Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные препятствия, возникающие на современном этапе развития таможенных механизмов




 

За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности, а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют существенную часть доходов предприятий и госбюджета.

По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. На интенсивность и глубину этих связей, потоков, а также и на экономическое положение стран оказывает влияние проводимая правительством та или иная политика в сфере валютных отношений. Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов. С помощью инструментов валютного регулирования

ЦБ РФ и ФТС России создают условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывают эффективные механизмы управления, валютными потоками, обеспечивающие возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

С этой целью ФТС РФ и подчиненные ему таможенные органы осуществляют проверки соблюдения требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле при перемещении валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу РФ, таким образом реализуя функцию валютного контроля в пределах своей компетенции.

Таможенный кодекс ставит своей главной задачей — ускорить процедуры таможенного оформления и выпуска товара и, по возможности, максимально исключить волокиту при таможенных процедурах, вследствие этого валютный контроль имеет характер постконтроля. Валютный контроль направлен также на выявление нарушений валютного законодательства участниками ВЭД в их дальнейшей деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Однако уже при заполнении таможенной декларации в соответствии с ТК РФ участник ВЭД обязан представить сведения и документы, необходимые для проведения валютного контроля после истечения срока для текущих валютных операций. Вне зависимости от заявленного таможенного режима в соответствии с ТК РФ участник ВЭД должен соблюсти запреты, предусмотренные валютным законодательством.

Действующая система таможенно-валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом Федеральным законом РФ №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Технологически схема валютного контроля основана на возможности уполномоченных банков и таможенных органов, осуществляющих функции агента валютного контроля в период таможенного оформления, сопоставления двух информационных потоков — движения товаров и движения денежных средств — в рамках автоматизированной информационной системы.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорт сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

С точки зрения экономики таможенного дела здесь возникает несколько проблем технического и организационного характера. Проанализируем их более подробно.

1. Экспортно-импортные сделки с использованием денежной оплаты. Казалось бы, в этом случае все ясно: осуществляя внешнеторговые сделки с расчетами в деньгах, таможенные и налоговые платежи выплачиваются как определенная часть стоимости товаров в соответствующих денежных единицах. При этом должно соблюдаться соответствие между движением товарных потоков и адекватных движением валютных средств (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Условная схема движения товарных и денежных потоков, контролируемых таможенной службой

 

Однако внешняя простота может быть обманчивой. В связи с тем, что существуют наличные и безналичные платежи, различные национальные и коллективные валюты, для сотрудников таможни возникают определенные трудности. Например, внешнеторговая сделка купли-продажи может быть оплачена деньгами или ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте – векселями, акциями, облигациями. Таможенники могут проконтролировать традиционными методами наличные денежные средства и документарные ценные бумаги, чего не скажешь про безналичные платежи.

Таким образом, возникает важный вопрос – должны ли таможенные службы контролировать электронные платежи и безналичные расчеты. Или же это сфера контроля Центрального банка, министерства финансов или иных ведомств.

Положительные или отрицательные ответы на поставленные вопросы, по сути, формируют последующее построение финансовых структур и служб таможни. Если таможенная служба не контролирует безналичные платежи, то создается разрыв между движением товарных и денежных потоков. В этом случае возможны большие злоупотребления со стороны участников ВЭД и коммерческих банков. В то же время передача функций финансового контроля Центральному банку, министерству финансов и иным уполномоченным органам делает структуру таможенной службы менее громоздкой и затратной.

Наделение таможенной службы полномочиями контроля платежей всех видов, вне зависимости от их форм и специфики, требует введения в штат сотрудников таможни квалифицированных специалистов по финансам, платежным системам, IT-технологиям. Естественно, что придание данных функций таможенной службе делает ее более сложной и дорогостоящей.

Другой проблемой для таможенной службы при осуществлении внешнеторговых операций становится валюта расчета за поставленные товары. Известно, что в рыночной экономике стоимость национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам не остается неизменной. Напротив, под воздействием многих факторов котировки валют меняют свое соотношение. Таким образом, перед таможенной службой государства встает вопрос – что же предпочесть, какую-либо стабильную иностранную валюту с минимальным риском девальвации, или использовать в таможенных расчетах национальную валюту, которая может быть подвержена высокой инфляции и прочим рискам. Таможенное законодательство разных стран мира исходит из различных соображений, назначая таможенные платежи и налоги либо в национальной валюте, либо в долларах США или иной стабильной и свободно конвертируемой валюте.

Все финансовые операции участники ВЭД проводят посредством банковских расчетов через уполномоченные банки, контроль за деятельностью которых осуществляет Приднестровский республиканский банк, а обеспечение соблюдения порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств возлагается на таможенные органы.

Совершенно очевидно, что на данном этапе процесс взаимодействия банковской системы и таможенных органов носит незавершенный, симптоматический характер. Это негативным образом отражается на степени эффективности сотрудничества данных субъектов и является препятствием для совершенствования механизмов валютного контроля как на Троицкой таможне, так и в целом по РФ.

Таким, образом, решением данной проблемы является налаживание более тесного сотрудничества между банками и таможенными органами.

Создание целостной системы валютного контроля предполагает реализацию трех основных задач:

1) установление таможенно-банковского контроля за экспортом товаров;

2) учреждение механизма валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

3) охват валютным контролем иных внешнеэкономических операций (бартерные сделки, экспорт услуг и т.д.).

В отношении первых двух задач можно констатировать завершение формирования соответствующей нормативной базы. Третье направление валютного контроля еще ждет своего воплощения.

Кроме того, к ослаблению эффективности действующей системы валютного контроля может привести расширение таможенного союза СНГ, если новые его члены не возьмут на себя обязательства по унификации своего законодательства в области валютного контроля.

Статья 201 ТК посвящена ответственности за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля российскими таможенными органами. Ответственность за подобные правонарушения наступает в соответствии с предписаниями ст. 221 ТК, если данные нарушения являются одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов.

В иных случаях ответственность за нарушения российского валютного законодательства, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с валютным и иным законодательством Российской Федерации.

За отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации предусматривается ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данном случае устанавливается Банком России.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических – в судебном.

Меры ответственности за нарушение валютного законодательства могут устанавливаться и другими нормативными актами.

Объективно, в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. ЦБ РФ и ГТК РФ было принято решение о разработке в первоочередном порядке системы валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютных средств, получаемых участниками ВЭД при поставках товаров на экспорт.

При этом действие технологии таможенно-банковского контроля ограничивается поставками товаров в таможенном режиме экспорта с расчетами в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

Таким образом, вне зоны действия рассматриваемых контрольных механизмов остались поставки товаров с расчетами в валюте РФ, а также товары, вывозимые в соответствии с прочими таможенными режимами.

Наиболее серьезной проблемой оказался не сам процесс создания системы контроля, а ее завершающий этап – применение к нарушителям установленных санкций.

В настоящий момент в случае непоступления валютной выручки в установленные актами законодательства сроки, таможенные органы обязаны заводить и принимать к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров, дела о нарушении таможенных правил в соответствии Таможенным кодексом Российской Федерации.

Очередным шагом по развитию системы валютного контроля стало введение в действие с 1996 г. совместной Инструкции ЦБ России и ГТК России “ О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость введения данной контрольной системы обусловлена значительными переводами за рубеж валютных средств, не подтвержденных поставками импортируемых товаров.

В соответствии с Указом Президента от 21.11.95 г. № 1163 импортеры-резиденты в случае необеспечения ввоза товаров на территорию России несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товара.

Взыскание штрафов осуществляется Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю.

С ноября 1996 г. на уже существующей технологической основе обработки информационных потоков для осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Положительные тенденции в действии системы – это переход на общепринятые формы расчетов, повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки. Стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам, сокращаются сроки оплаты экспортированного товара. Начинает складываться взаимодействие таможенных органов с другими ведомствами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля.

Вместе с тем, следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК):

- отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте РФ);

- необходима доработка правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок;

- неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями контракта;

- недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК, прежде всего - применение мер воздействия к нарушителям.[5, c. 163]

Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль. Работа в данном направлении ведется, внесены изменения в Таможенный кодекс, в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, в другие нормативные акты, затрагивающие проблемы валютного контроля.

Анализ применения действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля показывает, что требования валютного законодательства включают в себя систему публично-правовых и частноправовых предписаний и методов регулирования. Государственная политика регулирования валютных отношений, особенно в условиях финансового кризиса, должна опираться на установленный валютным законодательством с помощью определенного набора используемых средств (запретов, дозволений, позитивных обязываний) порядок.

На текущий момент сложно говорить о существовании в Российской Федерации действительно результативной системы государственного финансового валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля, реализуя возложенные полномочия, столь важные для обеспечения финансовой безопасности и стабильности экономики страны, автономно осуществляют мониторинг процессов, связанных с проведением валютных операций. Кроме того, до сих пор не получили должного научного и институционального разграничения сами понятия “форма” и “метод” контроля.

Вместе с тем повышение результативности реализации полномочий по валютному контролю может быть достигнуто путем выработки в указанной сфере деятельности единообразных подходов к осуществлению контрольных мероприятий за соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации. При э том важным условием применения является четкая формулировка целей и задач, упорядочение государственных функций, оптимизация структур, описание процедур ­ регламентов контрольной деятельности.

Представляется целесообразным уточнить, что под формами контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения валютного контроля можно выделить три основные его формы предварительный, текущий и последующий. Все они должны находиться в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контрольных мероприятий.

Методы осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования представляют собой способы реализации возложенных полномочий органов и агентов валютного контроля, направленные на достижение конечного результата – предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в валютной сфере.

В валютном контроле наиболее распространены методы наблюдения, анализа и проверки. При этом наблюдение в данной сфере представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации; анализ характеризуется обработкой информации с использованием специальных аналитических математических приемов; проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений валютного законодательства.

Различие между наблюдением и проверкой, с точки зрения открытости методик, объясняется тем, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях и несут ответственность за своевременность и достоверность сообщения сведений. Проверки же направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

Наблюдение и анализ преследуют цель не столько выявления правонарушений, сколько получения информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано, в первую очередь, констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными “автоматически” в силу самой процедуры наблюдения.

Отметим некоторые особенности метода наблюдения, используемого органами и агентами валютного контроля. Сюда относятся: постоянность наблюдения (например, в течение всего периода осуществления валютной операции или деятельности, подлежащей контролю; оно охватывает, как правило, все операции определенного рода одного субъекта хозяйствования); всеобщность наблюдения (контролю подлежат все без исключения лица, совершающие валютные операции, если это предусмотрено законодательством); нейтральность наблюдения (процедуры наблюдения не должны препятствовать совершению разрешенных законодательством валютных операций, не создавать дополнительных издер жек для лиц, осуществляющих валютные операции).

Проверка как метод валютного контроля чаще всего используется в тех случаях, когда возникает необходимость установить факт нарушения валютного законодательства. Проверка отличается более глубоким исследованием обстоятельств дела с привлечением всех возможных документальных источников информации. Метод проверки вступает в действие в связи с информацией о неправомерном поведении лица, нарушившего порядок проведения какой-либо валютной операции. Проверки, в основном, не носят сплошного характера и осуществляются выборочно. Преимущественно проверкам подвергаются юридические лица-резиденты, а также действующие на территории Российской Федерации иностранные юридические лица.

Следует обратить внимание и на принципиальные требования к процедуре проверок в сфере валютного контроля: производимые органами и агентами валютного контроля проверки не должны перерастать в ведомственный произвол; неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами и агентами валютного контроля и их должностными лицами. Требование презумпции невиновности лица-участника внешнеэкономической сделки предполагает непредвзятость в отношении к проверяемым лицам, выражающуюся в том, что их действия заранее не были направлены на уклонение от соблюдения норм, установленных валютным законодательством.

Необходимо отметить, что совокупность форм и методов контрольной деятельности представляет собой функциональную составляющую механизма валютного контроля. Форма и методы осуществления валютного контроля в Российской Федерации должны обеспечивать соблюдение интересов государства без излишнего вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов, не препятствуя при этом развитию экономики.

Учитывая действующую государственную политику в данной сфере, органами и агентами валютного контроля должна проводиться работа, направленная на решение вопросов стандартизации и четкой регламентации осуществления контрольных полномочий, а также взаимодействия и координации работы контролирующих органов всех уровней. В целом указанные требования можно разделить на две группы: требования к осуществлению контрольной деятельности и требования к организации и проведению контрольных мероприятий.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Росфиннадзора и его территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Росфиннадзора и его территориальными органами, а также порядок взаимодействия Росфиннадзора и его территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции органа валютного контроля определены административным регламентом

Введение регламентации деятельности в валютной сфере направлено на реализацию идеи о публично-правовом характере отношений, которые возникают между гражданами и организациями, с одной стороны, и государством – с другой. Вместе с тем анализ практики применения административного регламента Росфиннадзора по валютному контролю показывает необходимость внесения ряда изменений и дополнений в указанный документ.

Медленная и слишком централизованная процедура принятия решений, отсутствие оперативной информации о результатах и затратах, позитивных общественно значимых результатов ставит в качестве цели изменения регламента отход от управления, основанного на процедурах, и переход к управлению по результатам, что приведет к более рациональному использованию кадровых и финансовых ресурсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...