Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагмент вводной лекции по «Основам культуры речи»

Техника говорения. Ораторское искусство.

Практическое занятие № 5.

Тема: Ораторская речь как процесс: от замысла к воплощению

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Выбор темы выступления. Что такое тема? Виды тем, их отличие. Правила выбора темы выступления.

2. Инвенция. Постановка цели и формулирование тезиса. Зачем оратору необходимо ставить перед собой цель? От чего зависит постановка цели? Виды речи.

3. Поиск материала. Источники материала. Трудности, возникающие при поиске материала. Правила чтения.

4. Диспозиция.

4.1. Вступление: цели, виды.

4.2. Основная часть. Назначение основной части. Теория аргументации. Законы логики.

4.3. Заключение. Цели заключения.

5. Элокуция. Понятия «троп» и «стилистическая (риторическая) фигура». Тропы: метафора, сравнение, эпитет, перифраза, антономасия (антономазия), гипербола, литота, олицетворение, оксюморон, аллегория. Стилистические фигуры: инверсия, поли- и асиндетон, антитеза, градация, зевгма, анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, эллипсис, умолчание, риторическое восклицание, риторический вопрос, парцелляция.

6. Произнесение речи. Требования, предъявляемые к речи говорящего. Что помогает и что мешает восприятию речи?

7. Приемы захвата и удержания внимания аудитории.

 

Практическая часть:

1. Прочитайте фрагмент вводной лекции по «Основам культуры речи».

2. Оцените предложенный текст по следующим параметрам:

1. Тема. Чему посвящена речь? Соответствует ли название содержанию речи?

2. Цели. Какие цели ставит перед собой автор? Достигает ли? Определите вид речи, исходя из целевой установки.

3. Попробуйте найти тезис в данном тексте или сформулируйте его сами.

4. Из каких частей состоит текст? Можно ли выделить вступление (его вид), основную часть, заключение? Как эти части связаны между собой?

5. По какому принципу выстроена основная часть?

6. Можно ли из текста узнать, какими источниками пользовался автор при подготовке своего выступления?

7. Словесное выражение. Какие слова использует автор (проанализируйте их с точки зрения уместности). Есть ли в тексте синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, просторечные слова и выражения, термины и т.п. С какой целью они используются?

8. Украшение речи. Наличие в данном тексте риторических фигур и тропов.

9. Ваше мнение о тексте и его эффективности.

Фрагмент вводной лекции по «Основам культуры речи»

 

…Вы слушали/ на третьем курсе// А теперь вторая часть/ в которую входит два раздела/ основы культуры речи и/ основы риторики// Прежде всего// Литература// Сначала я назову ту/ которая была напечатана вместе с программой// А/ потом/ те добавления которые появились/ за то время/ которое прошло со времени публикации и/ каждый раз/ буду говорить/ насколько обязательно/ или только/ желательно// (Следует перечень литературы)

Прежде всего/ нужно сказать/ что как наука/ теория/ культуры речи/ очень молодая наука// Гораздо моложе чем стилистика// И вместе с тем/ культура речи/ это несомненно очень спорная… предмет обучения// Только как чисто практические какие-то наставления// Долгое время/ культура речи/ изучалась только как свод каких-то определенных правил// И только вот уже в середине/ двадцатого века/ начинает формироваться/ именно наука/ о культуре речи// У истоков этой науки// стоит/ к сожалению/ покойный уже/ вот месяц тому назад отмечалось восемьдесят лет со дня его рождения/ то есть он мог бы еще жить и работать но/ увы/ он умер в восемьдесят четвертом году/ профессор/ тогда Горьковского университета/ Борис Николаевич Головин// Вот/ он автор учебника «Основы культуры речи»// Он в свое время добился чтоб этот курс был введен/ в учебный план филологических факультетов// Раньше такого курса не было// С семьдесят седьмого года введен этот курс// И он заложил основы/ именно теории культуры речи// Опубликовал статью/ в журнале «Вопросы языкознания»/ которая получила одобрение/ академика Виноградова/ Виктора Владимировича// Головин его ученик/ непосредственно// И академик Виноградов/ публично/ зафиксировал/ что собственно говоря вот эта статья Бориса Николаевича Головина/ закладывает основы/ теории культуры речи/ превращает ее из чисто практической дисциплины/ в науку// Что же это за теория культуры речи/ которую разработал Борис Николаевич Головин? Борис Николаевич Головин/ разработал/ своеобразные критерии/ хорошей речи// Они/ конечно/ не новы// Они были известны задолго до Бориса Николаича еще в Древнем Риме// Тут никаких Америк/ конечно/ Борис Николаич не открыл// Но Борис Николаич во-первых их систематизировал/ а во-вторых/ и что самое главное/ он/ показал обусловленность этих качеств// Вот почему это качество хорошей речи? На чем/ это качество хорошей речи основано? Более подробно вы познакомитесь с этими качествами хорошей речи/ по его учебнику «Основы культуры речи»// Но/ коротко/ я все-таки об этом скажу// Ну всем/ конечно/ известно даже такое выражение что краткость сестра таланта// То есть краткость конечно признается/ качеством/ хорошей/ речи// Э… несомненно/ что это качество хорошей речи признает и Борис Николаевич Головин// Э… м… Все мы прекрасно знаем конечно/ такое качество хорошей речи как/ логичность// Если у человека все запутано – перепутано/ нет никакой логики в рассуждениях/ то о какой хорошей речи можно говорить? Разумеется/ это качество хорошей речи тоже признается Борисом Николаичем // Ну/ аналогично обстоит дело с богатством речи// точностью/ чистотой/ и выразительностью// Ну вот/ то/ новое/ что внес Борис Николаевич/ основано на том/ что впервые/ установлена зависимость/ этих качеств хорошей речи/ от/ неречевых каких-то феноменов// Прежде всего/ вот мы говорим/ богатство речи// А на чем оно основано? Что значит богатство речи? Оно основано/ на степени владения/ языком// Вот каждый язык очень богат// Богат своей лексикой// Богат своими грамматическими формами/ которые нередко дают синонимические возможности их употребления// Вот чем лучше человек владеет языком/ тем его речь богаче// То есть это качество хорошей речи/ основано/ на с… соотношении/ речь/ язык// Несомненным качеством хорошей речи/ является/ точность речи// Точность речи конечно тоже/ основана на хорошем владении языком/ возможностями языка// Если не владеешь возможностями языка/ то точным быть не можешь// Но кроме того/ на точность речи/ почему это именно качество хорошей речи/ оказывает влияние и иное соотношение/ речь/ действительность// Окружающий нас мир// Точность речи означает точное обозначение каких-то предметов/ явлений/ процессов/ которые происходят в действительности//(Звонок) Ну вот// Маленький перерыв// (Пятиминутный перерыв)

(Нрзб) Логичность/ основана на связи речи и мышления// Речь/ должна соблюдать законы/ мыслительной деятельности// Законы логики// Мы говорим о выразительности речи// Выразительность речи связывает язык/ и сознание/ но уже не с процессом мышления/ а скорее работу правого полушария/ отвечающего в том числе и за эмоциональную деятельность// сказала эмоциональную/ вспомнила что я принесла книжку «Язык и эмоции»/ подумала может я туда положила/ нет// То есть понимаете/ Головин/ создал теорию/ опоры/ культуры речи/ на человеческую деятельность/ на работу человеческого мозга/ на его связи с действительностью// А/ раньше ведь можно ведь было сказать так что ну что значит хороша/ краткость? А может она и плоха? Может/ это субъективно// Но вся беда в том/ что при том что Головин создал основу вот этих/ качеств/ хорошей речи/ он же/ показал/ что все эти качества хорошей речи все до одного/ считаются относительными// Потому что все они зависят/ и только тогда являются действительно качествами хорошей речи/ когда употребляются в соответствии/ с требованиями/ функционального стиля// А эти требования функциональных стилей по-разному/ влияют на качества хорошей речи и/ поэтому не может быть абсолютных/ качеств хорошей речи// В своем учебнике он приводит даже табличку/ э… на одной ст… координате идет качество хорошей речи/ на другой функциональный стиль/ а при пересечении на этой матрице пишется да/ то есть работает это качество или нет// И вот если мы возьмем/ ну вот мы начали с краткости/ ну почему краткость/ хорошее качество речи? Да потому что она экономит человеческие усилия// Как говорящего/ так и главное/ принимающего речь/ читателя и слушателя// Если человек говорит очень длинно/ то/ слушатель или/ читатель/ просто устает/ перестает воспринимать и отсюда говорят что краткость сестра таланта// Да// Но все ли можно выразить кратко? Не пострадает ли от этого точность? И вот оказывается/ что краткость в научном стиле/ работает/ но с оглядкой// Потому что все-таки речь должна быть настолько полной/ чтобы обеспечить понимание// А если мы возьмем такой стиль как деловой/ то тут краткость/ оказывается вообще уже совершенно неуместной// Ну вот я в качестве примера просто захватила с собой/ несколько вот таких законов// Вот такой Закон Российской Федерации/ который называется «О беженцах»/ С чего он начинается? Настоящий закон/ в соответствии с Конституцией/ в скобках основным законом Российской Федерации/ России/ и общепризнанными нормативами международного права/ определяет правовой статус беженцев/ порядок/ признания лица беженцем/ и устанавливает правовые/ экономические и социальные гарантии защиты прав лиц/ не являющихся гражданами Российской Федерации/ вынужденными покинуть страну своего постоянного проживания/ и прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации// О какой краткости здесь можно говорить? Предложение одно/ а вот оно сколько места занимает// Одно предложение// Бывают и более длинные предложения в деловом стиле// Можно ли было сказать более коротко? Можно// Но тогда не была бы соблюдена необходимая точность// А точность/ для делового стиля важнее краткости// Следующая цитата// Статья первая// Определение понятия «беженец»// Беженец/ прибывший или желающий прибыть на территорию Российской Федерации/ лицо/ не имеющее гражданства Российской Федерации/ которое было вынуждено/ или имеет намерение/ покинуть место своего постоянного жительства/ на территории другого государства/ вследствие совершенного в отношении него насилия/ или преследования/ в иных формах/ либо реальной опасности/ подвергнуться насилию/ или иному преследованию/ по признаку расовой или национальной принадлежности/ вероисповедания/ языка/ а также принадлежности/ к определенной группе/ или политических убеждений// Опять// Одно предложение// Смотрите/ какое длинное// Можно ли сказать короче? Вообще конечно можно сказать короче/ но точность от этого пострадает// А что значит пострадает точность? Ну вот/ не будет/ скажем/ указано лицо/ которое имеет намерение прибыть// Не будет указано что лицо/ которое/ подвергается не/ преследованию/ а только опасности преследования// Результат/ целый ряд/ людей не может/ получить/ статуса беженцев/ а отсюда будет/ терпеть очень большие лишения// Значит/ краткость/ здесь/ не сестра таланта// Она превращается/ в свое/ противоположное/ качество не хорошей/ а плохой речи//

Литература

 

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи. – М., 2001. С. 229-266.

Словарь-справочник лингвистических терминов (любое академическое издание).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...