Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФАКТОРЫ, препятствующие успешному




воздействию на партнера:

• Эгоцентрическая направленность действий.

• Уверенность в том, что моя точка зрения вызовет ана­логичные мысли и чувства.

• Уверенность в том, что если понятно мне, то, значит, понятно и партнеру.

• Установка типа «надо выдать ему (партнеру) как следу­ет, чтобы впредь знал,как со мной спорить».

• Неумение отделить то, что я вижу на самом деле, от того, что я хочу увидеть.

• Уверенность, что совсем не обязательно знать партне­ра. Важно, чтобы и он согласилсясо мной, и другие.

ПРАВИЛА, способствующие успешному взаимодей­ствию.

• Основное правило: противостоять сопротивлению оппонента, а потом склонить его на свою сторону. При этом ини­циатор должен обладать количеством и разнообразием спосо­бов воздействия не меньшим,чем у противника.

• Нежелательно сразу же подчеркивать неприемлемость точки зрения, с которой партнер сжился. Лучше использовать прием «нога в дверь»: сначала добиться маленькой уступки и постепенно склонить к большему.

• Если оппонент видит предмет с какой-то стороны пра­вильно, признайте его правоту и покажите, что с другой сто­роны предмет будет выглядеть иначе. Он быстрее признает вашу правоту

• Если партнер не понял вас, не упрекайте его в бестол­ковости, лучше примите вину на себя: «Я поторопился, не со­всем точно выразил свою мысль».

• После того какнакопилось достаточное количество мнений, совпадающихпо вопросам, может, и далеким от спора, надо подвести итог: «У нас есть возможность прийти к обще­му согласию».

Знание положений, приведенных выше, значительно помо­жет реализовать цели эвристического (убеждающего) воздействия.

Софистический спор в отличие от первых двух имеет це­лью победить, разгромить, «уничтожить» оппонента. В поры­ве стремления одержать победу спорящий абсолютно не оза­бочен поиском истины и не стремится убедить в чем-либо сво­его партнера. Цель в данном случае предопределяет выбор средств ее достижения. Эти средства (уловки) могут быть двух видов: софизмы и психологически непозволительные (с точки зрения нравственности) приемы.

Софизмами называются намеренные, сознательные логи­ческие ошибки в рассуждениях. Софизмынеобходимо отличать от паралогизмов, где логические ошибки возникают воп­реки желанию рассуждающего. «Коварство» софизмов состо­ит в том, что спорящий идет на использование неправомер­ных рассуждений сознательно-преднамеренно, что, в свою очередь, и приводит к «видимости - кажимости» нахожденияистины.

Психологически непозволительные приемы («хамские» при­емы) направлены на причинение ущерба делу, ради которого про­тивник вступил во взаимодействие со спорящим, либо на нане­сение ущерба оппоненту, его престижу. Вывести оппонента из равновесия, заставить его «вскипеть» — значит выиграть дело.

 

Рассмотрим основные принципы софистического спора.

 

1. Принцип нетождественности факта и мнения. В споре часто смешивают факт и мнение, а их совершенно необходи­мо различать.

• Факты существуют независимо от того, что мы о них ду­маем. Мы можем исказить их, но объективно факты остаются такими, какие они есть.

• Мнение отличается от факта тем, что оно зависит от личностных особенностей, психического состояния, уровня подготовки, заинтересованности в чем-то и многого другого, чему сам человек не придает значения как фактору, влияюще­му на его восприятие, а потому и на точку зрения, которую он будет отстаивать.

Носамое главное — факт достоверен, мнение вероятно. Тот, кто использует чье-либо мнение в качестве аргумента, на­рушает закон достаточного основания, допуская логическую ошибку «предвосхищения основания».

2. Принцип равной безопасности. Суть этого принципа - непричинение ущерба (психологического или иного) ни одному из спорящих.

• Вероятно, любая деятельность характеризуется соотно­шением конструктивного и деструктивного компонентов. В дис­куссии конструктивный компонент выражается в уважении до­стоинства человекаи его права отстаивать свою точку зрения.

• Деструктивный компонент проявляется в разрушении нормальной структуры чего-либо, а в дискуссии — в стремлении насильственно доказать, навязать свою точку зрения, используя непозволительные приемы, нанести удар посильнее.

Причины деструкции:

- Личные особенности спорящего: уверенность в своей непогрешимости, нетерпимость, подозрительность, стремле­ние навязать свою точку зрения.

- Агрессивность по отношению к оппоненту, стремление унизить его, высмеять, чтобы самому выглядеть лучше.

- Невнятная, расплывчатая формулировка цели спора.

- Ложные представления о правилах ведения дискуссии.

- Особенности ситуации, в которой происходит спор. Так, если ваш противник привел группу своих болельщиков, то они могут намеренно или ненамеренно вызвать эмоциональные по­мехи; заставят окружающих усомниться в вашей компетент­ности, отвлекут внимание своими замечаниями; переглядыва­ниями, насмешками.

 

3. Принцип децентрической направленности означает не­причинение ущерба делу, ради которого спорящие вступили в дискуссию. Суть его в том, что силы и время спорящих не от­влекаются на защиту эгоцентрических интересов, а направле­ны на поиски истины или оптимального решения проблемы.

 

Человека с эгоцентрической направленностью характе­ризует следующее:

— Он сконцентрирован на самом себе.

— Не способен осознать, каким представляется окружаю­щий мир людям с другой точкой зрения.

— Не способен принять во внимание идею противника, чем сильно осложняет дискуссию.

— Пытается навязать свою волю другим и отстаивает толь­ко свои интересы.

— Делит людей на тех, кто помогает ему отстаивать его точку зрения, и тех, кто мешает.

 

Децентрическая направленность характеризуется:

Сосредоточенностью внимания, прежде всего на инте­ресах дела, на точке зрения противника.

— Анализом ситуации или проблемы не только со своей точки зрения, но и с точки зрения противника.

— Альтернативным мышлением.

 

4. Принцип адекватности того. что воспринято, тому, что сказано означает непричинение ущерба сказанному или про­читанному посредством преднамеренного искажения смысла.

Особенности этого принципа проявляются в следующем:

— Если первую пуговицу застегнуть неправильно, то и все остальные тоже будут застегнуты неправильно. Применитель­но к спору это значит: если начальная мысль воспринята с ис­кажением, то и последующие, связанные с нею цепью умозак­лючений, будут восприняты ошибочно. Чтобы этого не слу­чилось, необходимо максимально точное восприятие услышан­ного или прочитанного. Неумение слушать проявляется в том, что мы порой не можем обуздать потребность заговорить рань­ше, чем обдумаем то, что надо сказать.

• Не вникнув в мысли оппонента, торопимся их опровер­гнуть.

• Перебиваем его в тот момент, когда он приводит аргументы, к которым стоило бы прислушаться.

• Со всей серьезностью обсуждаем пустяки и пропускаем мимо ушей расхождение во мнениях, касающихся важных дел.

• Сосредоточиваем внимание на внешности, особенности держаться,

• Приписываем словам оппонента смысл, который он и не думал в них вкладывать.

• Пребываем в уверенности, что мы в любой момент до­кажем противнику, что он не прав.

• Заранее настраиваемся на несогласие с противником.

• Не улавливаем мотивов, побуждающих оппонента противоречить нам.

 

В результате дискуссия превращается в монолог, где каж­дый слышит только себя. Иногда и умение слушать есть, да нет психологического настроя на то, чтобы слышать:

- мы устали или чем-то расстроены;

- опасаемся услышать то, что выведет нас из равновесия;

- голова занята множеством проблем и тревог;

- другие причины.

Все это признаки того, что не следует вступать в спор.

 

ОБРАЩЕНИЯ

«Вы»

▪ при общении с незнакомым собеседником;;

▪ в официальной обстановке (даже к другу или родственнику)

▪ при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к собеседнику;

▪ с учащимися, студентами, младшими коллегами, с под­чиненными.

«Ты»

▪ при контакте с хорошо знакомым человеком;

▪ в неофициальной обстановке;

▪ при дружеских, интимных отношениях;

▪ с близкими, родными людьми или (что плохо) при фамильярном обращении

«Он» или «она» нельзя употреблять в разговоре, когда присутст­вует третий человек и именно о нем идет речь.

Если есть:

· титулы и в обществе они приняты, уместно обращаться, называя их, а потом фамилию или имя отчество: «Граф Лев Николаевич!», реже «Граф Нулин!»;

· звания также можно употреблять, особенно при написании письма: «Господин Профессор!», например;

· уместны обращения: «Дамы и господа!», «Сударь!», «Товарищ!»

ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Ø Учитывая важность первого впечатления, вы должны выглядеть безупречно.

Ø Накануне ложитесь раньше спать, важно предстать перед интер­вьюером отдохнувшим, здоровым и преуспевающим.

Ø Оденьтесь соответственно общепринятым стандартам той сферы, работу в которой вы планируете получить.

Ø Одежда должна быть опрятной, чистой, хорошо отглаженной.

Ø Исходите из того, что предпочтительно выглядеть современно, но не слишком модно.

Ø Обувь должна сиять чистотой в любую погоду.

Ø Уделите внимание аккуратной прическе и ухоженным рукам. Не направляйтесь на собеседование сразу из парикмахерской, вы бу­дете в мелких волосах, которые могут испачкать ваш костюм.

Ø Женщинам важно не переусердствовать с макияжем - некрикли­вая элегантность - это то, что нужно. Еще один совет женщинам: не акцентируйте свою сексуальную привлекательность, иначе вы предлагаете работодателю прежде всего не свой ум и профессио­нальные качества.

Ø Одеколон или духи нанесите весьма умеренно.

Ø Верхнюю одежду снимите в холле.

Ø Подготовьте чистый блокнот и авторучку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...