Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе.




Лекция №1

Введение.

Ведущий – это нечто среднее между диктором и хозяином программы. Речь его должна быть максимально приближена к бытовой, разговорной, но, естественно, дикционно понятной, логически выстроенной.

Если ведущий берет интервью, он должен учитывать интерес слушателя к событию и задать те вопросы, которые могли бы в данный момент его интересовать. Хорошо, когда он знает хотя бы краткую предысторию события. Ведущий должен быть похож на друга, который всегда рад поделиться новостями.

По тому, как он говорит, видно, насколько он интересный или заурядный человек. Ведущий должен быть предельно грамотным. И, если нет в нем яркой личностной черты, то грамотность, логика, умение вовремя улыбнуться и вовремя быть сдержанным сможет сделать из него вполне профессиональную личность.

Успех авторской передачи зависит от того, насколько вы обаятельны, умны, грамотны и умеете расположить к себе слушателя. Все будет зависеть от того, поверит ли он вам как человеку. Все, что у вас есть за душой, весь интеллект, все умение общаться со слушателем, глубокое знание выбранной вами темы – все это эфир подхватит и укрупнит. В то же время, будут видны все ваши промахи.

Несмотря на совершенно справедливое замечание Аристотеля, что «дыхание – это жизнь», мы все-таки начнем разговор с законов логики, без которых чтение у микрофона превращается во что угодно, но только не в разговор со слушателями. «Микрофонная логика» ничем не отличается от логики бытовой, но беда в том, что у микрофона наша инстинктивная логика полностью куда-то исчезает. Так вот, обладая логикой чтения, вполне можно компенсировать ею некоторые дикционные и голосовые недостатки.

 

 

Подготовка к чтению.

1. Очень полезно во время подготовки текста размечать его карандашными пометками. Это мобилизует внимание, помогает легче отыскивать главные слова, исправлять опечатки, которые могут помешать вам во время чтения и сбить с толку, проставлять места возможных пауз. Полезно также пробовать написанный текст «на язык».Читая вслух, часто обнаруживаешь в тексте погрешности, не замеченные во время чтения глазами. Молодым журналистам и ведущим это, по-моему, необходимо в качестве обязательных упражнений, которые не помешали бы и более опытным.

2. Тренируйте себя, читая без предварительной подготовки различные газетные материалы по своему выбору. Это позволяет «набить глаз» на разной авторской манере излагать свои мысли. Вы накопите таким образом обширный запас формулировок, сравнений, языковых стилей и достаточно скоро почувствуете, что начинаете заранее предполагать, как и о чем информирует данный материал, и вы с уверенностью прочитаете любой текст.

(Упражнение №1) – чтение статьи из журналабез подготовки

3. Для тех, кто читает тексты в качестве ведущего, полезно такое упражнение: читайте глазами любую информацию, а потом пересказывайте ее своими словами, не теряя при этом, разумеется, стройности повествования, не «мекая» и не заикаясь на каждой фразе. Освоив это упражнение, вы будете выглядеть убедительным, «думающим», так как уже подготовленная для эфира информация станет для вас своего рода «сырьем» для пересказа, а не для механического перечисления слов. У вас появятся те самые разговорные интонации, которые так привлекают слушателя.

(Упражнение №2 - чтение статьи и пересказ)

4. Работая над текстом с карандашом в руке, придумайте для себя символы разметки: длинной дугой соединяйте мысль, которую желательно во время чтения не разрывать. «Птичкой» помечайте места, где смело можете остановиться, чтобы пополнить дыхание, и в то же время не нарушить стройность логики. Ставьте над словом стрелку носиком вверх, если вы считаете, что это слово надо непременно «подбросить» интонацией, прочитать его надо так, чтобы слушателю оно непременно запало в уши, как главное. Такая разметка позволит вам во время чтения не думать о мелочах, а, следуя разметке, читать уверенно по логике и разнообразно по интонации.

(Упражнение №3) – разметка текста и чтение по разметкам

Разговорное чтение

«Разговорное» чтение – мечта каждого, кто понимает толк в высоком профессионализме. Достичь манеры, которая называется «разговорным чтением», - это значит стать асом, создавать своим чтением иллюзию того, что перед вами нет никакого текста и что вы как бы пересказываете то, о чем успели прочитать перед приходом к микрофону.

Многие ошибочно считают, что разговорное чтение – это «базарный» разговор. Ничего подобного. Современнная практика показывает что пошлой очень часто оказывается именно та манера чтения, которую называют «современной», а на самом деле она лишена всякого намека на общение со слушателями.

Задание - (Пример из эфира)

Бытовой разговор - это небрежность в произношении слов и фраз, это вплетение в речь дешевого жаргона, сумбур в логическом построении предложений, отсутствие заботы о дикции и о звучании голоса. Зато есть, разумеется, вся «красочность бытовой речи».В этом ее сила, не пригодная, однако, для микрофона. Истинно разговорное чтение предполагает жизненность интонаций, соединенных с достаточно привлекательным голосом, с хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованным чтением.

Запомните простую истину: если вам самому не интересно то, о чем вы читаете, то слушатель просто на стену полезет от скуки, слушая такое чтение. Не усыпляйте себя мыслью, что слушателю нужна голая информация, что ее нужно читать как читает пономарь Вы никогда не станете популярным, если не будете думать о слушателе, если не будете читать именно ему, каждому в отдельности. Слушатель необычайно чуток к такой манере чтения и моментально «выхватывает» этого ведущего из ряда других и делает его своим любимцем. Равнодушия же к себе никто не прощает.

Лекция №2

Интонация.

Интонация-основа чтецкого мастерства. Островский вообще свои пьесы не смотрел, а слушал из-за кулис. «Если интонация актера меня убеждает, значит он и играет правильно».

В жизни мы пользуемся интонациями не задумываясь, а у микрофона врожденное умение говорить, как правило, сильно уменьшается. Глубоко ошибается тот, кто считает, что у микрофона нужно читать как угодно, но только не так, как мы говорим в жизни. У микрофона надо уметь говорить обычно, соблюдая при этом несколько условий: говорить логически верно, приемлемым для вещания голосом, с не вызывающей раздражения у слушателей дикцией и грамотно. Интонационное же разнообразие речи должно присутствовать непременно. Главных интонаций всего четыре.

Повествовательная интонация.

Без овладения этой интонацией речь будет примитивной. Вот вам простая фраза:

Я сегодня больше никуда не пойду (Упражнение каждому на карточке)

Исходя из вашего настроения, выделяйте в ней любое слово, но в конце предложения ваш голос должен очень отчетливо опуститься вниз, всей своей тональностью давая понять, что вы фразу завершили и поставили точку. После вашей интонации «с точкой» собеседник уже не должен ждать продолжения фразы.

Перечислительная интонация

Мне сегодня надо сходить на завод, взять интервью, посмотреть отснятый материал, смонтировать его, озвучить и выдать в эфир. (Упражнение каждому на карточке)

Слова «на завод», «интервью», «материал», «смонтировать его» и «озвучить» надо произносить с интонацией, которую Станиславский называл «квакающей». Перечисляя, вы словно загибаете поочередно пальцы и киваете при этом головой: мол, я обязан сделать то-то, то-то и то-то. Завершив перечисление, опять же интонацией, резко уходящей вниз, поставьте точку.

Вопросительная интонация.

Задайте любой вопрос..----------------------------

Что вы сделали со словом, которым хотели «вопросить»? Вы его резко «подбросили» своей интонацией. Совсем не так, как вы подбрасывали слова при перечислении, но «подпрыгнули» голосом впечатляюще. Возьмем простенькое предложение:

Мы сегодня пойдем в Большой театр. (Упражнение каждому на карточке)

Пока оно – сугубо повествовательное. Но, в зависимости от того, что вы хотите спросить, вы будете резко подпрыгивающей интонацией выделять нужное вам слово:

«Мы сегодня пойдем в Большой театр?»

Ответ может быть: «Нет, пойдут соседи, а мы будем торчать дома».

Следующий вариант:

Мы сегодня пойдем в Большой театр?

Вы слышите свою интонацию? Вы правильно ее применили? Собеседник поймет, о чем вы его спросили? В обычной жизни вы совершенно безошибочно выделяете нужное слово и блестяще применяете интонацию. Так же надо делать и у микрофона.

Восклицательная интонация.

Она характерна либо сильным (до баса) понижением голоса на нужном слове, либо резким повышением его (словно вы капризничаете).

Мы сегодня (!) пойдем в Большой театр.

Мы сегодня пойдем (!) в Большой театр.

Восклицать, как вы понимаете, можно любым словом. Это зависит от вашего настроения. Попробуйте воскликнуть каждым словом поочередно.

 

Рисунок голосом.

Помимо «фундаментальных» интонаций есть и другие. С их помощью можно «рисовать» голосом текст, заключенный в кавычки, в скобки, давать понять, что прочитали вводное предложение, а потом вернулись к основному.Давайте рассмотрим этот аспект.

Кавычки.

(Упражнение каждому на карточке)

Министр назвал новое постановление «тяжелым, но совершенно в настоящее время необходимым», указав при этом, что оно вскоре «либо может быть изменено, либо отменено вовсе».

Выделенные слова следует читать чуть громче, медленнее, более четко, чем основной текст предложения. И тональность тоже должна быть несколько иной, чтобы была слышна разница между цитатой и авторским текстом.

Скобки

(Упражнение каждому на карточке)

Сто миллионов тонн зерна (а именно столько мы предполагали собрать в этом году) бывшим колхозам собрать никак не удастся.

Как «нарисовать» голосом текст, заключенный в скобки? Начав «нормальным «голосом читать предложение, очень резко поднимите вверх слово «зерна». После этого значительно понизьте голос и текст в скобках прочитайте быстрее, чем текст вне скобок. Теперь слова «бывшим колхозам» прочитайте точно в той тональности, какую вы до этого придали слову «зерна». Слово «зерна»должно быть произнесено так, чтобы его интонационная окраска обязательно запомнилась слушателям своей резкой отчетливостью, а потом точно такую же окраску придайте словам «бывшим колхозам», то есть вернитесь интонационно к слову «зерна».

Вводные предложения

Точно таким же понижением голоса и таким же ускоренным чтением можно «рисовать» вводные предложения, словно убирая их на второй план по сравнению с основным текстом информации.

(Упражнение каждому на карточке)

И вот автомобиль, виляя и подпрыгивая, выскочил, наконец-то, на шоссе.

Слова «автомобиль» и «выскочил» должны быть произнесены с совершенно одинаковой (высокой) тональностью, а текст, заключенный в запятые («виляя и подпрыгивая»), надо сказать побыстрее и голосом пониже.

 

Итог.

Сделав эти небольшие интонационные «хитрости» привычными для себя, вы значительно обогатите выразительность своей профессиональной речи. Разумеется, в жизни к этим основным интонациям примешивается масса эмоциональных оттенков речи: горечи, удивления, радости, раздражения, нежности, пренебрежения, скепсиса, ярости, недоверия и так далее.

Для чтения у микрофона нам бывает необходим лишь намек на это эмоциональное разнообразие, да и то не в официальных материалах, а в авторских.НО слушатель его должен ощущать.

Лекции №3, 4

Логические центры

Логический центр – это главное слово (или несколько слов), заключающее в себе основной смысл предложения. Поиск главного слова можно начать с очень простого дейсвия: готовясь к чтению у микрофона, знакомясь с текстом, постоянно задавайте себе вопрос: «О чем в данном предложении идет речь?». О чем? И, отвечая на него, определяйте главное слово.

(Упражнение каждому на карточке)

Открылся очередной сезон в городском драматическом театре.Первой премьерой будет спектакль по пьесе Чехова «Иванов».

В нем заняты лучшие силы театра. Показ спектакля намечен на декабрь.

Первое предложение в любой информации – это своего рода «афиша», «приманка» для слушателя. Поэтому читать его надо медленнее и явственнее, чем весь остальной текст. А о чем речь идет во втором предложении? О том, что будет поставлена пьеса Чехова «Иванов». А в третьем? О лучших силах. И в четвертом – показ в декабре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...