Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отчет по результатам исследования типа темперамента




Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования типа темперамента. Ориентируйтесь на таблицу 24.

 

Таблица 24

Индивидуальные результаты исследования типа темперамента

 

Уровни выраженности свойств темперамента     Проявления типа темперамента
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессио­нальной) деятельности
40% и более Доминирующий      
20–30% Средний      
31–40% Низкий      

Задание для самостоятельной работы

Определите формулу темперамента одного из испытуемых и проинтерпрети­руйте полученный результат.

Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С. 553– 565.

2. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психол. журнал.– 1992. – № 2.

3. Семиченко В.А. Психология: темперамент. – Київ, 2001. – С. 12–35.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «темперамент» и как он связан со свойствами центральной нервной системы и характером?

2. Как проявляется тип темперамента в поведении и деятелъности человека?

3. Каким образом можно измерить тип темперамента?

4. Можно ли влиять на формирование типа темперамента?

Тема VIII. Экспериментальное изучение уровня притязаний

И настойчивости личности

Вопросы для подготовки:

1. Уровень притязаний личности: понятие, роль в формировании личности.

2. Значение психологических знаний об уровне притязаний и настойчивости личности для практической деятельности.

3. Основные приемы объективизации данных в экспериментальной психологии личности.

Литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2000. –
С. 62–73.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001. – С.503–510, 528–529.

3. Мельников ВМ., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

 

Лабораторная работа № 1. Моторная проба Шварцландера

Цель исследования: определить уровень притязания личности, используя моторную пробу Шварцландера.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка, секундомер. Образец бланка (см. таблицу 26).

Процедура исследования

Задание испытуемому дается как текст на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку
и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции
и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время.

Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчи­вающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в большой нижней ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых
и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.

Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если – да, то «Начали!»

Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в таблице 25. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».

На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд (испытуемым об этом не сообщается).

Четвертая проба проводится так же, как первая и вторая.

Дата, фамилия, имя, отчество испытуемого и экспериментатора заполняются с обратной стороны бланка после проведения всех проб данного исследования. Там же помещается самоотчет испытуемого. В самоотчете записывают не только самочувствие испытуемого, но и его оценку исследования. Для этого задаются вопросы: «Понравилось ли Вам исследование?», «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобного рода исследовании?», «Чем Вы руководствовались при определении Ваших возможностей в расстановке крестиков в квадраты?»

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого.

Целевое отклонение (ЦО) – это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в большой верхней ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.

Целевое отклонение подсчитывается по формуле:

,

где УП2, УП3, УП4 величины уровней притязаний в расстановке

крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-й проб;

УД1, УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-й, 2-ой, и 3-ей пробах

соответственно.

Анализ результатов

В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил.

Необходимо сравнить полученный результат со следующими стандартами
и определить уровень притязания личности (см. таблицу 25):

Таблица 25

ЦО Уровень притязаний
5 и более Нереалистично высокий
3– 4,99 Высокий
1–2,99 Умеренный
-1,49–0,99 Низкий
-1,5 и ниже Нереалистично низкий

Справка. Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью
к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности и реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных
в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценно­стью достигаемого.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу.

У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.

Таблица 26

Образец для бланка опытов

                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   
                     
                   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...