Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая психология.

Представители — Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу. Признают главным предметом личность, как целостную уникальную систему, которая представляет собой не не­что заранее данное, а «открытую возможность» самоак­туализации, присущую только человеку.

Основные положения: каждый человек уникален, человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической ре­альностью; человеческая жизнь должна рассматри­ваться как единый процесс становления и бытия че­ловека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются час­тью его природы; человек обладает определенной сте­пенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, творческое существо

Психоанализ Фрейда.

Трактовка психоанализа Фрейда как «мифа» возник­ла чуть ли не одновременно с самим учением. Мифом называл свою метапсихологию сам Фрейд, отличая ее от клинической практики и экспериментального наблюде­ния, мифом считали психоанализ К. Поппер, Л. Витген­штейн, A.M. Пятигорский и др.

Как правило, аргументации таких аналогий враща­ются вокруг двух главных идей: положения и выводы психоанализа непроверяемы и требуют безусловного при­нятия на веру; основная направленность психоанализа — практическая и жизнестроительная, в этом роде он является идеологией или религией по своим социальным функциям.

Психоаналитики поведение человека определяют про­шлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его исследования были большим шагом вперед в области психологии. Общая цель души — поддержи­вать и восстанавливать приемлемый уровень равнове­сия, которое увеличивает удовольствие и минимизирует неудовольствие. Фрейд считал, что поведением управ­ляют инстинкты. Сначала он дает описание двух ос­новных инстинктов, двух противоположных сил — сек­суальной и агрессивной. В 1914 году им вводится пред­ставление о двух влечениях: «эросе» (либидо), поддер­живающем жизнь, и «танатосе», зовущем к смерти. Из смещения и конфликта основных влечений возникает огромное разнообразие и сложность поведения. Один инстинкт борется с другим, социальные запрещения блокируют биологические побуждения, пути преодоле­ния противоречат друг другу; весь этот хаос — в душе человека.

Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессоз­нательным, подсознательным и сознанием, взаимоотно­шения между которыми контролировались цензурой. С начала 20-х годов прошлого столетия Фрейдом выделя­ются иные инстанции: «Я»(Эго), «Оно»(Ид) и «Сверх — Я»(Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

Большинство процессов бессознательно, так как «Id» полностью бессознательно, a «Ego» и «Super ego» — ча­стично. Задача психоанализа в том, чтобы усилить «Ego», сделать его более независимым от «Super ego», расши­рить поле его восприятия, усовершенствовать его орга­низацию.

В многочисленных спорах внутри и вне психоана­лиза Фрейд отстаивал примат сексуального влечения над всеми остальными. Он отказывался расширять по­нятие либидо за пределы сексуального до понятия пси­хической энергии вообще, как это делал К. Юнг. В приложении его к феноменам культуры и психологии, Фрейд сближал понятие либидо с Эросом Платона и христианской любовью. С другой стороны, он все боль­ше ограничивал притязания сексуальности на всевла­стие в сфере психической, в частности, влечением к смерти. И все же, несмотря на все ограничения, психо­аналитическая теория души базируется на понятии либидо.

Либидо аналогично физическим энергиям, имеет ко­личество и способно менять направления движения, и т.п. Либидо, по Фрейду, присуще человеку с рождения и про­ходит в своем развитии несколько стадий: оральную, анальную и генитальную. Понятие бессознательного име­ет для психоаналитической теории не меньшее значение, чем понятие либидо.

Бессознательное — это то, что подверглось вытес­нению со стороны сознания и продолжает удерживать­ся вне поля восприятия. Даже никогда не раскрывая книг Фрейда, человек с легкостью воспроизведет «ос­новные» идеи психоанализа — выделение определяющей роли бессознательных и сексуальных сил в психичес­кой жизни.

Защитные механизмы.

У человека существует множество механизмов, защи­щающих блокировкой прямое выражение потребностей. Этими способами душа защищает себя от внешних и внут­ренних напряжений.

Подавление (репрессия). Удаляет потенциально вызывающие тревогу события, идеи или восприятия из сознания, препятствуя, таким образом, их возможному разрешению. Подавление вытесняет проблему на бессоз­нательный уровень, но не решает ее.

Отрицание. Попытка не принимать в качестве ре­альности события, которые беспокоят «Ego». Это бегство в фантазию, зачастую кажущуюся абсурдной объектив­ ному наблюдателю.

Рационализация. Нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Это способ принять давление «Super ego», он скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемле­мыми.

Реактивные образования. Подменяют поведение или чувства диаметрально противоположными действитель­ным желаниям. Это явная или (обычно) бессознательная инверсия желания.

Проекция. Приписывание другому человеку, жи­вотному или объекту качеств, чувств или намерений, ко­торые исходят от самого приписывающего. Аспекты лич­ности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение.

Изоляция. Отделение вызывающей тревогу части ситуации от остальной сферы души. Тогда событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Человек все более и более может уходить в идеал, все менее и менее сопри­касаясь с его собственными чувствами. Логика -нормаль­ная изоляция

Регрессия. Возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и свойственен детям. Уход от реалистического мышле­ния в поведение, ослабляющее тревогу, как в детские годы. Источник тревоги остается неразрешимым вслед­ствие примитивности способа.

Сублимация. Процесс, посредством которого энер­гия могла бы быть использована в более полезной дея­тельности «Ego». Когда защита становится очень влия­тельной, она начинает преобладать в «Ego» и уменьшать его подвижность и способность к адаптации.

Индивидуальная психология Адлера.

Основные положения — утверждается, что характер человека формируется на основании врожденного чувства неполноценности. В результате на протяжении всей жизни человек в порядке компенсации этого врожденного стержня личности стремится к превосходству над други­ми, их подавлению, господству над ними. Врожденные комплексы к агрессии и могуществу по существу тоже «либидо», тот же инстинкт жизни, смерти и разруше­ния, что и в классическом психоанализе, но преподне­сенные несколько мягче. Биологическая сущность психи­ки у Адлера является ведущей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...