Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 3. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности




Практикум

по

Экспериментальной психологии

 

Учебное пособие

для студентов специальности

6.040.100 Психология

 

Севастополь – 2007


ББК 88.3

С45

УДК 159.9

 

 

Скрипко Л.В., Медведева С.А. Практикум по экспериментальной психологии. Учебное пособие для студентов специальности 6.040.100 Психология. – Севастополь: «Рибэст», 2007. – 84 с.

 

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Г.А. Балл,

кандидат психологических наук, доцент И.Ю. Василенко.

 

 

Цель практикума – оптимизация теоретической и практической подготовки студентов в процессе учебных занятий и самостоятельной работы.

В пособии представлены планы практических и лабораторных занятий для аудиторной и самостоятельной работы студентов по курсу «Экспериментальная психология». Тематика занятий соответствует учебной программе курса.

Практикум предназначен для студентов специальности 6.040.100 Психология.

 

 

Рекомендовано ученым Советом СГГУ, протокол № 3 от 27.11.2006 г.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГГУ, протокол № 4 от 17.04.2007 г.

 

 

Все права данной публикации защищены и охраняются законом.

 

© СГГУ, 2007 год

© Л.В.Скрипко, С.А.Медведева, 2007 год


Введение

Главная задача практикума – углубить знания студентов по эксперимен­тальной психологии путем проведения учебных исследований с применением общепсихологических и психодиагностических экспериментальных методик, сформировать прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализа и интерпретации их результатов.

В практикум включены методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности
и основных свойств личности.

Учебная работа студентов по программе практикума предполагает:

· изучение теоретического материала по теме исследования (конспектов лекций, учебных пособий, первоисточников, рекомендованных планом занятия);

· подготовку протоколов, таблиц, стимульного материала, образцы которых приведены в пособии;

· изучение порядка выполнения эксперимента по теме;

· предоставление письменного отчета о выполненной работе (тема и цель работы, краткая характеристика методики, протокол исследования, обработка данных, анализ результатов и их интерпретация).

Студент допускается к проведению эксперимента после выполнения контрольных заданий по теоретическому материалу.

 


РАЗДЕЛ 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1. Наблюдение как метод психологического исследования

Цель: овладение основами организации и проведения научного наблюдения.

Вопросы для подготовки:

1. Основные принципы и свойства научного наблюдения.

2. Цель, объект и предмет наблюдения.

3. Классификация наблюдений.

4. Этапы научного наблюдения.

5. Способы регистрации наблюдаемого материала.

6. Типичные ошибки, допускаемые исследователями при наблюдении.

Литература

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 3–14.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 26, 40–43.

3. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – С. 15–24, 29–33, 36.

Ход занятия

Задание 1. Определите вид наблюдения.

Пример 1. В 60-е годы ХХ в. Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел
в зарослях, пока объекты, привыкнув к нему, не переставали обращать внимания на странного зрителя и не возвращались к нормальному образу действий.
При этом в нескольких случаях были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами….

Задание 2. В приведенных примерах выборочных наблюдений определите цель, вид наблюдения и форму регистрации.

Пример 2. Мать сообщает о Гюнтере в своих записях: «На стене был оторван кусок обоев. Заметна была попытка скрыть дефект стульями, придвинутыми
к стене. Стулья были расставлены так, как это делает Гюнтер во время игры,
и ясно было, что он является виновником дефекта. Я спросила Гильду
и Гюнтера: «Кто оторвал кусок обоев?» Гильда уверенным тоном сказала:
«Я – нет». Гюнтер стоял, отвернувшись от меня, и ответил так же: «Я – нет». Спокойным тоном я его подозвала. Гюнтер, спрятав руки за спину, просит: «Только не бить». Такое заявление равносильно признанию: Гюнтер ни разу
не был наказан незаслуженно. Я: «Нет, я не буду тебя бить. Подойди-ка, мой мальчик. Посмотри, это ты оторвал?»

Пример 3. 1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа.

2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил,
но напряженность еще давала себя знать.

4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 с. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое.

6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен
и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

Задание 3. Составьте схему наблюдения за проявлением интереса школьников в процессе учебной деятельности.

Задание для самостоятельной работы. Путем наблюдения за студенческой группой сравните показатели заинтересованности во время любых двух учебных занятий. Для регистрации результатов используйте признаковую систему.

Практическое занятие № 2. Анкетирование

Цель: развитие умений формулировать и редактировать вопросы анкеты.

Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика методики анкетирования, границы применения
в психологии.

2. Основные виды вопросов в анкете, их характеристика.

3. Требования, предъявляемые к разработке анкеты, проведению анкетирования и обработке результатов.

Литература

1. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию: Учебн. пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. – С. 177–188.

2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. – С. 299.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 46–52.

Ход занятия

Задание 1. Ниже приведены примеры неудачных вопросов анкеты, выясняющей особенности работы психологов. Найдите и объясните ошибки, допущенные при составлении вопросов анкеты.

1. Как Вы относитесь к своей профессии? Собираетесь ли и далее работать психологом:

а) это мое призвание, менять его не собираюсь;

б) буду и далее работать психологом, только не в этой организации;

в) пока буду работать психологом, потом – не знаю;

г) вероятно, изменю сферу деятельности, но еще не знаю, каким образом;

д) твердо решил перейти на другую работу;

е) затрудняюсь ответить.

2. Работаете ли Вы последнее время с полной отдачей сил или нет:

а) да, всегда;

б) не всегда, хотя стараюсь;

в) могу работать лучше;

г) не знаю.

3. Если Вас не удовлетворяет больше Ваша работа, укажите причину:

а) малая зарплата;

б) низкий социальный статус;

в) ухудшающийся уровень жизни;

г) социальная незащищенность;

д) другие ответы.

4. С каким настроением Вы обычно идете на работу:

а) настроение бодрое, хорошее;

б) настроение не всегда одинаковое;

в) настроение, как правило, неважное.

Задание 2. Составьте инструкцию и следующие виды вопросов для анкеты на тему «Мои интересы»:

1. Закрытый вопрос.

2. Полузакрытый вопрос.

3. Открытый вопрос.

4. О личности респондента.

5. О факте сознания.

6. О факте поведения.

Задание для самостоятельной работы. Разработать анкету на тему «Вуз глазами студентов».

Практическое занятие № 3. Контент-анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности

Цель: формирование умений выполнять процедурные моменты контент-анализа.

Вопросы для подготовки:

1. Общая характеристика метода контент-анализа.

2. Содержание основных процедур контент-анализа.

Литература

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2003. – С. 227–234.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 45–46.

3. Немов Р.С. Психология: Книга 3. – М., 1995.

4. Психология: словарь / Общ. ред. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М., 1996.

Задание 1. Выделить категории и единицы анализа в заданном тексте. Сопоставить результаты своей работы с данными других членов группы.

Задание 2. Осуществить контент-анализ на материале методики «Незаконченные предложения».

Задание для самостоятельной работы. Выполнить обработку речевого материала методом контент-анализа по методике «Психографологические характеристики письменной речи».

Цель: исследование психолингвистических показателей письменной речи.

Материал:

1. Письмо друга (подруги) объемом не менее 300 слов.

2. Сравнительная таблица психолингвистических показателей письменной продукции Ариадны Эфрон.

 

ПРОТОКОЛ

исследования психолингвистических показателей письменной речи

методом контент-анализа

ФИО испытуемого______________________________________

Возраст_________________ Дата исследования______________

Группа________________________________________________

ФИО экспериментатора__________________________________

 

Инструкция испытуемому: «Напишите письмо своему другу (подруге),
не требующее тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, объемом в 250–300 слов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...