Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Эмпирические методы исследования




Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Энтропия –рассеивание-противоположность информации-мера хаотичности информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Например, в последовательности букв, составляющих какое-либо предложение на русском языке, разные буквы появляются с разной частотой, поэтому неопределённость появления для некоторых букв меньше, чем для других. Если же учесть, что некоторые сочетания букв (в этом случае говорят об энтропии n-ого порядка, см. ниже) встречаются очень редко, то неопределённость ещё более уменьшается.

Язык Брайля-шрифт для слепых. Он был разработан французом Луи Брайлем. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. Существует всего 63 различных символа. Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек, часто используются двуклеточные знаки (состоящие из двух знаков, по отдельности имеющих свои функции), дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества.

Основные представители: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин. Образование Франкфуртской школы — 1930.

Главой школы был Макс Хоркхаймер.

Один из главных вопросов, поставленных франкфуртцами, касался оценки положительных и отрицательных последствий рациональности в современную эпоху.

Основные идеи Франкфуртской школы

1. Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.

2. Отрицание революционной роли пролетариата.

3. Абсолютизация диалектической категории отрицания и критика тоталитаризма и авторитарной личности

 

Тезаурус по курсу

«Социология массовых коммуникаций»

Персоналии:

1. Адорно, Теодор (Adorno, Theodor) – представитель франкфуртской школы (критиковали окруж. Мир и марксизм, говорили, что культура стала индустриальной. Аудитория у них – это масса, нечто единое. Атомизация общества (изоляция людей друг от друга).

2. Бахтин, Михаил Михайлович - русский философ, литературовед и теоретик искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник концепции драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.

3. Бентам, Иеремия (Bentham, Jeremy) - Английский социолог, юрист и философ, основатель утилитаризма - учения, по которому принципом нравственности является наибольшая польза возможно большего числа людей.

4. Беньямин, Вальтер (Benjamin, Walter) - представитель франкфуртской школы

5. Болл-Рокич, Сандра (Ball-Rokeach, Sandra) – написала вместе с Б. Дефлером книгу «Теории массовых коммуникаций»,

6. Борев, Владимир Юрьевич- отечественный исследователь. Совместно с А.В.Коваленко автор книги «Культура и массовая коммуникация».

7. Грушин, Борис Андреевич - один из «отцов-основателей» российской социологии, его роль в признании социологии как научной дисциплины, в подготовке целой генерации социологов неоценима. Среди его учеников и последователей — Я. Капелюш, В. Сазонов, Т. Дридзе, А. Жаворонков, А. Возьмитель, В. Коробейников, Е. Андрющенко, В. Токаровский, Е. Авраамова, Л. Бызов и многие другие.

8. Дефлёр, Мелвин (DeFleur, Melvin)- автор психодинамической модели (ключ к убеждению лежит в изменении психологии человека)

9. Докторов, Борис Зусманович - российский социолог, доктор философских наук. Научные интересы: исследования общественного мнения, методы социологии, история становления опросов общественного мнения в США, история американской рекламы, развитие российского Интернета, современная история российской социологии.

10. Дридзе, Тамара Моисеевна -российский социолог, она является основателем лингвосоциопсихологии (шире - семосопсихология). Лингвосоциопсихология - наука о процессах функционирования текстов в обществе. Ею была предложена новая парадигма социального познания - "экоантропоцентризм". Данная парадигма исходит из того, что социальные институты общества представляют собой кристаллизацию непрерывно происходящего метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания.

11. Иванов, Дмитрий Владиславович - профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ; доктор социологических наук. Область деятельности: социологическая теория. Основные труды: Глэм-капитализм, Социология: теория и история.Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений. Виртуализация общества.

12. Иннис, Гарольд (Innis, Harold) - занимался исследованием коммуникаций в связи с типами общественного устройства и долговечностью цивилизаций, прежде всего имперских. Работы Инниса («Империя и коммуникация», 1950; «Средства коммуникации», 1951) оказали формативное воздействие на Эрика Хэвлока, Маршалла Маклюэна, Уолтера Онга, других историков и теоретиков массмедиа.

13. Кац, Илахью (Katz, Elihu) – американский социолог, большую часть жизни посвятил исследованию коммуникации, взаимодействию между медиа, общением, мнением и действиями в публичной сфере.

14. Коваленко, Александр Владимирович-отечественный исследователь. Совместно с В.Ю. Боревым автор книги «Культура и массовая коммуникация».

15. Комсток, Джордж (Comstock, George) – автор психологической модели (репертуар поведения, ТВ-действие, ТВ-активация, ТВ-альтернативы, ТВ-восприятие следствия, ТВ-воспринятая реальность).

16. Лазарсфельд, Пол (Lazarsfeld, Paul) - автор модели двухступенчатого потока информации.

17. Лассуэлл, Гарольд (Lasswell, Harold) – автор модель акта коммуникации (кто, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом)

18. Локк, Джон (Locke, John) – считал, что основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

19. Лотман, Юрий Михайлович - русский литературовед, семиотик, культуролог, Особый интерес у него вызывало соотношение «литературы» и «жизни»: он умел обнаруживать случаи воздействия литературы на жизнь и формирование человеческой судьбы. Лотману принадлежит определение семиосферы – семиотического пространства, которое принципиально гетерогенно и которое он сравнивает с музеем, где функционирует ряд упорядоченных семиотических пространств: экспонаты, картотеки, служащие, экспозиция и др. «Сюжет» начинается при выходе за семиосферу; Выходом из семиосферы Лотман считает чудо. Территориальный выход за границу семиосферы характеризует особый пласт личностей: колдун, разбойник, палач. Центр и периферия в семиосфере могут меняться местами.

20. Луман, Никлас (Luhmann, Niklas) - немецкий социолог, в начале своей профессорской работы, Луман ставит перед собой следующую задачу: за 30 лет создать полное описание общества; решением каковой задачи он и занимался всю жизнь. Книга «Общество общества» ("Die Gesellschaft der Gesellschaft"), вышедшая перед самой смертью, стала венцом этой деятельности.

21. Маккомс, Максвелл (McCombs, Maxwell) – открыл вместе с Дональдом Шоу эффект «повестки дня».

22. Маккуэйл, Денис (McQuail, Denis) – считал, что в обществе доминируют долгосрочные непланируемые массовые эффекты.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.