Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кадры органов и учреждений прокуратуры




Лекция 16

Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры

Кадры органов и учреждений прокуратуры

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• законодательство, регулирующее вопросы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры;

• принципы прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры;

• особенности (специфику, запреты и ограничения), связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры;

• специфику организации и основные виды кадровой работы и органах и учреждениях прокуратуры;

• порядок и особенности назначения на должности прокурорских работников;

уметь

• формулировать требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров;

владеть навыками

• определения служебного статуса конкретного прокурорского работника.[1]

 

16.1. Понятие и содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

 

Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Федеральный статус рассматриваемой службы обусловлен не в последнюю очередь закреплением в ст. 129 Конституции РФ положений о прокуратуре РФ как единой централизованной системе.

Вместе с тем немаловажным является вопрос о видовой принадлежности службы в органах и учреждениях прокуратуры, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривается наличие трех видов государственной службы:

• государственная гражданская служба;

• военная служба;

• правоохранительная служба.

Каждому из перечисленных видов государственной службы должен корреспондировать самостоятельный законодательный акт, характеризующий особенности ее прохождения. Вместе с тем длительное время не принимается федеральный закон о правоохранительной службе, вследствие чего вопрос о принадлежности службы в органах и учреждениях прокуратуры именно к правоохранительной не может быть решен положительно, несмотря на изучение специфики деятельности прокуратуры РФ в рамках курса «Правоохранительные органы». Указанное обстоятельство обусловливает необходимость поиска правовой природы проходимой прокурорами и иными должностными лицами службы в рамках военной и государственной гражданской служб.

Действительно, в условиях наличия в системе органов прокуратуры РФ специализированных военных прокуратур презюмируется прохождение основным оперативным составом таких прокуратур именно военной службы, поскольку одним из сопровождающих ее атрибутов является наличие у соответствующих работников не классных чинов (как у их «гражданских» коллег), а воинских званий.

В п. 1 ст. 48 Закона о прокуратуре прямо закреплено, что военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание. В то же время п. 8 названной статьи определено, что офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре.

При этом численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований и включается в штатную численность названных структур. Однако в рамках проводимой в последние годы Министерством обороны РФ реформы в обозримой перспективе предполагается исключение военных прокуроров из числа военнослужащих, что в большей степени будет отвечать реализации таких важных принципов организации и деятельности прокуратуры, как независимость, единство и централизация.

С 1 января 2005 г. в органах прокуратуры официально введена федеральная государственная гражданская служба, что было связано с реализацией инициатив Администрации Президента РФ, предполагавших, в том числе лишение сотрудников ряда структурных подразделений, например управления делами Генеральной прокуратуры РФ, статуса прокурорского работника со всеми прилагаемыми к нему социальными и материальными льготами. В настоящее время полный перечень соответствующих должностей закреплен в Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574.

Согласно этому документу в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах регионального звена все государственные гражданские должности разделены на «руководителей», «специалистов» и «обеспечивающих специалистов». В прокуратурах районного звена имеются должности «специалистов» и «обеспечивающих специалистов». Каждая из названных категорий включает в себя несколько конкретных должностей. Например, в прокуратуре субъекта РФ категорией «специалисты» охватываются должности начальника отдела в управлении и его заместителя, главного и ведущего специалистов, а также специалистов.

Что касается собственно прокурорских работников, которые принимают участие в реализации возложенных на прокуратуру РФ задач, то их принадлежность к тому или иному виду государственной службы пока не определена. Как один из вариантов рассматривается вопрос о введении в законодательный оборот нового самостоятельного термина «прокурорская служба». Однако допускается и распространение на указанных должностных лиц статуса государственных гражданских служащих.

Говоря о содержательной стороне службы в органах и учреждениях прокуратуры, следует отметить, что прокурорские работники, а равно другие сотрудники, обладающие статусом федерального государственного служащего, во-первых, обязаны соответствовать занимаемой должности, что проверяется как повседневной практикой исполнения возложенных на них служебных обязанностей, оговоренных трудовым договором и приказом (распоряжением) руководителя о распределении обязанностей, а также периодически (не реже одного раза в пять лет) проводимыми аттестациями, а во-вторых, в полной мере должны соблюдать ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, о чем речь пойдет ниже.

Статьей 54 Закона о прокуратуре определены должности, которые охватываются понятием «прокурорский работник». Речь идет обо всех работниках органов и учреждений прокуратуры, которые в связи с занимаемой должностью имеют классные чины либо воинские звания. В эту категорию помимо собственно оперативных работников (прокуроров), выполняющих возложенные на прокуратуру РФ задачи, входят научные и педагогические кадры. Остальные служащие наряду с прокурорскими работниками и техническим персоналом имеют статус работника прокуратуры, поскольку работают по трудовому договору в органах и учреждениях прокурорской системы. Сопричастность всех названных лиц к выполняемому общему делу символизируется отмечаемым ежегодно 12 января профессиональным праздником — Днем работника прокуратуры Российской Федерации, который включен в календарь с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 29.12.1995 № 1329 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации».

В завершение необходимо отметить, что только добросовестное отношение каждого работника прокуратуры к порученному делу, а также безупречное поведение его вне рамок служебных отношений может поддерживать высокий престиж прокурорской службы среди других не менее уважаемых юридических профессий и заслуженный авторитет у населения, возлагающего на прокуратуру РФ большие надежды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...