Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивид, индивидуальность, личность, социализация.




Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе

Употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода. Человек как отдельная особь среди людей

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, его уникальные особенности (врожденные

и приобретенные, присущие конкретному человеку; внешний облик, характер,

манера поведения, культура…).

Личностьустойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена общества.

Эти социально-значимые черты (ответственность, трудолюбие….) индивид реализует в обществе.

Формирование личности происходит только в обществе. Человеком рождаются, личностью

становятся в процессе социализации. Термин «личность» употребляется по отношению к человеку

лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или

двухлетнего ребенка. Личность – относительно поздний продукт социального развития.

Личность - результат становления индивида в обществе.

 

Социализация - начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс

усвоения человеком социального опыта прошлых поколений, социальных ролей и

культурных норм под воздействием общества.

В ходе социализации идет процесс формирования личности.

 

От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данном обществе, сумеет реализовать себя в общественной жизни.

 

 

По степени достижения результата различают этапы социализации:

-начальную социализацию, охватывающую периоды детства и юности;

- продолженную социализацию, охватывающую зрелость и старость.

 


первые черты личности устойчивые черты личности

 


1год 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

 

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на ее формирование действует ряд факторов:

а) генетические особенности индивида, полученные им при рождении (наследственные черты являются базой для формирования личности; например, физические качества или способности накладывают отпечаток на характер человека);

б)физическое окружение (окружающая природа, постоянно воздействующая на наше поведение; люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга);

в)влияние культуры общества (личность воплощает в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает свои членам);

г)индивидуальный опыт человека (человек в жизни попадает в разные ситуации; последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущее исходя из индивидуального опыта)

д ) влияние социального окружения (влияние агентов и институтов социализации) (следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида; влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации)

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации и институты социализации.

 

  • Агенты социализации – это конкретные люди, отвечающие за обучение других людей

культурным нормам, оказание им помощи в усвоении социальных ролей.

  • Агенты первичной социализации -родители, родственники, друзья, учителя; входят в

ближайшее окружение человека, оказывая определяющее воздействие на формирование личности.

  • Агенты вторичной социализации –сотрудники вузов, предприятий, телеведущие; играют

заметно меньшую роль.

 

Институты социализации – социальные учреждения, которые влияют на процесс

социализации и направляют его.

Первичные институты социализации – семья, школа.

Вторичные институты социализации – армия, производство, СМИ и т.д.

 

Первичная социализация осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная в сфере

социальных отношений.

 

Функции (роль) социализации:

а)получение системы знаний о мире, человеке и обществе;

б)усвоение моральных ценностей и идеалов;

в)освоение практических умений, навыков…

? «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»

(А.Г. Асмолов -советский психолог и педагог)

-Вопрос 35 или С8 (по старому).

Демо-вариант (план «Налоги и их воздействие на экономику»)

Важно!!!

а)не менее трех пунктов плана;

б)два пункта плана должны быть расписаны с подпунктами;

в)писать 5-6 пунктов плана, чтобы 2-3 пункта сошлись с теми, которые придут из ФИПИ.

Шаблон для составления плана:

I.Понятие «………..» II.Основные принципы 1)…………………………… 2)………………………….. III. Специфические признаки (особенности) 1)…………………………… 2)………………………….. IV. Формы (типы, виды, классификации) 1)…………………………… 2)………………………….. V. Основные функции (важнейшие задачи) 1)………………………… 2)………………………… VI.Тенденции развития………… в современном мире, в РФ. VI.Значение…………….в развитии общества, личности.  

 

 


Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «Социализация».

2. Этапы социализации:

А)начальная социализация

Б)продолженная социализация

3. Факторы, оказывающие влияние на социализацию личности.

4. Агенты и институты социализации.

а)агенты и институты первичной социализации

б)агенты и институты вторичной социализации

5. Функции социализации:

А)получение системы знаний о мире

Б)усвоение моральных ценностей и идеалов

В)освоение практических умений и навыков

 

КАК ПИСАТЬ ЭССЕ.

-Вопрос 36 или С9 (по старому).

«Человек как общественное существо характеризуется тем, что он не может жить без другого человека». (В.Н.Мясищев)

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». (К.Гельвеций)

«Будучи социальной, личность, в то же время, индивидуальна, неповторима» (И.Кон)

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г.Белинский)

«Человек немыслим вне общества» (Л.Н.Толстой)

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон)

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

ЭССЕ-«разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий…». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать знания и умения, но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, эмоциональность. Жанр эссе дает право на субъективное изложение заявленной проблемы.

В ЕГЭ для написания эссе дается пять высказываний, относящихся к той или иной науке-

философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Выбор темы - ответственная задача.

Вы должны быть уверены в том, что хорошо понимаете смысл высказывания (согласны или не согласны; понимаете то, что именно утверждает автор). Вы должны быть уверены в том, что владеете обществоведческими терминами, которые понадобятся (при этом термины и понятия должны относиться к теме эссе).

Вы должны быть уверены в том, что сумеете привести в защиту своей точки зрения примеры из истории, общественной, личной жизни…

Оценивается эссе в 5 баллов:

-раскрытие смысла высказывания (1 балл);

-характер и уровень теоретической аргументации (2 балла);

-качество фактической аргументации (2 балла);

 

Итак, тема выбрана, осознана. Работу следует начинать с черновика. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, цитаты, примеры, мнения, аргументы, имена.

На черновике полезно оставить широкие поля. Они нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста.

Важная «мелочь»: первая запись в черновике – это точная формулировка темы эссе. Вчитываясь в нее, вы оказываетесь в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Главная задача – понять и раскрыть тему, а не уйти от нее (ситуация весьма распространенная).

Схематично структура ЭССЕ выглядит так.

В-ТАА-ТАА-З (идеальный вариант, но по требованиям егэ надо привести 2 аргумента)

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Вступление – одна из самых ответственных частей работы.

Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы.

В первом предложении уместно сформулировать ваше понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно раскрыть его основную мысль, сказав это другими словами. Высказывание желательно перевести в обществоведческую плоскость

Например, тема эссе: «Человек не мысли вне общества» (Л.Н.Толстой)

Вы пишите: «Автор, в своем высказывании говорит о том, что личность человека формируется только в обществе в процессе социализации».

Для вас будет плюсом, если вы знаете информацию об авторе высказывания («политический деятель начала XX века», «английский историк», «общественный деятель»).

Во втором предложении, если высказывание проблемное, сформулируйте проблему высказанную автором (вам необходимо за частным мнением автора увидеть общий вопрос, на который он отвечает)

Вы пишите: «Л.Н. Толстой ведет речь о такой проблеме как формирование личности в обществе».

Далее четко и ясно вы указываете личную позицию:

«Я согласен с данным мнением. Объясню почему»;

«Я не могу присоединиться к следующему утверждению»;

«В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

Вы обязательно должны показать, что владеете терминологией. Как можно выйти на это?!

«А что же такое личность? Личность это……..». Или «для понимания проблемы следует ввести следующие понятия…» «для того, чтобы глубже понять смысл высказывания обращусь к теории…»

Плюсом будет, если опишите точки зрения на проблему или разные подходы к ее решению.

В ЭССЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ РАСКРЫТО НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ!!! Также можно использовать теоретическую информацию: виды, функции…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть представляет собой развернутое изложение вашего мнения в отношении поставленной проблемы.

Мысли автора эссе излагаются в форме кратких тезисов (Т).

ТЕЗИС-ЭТО (мысль) ТО, что требуется доказать.

-ТЕЗИС 1. «Я считаю, что формирование личности без общества невозможно, так как вне общества человек будет испытывать огромные трудности или даже процесс социализации может остановиться.

Каждый тезис должен быть подкреплен доказательствами, и за ним следуют аргументы (А).

АРГУМЕНТЫ– это факты, примеры из истории, явления общественной жизни, жизненные ситуации, социологические опросы, сообщения СМИ, материалы учебных предметов: истории, литературы, географии…

-АРГУМЕНТ 1. В качестве доказательства моего тезиса могу привести пример индийских девочек Амалы и Камалы, которые почти десять находились в волчьей стае. Этот случай нам рассказал учитель биологии. И когда они оказались опять в обществе людей, то их социализация была невозможно. Они так и не научились говорить.

-АРГУМЕНТ 2. В одной из телевизионных программ я узнал о японской процедуре «моритао». Так называется духовное испытание, когда человека закрывали в пещере, запретив даже общаться с самим собой. Это испытание очень тяжело переживалось человеком. После него он испытывал большое наслаждение даже при общении с первым встречным.

ТЕЗИС 2. Окружающее человека общество также оказывает огромное влияние на формирование личности.

- АРГУМЕНТ 3. После смерти матери Ивана Грозного Елены Глинской началась борьба придворных группировок за власть. Эта борьба проходила на глазах у маленького Ивана. Именно тогда в не сформировались такие качества как подозрительность, скрытность, мстительность. Таким образом окружающее общество оказало влияние на личные качества.

- АРГУМЕНТ 4. Можно привести часто встречающуюся ситуацию, когда попадая в хороший класс, «трудный» ребенок под его воздействием меняет свои личностные качества в лучшую сторону.

 

Не забывайте о выделении абзацев, роли красных строк: так достигается целостность работы.

  • Естественно следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Делаете выводы. Вы возвращаетесь к высказыванию, к проблеме и как бы закольцовываете свою работу.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми.

Можно использовать фразы-клише:

  • В современном мире эта проблема актуальна….
  • Данная проблема является актуальной в условиях (обострения глобальных проблем современности; современной рыночной экономики, преодоления нравственного кризиса.
  • В современном мире эта проблема решается или она не решена….

Можно закончить поговоркой, высказыванием.

У.Черчилль: «Демократия – это наихудшая форма правления, если не считать всех остальных».

Вольтер: «Я ненавижу Ваше мнение, но готов отдать жизнь за Ваше право его высказывать».

Теодор Рузвельт: «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем»

Лоренс Питер: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи

ограниченных ресурсов».

 

Пример окончания эссе:

Разнообразными кажутся факты, изложенные мной. Но если пристально вдуматься в них, то можно увидеть, что они служат доказательством высказывания мыслителя. А в своем эссе я и пытался доказать, что ……….

Я пришел к выводу, что это не просто звонкая фраза, а подлинное явление действительности.

 

Размера эссе определенного нет.

 

 

Пример эссе.

 

«В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества».

В.В.Касьянов.

В данном высказывании затронута проблема формирования личности в обществе в ходе социализации. Социализация-это начинающийся в раннем детстве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком опыта прошлых поколений, ценностей и норм. Автор текста В.В.Касьянов говорит о том, что человек социализируется в социальных группах, в следствие чего он становится личностью и членом общества.

Я полностью согласна с автором. Действительно, социальные группы играют огромную роль в становлении личности. Личность-человеческий индивид, наделенный общественно-значимыми качествами, участвующий в общественной жизни способный принимать волевые решения и нести за них ответственность.

В социализации человека принимают участие агенты и институты социализации. Агенты социализации-люди, отвечающие за усвоение ценностей и норм поведения человеком. Институты социализации-группы, организации, воспитывающие общественно-значимые качества в человеке. Различные социальные группы (общности людей, объединенных каким-либо социальным признаком) являются институтами социализации, а члены этих групп-агентами социализации.

Например, такая группа как семья играет одну из главных ролей процессе социализации индивида. Венгерский педагог Ласло Полгар самое яркое тому подтверждение. Когда в семье Полгар родились три девочки: Жужа, София и Юдит, родители активно начали заниматься воспитанием дочерей. Девочки получили великолепное образование, усвоили общепринятые ценности, а благодаря отцу еще добились великолепных результатов в шахматах. Таким образом семья, как социальная группа осуществляет первичную социализацию ребенка, развивает способности, воспитывает дает образование.

Однако семья это не единственный институт социализации. Существуют такие институты как: церковь, армия, школа, производство. Человек в процессе социализации словно глина, из которой можно лепить все что угодно. И порой ребенку прививают антиценности, противоречащие общественным нормам. Такие группы как: преступники, воры, мошенники могут оказывать сильное воздействие на психику личности, это может привести к негативным последствиям. Например, в моем дворе жил мальчик Федя, его родители болели алкоголизмом, а семья считалась неблагополучной. Взрослым не было дела до воспитания ребенка, и подросток часто убегал из дома. Однажды я увидела как он грабит машину вместе с взрослым мужчиной и поняла, что он «встал на преступную дорогу». Наша семья обратилась в органы опеки и попечительства, и вскоре Фединых родителей лишили родительских прав, а Федю забрала другая семья. Таким образом, очень важно, чтобы в процессе социализации усваивались правильные ценности и нормы, обществу нужно следить за этим процессом, иначе люди будут вырастать антиморальными невежами и преступниками.

В заключении хотелось бы сказать: человек «состоит» из тех людей, которые его окружают, из тех групп, в которых он состоит. Его мысли, чувства и поступки отражение социализации в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...