Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для выполнения в процессе самоподготовки




Составьте схему: «Формы изменчивости бактерий».

Самостоятельная работа студента на практическом занятии

1. Учёт посевов предыдущего занятия (см. занятие 11).

2. Опыт по выявлению спонтанных мутаций у бактерий.

Цель опыта: определить, имеются ли мутанты, устойчивые к стрептомицину, в культуре бактерий, которая не соприкасалась со стрептомицином.

Методика: на чашке с МПА производится рассев культуры бактерий с целью получения изолированных колоний. После суточного инкубирования в термостате выросшие колонии с помощью игольчатого штампа-репликатора переносятся на чашку с МПА, содержащим стрептомицин, и контрольную чашку. После суточного инкубирования в термостате учитывают результат.

Результат: зарисовать чашки с колониями.

Вывод: сформулировать.

3. Опыт конъюгации бактерий.

Цель опыта: определить, возможна ли конъюгация между данными штаммами.

ЗАДАЧА: получить прототрофный рекомбинант путём конъюгации двух ауксотрофных культур.

Материал: донор, ауксотроф по лейцину, реципиент - ауксотроф по треонину.

Методика: суточные бульонные культуры этих штаммов смешивают во флаконе и оставляют в термостате на 30-60 минут. В результате конъюгации от клеток донора к реципиенту передаются гены, кодирующие способность синтезировать треонин, и образуются прототрофные клетки. Для выявления этих клеток смесь бактерий высевают на среду, в которой отсутствуют лейцин и треонин (так называемая минимальная среда). Если конъюгация произошла, то на минимальной среде вырастут колонии прототрофных рекомбинантов. Донор и реципиент не вырастают.

Результат: нарисовать чашку с готовым результатом опыта.

Вывод: сформулировать.

4. Нарисовать в тетради схемы опытов трансформации и трансдукции.

5. Опыт бактериоциногении.

Цель: определить, какие из испытуемых культур кишечной палочки способны продуцировать колицины.

Методика: испытуемые культуры засеяны бляшками на чашке с МПА. После двухсуточной инкубации в термостате выросшие культуры убиты парами хлороформа. На поверхность посева наливается растопленный МПА, содержащий колицинчувствительную культуру. После инкубации в термостате учитывается результат по зонам отсутствия роста вокруг колоний колициногенных культур.

Результат: зарисовать.

Вывод: сформулировать (указать колициногенные культуры).

6. Диссоциация бактерий. Посмотреть с помощью бинокулярной лупы колонии эпидермального стафилококка: гладкие (S) и шероховатые (R).

ЗАНЯТИЕ 13

ИНФЕКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Освоение вопросов инфекции необходимо врачу для понимания патогенеза инфекционных заболеваний. Экспериментальный метод исследования в микробиологии применяется для изучения патогенности микроорганизмов, для выделения чистой культуры возбудителя из исследуемого материала, для испытания лечебного и профилактического действия химиотерапевтических и биологических препаратов.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен знать:

- понятие об инфекции, формы инфекции;

- понятие о патогенности и вирулентности микроорганизмов, факторы вирулентности и способы их выявления;

- правила заражения и вскрытия животных.

Исходный уровень знаний

Для усвоения материала студенту необходимо знать:

- виды симбиоза макро– и микроорганизмов;

- основные группы микроорганизмов из разделов «Морфология микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов»;

- приготовление препаратов–мазков, окраска их по Граму.

 

Цель занятия

1. Ознакомиться с методами выявления факторов патогенности микроорганизмов.

2. Изучить особенности и динамику развития инфекционного процесса, формы его проявления, пути передачи.

3. Познакомиться с основными методами экспериментального заражения и бактериологического исследования трупов животных.

План изучения темы

1. Инфекция и инфекционный процесс.

2. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Факторы патогенности.

3. Экспериментальное заражение животных. Определение вирулентности микробов и силы токсина.

4. Роль макроорганизма, внешней и социальной среды в возникновении и развитии инфекционного процесса.

5. Динамика развития инфекционного процесса. Виды инфекционного процесса.

 

После изучения темы студент должен уметь

1. Соблюдая правила асептики, провести бактериологическое исследование трупа лабораторных животных.

2. Определить форму инфекционного процесса у экспериментального животного при бактериологическом исследовании трупа.

 

Дополнительная литература по разделу «Инфекция и иммунитет»

1. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло-
гии / А.С. Быков, А.А. Воробьев, В.В. Зверев. - М.: МИА, 2007.

2. Внутрибольничные инфекции / Р.Д. Перетц, А.Л. Хэмптон,
П.А. Ристуцциа и др.; под ред. Р.П. Венцела; пер. с англ. Б.А. Годованно-
го. - М.: Медицина, 1990.

3. Езепчук Ю.В. Патогенность как функция биомолекул / Ю.В. Езепчук. - М.: Медицина, 1985.

4. Лунгу В.М. Внутрибольничная инфекция / В.М. Лунгу. - Кишинев: Тимпул, 1991.

5. БМЭ: в 30 т. Т. 9. – М.: Сов. энциклоп., 1978.

6. Вершигора А.Е. Общая иммунология / А.Е. Вершигора. - Киев: Выш. школа, 1990.

7. Ершов Ф.И. Интерфероны и их индукторы (от молекул до лекарств) / Ф.И. Ершов, О.И. Киселев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

8. Игнатов П.Е. Иммунитет и инфекция / П.Е. Игнатов. - М.: Время, 2002.

9. Иммунология: пер. с англ.: в 3 т. / ред. У. Пол. - М., Мир, 1987.

10. Иммунология и аллергология (цветной атлас): учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М.: Практическая медицина, 2006.

11. Иммунология инфекционного процесса: руководство / под ред. В.И. Покровского. - М., 1994.

12. Коротяев А.И. Иммунитет и генетический гомеостаз учеб. пособие для студентов мед. ин-тов / А.И. Коротяев, Т.В. Малышева, Н.Н. Лищенко. - Краснодар: Кубан. мед. ин-т, 1982.

13. Лазарева, Д.Н. Стимуляторы иммунитета / Д.Н. Лазарева,
Е.К. Алехин. - М.: Медицина, 1985.

14. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999.

15. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. А.А.Воробьева. - М.: МИА, 2004.

16. Медуницин Н.В. Вакцинология / Н.В. Медуницин. - М.: Триада-Х, 1999.

17. Морозов В.Г. Цитокины / В.Г. Морозов, Г.А. Рытак, В.В. Малинин. - СПб., 2001.

18. Новиков Д.К. Медицинская иммунология: учеб. пособие /
Д.К. Новиков. - Витебск, 2002.

19. Общая медицинская вирусология: учеб. пособие / Н.С. Горячкина и др.; под ред. Н.С. Горячкиной, Л.И. Кафарской. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

20. Павлович С.А. Медицинская микробиология / С.А. Павлович. – Минск: Вышэйшая школа, 1999.

21. Павлович С.А. Основы вирусологии / С.А. Павлович. – Минск: Вышэйшая школа, 2001.

22. Хаитов Р.М. Иммунология / Р.М. Хаитов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

23. Хаитов Р.М. Иммунология / Р.М. Хаитов, Г.А. Игнатьева, И.Г. Сидорович. – М., 2000.

24. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. – М.: Медицина, 2001.

25. Ярилин А.А. Основы иммунологии: учеб. для студентов мед. ву-
зов / А.А. Ярилин. - М.: Медицина, 1999. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов).

26. Яфаев Р.Х. Эпидемиология внутрибольничных инфекций /
Р.Х. Яфаев, Л.П. Зуева. - Л.: Медицина, 1989.

 


Дополнительный материал к занятию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...