Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о профессиографии. Психограмма и профессиограмма




Профессиография представляет собой объективное исследование, направленное на раскрытие всей сложности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Главную часть профессиограммы составляет психограмма — полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.

Профессиокарта представляет собой краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей.

Профессиокарта содержит следующие элементы:

· официальное название описываемой профессии;

· описание результатов труда и их значения для людей;

· описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии;

· описание предметных и социальных условий труда;

· указание на возможные пути обучения.

Профессиокарта используется специалистами для общей ориентировки в профессии.

Психологические тесты позволяют определить с большой долей вероятности неудачи в профессиональной деятельности, чётко определяя нижнюю границу способностей. Успех в профессиональной деятельности зависит и от ряда других факторов.

Таблица 1.

Факторы успешности в профессиональной деятельности

Внеличностные Межличностные Внутриличностные
1. Цели трудовой деятельности 2. Адекватные средства трудовой деятельности 3. Условия труда: организация рабочего места, рабочего времени, нормативные документы, четкое планирование 4. Взаимодействия между сотрудниками 5. Эффективное управление 6. Структура и стадия развития фирмы 7. Имидж фирмы: внешний и внутренний 8. Структура и емкость рынка 1. Структура взаимоотношений с другими сотрудниками и руководством 2. Стадия развития межличностных взаимоотношений 3. Стиль отношений и руководства 4. Степень выраженности и содержание конфликтов в организации 1. Способности, свойства личности, черты характера Если общие способности на низком уровне, то сотрудник, скорее всего, будет неудачен в профессиональной деятельности

Методы психологической диагностики

Тестовые методики ненадежны, поэтому необходимо применять батареи методик. Проанализируем основные группы методик, которые применяются в психологической диагностике.

1. Экспресс-диагностика (опросник Айзенка EPI; методика Шмишека—Леонгарда; опросник Голланда; тест Лири, КОТ, цветовой тест Люшера и др.). Данные тесты компактны, просты в исполнении, позволяют определить группы риска. Однако они не могут указать на профессиональную непригодность респондентов.

2. Методы углубленной диагностики (CPI; MMPI; тест Кеттела (интеллектуальный); методика Ровена; тест Гилфорда и др.). Особенности данных методик: максимальная валидность и надёжность, универсальность и многофакторность. Недостатки методик: не отражают профессиональную непригодность работника; требуют продолжительного времени тестирования.

3. Глубинные методы диагностики (выявление мотивации человека, в том числе и скрытой; проективные тесты (Hand-тест), методы экспериментальной психосемантики и др.). Данные методики требуют высокого уровня подготовки пользователя.

Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности. Психофизилогоческие компоненты работоспособности

Тезисы В чем суть профориентационной работы? Каковы основные направления профессиональной ориентации? Чем характеризуется профессиональная пригодность? В чем заключаются психофизиологические компоненты профотбора и профпригодности? Каковы особенности психофизиологии работоспособности?

Понятие о профориентации

Профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) — процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.

Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Профориентационная работа со взрослым населением в России только начинает складываться в единую систему, так как вся предшествующая система профориентации развивалась под влиянием задач профессионального обучения и воспитания молодежи. В новых условиях требуется иной подход к вопросам профориентации. Основные ее задачи — помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию и в то же время потребностям общественного производства.

Профориентационная работа может быть ориентирована: на конкретную организацию; на трудовую деятельность; на рабочую специальность. Здесь главными заинтересованными лицами выступают специальные учебные заведения и предприятия, т.е. те организации, где осуществляется профессиональная подготовка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...