Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и измерения инфляции.




Введение.

Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то шаги к стабилизации. Инфляция - это проблема каждого жителя нашей страны, на которого ложится бремя инфляционного налога.

Инфляция представляет собой весьма сложный, противоречивый феномен. Инфляция это процесс обесценивания денег, рост цен и переполнения каналов обращения бумажными деньгами. Но даже это определение не раскрывает полностью сущность инфляции.

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Если в 30-е годы главной проблемой была безработица, то затем основной проблемой стала инфляция. Годичные темпы инфляции в мировой экономике выросли с 2,9% в 50-е гг. до 11,0% в 80-е гг.

Практически с самого начала экономических реформ, наша страна оказалась во власти высокой инфляции. Инфляция создает большие проблемы для граждан, снижая покупательную способность рубля, а цены на товар и услуги, неуклонно заставляя расти.

Очень трудно принимать деловые решения, особенно в долгосрочной перспективе, так как трудно спрогнозировать поведение инфляции.

Современная инфляция очень отличается от той, которая была раньше. Например, раньше инфляция носила локальный характер, сейчас же – повсеместный, всеохватывающий. Если раньше инфляция имела периодический характер, то сейчас же – хронический; современная инфляция находится под влиянием не только денежных, но и не денежных факторов.

Инфляция занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.

 

Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономической теории. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Данная курсовая работа посвящена изучению инфляции. В ней мы проанализируем инфляционную ситуацию в России, а так же проследим за экономическим ростом в России.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа инфляции.

Понятие и причины возникновения инфляции.

 

Инфляция по своей сути – это обесценивание денег, когда предложение денег превышает спрос. То есть это рост цен, но для измерения общего уровня цен и уровня инфляции по стране эффективнее использовать индекс валового внутреннего продукта, или другими словами дефлятор (от латинского.Deflation-выдувание) ВВП отражающий динамику потребительских цен, а так же динамику цен на факторы производства.

Инфляция сопровождается повышением цен, но не всякий рост цен есть форма проявления инфляции. Рост цен может быть вызван неурожаем сельскохозяйственных культур, циклическими колебаниями и прочими причинами не имеющие отношения к инфляции. Характерно инфляционными причинами увеличения цен являются: покрытие госбюджета за счет дополнительной эмиссии денег, монополистическая гонка цен и т.п.

Следует учитывать возможность возникновения инфляции и те причины, которые непосредственно ее порождают. Сам факт того, что в обращении используются деньги в бумажной форме, порождает возможность возникновения инфляции. Другими словами если бы в обращении использовались металлические деньги (золото, серебряные монеты), то при излишнем количестве эти деньги уходили бы в сокровища. Обращение неполноценных же бумажных денег рождает вероятность их увеличения. Однако использование бумажных, не полноценных денег не может являться прямой причиной инфляции.

Причины инфляции лежат в общем макроэкономическом неравновесии между совокупным спросом и предложением. Довольно часто бывает трудно определить, что именно повлияло на рост инфляции, какая причина этому поспособствовала, так как они всегда существуют в какой-то комбинации.

Первой причиной инфляции хотелось бы назвать - несбалансированность государственных доходов и расходов, которая выражается в дефиците госбюджета, приводит к увеличению массы денег в обращении отсюда, следовательно, и к росту цен.

Милитаризация экономики или рост военных расходов – одна из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и соответственно рост госдолга во многих странах, для покрытия которых используются бумажные деньги.

Монополизация общества – практически все монополии стремятся сократить конкуренцию, не желая снижать цены. Поэтому они ограничивают приток новых производителей в отрасль, что ведет к длительному несоответствию спроса и предложения.

Неразумная налоговая политика также служит толчком для роста инфляции. При повышении ставок старых налогов и/или вводе новых налогов происходит либо сокращение предложения, что в итоге сказывается на рынке спроса, либо при формировании цены выпускаемого продукта учитываются издержки, причем оба варианта ведут к повышению цен.

Рост цен на мировых рынках при так называемой открытой экономики государства порождает опасность «импортируемой» инфляции.

Низкий курс рубля.

Использование суррогатов денег.

Долларизация экономики.

Теневая экономика.

Это наиболее частые причины инфляции.

 

 

Виды и измерения инфляции.

 

Виды инфляции:

Существует два типа инфляции: Открытая и Скрытая.

Открытая инфляция -проявляется в непосредственном повышении уровня цен и обесценивание денег. В основном проявляется на рынках, где действуют свободные цены.

Существует несколько форм открытой инфляции.

1) Инфляция спроса - проявляется в превышении спроса предложения.

2) Инфляция издержек – увеличиваются цены на ресурсы, на средства производства вследствие чего увеличиваются издержки, в результате это сказывается на цене товара.

3) Структурная инфляция – динамический процесс вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу.

Скрытая инфляция – существует в условиях жёсткого регулирования цен и доходов со стороны государства и проявляется, прежде всего, в хронических товарных дефицитах.

Также многие специалисты различают в зависимости от темпов роста следующие формы инфляции:

1. Нормальная инфляция -цены возрастают не более чем на 3-3.5% в год, стоимость денег особо не изменяется.

2. Умеренная (ползучая) инфляция – цены растут достаточно медленно около 10% в год.

3. Галопирующая инфляция -скачкообразный рост цен от 100% в год.

4. Гиперинфляция – количество денег и цены растут астрономическими темпами от 1000% в год и выше.

Наиболее разрушительная инфляция для экономики страны это гиперинфляция.

Характерные черты проявления гиперинфляции:

· разрушение нормальных экономических отношений;

· производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности;

· взаиморасчеты принимают бартерный характер;

· сворачивается производство, накапливаются товары в расчете на их удорожание;

· растет спекулятивная деятельность;

· обесцениваются накопления целого поколения людей

 

Выделяют также сбалансированную и несбалансированную инфляцию

Сбалансированная инфляция – имеет место, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Невозможно правильно прогнозировать ситуацию на рынке, трудно рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность не может развиваться в таких условиях.

Разделяют также:

1. Инфляцию по степени ожидаемости:

Ожидаемая инфляция – может быть спрогнозирована с достаточной степенью надежности.

Неожидаемая инфляция – не может быть спрогнозирована, так как возникает стихийно, в результате нанося экономическим агентам существенный ущерб.

2. По степени распространения:

Локальная инфляция – возникает в пределах одной страны.

Мировая инфляция – инфляция, которая охватывает группу стран или регионы.

3. С учетом экономических факторов:

Индуцированная инфляция – обусловлена воздействием внешних факторов не связанных с денежной массой в обращении. Низкий спрос не ведет к снижению цен, а наоборот способствует увеличению издержек, т.е. индуцирует инфляцию.

4. С учетом социальных критериев:

Социальная инфляция – т.е. цены увеличиваются из-за новых требований к качеству продукции, охране окружающей среды.

5. С учетом механизма формирования цен:

Административная инфляция – порождает «административно» управляемые цены.

Рыночная инфляция – существует, где есть свободное ценообразование.

Инфляцию налогов – ситуация когда государство быстро повышает налоги с целью покрыть расходы на оборону, управление, социальные программы.

Инфляция прибылей – происходит из-за того что промышленные предприятия, получив сверхприбыль, увеличивают цену на товар, не увеличивая при этом качество товара.

Инфляция роста заработной платы – происходит из-за увеличения заработной платы, которая составляет порядка 25-30% в цене товара.

Измерения инфляции.

Одним из важнейших экономических показателей влияющий на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и качество жизни является уровень инфляции. Ученные и экономисты по всему миру ведут дискуссии о том, каким должен быть уровень инфляция.

 

Утверждается, что даже умеренная инфляция приносит экономике государства значительный ущерб долгосрочному росту, так как искажает экономику и блокирует действие одних из главных факторов экономического роста.

Прежде всего, инфляция несправедлива с социальной точки зрения, т.к. является своеобразным налогом на тех, чьи доходы фиксированы в номинальном выражении или неадекватно индексируются в соответствии с ней, а это, как правило, наиболее бедная часть населения.

 

Однако не все экономисты так считают, например, по мнению французского экономиста Жака Сапиры, стремление достичь нулевой инфляции является опасной и может затормозить экономический рост, а так же может даже спровоцировать депрессию.

В этом случае может произойти дисбаланс между предложением и спросом.

Дж. М. Кейнс считал, что инфляция в 3 % является оптимальной для регулирования цен и заработной платы, а так же стимулирует рост ВВП и увеличивает деловую активность в стране.

Поэтому можно сделать вывод: что экономика нуждается в некотором уровне инфляции. Примером может служить всем нам известная «Великая Депрессия» в США и последняя длительная депрессия в Японии.

Однозначных ответов на вопрос, каким должен быть уровень инфляции, у исследователей нет. Но в целом, несомненно, можно сказать одно, что последствия инфляции несут негативный характер.

 

Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами:

 

Во-первых, если взять наш рубль, то при укреплении его курса к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности наших товаропроизводителей.

 

Во-вторых, инфляция как мы знаем, проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, а это в свою очередь вызывает недовольство со стороны покупателей, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

 

В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям в условиях инфляции трудно работать, так как их оборотные средства обесцениваются, и они с трудом могут спрогнозировать дальнейшую ситуацию. Поэтому в последнее время множество центробанков при выборе основной цели денежно-кредитной политики ориентируется на ограничение инфляции.

 

Показателями инфляции являются индексы цен, отражающие динамику цен.

 

Основные индексы цен:

1. Индекс на потребительские товары

2. Индекс цен производителей

3. Индекс цен потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения

4. Индексы – дефляторы.

 

Индекс потребительских цен – измеряет изменение стоимости товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции.

 

Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные "инфляционные ощущения", которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции.

Инфляционные ощущения порождают "инфляционные настроения", т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин "инфляционные ожидания" - это не что иное, как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства.

Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

 

Существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В тех государствах, где не особо развита рыночная экономика, «Инфляционные настроения» имеют очень важное значение.

 

Индивиды быстрее чувствуют повышение цен по товарам, затрагивающим жизненно-важные интересы, и которые покупаются практически каждый день.

 

К таким товарам можно отнести: хлебобулочные изделия, мясомолочные продукты, овощи, фрукты, услуги пассажирского транспорта, а так же следует сюда отнести лекарства, образовательные и медицинские услуги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...