увидев красную тряпку, замычал от ярости.

Вдали показалось стадо лошадей.

Проезжая по проселочной дороге, мы заметили стаю зайцев.

Скворец, радуясь приходу весны, весело щебетал за окном.

15. Подберите к указанным существительным соответствующие глаголы-идеофоны.

Образец: кошка мяукает, пчела жужжит...

Овца, свинья, собака, котенок, бык, корова, голубь, лошадь, чайка, загнанная лошадь, дятел, глухарь, мышь, воробей, сова, филин, олень, гагара, сорока, соловей, кузнечик, сверчок, медведь, курица, гусь, журавль, волк, лисица, утка, кукушка, цикада, ворона.

16. Укажите возможные варианты названий сообществ животных.

Образец: утки – стая…

Зайцы, пингвины, журавли, лебеди, овцы, пчелы, волки, коровы, лошади, собаки.

17. Назовите жилище или место естественного проживания следующих животных, насекомых и птиц.

Лиса, медведь, бобр, оса, волк, муравей, пчела, белка, скворец, грач, тюлень, собака, лошадь.

Плеоназм и тавтология

 

1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

 

Истинная правда, народная демократия, травматические повреждения, совместно друг с другом, реальная действительность, социальная структура общества, памятный сувенир, вокруг да около, частная собственность, монументальный памятник, период времени, народный фольклор, патриот своей родины, сойтись вместе, оглянуться назад, необычный феномен, мемориал памяти, всякая всячина, замысловатые вымыслы, демобилизация из армии, информационное сообщение, небольшой нюанс, криком кричать, прейскурант цен, внутренний интерьер, коллега по работе (профессии), свободная вакансия, диаметрально противоположный, основной лейтмотив, ледяной айсберг, наследие прошлого, продолжать дальше, возражать против.

2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов. По возможности, исправьте предложения.

1) Самая большая иллюстрация в новом альбоме представляет собой захватывающий по сюжету рисунок с изображением военной баталии. 2) Движущим лейтмотивом типичной комедии Реставрации является демонстрация нравов, поэтому ее часто называют «комедией нравов». 3) Ведущим лидером нашей спортивной команды мы считаем Андрея Иванова. 4) А сейчас прослушайте прогноз погоды на январь месяц. 5) Он знал, что кто-то его будут ждать на террасе, предчувствовал это заранее. 6) К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7) Что бы ни говорили политологи и звездочеты, рост авторитета Александра Руцкого неизменно растет. 8) Неудивительно, что тут же стали рождаться новые планы, как с большей пользой использовать планируемую достопримечательность. 9) Василий Алексеевич Беловзоров теребил усы и задумчиво поводил своими глазами. 10) На собрании было мало народа: собралось где-то около тридцати человек строителей. 11) Ошибкой является языковое новшество, когда оно затрудняет взаимное понимание людей между собой. 12) Учитель должен заранее предвидеть, каков будет эффект от методов его работы. 13) Для обеспечения эффективного межкультурного общения необходимо формирование таких умений языковой личности, которые обеспечили бы возможность создания общего культурного значения, разделяемого собеседниками, принадлежащими к различным культурам. 14) В отличие от психологических исследований мотивационный компонент в лингвистике не исследуется, что обусловлено спецификой ее объекта исследования. 15) Об успешном развитии наших двухсторонних отношений свидетельствует, в частности, строгое выполнение обязательств по договору о нераспространении ядерного оружия, но эти отношения распространяются и на другие области взаимоотношений между Россией и США.

3. Очень часто стечение однокоренных слов наблюдается при составлении официальных документов «в свободной форме», без использования специальных бланков. Подобным документом является резюме, которое сейчас обычно требуют при приеме на работу. Ознакомьтесь с рекомендациями по его составлению.

Резюме (самохарактеристика) – составляемый при приеме на работу документ информационного характера, целевая установка которого – изложить сведения об образовании и трудовой деятельности кандидата на вакантное место. Главные принципы составления резюме – подчеркнуть все положительные моменты и сделать незаметными, насколько это возможно, отрицательные, слабые стороны. Правильно составленное резюме – это рекламный проспект, призванный показать, что представляет собой податель и чем он лучше других. Сообщение неверных сведений может стоить человеку репутации.

Сведения излагаются в «обратном» хронологическом порядке. Обычно отмечается все, что имеет отношение к той специальности или должности, на которую претендует соискатель. О местах работы сообщается в обратном порядке с обозначением времени (сроков), мест, должностей, служебных обязанностей. Затем отмечается то, что характеризует автора как работника, но не относится к конкретным служебным обязанностям, например, наличие водительских прав, умение работать с компьютером, знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности.

(Л.Р. Дускаева, О.В. Протопопова из ст. «Жанры официально-делового стиля» в: Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003).

Составьте собственное резюме, учитывая данные рекомендации и соблюдая правила лексической сочетаемости.

Речевая недостаточность

И речевая избыточность

1.Устраните речевую недостаточность в следующих предложениях.

1) Картины маслом помещены в рамы. 2) Качество продукции нашей фирмы значительно превосходит другие фирмы. 3) Спрашивается, до каких пор названные представители власти будут заниматься отписками и молчанием на требования трудящихся. 4) Ирина Маслова заняла второе место по гимнастике среди девушек второго разряда. 5) Рисуя сражение, Толстой активно вводит в действие различные рода войск: артиллерию, кавалерию, пехоту.

2. Прочитайте определения к слову «голос».

Женский, мужской, детский, младенческий, юношеский, старческий, старушечий, волевой, бодрый, жизнерадостный, бойкий, уверенный, поставленный, актерский, грубый, гибкий, болезненный, нервный, плаксивый, безвольный, уверенный, пропитый, разъяренный, гневный, сердитый, раздраженный, возмущенный, недовольный, озлобленный, капризный, обиженный, разочарованный, тревожный, испуганный, настороженный, смущенный, убитый, восхищенный, жизнерадостный, радостный, унылый, угрюмый, мрачный, огорченный, очарованный, любящий, томный, счастливый, мягкий, ласковый, теплый, радушный, душевный, сердечный, растроганный, исступленный, нетерпеливый, лихорадочный, сладострастный, страстный, невозмутимый, спокойный, сдержанный, мерный, расслабленный, задумчивый, озадаченный, недоуменный, больной, простуженный, утомленный, заспанный, фамильярный, иронический, жесткий, холодный, желчный, презрительный, вызывающий, снисходительный, добродушный, доверительный, сконфуженный, галантный, чопорный, слащавый, елейный, манерный, плачущий, певучий, бархатный, звучный, полный, грудной, глубокий, скрипучий…

Подберите как можно больше определений к словам: а) улыбка; б) смех; в) взгляд.

 

3. Устраните речевую избыточность и другие речевые ошибки.

1) Для очищения паяльника при обработке радиодеталей использовано применение сжатого воздуха. 2) Далее воспроизводится репродукция портрета знаменитого художника, созданного выдающимся портретистом XIX века. 3) В городе строится культурное сооружение в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 4) И тут хлынул проливной ливень: в одночасье во дворе образовалось настоящее озеро. 6) Промышленая индустрия производственного комплекса нашего города стала главным источником загрязнения вод. 8) Деятельность центра по международным связям, созданного при Федеральном агентстве по образованию, будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между образовательными учреждениями Германии и России. 9) Доклад горного инженера Евгения Чистякова о положении угольной промышленности Кузбасса, сделанный им на слушании в Госдуме, произвел, по словам депутатов Нины Останиной и Виктора Зеркальцева, находящихся в Кузбассе, фурор. 10) Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.

4. Составьте автобиографию, учитывая, что в тексте должно быть указано: 1) дата и место рождения; 2) в какой семье родился автор; 3) чем занимаются родители (профессия); 4) когда и в каких учебных заведениях учился автор, служил ли в рядах вооруженных сил; 5) где и кем работал; 6) участие в общественной жизни; 7) сведения о наградах и поощрениях (если есть); 8) семейное положение, состав семьи и краткие сведения о ближайших родственниках (муж/жена, братья, сестры).

При составлении автобиографии старайтесь избегать «словесных излишеств», но как можно полнее изложите необходимую информацию.

5. Ознакомьтесь с рекомендациями по составлению аннотации.

Аннотация – (лат. Annotation – письменная пометка, замечание, примечание) – компрессированный вторичный текст, заключающий в себе краткую характеристику книги, статьи, рукописи и т.д. Включает сведения о содержании, предназначении и адресованности аннотируемого произведения, может характеризовать композицию первичного текста, сдержанно передавать его оценку, сообщать сведения об авторе. Цель аннотации как жанра – предельно кратко и обобщенно представить некоторые важные сведения о существующем крупном тексте и таким образом дать читателю возможность быстро с ним ознакомиться.

Аннотация относится к информативным клишированным текстам. Клише могут использоваться в любой содержательной части текста: в (чем) рассматривается (что); (что) содержит изложение (чего); данная книга знакомит читателя с (чем); в монографии изложена концепция (какая) – клише общего содержания первичного текста; книга призвана помочь (в чем); учебное пособие нацелено на (что) – клише предназначения первичного текста; (что) адресовано (кому); (что) представляет интерес (для кого) рекомендуется (кому) - клише адресованности.

(Более подробно см. в: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003).

Используя данные языковые средства, составьте аннотацию на приведенный ниже текст.

Тема статьи, монографии, книги… Статья озаглавлена, носит заглавие, называется… Посвящена теме, проблеме, вопросу…Тема статьи, статья на тему…Автор статьи рассказывает нам о …, о том … Статья представляет собой (обобщение, изложение, обзор, анализ, описание и т.д.)…В статье рассматривается (что?), говорится (о чем?), делается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) …
Композиция статьи Статья делится на …, начинается с …, состоит из …, заканчивается (словами)
Проблема статьи В статье автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов, особо останавливается (на чем?)…Сущность проблемы сводится (к чему?)…В статье дано обобщение, научное обоснованное описание, затронут вопрос…
Передача информации в связном тексте Автор анализирует, характеризует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на…, раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, исходит из…, противоречит (чему?), касается, утверждает, критически относится (к чему?), ставит задачу, подтверждает, объясняет это тем, что; причину этого видит в том, что; считает, что…
Описание авторского текста Выражение уверенности: убежден, уверен; считать, полагать (что?); стоять на точке зрения, придерживаться мнения, подтверждать, убедительно доказывать; доказано, что; разумеется, что; в этой связи становится понятно (ясно) что … Выражение согласия: одобрять, хвалить, восхищаться, соглашаться разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения, что и … Выражение критики, несогласия: отмечать недостатки, упрекать (в небрежности, неточности), критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах (мнении) (с кем?), опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду, необоснован но утверждать, ставить невыполнимую задачу; дискуссионно, что; сомнительно, что; имеются возражения против (чего?)… Выражение предположения: допустить, предположить, высказать предположение; выдвинуть гипотезу (о чем?), предположить, что; условимся, что …
Иллюстрация автором Автор приводит пример того, как …; факты, цифры, данные, иллюстрирующие это положение; аргументирует, иллюстрирует свою позицию (чем?)…
Заключение, выводы Автор приходит к выводу, заключению, делает вывод, заключение, подводит итог…В итоге можно прийти к выводу…В заключение можно сказать, что…Сущность вышеизложенного сводится к следующему…Можно сделать заключение, что…Из этих данных (со всей очевидностью) следует, что…На основе этого мы убеждаемся в том …

Мифы большого города

Со времен древнейших цивилизаций и вплоть до 1850 г. число горожан не превышало 7% от всего населения планеты. Индустриальная революция в корне изменила ситуацию. По данным ООН, сегодня более 75% граждан США и других развитых стран проживают в городах.

Рост городского населения в развивающихся регионах, таких как Китай, Индия, Эфиопия и Бангладеш, долгое время существенно отставал от аналогичных показателей в Европе и Японии. В начале ХХ в. в колониальных областях оно увеличилось на 5%. С тех пор многое изменилось, и прирост городского населения в странах третьего мира вдвое опережает те же процессы на Западе. Нью-Йорку потребовалось 150 лет, чтобы «накопить» 8 млн. жителей, а Мехико уже через 50 лет насчитывал 16 млн. человек. Столь стремительные темпы породили серьезные проблемы, связанные с водоснабжением, очисткой сточных вод, охраной общественного порядка и др.

Незначительное увеличение населения в Старом Свете можно объяснить тем, что 45 млн. европейцев вместо того, чтобы переселиться в город, эмигрирова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...