Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Терминологический диктант

 

1. Одиночный, удлинённый отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам или рабочим органам, называется………. (аксон)

2. Скопление длинных отростков, покрытых миелиновой оболочкой белого цвета в головном и спинном мозге, называется …… (белым веществом)

3. Короткий. Ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона, называется …… (дендрит)

4. Основная структурная и функциональная единица нервной системы. …. (нейрон)

5. Совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую и секреторную функции, называется …. (нейроглия)

6. Тяжи нервной ткани, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами тела. Образованны нервными волокнами, которые являются отростками нервных клеток, называются …. (нервами)

7. Кратковременное изменение электрического потенциала мембраны нервной клетки, которое распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны, называется……. (нервный импульс)

8. Специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими (исполнительными) органами, называется……(синапс)

9. Скопление тел нейронов и их коротких отростков в центральной нервной системе, называется …. (серое вещество)

10. Часть нервной системы, образованная нервными клетками, лежащими за пределами центральной нервной системы, называется…..(периферическая нервная система)

 

 

Приложение 1.

Методические рекомендации для преподавателя

1. Проверить оснащённость кабинета необходимыми плакатами, планшетами, учебниками, учебными пособиями, а также наличие у студентов альбомов для записей и зарисовок.

2. Осуществить контроль исходного уровня знаний студентов путём фронтального опрос, решения тестовых заданий, морфофункциональных и ситуационных задач и т.д.

3. Продемонстрировать на плакатах, планшетах, общий план строения нервной системы, её деление на центральную и периферическую, соматическую и вегетативную. Подчеркнуть что структурно – функциональной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Нейроны по морфофункциональной характеристики могут быть трёх типов: чувствительные (рецепторные, афферентные) вставочные (промежуточные, ассоциативные) и эфферентные (двигательная, секреторная). Показать и разъяснить на плакате схему рефлекторной дуги и её основных звеньев.

Затем на планшете и плакате продемонстрировать спиной мозг, его части, сегменты, шейные и поясничные утолщения, передние и задние спинномозговые корешки, спинномозговые узлы, нервы, оболочки спинного мозга (наружную – твёрдую, среднюю – паутинную, внутреннюю – мягкую, или сосудистую).

Далее на поперечном срезе спинного мозга показать центрально расположенного виде столбов (рогов) серое вещество, состоящее из нейронов, и находящиеся с наружи белое вещество, состоящее из пучков нервных волокон восходящего и нисходящего направления. Обратить внимание студентов на то, что спиной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция осуществляется нервными центрами спинного мозга, которые являются сегментарными рабочими центрами безусловных рефлексов. Проводниковая функция осуществляется за счёт восходящих и нисходящих проводящих путей. Первые передают информацию от тактильных, болевых, температурных рецепторов кожи и от проприорецепторов мышц через нейроны спинного мозга в другие отделы ЦНС к мозжечку и коре большого мозга. Вторые – связывают кору большого мозга, подкорковые ядра и образование ствола мозга с мотонейронами спинного мозга. Они обеспечивает влияние высших отделов ЦНС на деятельность скелетных мышц. В заключение назвать и показать некоторые восходящие пути: передний латеральный спинно – таламические пути (пути тактильной, болевой и температурной чувствительности), передний и задний спинно – мозжечковые пути В. Говерса и П. Флексига (пути мышечно – суставной, или проприоцептивной, чувствительности мозжечкового направления), тонкий пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха (пути мышечно – суставной, или проприоцептивной, чувствительности коркового направления). Из нисходящих путей назвать и показать: передний и латеральный корково – спинномозговые (пирамидные) пути (пути управления произвольными движениями), ретикулоспинальный, тектоспинальный, вестибулоспинальный и руброспинальный пути (экстрапирамидные пути управления непроизвольными движениями).

Дать задание для самостоятельной работы студентов и на самоконтроль (самопроверку).

1. Итоговый контроль по контрольным вопросам, тестовым заданиям, морфофункциональным и ситуационным задачам (по усмотрению преподавателя).

2. Подведения итогов занятия, оценка достижения поставленной цели и задание на дом.

 

 

Приложение 3.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Задание 1.

1. Используя планшеты, плакаты, учебники М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. Анатомия человека – М., 1995, «Лекции по анатомии и физиологии…» С. Д. Барышникова, лекцию изучите топографию и строение спинного мозга. Определите и назовите части спинного мозга (шейную, грудную, поясничную, крестцовую, копчиковую) и одноименные сегменты – участки спинного мозга, соответствующие двум парам корешков (двум передним и двум задним). Выделите также два заметных утолщения в шейном и поясничном отделах, мозговой конус и тонкую терминальную (концевую) нить. Найдите на передней поверхности спинного мозга переднюю срединную щель, на задней – менее выраженную заднюю срединную борозду, которые разделяют спинной мозг на связанные между собой правую и левую симметричные половины. Покажите на каждой половине слабо выраженные переднюю и заднюю латеральные (боковые) борозды, первая из которых является местом выхода из спинного мозга передних двигательных корешков, а вторая – местом проникновения в мозг чувствительных корешков спинномозговых нервов. Эти борозды служат также границей между передними, боковыми и задними канатиками спинного мозга. Рассмотрите передние, задние корешки, спинномозговые узлы, лежащие в зоне соединения корешков, и спинномозговые нервы, образованные путём соединения обоих корешков.

2. Изучите на поперечном срезе спинного мозга топографию и строение серого и белого вещества. Найдите серое вещество, а в нём передние, задние и боковые рога, соответствующие одноименным столбом целого спинного мозга, а также белое вещество, а в нём передние, задние и боковые канатики. Запомните, что в сером вещество (ядрах) передних рогов находятся двигательные нейроны (мотонейроны), задних – чувствительные нейроны, боковых – вставочные вегетативные нейроны. Кроме того, в сером веществе имеются особые тормозные вставочные нейроны – клетки Б. Реншоу, которые могут тормозить мотонейроны передних рогов. Отметьте, что на уровне шейных сегментов между передними и задними рогами и верхнегрудных сегментов между боковыми и задними рогами в белом веществе, примыкающем к серым, расположены нейроны ретикулярной формации. Запомните также, что в белом веществе передних канатиках находятся преимущественно нисходящие проводящие пути (пирамидный – передний корково - спинномозговой путь – двигательный и экстрапирамидные рефлекторные: ретикулоспинальный, текстоспинальный, вестибулоспинальный двигательные пути), боковых канатиков – и входящие, и нисходящие пути: передние и задние спиномозжечковые пути В. Говерса и П. Флексига, латеральный спинно – таламический путь, латеральный корково – спинномозговой (пирамидный) путь. В белом веществе задних канатиков спинного мозга находятся восходящие проводящие пути: тонкий (нежный) пучок Ф. Голля и клиновидный пучок К. Бурдаха.

Задание 2.

Зарисуйте в альбомы объёмную реконструкцию и поперечный разрез спинного мозга.

Задание 3.

1. Проверьте по ситуационным зада­чам, насколько прочно Вы усвоили материал по топографии, строению и функции спинного мозга.

2. Приготовьтесь к индивидуальному ответу на контрольные вопросы или другому виду контроля: тестовому, кроссвордам и т.д. (по усмотрению преподавателя). Приложение 4.

 

Приложение 4.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте строение спинного мозга.

2. К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы?

3. Что является структурно-функциональной единицей спинного мозга?

4. Чем образованны спинномозговые нервы?

5. Назовите функцию серого вещества спинного мозга.

6. Где располагаются проводящие пути спинного мозга?

Охарактеризуйте их.

7. Где в спинном мозге расположены двигательные нейроны?

8. Где в спинном мозге расположены чувствительные нейроны?

9. Сколько сегментов входит в состав спинного мозга?

10. Опишите строение сегмента спинного мозга.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...