Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Право собственности на природные ресурсы. Правовые основы государственного управления охраной окружающей среды




Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 9), земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации, предусматривая указанные формы собственности на природные ресурсы, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности, в том числе в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаменитым Декретом о земле, который был назван «первым шагом революции в России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъемлемую часть Декрета о земле, право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались преобразования и в современной России. Законом РСФСР от 23.11.1993 «О земельной реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе в Конституции Российской Федерации,

Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Что же касается муниципальной собственности, то согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации таковой является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством. Целесообразным представляется разграничение государственной собственности исходя из принципа их общегосударственного (федерального) значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных заповедников;

 

земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и т.д.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации этих прав, основанием которой являются акты Правительства Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с определенными основаниями (это такие основания, как: России может быть собственником природных объектов федерального значения; субъекты России – регионального значения; муниципальные образования могут быть собственниками обособленных природных объектов местного значения) подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у России, её субъектов и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством России (подготовленные и согласованные документы им утверждаются). И эти сведения вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством России.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы.

Как определено ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции России (ст. 36).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Действующее законодательство исходя из специфики такого природного ресурса, как недра, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты.

Частная собственность может быть индивидуальной и общей. Согласно ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, а без определения долей – совместной собственностью.

Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов: в собственность; во владение; в пользование; в аренду.

Гражданско-правовой способ распространяется на: куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона); приватизацию; выдел доли; выкуп залога; долгосрочную аренду; наследование.

Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных нужд.

несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

нарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

Содержание права собственности на природные объекты.

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Право владения землей и природными объектами представляет собой Юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно (предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества.

Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

• установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;

• государственный контроль за соблюдением установленных правил;

• уплата налогов пользователями природных объек­тов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса, природного объекта.

Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает: определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения; указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

· земли подразделены на семь категорий (ст. 7 ЗК России):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

• полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);

• водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, и т. п.

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими. На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

• предоставление в собственность, аренду и пользование;

• изъятие природных объектов;

• обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...