Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Слоган в избирательной кампании




 

Практически любая кампания по предвыборной агитации немыслима без слогана. Предвыборный сло­ган можно определить как короткий лозунг или де­виз, являющийся составной частью избирательной кампании, отражающей ее суть, направление либо центральную составляющую имиджа определенного кандидата в прямой, иносказательной или абстрактной форме. Слоган, как и образ, может воздейство­вать на эмоциональную сферу.

Самую большую опасность использования слога­на представляет кажущаяся легкость его сочинения и представления, что лучше уж хоть какая-то короткая фраза, чем вообще ничего. Поэтому необходимо учесть, что удачный слоган — это результат весьма кропотливой работы, а не простой набор слов.

Можно выделить следующие основные правила, которым должен отвечать хороший слоган:

— быть понятным;

— легко произноситься;

— быть кратким.

Вот несколько слоганов американских президентов, с которыми они выиграли избирательные кампании: «Новый курс» (Ф. Рузвельт); «Справедливый курс» (Г. Трумен); «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди); «Вперед вместе», «Закон и порядок» (Р. Никсон); «Новое начало» (Р. Рейган).[16,c.198]

По тематике слоганы могут эффектно концент­рировать обещания кандидата в определенной сфере. Наиболее выигрышными являются следующие темы:

Ø социальное обеспечение, особенно в части, касающейся пенсионеров, ветеранов, материнства и детства, бесплатные социальные гарантии в образо­вании, здравоохранении и т.д.;

Ø наведение порядка во власти, соблюдение за­конности и борьба со злоупотреблениями, создание хороших законов;

Ø экономическое возрождение и хозяйственные решения;

Ø экология, чистота окружающей среды;

Ø обеспечение разного рода возможностей — в обу­чении, трудовой деятельности, предпринимательстве;

Ø патриотизм, национальное или государствен­ное возрождение.

Очень важна форма слогана. Она должна эксп­рессией умножать его энергетику. Необходимо исполь­зовать не только средства выражения смысла, но и средства выразительности. Более того, именно за счет удачно подобранной грамматической формы удается компенсировать энергетический недостаток некото­рых замечательных по смыслу идеологем.

Например, идеологема справедливости при всей своей смысловой универсальности явно не обеспе­чивает лозунгу достаточно мобилизующей энергии. Можно постараться восполнить этот недостаток экс­прессивно заряженными грамматическими формами, например, эллиптическими конструкциями: «Спра­ведливость— в обществе, благополучие — в каждый дом!», «Закон— всем, справедливость — каждому!» и т.д.

Для лозунгов часто используются грамматичес­кие формы номинативного предложения («Закон и порядок!»). Оригинальны, но редко используются формы генетивного предложения («Хлеба и зрелищ!»), которые хороши для выражения каких-либо требо­ваний.

Если употребляются формы простого личного предложения со сказуемым-глаголом в первом лице, то лучше обходиться без местоимения «я».

Например, «Хочу быть полезным людям!» предпочтительнее, чем «Я хочу быть полезным людям!». Слоганы типа: «Я дам вам то-то!» должны быть подкреплены очевидной и своеобразной харизмой. Но в целом «я» в слогане не приветствуется. То же самое можно ска­зать об использовании в слогане фамилии и имени самого кандидата.

Несомненный плюс такого приема: если избира­тель запоминает слоган, то запомнит и фамилию. Это очень важно, т.к. на практике часто получается, что избиратели вроде бы определили, что этот кандидат им симпатичен, а вот фамилию его не помнят. Либо вообще путают фамилии и к имиджевому мифу по­нравившегося кандидата относят фамилию конкурен­та за которого в результате и голосуют. Поэтому фамилия при слогане хорошо («Сергей Мавроди. Правда и порядок!»), а фамилия в слогане — еще лучше.

Однако, как и в случае с использованием «я», кандидату необходимо употребление фамилии в слогане «оп­равдывать» своей харизмой, т.к. наличие фамилии в слогане может быть воспринято как самолюбование либо нескромность. Поэтому фраза должна как бы доказывать, что кандидат своими личными качества­ми, своей харизмой заслуживает использования сво­ей фамилии в слогане.

С точки зрения ритмики и энергетики, удачными являются рифмованные лозунги с фамилиями («Наш округ— Биробиджан, наш депутат— Петров Иван!»). Тем не менее, здесь есть обратная сторона — частушечная легковесность.

Кроме того, подобные слоганы очень часто провоцируют конкурентов на сочи­нение пародийных контрслоганов.

Неплохим грамматическим средством, придающим экспрессивность слогану является восклицательный знак — «Достойное вознаграждение за честный труд!».

Так же в слогане могут быть использованы: эллиптическое тире («Богатство города— на благо горожан!»), параллельные конструкции с тире («Во влас­ти — порядочность, в городе — порядок!»), формы императива («Возродим наш город!», «Голосуй сердцем!»), формы двухчленного и трехчленного номинатива («Честь и Родина!», «Свобода, равенство, братство!»). Используют четырехчленные номинативные предло­жения, желая перечислить все привлекательные цен­ности, но это уже перебор.[26,c.49]

Конечно, могут использоваться и простые грам­матические конструкции, не оснащенные какими-либо средствами экспрессии. Однако в подобных слу­чаях следует помнить, что мобилизующая энергия должна заключаться в содержании этих конструкций, раз уж отсутствует в форме. Дело в том, что суще­ствует очень немного ценностей, которые в конкрет­ный момент времени в конкретном месте обладают достаточной мобилизующей энергией и способны увлечь или хотя бы привлечь избирателя.

Определенный риск связан с тем, что, избрав в качестве лозунга воплощение каких-либо ценностей, особенно связанных с материальным благополучием, кандидат попадает в омонимическую ловушку. При­мер: «Я знаю путь к процветанию!». Из слогана неясно, идет ли речь о процветании избирателей или же о про­цветании самого кандидата. Безусловно, умные люди лишь посмеются над двусмысленностью, тем не ме­нее, могут найтись и такие, кого эта нелепость озлобит.

Это довольно распространенная ошибка. Поэто­му обещая укоренить какие-то блага или ценности, кандидату желательно по возможности четко указы­вать адрес своих грядущих благодеяний. Например: «Процветание — городу, достойную жизнь — горожанам!». Кроме того, следует избегать обещаний с со­мнительным адресом.

Еще одна часто повторяющаяся ошибка связана с употреблением обличительных слоганов. Слоган должен быть универсален в употреблении, чтобы его можно было и озвучить и поместить под фотографией кандидата, например, в листовке.

Однако если под фотографией кандидата будет стоять слоган «Воров к ответу!», это будет не совсем удачно. Поэтому если избран обличительный тип лозунга, если он критикует какое-то явление, например коррупцию или преступность, следует подумать о том, можно ли будет такой слоган сверстать рядом с фотографией честного лица кандидата.

Как содержательную разновидность слоганов мож­но выделить проблемные слоганы, обращающие энер­гию избирателей против какой-то проблемы. Подоб­ный лозунг может протестовать против какого-то глобального зла, но лучше — против общеизвестного актуального местного безобразия. Например: «Не допустим второго Чернобыля на Руси!». Следует учесть, что у проблемных слоганов есть своя проблема — они слишком узконаправленны.

Хороши лозунги, емкой формой охватывающие целый набор смыслов и ценностей. Например, сло­ган: «Сильным — работу, слабым— заботу!». В нем про­стыми словами выражена целая социальная филосо­фия. Подтекстом здесь звучит отрицание безобразий, когда сильные не имеют работы, а слабые не получа­ют заботы, но есть и мощная позитивная составляю­щая. Кроме того, присутствует не только адресный охват сразу многих социальных групп, но и очень хитрая политическая корректность.[27,c.287]

В целом, можно выделить следующие основные условия, необходимые для успешного использования слогана:

— четкое определение задач, возлагаемых на сло­ган;

— определение носителей рекламы и СМИ, где его можно использовать;

— определение возможной реакции, конкретных сег­ментов избирателей на слоган.

Возможные варианты слоганов:

· Депутат (президент), который нам нужен.

· У (фамилия) есть лучшая идея!

· Улучшения — без шока, политика — без кризисов (баррикад).

· Эра национального обновления.

· Вперед вместе.

· Больше будущего, меньше капитализма (популизма)!

· Закон и порядок.

· Лучше с нами.

· Время для перемен.

· Правда, закон, порядок.

· Есть такой человек, и ты его знаешь.

· Сила спокойствия — президент (депутат).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...