Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет ОБЩЕЙ теории статистики




Введение

Важность дисциплины «Статистика» определяется комплексом проблем, решаемых статистической наукой и практикой. Актуальность и значимость статистики особенно возросли на современном этапе. Существенное изменение общественной и социально-экономической жизни России вызвало потребность в коренном совершенствовании социально-экономической статистики, комплексном пересмотре всей системы учета и статистики в стране, а также необходимость расширения возможности получения объективной аналитической информации о состоянии и развитии социально-экономических процессов для принятия решения на всех уровнях управления, обеспечения международной сопоставимости результатов государственных статистических наблюдений, внедрения наднациональных стандартов в статистическую практику.

Цель изучения дисциплины «Статистика» ¾ формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области современной статистики.

Изучаемая дисциплина состоит из трех разделов: общей теории статистики, социально-экономической статистики и статистики финансов.

Общая теория статистики ¾ общественная наука, разрабатывающая общие понятия, категории, методы сбора, обработки, обобщения и анализа массовых данных.

Социально-экономическая статистика ¾ общественная наука, изучающая количественную сторону массовых социальных и экономических явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. Объектом изучения социально-экономической статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Все показатели социально-экономической статистики и методология их исчисления рассматриваются в свете теории и практики применения системы национальных счетов в условиях рыночной экономики.

Статистика финансов ¾ общественная наука, характеризующая количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в финансово-кредитной сфере, в неразрывной связи с их качественной стороной в целях выявления общих закономерностей и процессов в развитии социальной и экономической сферы общества, страны.

Эффективное изучение дисциплины «Статистика» предполагает знание высшей математики, теории бухгалтерского учета, экономической теории и теории финансов.

В соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню статистической подготовки специалистов с высшим образованием, к задачам общей теории статистики относятся:

■ овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для изучения тенденций и закономерностей социально-экономических явлений и процессов;

■ применение статистических методов, методов моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов для принятия обоснованных управленческих решений.

В результате изучения общей теории статистики, социально-экономической статистики и статистики финансов студенты должны:

■ знать:

¾ задачи статистики в условиях рыночной экономики,

¾ научно обоснованную систему взаимосвязанных социально-экономических показателей,

¾ методы сбора, обработки и комплексного анализа макроэкономических, отраслевых и социальных показателей,

¾ методы расчета системы обобщающих показателей, отражающих результаты развития в России;

■ уметь:

¾ систематизировать данные статистического наблюдения в виде сводок и группировок, рядов распределения, динамических рядов, графиков и таблиц,

¾ исчислять абсолютные, относительные, средние величины, показатели вариации, индексы и другие обобщающие показатели для отражения конкретных общественных и социально-экономических явлений,

¾ конструктивно использовать методы статистического анализа для управления экономикой, а также моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов,

¾ анализировать результаты статистических исследований и делать аргументированные выводы;

■ иметь представление:

¾ о принципах организации статистических органов и их структуре,

¾ об использовании статистических методов в практической деятельности,

¾ о проведении специально организованных статистических обследований,

¾ о методах международных сравнений и сопоставлений.

Для оказания помощи студентам в успешном освоении дисциплины «Статистика» в условиях рыночной экономики коллектив авторов принял решение подготовить в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования электронный учебник по статистике, в котором будут рассмотрены вопросы общей теории статистики, социально-экономической статистики и статистики финансов.

Особенностью данного электронного учебника является то, что в нем даются методические указания и подробное решение типовых примеров по каждой теме, способствующее развитию практических навыков, которые могут быть использованы для самостоятельного решения задач по статистике.

Характерно и то, что решение задач по статистике дается в доступной для студентов форме. Кроме того, по каждой теме приводится для самостоятельного решения необходимый набор задач и упражнений.

Электронный учебник по статистике позволит студентам лучше понимать эту дисциплину, самостоятельно анализировать статистические данные, делать выводы и, в конечном счете, стать квалифицированными специалистами.

Электронный учебник «Статистика» может быть рекомендован не только студентам вузов и колледжей, но и работникам экономических, финансово-банковских и страховых служб, специалистам предприятий и организаций, слушателям курсов повышения квалификации.

 

Раздел I. Общая теория статистики

Внимательно изучите материалы глав раздела в соответствии с методическими рекомендациями по изучению каждой главы. Затем выполните контрольные задания по разделу.

 

Глава 1. Предмет, метод и задачи общей теории статистики

Предмет ОБЩЕЙ теории статистики

Изначально термин «статистика» (происходит от лат. status ¾ состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние» (отсюда итал. stato ¾ государство и statista ¾ знаток государства). В научную литературу этот термин вошел в XVIII в. и вначале понимался как «государствоведение». Статистическая же наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и т. д. В этот период статистика называлась «политическая арифметика». Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. А. Кетле и его последователи в своих работах сделали попытку представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако такие закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.

Большой вклад в статистическую науку и практику внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М. В. Ломоносова, И. К. Кирилова, В. Н. Татищева, а позднее и К. И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А. Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д. П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю. Э. Янсона. П. Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А. А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.

Значительный вклад в развитие статистики внесли В. И. Хотимский, B. C. Немчинов, С. Г. Струмилин, В. Н. Старовский, Б. С. Ястремский, А. Я. Боярский, П. П. Маслов, B. C. Новиков, Л. В. Некраш, В. Е. Овсиенко, В. Е. Адамов, Т. В. Рябушкин, И. С. Пасхавер, М. В. Птуха, Я. И. Лукомский и другие видные ученые.

Общая теория статистики ¾ общественная наука, изучающая количественную сторону общественных явлений и процессов в неразрывной связи с качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития. Статистика изучает также влияние природных и технических факторов на количественные отношения общественной жизни, влияние организации производства на природные условия жизни общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...