Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методические материалы по дисциплине

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

Фундаментальной подготовки

_____________ В.М. Журавлев

«_____» _____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Б2.Б.3 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА  
Укрупненная группа 230000 «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Направление 230700.62 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
Профиль 230700.62.00.02 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ»
  230700.62.00.01 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
   
Кафедра «Высшей математики – 2»
Институт Фундаментальной подготовки

 

Красноярск


 

РАБОЧАЯ программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 230000 «Информатика и вычислительная техника» для направления подготовки бакалавров 230700.62 «Прикладная информатика».

 

 

Программу составила:

доцент кафедры «Высшая математика – 2», к.ф.-м.н. Шевелева И.В. _____________

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Высшая математика – 2».

 

«_ __ _» _ _____ 20 __ г. протокол № _ _ _

 

Заведующий кафедрой «Высшая математика – 2» Дураков Б.К. ____________________

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Бизнес-информатика».

 

«__ __ __»_ _____ 20 __ г. протокол № _ _ _

 

Заведующий кафедрой «Бизнес-информатика» Пупков А.Н. _________________

 

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ Института управления бизнес-процессами и экономики ____ _________ 20___ г. протокол № ___.

 

Председатель НМСИ ______________________ __________________

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 20 __/20__ учебный год.

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения: __________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ________________________

«____» _____________ 20__г. протокол № ________

 

Заведующий кафедрой _____________________________________________

 

Внесенные изменения утверждаю:

Директор института ________________________________________________________________


Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Дискретная математика представляет собой область математики, в которой изучаются свойства структур конечного характера, а также бесконечных структур, предполагающих скачкообразность происходящих в них процессов или отделимость составляющих их элементов. Развитие дискретной математики обусловлено прогрессом компьютерной техники, необходимостью создания средств обработки и передачи информации, а также представления различных моделей на компьютерах, являющихся по своей природе конечными структурами.

Целью преподавания дисциплины является:

  • воспитание достаточно высокой математической культуры, позволяющей самостоятельно расширять математические знания и проводить математический анализ прикладных инженерных задач;
  • развитие логического и алгоритмического мышления, умения оперировать с абстрактными объектами и быть корректными в употреблении математических понятий, символов для выражения количественных и качественных отношений.

 

 

Задачи изучения дисциплины

Студенты должны

Знать

- основные понятия, теоремы и методы математической логики, теории множеств и теории графов, теории автоматов и теории алгоритмов;

- элементы математической лингвистики и теории формальных языков;

- основные методы решения комбинаторных задач, упрощения логических формул и переключательных схем;

- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;

Уметь

- применять математическую символику для выражения количественных и качественных отношений объектов;

- применять аналитические и численные методы дискретной математики;

Владеть

- комбинаторным и теоретико-множественным подходами к постановке и решению задач; навыками моделирования прикладных задач методами дискретной математики;

- навыками использования математических методов при решении прикладных задач.

 

Одним из итогов изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

общекультурных:

  • способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);
  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);
  • способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

профессиональных:

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).

 

Межпредметная связь

 

Для изучения данной дисциплины необходимы знания по элементарной математике в объеме школьного курса.

 

2 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов (ЗЕ) Семестр
 
Общая трудоемкость дисциплины (3) (3)
Аудиторные занятия: (1,5) (1,5)
лекции (0,5) (0,5)
практические занятия (ПЗ) (1) (1)
Самостоятельная работа: (1,5) (1,5)
изучение теоретического курса (ТО) (0,5) (0,5)
расчетные задания (РЗ) (0.5) (0.5)
подготовка к тематическому тестированию и контрольным работам (0.5) (0.5)
Вид итогового контроля Зачет Зачет

 


Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

№ п/п Раздел дисциплины Лекции часы (ЗЕ) ПЗ часы (ЗЕ) СР часы (ЗЕ) Формируемые компетенции
  Элементы теории множеств (0,17) (0,38) (0,44) ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21
  Элементы математической логики (0,17) (0,38) (0,67) ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21
  Элементы теории графов и конечных автоматов (0,17) (0,22) (0,39) ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21

Содержание разделов и тем лекционного курса

Содержание разделов и тем лекционного курса   Объем в часах
Ауд. Сам.
Модуль 1. Элементы теории множеств.    
Раздел 1.1. Множества и отношения.    
Понятие множества, способы задания. Операции над множествами, свойства операций, диаграммы Эйлера. Алгебра Кантора. Мощность множества, равномощные множества. Счетные и несчетные множества. Декартово произведение множеств. Соответствия. Функциональные, взаимно однозначные соответствия. Понятие отношения. Бинарные отношения на множестве. Способы задания и свойства бинарных отношений. Отношение эквивалентности и отношение порядка. Алгебраические системы. Характеристическая функция. Определение нечеткого множества. Операции над нечеткими множествами. Нечеткие отношения и операции над ними.    
Раздел 1.2. Комбинаторика.    
Перестановки и подстановки. Размещения и сочетания. Размещения и сочетания с повторением. Разбиения. Метод включений и исключений. Рекуррентные соотношения. Возвратные последовательности.    
Модуль 2. Элементы математической логики.    
Раздел 2.1. Алгебра высказываний.    
Алгебра высказываний. Логические функции, таблицы истинности. Формулы алгебры логики. Разложение логической функции по переменным.    
Раздел 2.2. Нормальные формы.    
Совершенные дизъюнктивные нормальные формы (СДНФ). Булева алгебра логических функций, эквивалентные преобразования в ней. Принцип двойственности. Совершенные конъюнктивные нормальные формы (СКНФ).    
Модуль 3. Элементы теории графов и конечных автоматов.    
Раздел 3.1. Понятие графа.    
Понятие графа (орграфа). Матрицы смежности и инцидентности графа. Изоморфизм графов. Теорема о сумме степеней вершин графа. Части графа. Маршруты, цепи, циклы в графах. Связные графы. Обходы в графах. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Деревья.    
Раздел 3.2. Конечные автоматы.    
Полуавтоматы и автоматы. Представления с помощью графа и таблицы перехода. Композиция и декомпозиция.    
Раздел 3.3. Элементы теории формальных языков    
Подход с точки зрения грамматик, автоматов, полугрупп. Системы родства, социальные сети.    

 

Практические занятия

№ п/п № раздела дисциплины Темы занятий Трудоемкость (часы)
1-2 1.1 Понятие множества, способы задания. Операции над множествами, свойства операций, диаграммы Эйлера. Алгебра Кантора. Декартово произведение множеств. Соответствия. Функциональные, взаимно однозначные соответствия.  
3-4 1.1 Понятие отношения. Бинарные отношения на множестве. Способы задания и свойства бинарных отношений. Отношение эквивалентности и отношение порядка.  
5-6 1.2 Комбинаторика. Перестановки и подстановки. Размещения и сочетания. Размещения и сочетания с повторением. Разбиения. Метод включений и исключений. Рекуррентные соотношения. Возвратные последовательности.  
  Модуль 1 Промежуточный контроль (тематическое тестирование, контрольная работа).  
8-10 2.1 Алгебра высказываний. Логические функции, таблицы истинности. Формулы алгебры логики. Разложение логической функции по переменным.  
11-13 2.2 Совершенные дизъюнктивные нормальные формы (СДНФ). Булева алгебра логических функций, эквивалентные преобразования в ней. Принцип двойственности. Совершенные конъюнктивные нормальные формы (СКНФ). Минимизация в классе ДНФ.  
  Модуль 2 Промежуточный контроль (тематическое тестирование, контрольная работа).  
  3.1 Понятие графа (орграфа). Матрицы смежности и инцидентности графа. Изоморфизм графов. Теорема о сумме степеней вершин графа. Части графа.  
  3.1 Маршруты, цепи, циклы в графах. Связные графы. Обходы в графах. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Деревья.  
  3.3-3.4 Автоматы. Грамматики. Элементы теории формальных языков.  
  Модуль 3 Промежуточный контроль (тематическое тестирование, контрольная работа).  

 

Лабораторные занятия

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.


3.5 Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Дискретная математика» включает: самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение расчетных заданий, подготовку к тематическому тестированию и контрольным работам. Распределение объема самостоятельной работы по видам, по семестрам, по модулям приведено в таблице.

 

  Изучение теоретического курса (ТО), час Выполнение расчетных заданий (РЗ), час Подготовка к тематическому тестированию и контрольным работам (ПТТ), час Всего, час
Семестр 4        
Модуль 1   6 (5 задач)    
Модуль 2   8 (5 задач)    
Модуль 3   4 (3 задачи)    

 

 

Формы отчетности: ТО – конспект в объеме, указанном преподавателем; РЗ – письменная работа, оформленная в соответствии с требованиями, утвержденными на кафедре «Высшая математика-2»; ПТТ – результат тестирования или контрольной работы.

Расчетные задания выдаются преподавателем с указанием учебно-методической литературы. Основная учебно-методическая литература по выполнению расчетных заданий в соответствии с приведенным ниже списком литературы: [1, 2, 3, 4, 5, 6].

 


3.6 Структура и содержание модулей дисциплины

 

№ п/п Наименование модуля, срок его реализации Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль   Перечень практических занятий, входящих в модуль   Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение   Формируемые компетенции Умения Знания
  Модуль 1. Элементы теории множеств. Семестр 4. Темы: 1.1, 1.2. Практические занятия: 1-7. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1.1-1.2. Выполнение расчетного задания. Подготовка к тематическому тестированию и контрольной работе. ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21 Умение решать задачи по теории множеств: выполнять операции над множествами и отношениями, сравнивать мощности множеств. Знание основных определений и формул, теорем теории множеств.
  Модуль 2. Элементы математической логики. Семестр 4. Темы: 2.1, 2.2. Практические занятия: 8-14. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 2.1-2.2. Выполнение расчетного задания. Подготовка к тематическому тестированию и контрольной работе. ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21 Умение решать задачи по математической логике: построение таблиц истинности, составление нормальных форм. Знание основных определений, формул и теорем алгебры логики.
  Модуль 3. Элементы теории графов и конечных автоматов. Семестр 4. Темы: 3.1, 3.2, 3.3. Практические занятия: 15-18. Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 3.1.- 3.3. Выполнение расчетного задания. Подготовка к тематическому тестированию и контрольной работе. ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-3, ПК-21 Умение решать задачи по теории графов, выполнять операции, определять основные специальные типы графов, представлять конечные автоматы при помощи графов. Знание основных определений, формул и теорем теории графов и конечных автоматов.

Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная литература

1. Гаврилов Г.Г., Сапоженко А.А. Сборник задач по дискретной математике. - М. Наука, 1977.

2. Горбатов В.А. Основы дискретной математики. - М. Высш. шк.,1986.

3. Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. - М. Энергия, 1988.

4. Кук Д., Бейз Г. Компьютерная математика. - М. Наука, 1990.

5. Лавров И. А., Максимова Л.Л. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов. - М. Наука, 1975.

6. Логинов Б. М. Лекции и упражнения по курсу «Введение в дискретную математику». Калуга. 1998.

7. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. Дискретная математика: Учебник. – М., ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 256 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...