Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы организации процессов ведения геополитической борьбы между государствами на меджународной арене.




 

1) Понятие «геополитический проект»

2) Организационное устройство геополитического проекта

3) Преимущества и недостатки внешнеполитического курса государства, реализуемого как геополитический проект.

4) Особенности и состояние геополитики России на рубеже 20-21 вв.

 

1) Содержание МО с точки зрения теории геополитики – это непрекращающаяся борьба субъектов СМО над господством над определенным пространством. Стало закономерным, что сточки зрения современной геополитической теории внешняя политика государства рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на установление господства над определенными районами. И по своей сущности, и по устройству МО представляют, прежде всего, область жесткого противостояния между участниками данной системы. Высшей формой борьбы за сферы своего геополитического влияния является война. Подобная оценка сущности МО вполне закономерно привела к формированию следующего основополагающего вывода – именно геополитика по своей сути является олицетворением политики любой страны. Геополитический курс государства должен, соответственно, формироваться и осуществляться соблюдением тех же требований во время ведения военной кампании.

Главной организационной формой практического воплощения в жизнь геополитики государства является т.н. геополитический проект – определенный план государства для захвата определенной территории и интеграции в геополитическом влиянии + обеспечение геополитической безопасности и устранение источников иностранной агрессии. По своей организации любой геополитический проект – есть также сложная система, которая тесно взаимосвязана с государственной системой данной страны в целом. Согласно геополитической ТМО принято выделять 3 вида разновидности геополитических проектов:

- программы, ориентированные на завоевание определенного пространственно-географического района, а также нейтрализацию при этом геополитических противников государства субъекта данного проекта.

- геополитические проекты, главная цель которых – освоение уже захваченного пространства и эксплуатация и контроль над ним в дальнейшем.

- планы, реализация которых уже необходима для обеспечения безопасности, как самого государства, так и подконтрольной ему сферы геополитического влияния на международной арене.

В геополитики государства главная роль отводится проектам первого вида.

 

2) Основа любого геополитического проекта, как системы, образуется следующими подсистемами:

- субъективно-политическая подсистема. Данный компонент должны определять те политические субъекты и силы, которые заинтересованы в осуществлении геополитического проекта, будут руководить процессами его разработки, ходом воплощения этого плана в жизнь, и станут заниматься практическим воплощением в жизнь. Эта подсистема состоит из некоторых элементов:

= идеологические инициаторы (заказчики проекта)

= главные организаторы (делекторат проекта). Функции – руководство геополитическим проектом на т.н. стратегическом уровне. Как правило, эти задачи решаются главой государства, органом исполнительной власти, которые по своим обязанностям ответственны за защиту государства на международной арене (руководители дипломатических ведомств, ВС, спецслужб). В эту группу необходимо также включать менеджеров высшего звена, тех корпораций и банков, которые заинтересованы в этом проекте и которые активно принимают участие в его разработке. В США эту функцию выполняет Буш младший, вице-президент Дик Чэйни, министр обороны Рамсфельд, в 2000-2004 советник по национальной безопасности и госсекретарь Кондолиза Райс. Все они относятся к лагерю неоконсерваторов (практически все занимались нефтегазовым бизнесом).

= аналитические подразделения и центры. Их основные обязанности заключаются в создании теоретической модели геополитического проекта и осуществление мониторинга процессов его практической реализации. В США, по оценкам экспертов, ведущую роль в разработке современного геополитического проекта сыграли центры, которые связаны с неоконсервативной группировкой республиканцев.

= разведовательно-информационные ведомства. Предназначены для сбора и первичной обработки информации, которая необходима для разработки геополитического проекта. В США – это ЦРУ.

= менеджеры проекта. В состав этого объединения управленцев входят государственные чиновники, офицеры армии и спецслужб. Главная функция – прямое руководство в ходе реализации такого внешнеполитического плана.

= исполнители проекта (дипломаты низкого ранга, военнослужащие, оперативники разведки и контрразведки).

 

- концептуально-содержательный компонент геополитического проекта. По своим прикладным задачам данный фактор предназначен для формирования методологической базы, т.е. содержание концептуально-содержательных ориентиров проекта на международной арене. Теоретической основой для формирования содержания этой подсистемы выступает концепция стратегии политики национальной безопасности. В рамках данной подсистемы существует 2 основных компонента:

= концептуальное содержание модели функционирования и динамики государств субъектов. Главной особенностью этой модели устройства американского государства является присущий ей т.н. экстенсивно-потребительский характер функционирования и развития. В Америке, прежде всего, сформировалась особая экономическая система, которая может эффективно функционировать и быть конкурентоспособной только на основе расширения массового производства материальных благ и их массового потребления обществом. Следовательно, одна из важнейших особенностей США – постоянная, ничем не ограниченная, экспансия в отношении среды нашей планеты. Т.е. прямая агрессия является главным принципом, обеспечивающим весь механизм самовоспроизводства американской государственности. Это означает, что подобный выбор американских правящих кругов ставит США фактически в жесткие рамки. Иными словами, США просто не могут существовать и поддерживать свой стабильный рост без постоянного захвата (экономического освоения и эксплуатации) все новых и новых пространственно-географических районов Земли. (Расширение сферы влияния США в мире начинается я с 1776г.) 40 процентов потребляемых ресурсов в мире принадлежит США. Эти ресурсы используются расточительно и нерационально – модель неограниченного потребления.

= концептуальные особенности стратегии политики национальной безопасности. Свое видение в состоянии политики национальной безопасности правительство Буша младшего изложило в документе «Стратегия национальной безопасности США в 21 веке» от 17 сентября 2002г. Как можно сделать вывод, сформулированная здесь концепция политики национальной безопасности отразила своеобразие прикладной программе действий. Программа отвечала, что необходимо предпринять США в реалиях 21 век, чтобы сохранить американский образ жизни. В качестве главной цели стратегии политики национальной безопасности было определено установление тотального господства США в мире, т.е. в качестве главного инструмента для осуществления планов развития Америки, администрация Буша избрала фактор установления американского тотального господства. В это документе было сформулировано несколько задач:

Задача 1 – создание в рамках планеты единого глобального экономического пространства и обеспечение полного экономического преобладания Америки в мире.

Задача 2 – обеспечение энергобезопасности США

Задача 3 – создание со стороны США системы геополитического сдерживания других великих держав планеты – России, Китая, Индии, ЕС)

Задача 4 – дальнейшее укрепление ВС США, а также повышение возможностей американской разведки

 

- пространственно-геополитическое составляющее. Именно в рамках данной подсистемы происходит формулировка собственно геополитического содержания проекта, т.е. программы действий государства-агрессора на международной арене. Геополитическое содержание геополитического проекта США было обнародовано в 2 работах современного американского политика Бжезинского. Этот ученый, начиная с холодной войны, является одним из ведущих стратегов США, несмотря на свой возраст (78 лет). Свое видение программно-целевого содержания американского проекта 21 века этот специалист изложил в 2 своих работах – «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегическая императива» и «Геостратегическая триада».

Чтобы обеспечить господство на планете США должны решить следующие задачи:

- стратегические цели. В работе «Великая шахматная доска» Бжезинский главным приоритетом назвал установление полного контроля со стороны США над всем пространством евразийского континента (Евразия, писал он, является крупнейшим континентом на Земном шаре…Около 75 процентов мирового населения живет в Евразии и большая часть мирового богатства также находится там… На долю Евразии приходится около 60 процентов мирового ВНП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов…В Евразии также находятся самые политически активные и динамичные государства мира… Все потенциально политические и, или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии). В совокупности евразийское могущество значительно прикрывает американское.

- оперативные приоритеты американской геополитики на евразийском континенте. В качестве главной оперативной задачи США на евразийском пространстве Бжезинский назвал геополитическую нейтрализацию ведущих государств Евразии как самостоятельных центров силы. По мнению Бжезинского, в рамках евразийского континента ведущее положение занимают следующие государства – ЕС, Россия, Китай, Япония, Турция, Индия, Иран. Эти страны автор рассматривает как потенциальных противников.

- тактические задачи. В обеих работах Бжезинский выделил 2 тактические установки на Евразийском континенте. Первая – формирование в Евразии под американской эгидой принципиально нового устройства т.н. континентальной СМО. Главной особенностью этой системы должно стать укрепление и сохранение на континенте политического плюрализма, который сложился там после окончания холодной войны. Иными словами, Бжезинский считает необходимым создание в Евразии таких геополитических условий, которые не допускали бы формирование антиамериканского центра силы, подобного СССр в годы холодной войны. Бжезинский предлагает действовать по принципу древних римлян («Разделяй и властвуй»). Вторая – изложена в «Триаде». Бжезинский полагал, что США для обеспечения геополитического сдерживания и нейтрализации самых мощных государств Евразии также должны установить прямой контроль над определенными районами данного континента. Наиболее важное значение имел бы геостратегический захват США районов Юго-Восточной Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также некоторых анклавов в Южной Азии. Также необходимо создать подконтрольный геополитический коридор (Великобритания, Дания, Прибалтика, Причерноморье, Кавказ, Центральная Азия, Ближний и Средний Восток, Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа).

Вывод: данные регионы (от Атлантики до Китая), превратившись в руках США в своеобразный политический барьер, позволяли бы Вашингтону, прежде всего, изолировать противников США в борьбе за евразийское пространство. Решение данной задачи позволяет США блокировать попытки этих стран (Китай, Россия, Иран, ЕС) реализовать собственные масштабные геополитические проекты. Обладание данными территориями позволяет Америки установить геополитический контроль над бывшей часть запасов углеводородного сырья, которые сосредоточены в районах Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Центральной Азии.

 

- ресурсно-силовая и обеспечивающая подсистема. Этот компонент призван определить объемы и масштабы тех ресурсов, которые необходимы для практической реализации всего комплекса приоритетов, т.е. именно в рамках этой подсистемы происходит формирование той базы, для того, чтобы все эти геостратегические планы были успешно воплощены в жизнь. Важнейшим составным элементом материальной и человеческой базы, необходимой для реализации государством-агрессором своего проекта, являются финансы, которые правящие круги страны в состоянии затратить на эти цели, без ущерба для собственной государственной системы. (Бонапарт: «Для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги»).

2002г. – военные расхода США составили 355,4 млрд. долл.

2004г. – военные расходы США более 400 млрд. долл.

2006г. официальный бюджет должен составить 453 млрд. долл., а общие расходы государства на оборонные мероприятия – 670 млрд. долл.

Как следует подчеркнуть, финансовые преобладания США в современном мире и, следовательно, их доминирующие геополитические позиции на международной арене базируются на том, что доллар является главной мировой валютой. Официальное решение по поводу обретения доллара США этого статуса произошло во время международной экономической конференции, которая состоялась в 1944г. Одним из оснований такого решения стало значительное увеличение золотого запаса США в конце 2 мировой войны. По некоторым данным, доля золотого запаса США составила 60 процентов. Однако в тоже время, американское правительство официально взяло обязательство беспрепятственно обменивать доллары на золото (35 долларов за одну золотую унцию). Т.о. доллар в мировой платежной системе фактически был приравнен к золоту. Т.е. если раньше расчеты в системе МЭ связей осуществлялись на основе золота, то теперь же официально к этой системе расчетов был приравнен и американский доллар. Эта система (система свободного обмена доллара на золото) работала приблизительно до 60-х гг. 20в. Однако в 1971г. в силу целого ряда причин (экономического и политического характера) президент США Никсон отменил возможность обмена доллара на золото. США отказались от золотого обеспечения своей валюты. В 70-80 –е гг. 20в. доллар как международная расчетная единица уже практически заменил собой золото. В свою очередь, американские правящие круги и представители бизнеса в результате этой реформы, получили возможность приступить к эмиссии доллара в неограниченных количествах и стали руководствоваться экономическими и внешнеполитическими интересами США в мире. После окончания холодной войны власти США продолжают проводить подобный курс в эмиссионной политике. К началу 2000г. всего по миру в электронных и бумажных видах циркулировало приблизительно 128 триллионов, ничем не обеспеченных, долларов. Следовательно, крепость доллара является самым настоящим блефом.

Такое устройство выгодно США. Поскольку в условиях, когда все международные расчеты осуществляются в американских долларах, эта страна обрела право покупать реальный товар, расплачиваясь простыми бумажками. Их себестоимость ничтожна. Кроме того, подобное устройство финансовой системы дает возможность американскому правящему слою без всяких проблем наращивать денежную массу и решать возникающие экономические и социальные проблемы, поддерживать НТП, содержать мощную армию. Именно этот фактор создает для руководства США благоприятные условия, для того чтобы обеспечивать бесперебойное финансирование своего геополитического проекта, а также осуществлять затраты денежных средств в требуемых объемах.

Львов (академик РАН): «Свыше 80 процентов всех бюджетных расходов США обеспечивается за счет эмиссии доллара. В тоже время финансовая политика США приводит к росту инфляции до критического уровня. Дело в том, что в подобной ситуации США все свои инфляционные риски вместе с излишней долларовой массой фактически экспортирует на мировой рынок. За счет этого, США накладывают дополнительное экономическое бремя на другие страны. Это осуществляется посредством предоставления зарубежным партнерам кредитов, реализацией инвестиционных проектов, посредством финансовых операций, оказание финансово-экономической и военной помощи другим странам, за счет проведения политики федеральной резервной системы (изменение учетной ставки по кредитам и проведение политики либо сильного, либо слабого доллара). Поэтому подобное устройство в мировой экономической системе приводит к тому, что большинство стран мира, независимо от своей воли, находятся в таком экономическом положении, когда они вынуждены косвенно покрывать из своего кармана финансовые риски, которые несет США, кредитовать Америку в ущерб собственных интересов, следовательно, оплачивать глобальный геополитический проект США.

- конкретные планы ведения геополитической борьбы за захват пространств, которых придерживается государство-агрессор.

* Выбирается концепция ведения геополитической борьбы вообще. К настоящему времени в мире сформулировано 3 концепции:

- тотальная борьба (самая старая). Данная концепция предусматривает открытые формы противоборства на т.н. межгосударственном уровне. Главным методом этой борьбы считается война. Согласно данной концепции основные усилия должны быть направлены на сокрушение подсистемы безопасности атакуемой страны.

- информационно-культурная борьба. Как концепцию, данный вариант ведения борьбы первым сформулировал коммунист Гальши (в начале 20в.). По этой теории главным направлением ведения борьбы является информационно-культурная подсистема в рамках государственной геополитической системы атакуемой страны.

- стратегия непрямых геополитических действий. Особенности:

А) предполагает применение как открытых, так и скрытых форм ведения геополитической борьбы против противника.

Б) приоритет отдается при этом осуществлению подрывных операций, скрытых методов воздействия на противника.

В) основными объектами воздействия являются не ВС государства, а его экономическая и политическая подсистема

Г) основные усилия государство-агрессор направляет на создание внутри атакуемой страны таких условий, которые позволили бы агрессору отстранить от власти т.н. враждебную правящую элиту и обеспечить при этом передачу рычагов управления этой страной тем правящим слоям, которые бы были зависимы от государства-агрессора, и интересы этой новой элиты по поводу развития страны жертвы соответствовали бы планам государства-агрессора.

* Исходя из выбранной концепции ведения геополитической борьбы, выделяются оперативно-тактические сценарии выстраивания процессов воплощения в жизнь подобного рода замыслов.

* Выбираются тактические методы осуществления процесса геополитической борьбы. Геополитическая борьба ведется по следующим направлениям (с использованием следующих методов):

- военно-силовые методы (война)

- экономические методы (экономическая война)

- политические методы (организация в стране-жертве, выгодному государству агрессору, государственного переворота и смена элит – заговор, вооруженный мятеж, социальная революция и восстания). В настоящее время бархатная или цветная революция.

- демографические методы (демографическая война. Цель – уменьшение численности населения государства-противника и ослабление т.н. здоровья атакуемой нации)

- информационные методы (информационная война)

 

ВЫВОД:

Геополитический проект по своему устройству есть, прежде всего, организационно-функциональная форма концентрации мощи и силы государства на достижении своих заранее сформулированных главных или стратегических пространственно-внешнеполитических целей на международной арене. Кроме того сокрушения реальных и, или потенциальных геополитических противников.

Одним из первых государств, которое выстраивало свою внешнюю политику с использованием подобного рода технологии, стала Великобритания. Что касается США, то правящие круги этого государства перешли к ведению проектного внешнеполитического курса в годы холодной войны. В качестве основной цели своей геополитической деятельности американские правящие круги также определили установление своего геополитического влияния на Евразийском континенте (Северная, Западная, Юго-Восточная Европы, Ближний и Средний Восток, Южная Азия (Индостан), а также Юго-Восточная и Восточная Азии). Помимо Великобритании и США на Западе существует еще одно государство, правящая элита которого на протяжении 19-21 вв. тоже последовательно стремилась (и стремится до сих пор) строить свою внешнюю политику по принципам геополитического проекта. Это государство – Германия.

 

 

3) Преимущества геополитического проекта:

- формирование и осуществление государством-агрессором своей внешней политики по принципам геополитического проекта позволяет, прежде всего, добиться превосходства над своими геополитическими противниками по силам и средствам, используемыми для этой цели. Это превосходство достигается одновременно и сразу по трем параметрам: 1) по сконцентрированному на главном направлении геополитической экспансии сил и средств, 2) по организационным возможностям совершать эффективные геополитические маневры силами и средствами в процессе осуществления геополитической борьбы, 3) по времени, необходимому стране-агрессору для того, чтобы опережать своих главных геостратегических врагов в ходе противоборства и т.о. неожиданно для них организовывать и проводить геостратегические операции, ориентированные на достижение поставленных целей.

- данная форма позволяет обеспечивать эффективную мобилизацию необходимых ресурсов, как общества, так и государства и мобилизовывать их ради достижения целей геополитической деятельности.

Недостатки геополитического проекта:

- системная организация самого проекта является достаточно сложной, поэтому данный фактор существенно осложняет процессы управления геополитическим проектом как системы. Одной из основных угроз геополитического проекта как сложной системы является потенциальная возможность возникновения кризиса управления. Подобного рода кризисы представляют собой одну из самых больших опасностей для любого социального системного образования, в том числе и для государственных и проектных геополитических систем.

- достижения главных целей геополитического проекта ставятся в достаточно жесткую зависимость от необходимости выполнения предварительно целого ряда задач, второстепенных или более узких геополитических планов – сначала с совокупности тактических, а затем и оперативных программ. Т.о. любое геополитическое поражение, неудача, которое государство-агрессор понесет в ходе выполнения любой внешнеполитической программы тактического и, или оперативного значения фактически сделает невозможным достижение всего комплекса как оперативно-тактических, так и стратегических целей геополитического проекта. Т.о. в результате этих последовательных возможных неудач, которых агрессор может потерпеть, практическая реализация его геополитического проекта фактически будет сорвана вообще. Данная организационная особенность геополитического проекта приводит к тому, что разработчики геополитического проекта, для того, чтобы нейтрализовать этот недостаток, обычно создают несколько сценариев оперативно-тактических действий в рамках осуществления геополитического проекта.

- огромную сложность в процессе, как подготовки, так и практического осуществления геополитического проекта представляет также соблюдение баланса между целями геополитического проекта, а также объемом тех сил и средств, которые государство может выделить для реализации этих планов. Несоблюдение этого баланса и, прежде всего, в ситуации, когда цели внешнеполитической деятельности явно превышают материальные возможности страны-агрессора, может привести к ситуации, когда в силу данной причины она будет неспособна успешно осуществлять замыслы своего геополитического проекта. Примерами таких стран являются Германия (в период первой мировой войны), СССР (в годы холодной войны). В СССР уровень ВВП к началу 80-х гг. 20в. был меньше аналогичных показателей только США без учета ее союзников в 1,5 раза. В тоже время СССР тратил на военные нужды приблизительно 20 процентов ВВП. США на нужды обороны тратили в этот период 6 процентов ВВП. Одной из причин поражения СССР в холодной войне стала истощение экономического потенциала СССР, а также недостаток т.н. выносливости у гражданского населения СССР. Вследствие всего этого, СССР сначала капитулировал перед США, а в 1991г. он распался.

Несмотря на указанные недостатки организационной структуры геополитического проекта, тем не менее, в экономических, политических и военных реалиях 21 века, главной особенностью которого стало ужесточение борьбы между государствами и другими акторами СМО в мире, именно такая форма организации внешнеполитической деятельности представляет наиболее совершенные технологии по обеспечению ведущими мировыми державами своих жизненно-важных внешнеполитических интересов на международной арене.

США на рубеже 20-21 вв. реализует свои внешнеполитические интересы именно путем реализации соответствующего геополитического проекта. Согласно сформулированному геополитическому проекту США в начале 21в. стратегической целью внешней политики Вашингтона было определено установление тотального господства над всем пространством Евразийского континента. Приоритеты оперативного уровня США – нейтрализация как самостоятельных центров силы ведущих государств Евразии (ЕС, Россия, Иран, Китай, Индия). Геополитические задачи тактического значения – непосредственное включение в сферу своего влияния на Евразийском пространстве Центрально-Восточной Европы, Северной части Балканского полуострова, всего постсоветского пространства (от Балтийского до Черного морей), Кавказа, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Начало осуществления данного геополитического проекта было положено еще администрацией Клинтона в конце 90-х гг. 20в.

Весной 1999г. под давлением Вашингтона – первое расширение НАТО на Восток. Результат – включение в НАТО Венгрии, Польши, Чехии. Следующим шагом Вашингтона в этом направлении стала организация агрессии стран НАТО против Югославии весной 1999г. К осени 2000г. в этой стране было ликвидировано правление Слободана Милошевича. К власти пришли прозападные группировки. В мае 2006г. в результате выхода из состава Югославии Черногории югославское государство окончательно прекратило свое существование. Весной 2004г. – второе расширение НАТО на Восток. Главный инициатор – США. В ходе этого процесса в состав НАТО вошли все 3 прибалтийские республики, Словакия, Словения, Болгария, Румыния. К лету 2006г. в принципе США смогли обеспечить свой геополитический контроль над большинством государств Центральной и Юго-Восточной Европы, а также странами Прибалтики.

В конце 2001г. Вашингтоном было образовано второе направление. В районе Ближнего и Среднего Востока под предлогом борьбы с международным терроризмом вместе с рядом других стран НАТО оккупировали Афганистан. Весной 2003г. правительство Буша с союзом с Великобританией организовали наступление в Ирак. После непродолжительной военной кампании эта страна была оккупирована. В этот же период правительственные круги США определили в качестве следующей цели (лето-осень 2003г.) – нанесение военных ударов еще по двум ближневосточным государствам – Ирану и Сирии.

В конце 2003-2005гг. – третье направление геополитической экспансии США – постсоветское пространство. Осень 2003г. – американские спецслужбы сумели организовать государственный переворот в Грузии. К власти пришел проамериканец Саакашвилли. Осень 2005г. – США сумели включить в зону своего влияния на Кавказе Азербайджан. Осень 2004г. – в ходе президентских выборов на Украине, применив сценарий бархатной революции, США добились того же результата что и в Грузии.

К началу 2005г. США добились своего геополитического влияния на всем евразийском пространстве (от Балтийского до Черного морей).

Весной 2005г. Вашингтон активизировал экспансионистскую политику в Центральной Азии. В марте 2005г произошла бархатная революция в Киргизии (от власти отстранен прежний президент Акаев). В мае 2005г. – попытка включить в сферу своего влияния Узбекистан. В качестве основного инструмента для ведения такого рода политической игры были использованы террористические исламистские организации + фундаменталистское подполье, которое базируется в Ферганской долине. В мае 2005г. все эти силы организовали вооруженный мятеж в г. Андижан. Однако эта подрывная операция закончилась для США провалом. Вместе с тем были разработаны планы осуществления бархатной революции в Казахстане, где в декабре 2005г. должны были состояться президентские выборы. Однако осуществить эту операцию США не решились. Еще одна акция – события марта 2006г. В ходе президентских выборов в Белоруссии была предпринята попытка совершить в стране бархатную революцию. К подобному роду оказались причастны спецслужбы США и некоторых стран ЕС. И в этот раз подобный заговор был раскрыт белорусскими спецслужбами. Осуществить переворот не удалось. Триумфальное шествие остановилось («патовое положение»). Возможны следующие направления – нанесение авиаударов по Ирану, осуществление бархатной революции в России (2007-2008гг.).

 

4) К началу 2000г. положение России с точки зрения геополитической ТМО характеризуется как весьма и весьма сложное. Оно определяется тремя факторами:

 

- та часть российской правящей элиты, которая находится у власти до сих пор (на 2005г.) так и не смогла в силу целого ряда причин разработать ту концептуальную модель развития нашего государства, которая отвечала бы не только потребностям правящего слоя, но и всему обществу в целом. Российские власти так и не смогли создать внятную по содержанию стратегию политики национальной безопасности, которая соответствовала бы национальным интересам России. Следует отметить, в настоящее время российское руководство все-таки официально продекларировало основные принципы стратегии РФ в данной сфере и принципы были сформулированы в 2 официальных документах – в Концепциях национальной безопасности от 17 декабря 1997г. и 10 января 2000г. Если оценить их то в первую очередь, что бросается в глаза, они являются достаточно абстрактными, в отличие от США. Это невозможно использовать в качестве теоретической базы и практического руководства при разработке конкретных прикладных планов деятельности государства по ключевым направлениям жизнедеятельности нашей страны (в экономике, социальной сфере, внешней политике, в области обороны и т.д.). Поскольку предложенный во всех этих концепциях комплекс мер для решения задач, связанный с поддержанием безопасности, создавался А) без всесторонней оценки реального состояния российского общества и государства, Б) без реальной обстановки в мире и положения РФ в МО, В) без оценок возможностей, перспектив, и путей развития нашей страны в будущем. Главный недостаток этих документов – они не имеют точек соприкосновения с реальным положением дел в государственно-геополитической системе РФ, а также всеми теми реальными проблемами и угрозами, представляющими опасность для РФ и которые необходимо в первую очередь нейтрализовать. В подобного рода объективных и субъективных условиях внутриполитической жизни, которые характерны в настоящее время для РФ, правящие круги просто не в состоянии создать и практически воплотить в жизнь геополитический проект.

 

- на рубеже 20-21вв. в Евразии, помимо США образовалось еще несколько центров силы, которые также как и Вашингтон начали активно стремиться к тому, чтобы осуществить в рамках этого континента собственные масштабные геополитические проекты. Это 3 субъекта - ЕС, Китай, а также блок, в который входят Саудовская Аравия, другие страны Аравийского полуострова и Пакистан. Как следует подчеркнуть, по своему содержанию, европейские проекты данных государств в принципе являлись идентичными геополитическим европейским планам США. Это значит, что США и 3 центра силы в качестве главной цели своих внешнестратегических курсов фактически определили одно и тоже. Правительственные круги всех данных ведущих европейских держав в силу геополитической логики должны были рассматривать в качестве своего главного противника на континенте Россию, потому что каждый из указанных новых европейских центров силы будут способны воплотить в жизнь стратегические планы своих замыслов в полном объеме только при одном условии – если смогут в первую очередь нейтрализовать Россию, как самостоятельного европейского центра силы. Следовательно, все указанные государства должны быть заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы ослабить, а затем полностью разрушить российскую государственность и установить контроль над постсоветским пространством. Следовательно, Россия, как государство, к началу 2000г. фактически очутилась в стратегическом окружении. Большинство доминирующих сейчас в Евразии государств стратегически уже достаточно активно ведут в рамках геополитического проекта стратегическую игру против РФ. Хотя официально их отношения с Москвой носят дружественный характер. Этническая экспансия является главным инструментом захвата новых территорий (для Китая).

 

- третий фактор носит уже не просто геополитический, а военно-геополитический характер. Некоторые российские военные эксперты делают вывод, что в 2010-2020гг. для РФ будет существовать опасность того, что США и другие страны НАТО будут способны развязать против нее открытую войну, целью которой будет уничтожение РФ. В пользу этого вывода они приводят следующие аргументы:

* к 2010г. США взамен прежней стратегической системы т.н. ядерного баллистического оружия (которое образовывало военную мощь в эпоху холодной войны), создадут новую доктрину. Эта доктрина будет называться «концепция глобального воздействия» и она будет базироваться на принципиально новой стратегической системе. Она будет базироваться на высокоточном оружии, которое будет предназначено для ведения бесконтактных войн шестого поколения. Основной ударной силой для США будет выступать уже не ядерное оружие, а высокоточное оружие – в первую очередь, крылатые ракеты. К 2010г. общее количество этих ракет (морского, воздушного и сухопутного характера) будет составлять 100 тыс. штук.

* к 2010г. в США также произойдет развертывание эшелонированной системы т.н. противоракетной обороны. Это стало возможным после выхода Вашингтона в 2002г. из советско-американского договора от 1972г., который запрещал создание подобных систем, как в СССР, так и в США. Элементы данной противоракетной обороны, кроме американской территории (Аляска и Калифорния) должны быть также размещены по периметру российских границ (в Северной, Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европе).

* к 2010г. большая часть стратегических ракет с ядерными боеголовками, которые достались РФ от СССР, в большинстве своем, окончательно выработают гарантийный ресурс и их будет невозможно использовать для защиты страны. Из-за недофинансированности, производство новых ракет стратегического назначения (Тополь-М) ведется очень медленно. К 2012г., по мнению специалистов, у РФ будет не более 100 таких стратегических ракет. Иными словами, к 2012г. Россия будет располагать только сотней надежных ракет (способных достичь США).

В случае начала войны США способны внезапно нанести т.н. обезоруживающий удар с помощью крылатых ракет. В результате этого, они выведут из строя большую часть носителей ядерных боеголовок, имеющихся у РФ, причем еще до того, как руководство страны сможет принять решение об использовании данного оружия. Оставшиеся ракеты будут, в случае их запуска, не в состоянии преодолеть эшелонированную систему ПРО.

Т.о. к 2010г. Россия в целом вполне может лишиться стратегической системы военного сдерживания США и других стран НАТО. В этой ситуации у России вполне может быть развязана неядерная война, во время котор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...