Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

экономических исследований




 

Под теорией понимается совокупность (система) основных идей в той или иной отрасли знания, в исследованиях рассматривается как форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях исследуемых экономических объектов, процессов и явлений [3]. В экономике широко применяются положения классической и неоклассической экономической теории, кейнсианская теория, монетаристская теория, теории денег, теории процента и финансового регулирования, теории кредита, теория игр, теория массового обслуживания, теория очередей, теории полезности, портфельная теория, теории конкуренции, теория управления запасами, теория потребления, теория предложения, теория распределения, теория ресурсосбережения, теория смешанной экономики, теория стоимости капитала для его потребления, амортизационная теория страхового фонда, теории ценообразования и многие другие [1]. Теория представляется высшей формой организации научного знания, представляет собой систему законов науки и презентует основной категориальный аппарат ее описания, понимания, толкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования. Правильно построенная теория является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону теоретических исследований, в которых она согласуется с другими теориями [7].

При формировании той или иной теории используют концепции и парадигмы – исходные идеи, системы взглядов, определяющие первичное понимание исследуемых явлений, процессов. Более глубокая проработка исходных концепций в рамках определенной парадигмы позволяет сформировать полноценную теорию.

Под парадигмой понимается общая исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории [3, 8]. Таким образом, формирование той или иной теории предполагает установление парадигмы научных исследований, соответствующей определенному периоду времени, а также использование разнообразных концепций, что позволяет конкретизировать исходное научное знание в рамках принятой парадигмы. В целом, бакалаврские работы должны выполнять в рамках современной парадигмы научных исследований.

В этом плане в системе научных исследований выделяется проблема – сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой пока не созданы общепринятые методы [3, 8]. Проблема требует ее изучения с целью обеспечения полноты необходимой для деятельности информации, выработки концепции ее решения. Весь ход развития той или иной теории может быть представлен как ряд переходов от одних проблем к другим с их последовательными решениями. В рамках бакалаврской работы необходимо четкая постановка научной проблемы, для решения которой формулируется цель бакалаврской работы. Таким образом, цель бакалаврской работы зависит от наличия реальных проблем современных экономических систем и должна отвечать принципу актуальности.

В зависимости от постановки исследовательской задачи различают проблемы (задачи) структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные. Структурированные проблемы имеют широко известные многовариантные решения, элементы которых хорошо изучены и выражаются количественно. Слабоструктурированные проблемы возникают в ситуациях с высоким уровнем неопределенности, дефицитом релевантной информации и связаны с выработкой долгосрочных решений, каждое из которых затрагивает многие аспекты финансово-хозяйственной деятельности. Неструктурированные проблемы возникают в ситуации высокой неопределенности и отличаются неформализуемостью, как самих целей деятельности, так и возможных направлений действия [3]. Соответственно, исследователи также часто пользуются понятием актуальной проблемы – важной, существенной проблемы для данного момента времени или для данной организации, ситуации.

В принципе, каждая научная теория формулирует ряд специфических проблем, которые она призвана решать на основе определенных выдвигаемых концепций, в рамках принятой парадигмы научных исследований. Основой механизма решения указанных проблем представляется выдвижение исследователем научной гипотезы.

Под научной гипотезой понимается научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией (концепцией, положением, методикой, механизмом, инструментом, алгоритмом). В дипломных работах будущих специалистов гипотеза может формулироваться как в виде некоторого теоретического или методологического положения, обеспечивающего развитие какой-либо теории, концепции, механизма или создания нового инструмента деятельности, так и виде улучшения какого-либо практического результата объекта исследования (увеличения показателей прибыли, рентабельности, снижения затрат, укрепления финансового состояния, оптимизации предпринимательских рисков, повышения конкурентоспособности товаров, услуг, организаций, отраслей и т.п.).

Например: для практического использования в деятельности финансовых структур значимым факторам конкурентоспособности методом рекомбинации можно поставить в соответствие ключевые стратегические показатели компании, тем самым, обеспечив редукцию когнитивных разработок до информационного уровня системы сбалансированных показателей. В системе коммерческих исследований научная гипотеза может выглядеть следующим образом: реализация инвестиционного проекта строительства торгового комплекса позволит обеспечить сетевой характер торгового процесса и экономию издержек. Другой пример формулировки гипотезы бакалаврской работы: применение JIT-систем управления материальными ресурсами предприятия вместо ERP-систем позволяет существенно снизить сверхнормативные запасы.

Таким образом, в упрощенном варианте научная гипотеза исследования представляет собой некоторое достижение, некоторый полезный эффект, позитивный результат применения предложений, формулируемых и обосновываемых в рамках выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

 

Критерии, альтернативы и ограничения как инструменты

Научного исследования

 

Критерии в исследовании финансово-хозяйственной деятельности – это мерила оценки, наиболее существенные, как правило, комплексные показатели, позволяющие определить, классифицировать, оценить те или иные ее аспекты. Прежде всего, критерии характеризуют то или иное качество финансово-хозяйственной деятельности и обычно тесно связаны с подходами. Так, в качестве критерия оценки эффективности деятельности промышленного предприятия может выступать уровень рентабельности активов, рентабельности собственного капитала, а для оценки его финансового состояния целесообразно использовать критерии ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Для оценки долгосрочной активности организации на мировых рынках можно использовать критерий конкурентоспособности.

Альтернативы представляют собой возможные, обычно, взаимоисключающие, противопоставленные друг другу варианты будущих ситуаций, целей и действий организации, механизмов и процедур финансово-хозяйственной деятельности. Так, финансирование какого-либо инвестиционного проекта возможно за счет различных источников: собственного капитала организации, банковского кредита, эмиссии акций или облигаций, использования механизма лизинга. Расширение рынка продукции предприятия возможно как за счет совершенствования ассортимента, так и за счет применения потребительского кредитования. Снижение материальных затрат промышленного предприятия возможно как за счет внедрения новых технологий их переработки (инновационный вариант), так и за счет внедрения систем бюджетирования и режима экономии (рациональный вариант).

Приоритеты в сфере финансово-хозяйственной деятельности, как правило, характеризуют акцент на те или иные моменты, с которыми могут быть соотнесены результаты деятельности (поставка товаров, страхование рисков, формирование резервов, применение портфельного инвестирования и другие). Приоритеты также могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания на тех или иных сторонах (объектах) деятельности, благополучие или преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития экономической системы в целом. Так, в условиях кризиса и высокого уровня инновационных рисков приоритет в деятельности организации получают финансовые инвестиции над техническими и технологическими. Например, многие исследователи считают, что в условиях новой экономики XXI века – экономики знаний должны быть сформированы основные элементы новой организационной культуры, в которых имеет место приоритет способности к инновациям перед способностью к рационализации, приоритет качества перед количеством, приоритет человеческого (интеллектуального) капитала перед материальными, информационными, технологическими ресурсами. Приоритеты в бакалаврской работе должны определяется на основе выбранной темы работы и сформированной гипотезы исследования (эта часть работы должны выполнять студентом под непосредственным контролем и при участии руководителя).

Ориентиры в сфере финансов или коммерции определяются как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно воспринимаемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой исследуемой организации (прежде всего, как стратегические или оперативные). В качестве ориентиров финансово-хозяйственной деятельности можно выделить показатели эффективности работы с корпоративными клиентами, юридическими и физическими лицами. Например, в качестве ориентира выбора инновационного проекта может быть принят следующий: уровень средней заработной платы, уровень производительности труда. Другой ориентир: уровень среднеотраслевых затрат на производство и реализацию продукции проекта.

Под ограничениями понимаются устанавливаемые границы (рамки), правила, нормы, стандарты, лимиты ресурсов. В экономико-математических моделях ограничения формулируются в виде соотношений, с помощью которых отражаются свойства моделируемой экономической системы в процессе взаимоотношений с внешними ограничивающими факторами. Ограничения обычно представляют собой системы формул и неравенств (например, ограничения целевой функции), при этом значения переменных, являющихся решением систем ограничений, задают возможные способы поведения моделируемого объекта. Так как ограничения экономико-математической модели лишь частично отражают свойства реального объекта, соответственно, в процессе моделирования важную роль приобретает выбор системы ограничений, отражающий наиболее существенные характеристики изучаемого экономического объекта [2].В качестве примеров ограничений в исследованиях реальных экономических объектов можно выделить следующие: 1) период окупаемости инвестиционных проектов, отбираемых в инвестиционную программу организации, не должен превышать 4,5 лет; 2) условием для предоставления банковского кредита является достаточная кредитоспособность клиентов, определяемая по предельному значению Z-критерия Альтмана; 3) объемы реализации продукции организации по вариантам инновационного проекта не должны быть ниже 2,4 млрд. руб. в год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...