Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Цель формирующего эксперимента реализация условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Данный этап проводится с детьми экспериментальной группы.

Для достижения цели эксперимента нами были реализованы следующие условия: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию и создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Для начала мы организовали предметную среду, которая соответствовала все требованиям для формирования самостоятельности. Она была наполнена различными материалами для изобразительной деятельности, также мы использовали природные материалы и нетрадиционные средства для художественного творчества детей. Дети имели к этим материалам свободный доступ и могли экспериментировать с ними.

Также был создан уголок для ручного труда. Сюда мы разместили инструменты для работы с бумагой, а также дидактические материалы по разным видам бумаги.

Во время первого этапа мы старались привлечь дошкольников к тому, чтобы они выполняли некоторые задания, способ выполнения которых не важен. Дети легко отступали от выполнения, если у них возникали некоторые трудности. В таком случае мы старались терпеливо направлять шаги ребенка, не подсказывая ему напрямую, а косвенно подводя к нужному решению.

Допустим, если ребенок неправильно надрезал уголки у полосы, то они получились косыми и неодинаковыми. Естественно, ребенок огорчился. Педагог может сначала попросить малыша самого придумать, как бы сделать эти углы одинаковыми. И если дошкольнику трудно понять, то тогда можно предложить решение проблемы.

Также мы обучали детей навыкам для самообслуживания, что в результате привело к тому, что они стремились самостоятельно что-либо сделать для себя. Но это стремление пока было неустойчивым.

Эти задания дети выполняли с удовольствием, была заметна у них настойчивость, дети пытались решить задания сами без помощи взрослых. Однако они могли легко отвлечься и забыть про задание.

Если ребенок не хотел принимать помощь педагога в тех делах, которые он уже достаточно усвоил, мы переходили к следующему этапу, который позволял развить у них устойчивое стремление к самостоятельности. Дошкольники учились быть упорными и настойчивыми в выполнении заданий – они пытались преодолеть трудности, у них росла уверенность в своих силах. Дети старались выполнять разные работы, опираясь на собственный замысел. Опираясь на собственные опыт и знания, дошкольники старались научиться самостоятельно решать разные затеи.

Дети начинали проявлять заинтересованность в том, чтобы результат их деятельности был качественным.

Дети упорно отказывались от предлагаемой им помощи, но при этом они ждали, чтобы им подсказали на словах, правильно ли они выполняют работу.

Чтобы занятия принесли результат, мы старались также воздействовать на родителей. Нужно было побудить их совместно с детьми изготавливать разные поделки для детского сада или для дома.

Например, мы предлагали семьям на выбор разные темы, которые были связаны с событиями в общественной жизни, описывали повседневную жизнь или природные явления. Также в качестве темы они могли выбрать сюжеты некоторых сказок.

Если ребенок начинал устойчиво проявлять инициативу и самостоятельность, мы переходили к следующему этапу формирования этого качества. Во время третьего этапа дети развивали прочные навыки и умения, такие как чистоплотность и аккуратность.

Приобретенные навыки ребенок уже способен применять даже в непривычных условиях. При этом он становится более настойчивым в том, чтобы преодолевать трудности, он становится более уверен в своих силах. Ребенок начинает обращать внимание на качество продуктивной деятельности, ему уже важно то, каким будет результат. Дошкольник начинает отказываться от помощи взрослых, но в то же время хочет услышать словесную поддержку. Также заметно, что ребенок чаще начинает делать что-то для других людей.

Чтобы дошкольникам было интересно формировать самостоятельность, мы превращали занятия в игру. Создавали для детей различные игровые ситуации, которые были направлены на решение маленьких проблем.

Чтобы закрепить формы самостоятельного поведения у дошкольников, мы организовали коллективные занятия, в которых успех деятельности полностью зависел от того, насколько слаженно действовали дети и насколько хорошо каждый самостоятельно решал свою работу.

Также мы давали детям несколько домашних заданий. Нужно было, чтобы они сделали дома игрушки и принесли их в детский сад. В детском саду их нужно было раскрасить. Интересно, что некоторые дети самостоятельно раскрасили свои игрушки, не дожидаясь общего занятия.

Мы заметили, что формирующий этап эксперимента положительно повлиял на способность дошкольников создавать оригинальные продукты. Во время занятий дети могли воспользоваться полученными знаниями и навыками. Они старались хотя бы немного отходить от заданного образца, чтобы придать своей поделки немного индивидуальности.

В результате мы заметили, что дети стали проявлять больше самостоятельности, они были более активными и доводили свою работу до конца. Также они умело использовали свои способности, хорошо работали руками, знали, что значит «самостоятельность» и могли применять это слово в своей речи. Также они стали более уверенно контролировать самих себя, их оценка своих возможностей стала более объективной.

В конце эксперимента мы поняли, что деятельность по аппликации дает мощный толчок в развитии самостоятельности у дошкольников. Это ведущее качество, которое способствует подготовке к обучению в школе. Оно выражается в том, что дети могут сами ставить перед собой разные цели, они их добиваются своими силами.

Для проверки эффективности реализованных условий мы провели повторную диагностику уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием методик констатирующего этапа эксперимента.

Результаты повторного исследования оказались отличными от результатов констатирующего этапа.

Результаты методики «Аппликация» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты методики «Аппликация» на контрольном этапе

 

группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Экспериментальная   69,2   30,8    
Контрольная   7,1   35,7   57,2

 

Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 4.

 

Рис.4 Результаты исследования по методике «Аппликация» на контрольном этапе

 

При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Дети смогли выполнить задание без помощи педагога. Они самостоятельно смогли вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратных и прямоугольных фигур.

4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Дети старались вырезать круги и овалы самостоятельно, но иногда им требовалась для этого помощь педагога.

Низкий уровень был выявлен у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. У детей не получилось вырезать круглые и овальные формы. В экспериментальной группе низкий уровень самостоятельности по данной методике выявлен не был.

Результаты методики «Конструирование» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты методики «Конструирование» на контрольном этапе

 

группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Экспериментальная   61,5   30,8   7,7
Контрольная   14,3   35,7    

 

Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 5.

Рис.5 Результаты исследования по методике «Конструирование» на контрольном этапе

 

При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 8 детей экспериментальной группы (61,5%) и у 2 детей (14,3%) контрольной группы высокий уровень самостоятельности. Дети инициативны, смогли создать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно.

4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети приняли задание, но по образцу выполнить задание самостоятельно не смогли. Однако после показа педагогом, как выполнять задание, смогли перейти на самостоятельное выполнение задания.

Низкий уровень был выявлен у 1 ребенка экспериментальной группы (7,7%) и у 7 детей контрольной группы (50%). Эти дети либо не принимали задание, либо задание приняли, но выполнить его не смогли. Педагог объяснил им, как выполнять задание, но после попытки выполнить постройку, дети задание не выполнили.

Результаты методики «Зайка-Неумейка» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты методики «Зайка-Неумейка» на контрольном этапе

группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Экспериментальная   69,2   30,8    
Контрольная   7,1   35,7   57,2

 

Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 6.

Рис.6 Результаты исследования по методике «Зайка-Неумейка»

 

При исследовании уровня самостоятельности по данной методике у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) и у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок проявил желание и проявил инициативу и творчество при выполнении задания, смог самостоятельно сложить кирпичики в тележку.

4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети также проявили инициативу при выполнении задания, но временами отвлекались на другие дела, что говорит о том, что внутренней мотивации к данной деятельности у них не было.

Низкий уровень был выявлен у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не проявили инициативность и желание выполнять задание. Педагогу не удалось привлечь детей к самостоятельному решению поставленной задачи. В экспериментальной группе низкий уровень самостоятельности по данной методике выявлен не был.

Таким образом, из таблиц видно, что в экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста произошли заметные изменения в формировании самостоятельности.

 

Заключение

В результате исследования нами было рассмотрено понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности, выявлены условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Особенности формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности являются поэтапное включение дошкольника в продуктивную деятельность и развитие продуктивных умений.

Условиями формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности являются: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию, создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Критериями самостоятельности дошкольника выступают: умение выполнить какую-либо деятельность без помощи со стороны взрослых; способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность; внутренняя мотивация к деятельности; проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Для определения уровня самостоятельности у дошкольников в продуктивной деятельности использовались следующие методики: «Аппликация»; «Конструирование» С. Забрамной; игра «Зайка-Неумейка».

Результаты констатирующего этапа показали, что результаты исследования показали, что большинство дошкольников не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Поэтому на формирующем этапе мы реализовали выделенные в первой главе условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы в продуктивной деятельности.

Для достижения цели эксперимента нами были реализованы следующие условия: включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию и создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

Повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе дети научились выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Как видим, педагогические условия, реализованные на формирующем этапе, оказались эффективными в процессе формирования самостоятельности у детей.

Проблема развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией требует дополнительного исследования, которое мы планируем провести на этапе выполнения выпускной квалификационной работы.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абузярова, Л. Предметно - развивающая среда ДОУ [Текст] / Л.Абузярова //Ребёнок в детском саду.- 2004. - №6.- С.30-32.

2. Агеев, В.В. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе [Электронный ресурс] / В.В.Агеев, А.К.Файзуллина URL: http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33060.doc.htm.

3. Алекинова, О. В. Построение предметно-развивающей среды для организации деятельности старших дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала [Текст] / О. В. Алекинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — 34-36 с.

4. Асмолов, А.Г. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО» [Текст] / А.Г. Асмолов, Ю.В. Атемаскина, Н. В. Бурим. – Белгород: - 2014.

5. Борисова, О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника [Текст] / О. Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2011. - №1 - С.124-132.

6. Букина, Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными [Текст] / Н. Букина /Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12. – С. 28-33.

7. Буре, Р.С. Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста [Текст] /Р.С.Буре. – М.: Наш малыш,1995.-204с.

8. Быховец, Г.В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5-7 лет в условиях учреждения школа -детский сад[Текст] /Г.В.Быховец. - Мн., 1993. - 24с.

9. Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда [Текст] /Т.А.Власова//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.- Шадринск, изд. Шадринского пединститута, 1995.- 198с.

10. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000.-192 с.

11. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности [Текст] / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 33-38.

12. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? [Текст] / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.107-112.

13. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и её влияние на развитие детских взаимоотношений [Текст] /Г.Н. Година. – М.: Педагогика, 1972.

14. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок? [Текст] /Т.В. Гуськова// Дошкольное воспитание. — 1988. — № 11. — С. 60-64.

15. Дмитриева, Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности [Текст] / Ю. Н. Дмитриева // Ученые записки. – М.: МГУ, 2004. – 657 с.

16. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] /Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон.- М., Просвещение,1992.-142с.

17. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности [Текст] /Л.В. Жарова. – СПб.: Питер, 2003.

18. Киреева, О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / О.В.Киреева// Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 506 с.

19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] /Г.М.Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

20. Коломийченко, Л.В., Организация предметно-развивающей среды по «Программе социального развития» [Текст] / Л.В. Коломийченко.– Пермь, 2003. – 143 с.

21. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С.Комарова// Дошкольное воспитание. -2005. - № 2. - С. 37-39

22. Кон, И.С. Психология самостоятельности [Текст] /И.С.Кон//Педагогика здоровья. - 1992. - С. 268-274.

23. Кононова, И. Подготовка детей к самостоятельной деятельности [Текст] /И.Кононова, Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 6. – С. 11-14.

24. Краткий психологический словарь [Текст] /под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.

25. Кузнецова, С. Обновление предметно-развивающей среды [Текст] /С. Кузнецова, Г. Романова //Ребёнок в детском саду. — 2004. — №4. — С. 58-65.

26. Логинова, В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - М.: Пресс, 2014. – 224 с.

27. Люблинская, А.А. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / А.А.Люблинская//Дошкольное воспитание. – 1984. - № 2.

28. Малик, О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников [Текст] /О.А.Малик.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

29. Михайленко, О.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными [Текст] / О.А.Михайленко.- СПб.: Питер,2000.-190с.

30. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 688 с.

31. Нищева, Н.В. Пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] /Н.В. Нищева. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 128 с.

32. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф.Обухова. - М.: Тривола, 2003. - 360 с.

33. Петрова, И.М. Объемная аппликация [Текст] / И.М.Петрова.- СПб., Детство-Пр.,2000.-48с.

34. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 2003. – 120с.

35. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Просвещение, 2011. – 580 с.

36. Петунин, О. В. О формировании самостоятельности дошкольников при изучении основ знаний о природе [Текст] / О. В. Петунин // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — 84-86 c.

37. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] /под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ТЦ СФЕРА, 2011. — 129 с.

38. Пожидаева, А. Ф. Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/organizatsiya-samostoyatelnoi-deyatelnosti -detei-starshego-doshkolnogo-vo.

39. Савченко, М.В. К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА[Текст] / М.В.Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; URL: www.science-education.ru/107-8172 (дата обращения: 05.02.2014).

40. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. – С. 18-24.

41. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябкова // Дошкольное образование. – 2009. –№1. – С.5.

42. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Владос, 2013. – 368 с.

43. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду [Текст] / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №6. – С. 100-101.

44. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.

45. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А.Урунтаева. - СПб.: Питер, 2004. - 336 с.

46. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. - М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

47. Филютина, Т.Н. Формирование самостоятельности у детей трёх лет, как фактор адаптации к дошкольному образовательному учреждению диссертация на соиск. уч. степени канд. Педагогических наук. – Омск.: 1996.

48. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А.Цукерман, Н.В.Елизаров// Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 10-21.

49. Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Ш. С. Шойимова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — 831-834 с.

50. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., Академия, 2004.- 384с.

51. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание [Текст] / Г. Юсупова. — 2002. — №8. — С. 28-29.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...