Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности




Введение

Задумывались ли вы о том, насколько хрупка, человеческая жизнь? Параметры условий, в которых организм человека может нормально функционировать, весьма ограниченны. Достаточно повысить или понизить температуру тела всего на один градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состо­яние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях в большинстве случаев подобное явление обусловлено болезнью организма. Однако если изменить температуру тела уже на 5-6 градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма.

На протяжении всей своей жиз­ни человек постоянно сталкивается с ситуациями, грозящими ему гибелью. Одни обусловлены природными явлениями, другие возникают при неразумной деятель­ности или поведении самого человека. Тем не менее, человек живет, действует, созидает, несмотря на хрупкость своего организма. Что же позволяет ему выжить?

Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человек как биологического вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой - со способностью человека опосредованно отражать объективную действительность. Толь хорошо развитая нервная система и такой феномен, как психика, определяют возможность выживания человека в целом как вида.

Внешние факторы, несущие в себе угрозу жизни человека, могут быть различного происхождения. Их проявление и сочетание во многом определены условиями, в которых протекает деятельность человека. Рассмотрим более подробно основные факторы, обусловливающие возникновение реальной угрозы для жизни и особенности некоторых видов деятельности человека, которые предполагай возможность возникновения такой угрозы.

Общая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности

Деятельность человека всегда осуществляется в определенных условиях внешне среды. Все условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы дл я жизни человека, можно разделить на три категории: обычные (или нормальные), особые и экстремальные.

К критериям, которые легли в основу данной классификации, относятся: степень нервно-психического напряжения, сопровождающего выполнение деятельности, или адаптацию к изменившимся условиям деятельности, а также степень выраженности реальной витальной угрозы.

Даже самая простая деятельность сопровождается определенным уровнем нервно-психического напряжения. Это обусловлено тем, что на человека всегда воздействует множество раздражителей внешней среды. Данное явление было названо П. К. Анохиным обстановочной афферентацией. Организм учитывает эти раздражители и отвечает на них определенной реакцией, что обеспечивает его сохранность и целостность. На одни внешние воздействия организм отвечает привычной, свойственной ему ответной реакцией. Такие реакции принято называть специфическими.

На другие, необычные или непривычные воздействия, организм отвечает неспецифической реакцией, которая, как правило, сопровождается напряжением всех механизмов регуляции и мобилизации энергетических ресурсов. Поэтому чем более сложны условия деятельности, тем больше незнакомых или неспецифических факторов воздействуют на живой организм и тем выше уровень нервно-психического напряжения.

Наименьший уровень напряженности свойствен обычным условиям деятельности, поскольку они при­вычны.

Наивысший уровень напряжения характерен для экстремальных условий деятельности, так как в этих условиях на человека воздействует целый комплекс необычных для него раздражителей внешней среды.

Явление, названное В.Медведевым и А.Б.Леоновой «ценой» деятельности представляет собой условную плату, которую человек платит для того, чтобы достигнуть определенного уровня производительности, или надежности деятельности. Чем выше «цена» деятельности, тем быстрее и больше расходуются функциональные резервы организма.

Рассмотрим данную классификацию более подробно.

Обычные условия. К категории обычных, или нормальных, условий деятельности относятся условия, которые обеспечивают нормальное функцион ирование всех систем организма человека и не вызывают чрезмерного нервно-психического напряжения.

В свою очередь, нормальное функционирование систем организ­ма человека означает, что воздействующие на него факторы внешней среды не несут пагубных воздействий, не причиняют ему вреда, т. е. в этих условиях чело­век чувствует себя достаточно комфортно.

К особым условиямследует отнести условия деятельности, при которых могут внезапно возникать ситуации, опасные для жизни субъекта деятельности или окружающих его людей. Причем факторы, вызывающие возникновение экстремальных ситуаций, по своему характеру могут быть как физическими или химическими, так и социальными, но главная их особенность в том, что они являют­ся нештатными, или внеплановыми.

Например, к особым условиям деятельности могут быть отнесены особенности профессиональной деятельности летчиков, моряков, водителей автотранспорта, машинистов поездов и др. Во всех этих ви­дах деятельности существует определенная вероятность внезапного возникнове­ния экстремальных ситуаций.

К категории экстремальных условийотносятся условия жизни и деятельнос­ти, в большей или меньшей степени характеризующиеся наличием реальной ви­тальной угрозы, а, следовательно, чрезмерно высоким уровнем нервно-психиче­ской напряженности. В подобных условиях протекает профессиональная дея­тельность пожарных, военнослужащих, принимающих участие в ведении боевых действий, спасателей и представителей многих других профессий.

Вместе с тем следует отметить, что в условиях экстремальной деятельности или экстремальной ситуации могут оказаться не только люди определенной про­фессии, но и те, чья жизнь и деятельность обычно протекают совершенно спокой­но и никак не связаны ни с какими опасностями. Это происходит в тех случаях, когда возникают чрезвычайные ситуации. Рассмотрим более подробно чрезвычай­ные ситуации как подкласс экстремальных условий деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...