Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.4. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ)




В качестве основного показателя сплоченности рассматривается совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов.

Данный подход рассматривается в первую очередь в рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского и близких к нему по взглядам отечественных психологов.

Стратометрическая концепция А. В. Петровского.

Сплоченность как ЦОЕ – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям и прочему, особенно значимым для группы в целом. Это сближение оценок в нравственной и деловой сфере.

Показателем ЦОЕслужит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания.

Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности.

А. И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе – предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности.

Ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. ЦОЕ не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, например в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т. д.

Ценностно-ориентационное единство в коллективе — это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

В рамках стратометрической концепции группа выступает как иерархическая многоуровневая система активности, состоящая из слоев (страт) различной степени опосредованности совместной деятельностью, каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов, т. е. именно деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак группы.

Страты, опосредуемые групповой деятельностью (см. Рисунок 9):

1. Центральным звеном (ядром) представляется сама предметная деятельность группы. Она определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Ядро групповой активности представляет собой форму проявления субъект-объектного отношения, “S− O”.

Здесь фиксируются отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Сплоченность здесь выступает как целевое единство.

Рисунок 9. Стратометрическая концепция коллектива

Обозначения: «S» (субъект = любой член группы), «O» (объект групповой деятельности), «− » (отношение).

Последующие страты являются психологическими.

2. Во второй страте (S-S’-O, S-O-S’) представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности, принятыми в группе принципами и ценностными ориентациями.

Сплоченность выступает как совпадение ценностей, связанных с процессом совместной деятельности, т. е. ценностное единство.

3. Следующая страта (S-S’) представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы. Сплоченность здесь базируется на эмоциональных контактах.

4. На рисунке справа от записи «S-O» в центральном круге находится еще одна связь (линия выноски), выходящая за пределы группы (S*). Она отражает факт вовлеченности участников группы во взаимоотношения с другими людьми (символ S*), с теми, кто находится «по ту сторону» групповой деятельности. Но отношения с ними, также как и отношения внутри группы, опосредуются групповой деятельностью. Вторая линия выноски обозначает связь участников группы с другими объектами деятельности (символ O*), находящимися за пределами групповых интересов.

Таким образом, реализуя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность изменений зависят от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, исходящих из более широкой социальной общности.

В рамках данного подхода об эффективности группы свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт.

Подход к групповой сплоченности как ЦОЕ позволил увидеть сложный, многоуровневый, «стратометрический» характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследованиях явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов.

На основе этого подхода Петровским А. В. была построена типология групп (будет рассмотрена далее) и выделены особенности групп высшего уровня развития (коллективов), показаны их принципиальные качественные отличия от других малых групп. Авторами, работавшими в рамках данного направления исследований групповой сплоченности, были также предложены конкретные методики, посредством которых выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие данную модель (см. Приложение 3).

 

 

 

Резюме

3) ориентировать психолога — практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности;

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие групповой сплоченности.

2. Причины и факторы возникновения сплоченности.

3. Условия возникновения сплоченности группы (М. С. Корей и Дж. Корей).

4. Результаты групповой сплоченности.

5. Многофакторная модель сплоченности группы Л. И. Брайтона.

6. Подходы к пониманию групповой сплоченности.

7. Сплоченность как межличностная аттракция.

8. Сплоченность как результат мотивации группового членства.

9. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ).

10. Уровень сплоченности малой группы и подходы к его определению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...