Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Брянский филиал

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

 

Вариант №16

 

Выполнила:

Студентка: Рзаева А.Р

Направление: экономика

Профиль: «Бухгалтерский учет»

Зачетная книжка: № 100.04/130147

Проверила: доц. Савичева Т.С.

 

Брянск – 2015 г.

Содержание:

 

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Контрольная работа №1…………………………………………………….4

2.1 Теоретический вопрос…………………………………………………..4

2.2 Тестовое задание………………………………………………………...8

3. Контрольная работа №2…………………………………………………….10

3.1 Платежная система РФ………………………………………………….10

3.2 Посреднические операции коммерческих банков....………………….14

3.3 Конспект статьи из периодического экономического журнала……..22

4. Список литературы………………………………………………………….26

 

 

Введение

 

Для отечественной банковской системы, находящейся в стадии перехода к экономическому росту, характерно стабильное увеличение величины кредитов, предоставленных заемщику с одновременным ростом удельной доли просроченных ссуд. При этом, при увеличении суммарной величины кредитного портфеля банков, увеличивается удельный вес просроченных кредитов. Интересным фактором является то, что концентрация кредитных операций происходит в ограниченном круге банков. По данным Интерфакса, по мере углубления специализации банков на кредитовании, качество их кредитных портфелей постепенно начинает улучшаться. Так, у банков, имеющих в кредитах до 40% активов, просрочка составляет около 10%, а у банков с долей кредитов в активах свыше 40 %, просрочка не превышает 5 %.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что формирование качественного кредитного портфеля является для банка достижимой целью, а управление ссудными операциями банка служит ее достижению. Переход России к рыночной экономике принципиально изменил условия деятельности всех хозяйствующих субъектов, и вдвойне отразился на характере функционирования банков. Таким образом, получается, что банки сами изменились как хозяйствующие субъекты, так еще им приходится адаптироваться к изменениям деятельности своих клиентов. Стремительное развитие российской банковской системы определило возможность руководителей банков и их работников овладеть методами и приемами работы, в отличие от западных стран, где процесс становления банковской системы происходит в течение нескольких веков.

В целом же, проблемы банковской системы России обусловлены двумя причинами: во-первых, на лицо неблагоприятные макроэкономические условия, во-вторых, существуют внутренние причины, связ0анные с особенностями деятельности самих коммерческих банков.

Контрольная работа №1

2.1 Теоретический вопрос:

Виды ссудных операций, их отличительные особенности и значение для банков.

Ответ:

Коммерческий банк, привлекая свободные денежные средства, высвобожденные в хозяйственном процессе, и предоставляет их во временное пользование контрагентам. При этом, коммерческий банк выступает в качестве финансового посредника, выполняя функцию перераспределения денежного капитала между регионами, отраслями и отдельными контрагентами.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О Банках и банковской деятельности» банки могут производить следующие банковские операции и сделки:

а) привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты по соглашению с заемщиком;

б) осуществлять расчеты по поручению клиентов и банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание;

в) открывать и вести счета клиентов и банков - корреспондентов, в том числе иностранных;

г) финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

д) выпускать, покупать, продавать и хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы), осуществлять иные операции с ними;

е) выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

ж) приобретать права требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с дополнительным контролем за движением товаров (факторинг);

з) покупать у советских и иностранных юридических и физических лиц и продавать им наличную иностранную валюту и валюту, находящуюся на счетах и во вкладах;

и) покупать и продавать в РСФСР и за ее пределами драгоценные металлы, камни, а также изделия из них;

к) привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады, осуществлять иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

л) привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные (трастовые) операции);

м) оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;

н) производить другие операции и сделки по разрешению Банка России, выдаваемому в пределах его компетенции.

Все операции, предусмотренные настоящей статьей, могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии.

Банкам запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.

Таким образом, по действующему законодательству ссудные операции банка относятся к группе операций банка по размещению привлеченных средств от своего имени из а свой счет.

Активные операции банка, представляющие собой размещение привлеченных банком средств, можно разделить на четыре группы:

· кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка

· инвестиционные операции, создающие основу для формирования кредитного портфеля

· кассовые и расчетные операции

· прочие активные операции

Кредит - это экономическая категория, охватывающая движение стоимости на условиях возврата, а ссуда представляет собой способ организации кредитных отношений.

Ссудные операции банка можно определить как предоставление банком различных видов ссуд различными методами.

Банковские ссуды можно классифицировать по различным признакам, в том числе по назначению, наличию и характеру обеспечения, качеству, срокам, методам погашения и характеру их происхождения.

По срокам погашения

В соответствии со сроком погашения банковские кредиты делят на кратко, средне и долгосрочные. Данная классификация ссуд помогает управлять ликвидностью банка с точки зрения балансирования обязательств и активов банка по сроками вычисления необходимого уровня маржи между источниками средств и сформированными из них активами.

К краткосрочным относятся ссуды, предоставленные на срок до 1 года., к среднесрочным - от 1 года до 5 лет, к долгосрочным - на более продолжительный срок.

В западной практике краткосрочные ссуды можно оформить на определенный период в пределах года или до востребования. Ссуды до востребования не имеют фиксированного срока, а банк может потребовать ее погашения в любое время. Распространенным типом долгосрочных ссуд является кредит на приобретение домов и финансирование строительства.

2. по методам погашения

Банковские ссуды могут погашаться единовременно или в рассрочку. В первом случае, ссуда называется прямой - понимается, что долг должен быть погашен на одну конечную дату. Проценты же за пользование ссудой уплачиваются через различные промежутки времени или по истечении срока займа. Ссуды в рассрочку предполагают периодичное погащение основной суммы долга, чаще всего равными частями. Платежи могут быть месячными, квартальными, полугодовыми или ежегодными.

3. качество ссуд

Банки часто составляют собственную классификацию ссуд по их качеству, например, могут выделяться такие группы ссуд, как

· недействующие

· административные

· непогашенные

· работающие

· кредиты наихудшего качества

 

 

2.2 Тестовые задания

А. В РФ правила, сроки и стандарты безналичных расчетов оп­ределяет:

1) Министерство финансов.

2) Правительство.

3) Центральный банк.


Б. Установите соответствие между типом конвертируемости и режимом валютных ограничений:

Ответ:

А: 3) Центральный банк

Б:

Режим валютных ограничений Полная конвер­тируемость Конвертируе­мость по текущим между­народным операциям Внешняя конвертируемость Внутренняя конвертируемость
Отсутствуют ограни­чения по текущим международным операциям +      
Отсутствуют ограни­чения по междуна­родным операциям, связанным с движе­нием капитала   +    
Отсутствуют ограни­чения по операциям резидентов       +
Отсутствуют ограни­чения по операциям нерезидентов     +  

 

3. Задача

В первый месяц уровень инфляции составил 14%, во второй -9%, в третий - 7%. Каков уровень инфляции за квартал?

Решение:

1. 1 + Уи = (1 + уи1) х (1 + уи2) х (1 + уи3) =

= (1 + 0,14) х (1 + 0,09) х (1 + 0,07) = 1,166

2. Уи = 1,166 – 1 = 0,166, или 16,6%

 

 

Контрольная работа №2

 

3.1. Платежная система РФ.

Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля над денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. Эффективной платежной системе присущи определенные функции.

Основные функции платежных систем, как правило, сводятся к следующему:

- открытие и ведение виртуальных счетов клиентов;

- предоставление клиентам возможности пополнить свои виртуальные счета различными способами (банковским переводом, внесением наличных, почтовым переводом, активацией специальных карт, эмитируемых платежной системой, и т. д.);

- предоставление клиентам возможности вывода денег из платежной системы на банковские счета, в наличной форме и т. д.;

- осуществление транзакций (переводов) между счетами клиентов, хранение данных по истории транзакций;

- урегулирование и зачет долговых обязательств участников платежного оборота;

- обеспечение безопасности счетов (предотвращение несанкционированного доступа) и защиты клиентской информации;

- консультационная поддержка клиентов;

- бесперебойное функционирование программно-аппаратного комплекса платежной системы;

- обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота.

Необходимо отметить, что любая платежная система может испытывать ряд рисков, в том числе:

- кредитный риск: риск того, что одна из сторон в системе не сможет полностью выполнить свои финансовые обязательства в системе на данный момент или на любой момент в будущем;

- ликвидный риск: риск того, что одна из сторон в системе будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем;

- юридический риск: риск того, что плохая юридическая база или правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;

- операционный риск: риск того, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;

- системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок. Такое нарушение может вызвать обширные ликвидные или кредитные проблемы и в итоге поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.

На наш взгляд, отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом, вызывая кризис платежной системы. Поэтому для снижения рисков платежных систем важно соблюдать определенные принципы их организации.

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях. Правовая среда согласно данному принципу включает общую правовую инфраструктуру соответствующей юрисдикции (законы, касающиеся договоров, платежей, ценных бумаг, банковского дела, отношений должник - кредитор и банкротства), а также частные законы, прецедентное право, договоры (например, правила платежной системы) и другие соответствующие документы.

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе. Участники, оператор системы и другие вовлеченные стороны (в некоторых случаях включая клиентов) должны четко осознавать финансовые риски системы и где именно они концентрируются. Важными факторами, определяющими место концентрации рисков, являются правила и процедуры системы. Они должны четко регулировать права и обязанности всех сторон, снабженных актуальным разъяснительным материалом. В частности, должны четко пониматься и разъясняться отношения между правилами системы и другими компонентами правовой среды. Ключевые правила, касающиеся финансовых рисков, должны быть доступны общественности.

Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и из сдерживания.

Правила и процедуры платежных систем являются не только базой для определения, где именно система подвержена кредитным рискам и рискам нехватки ликвидности, но также и для распределения обязанностей по нейтрализации и управлению рисками. Поэтому они являются важным механизмом ограничения финансовых рисков, которые могут возникнуть в платежной системе, и должны обеспечивать всем сторонам стимулы и возможности для управления и ограничения каждого из своих рисков и установления лимитов на максимальный уровень кредитного риска каждого участника. Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец. Данный принцип касается ежедневных расчетов в нормальных обстоятельствах. Между моментом, когда платежи принимаются платежной системой для расчета (включая любые проверки уровня риска, например, соблюдения лимитов на кредиты или наличия ликвидности), и моментом фактического произведения окончательного расчета участники могут подвергаться кредитному риску и риску нехватки ликвидности. При продлении до следующего дня (“овернайт”) эти риски увеличиваются частично потому, что наиболее подходящим временем для закрытия неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами является период между операционными днями. Ускорение окончательного расчета помогает ограничить эти риски. Минимальный стандарт требует проведения окончательного расчета к концу дня валютирования. Принцип касается расчета в намеченный день валютирования. Ничто в нем не мешает системе предложить механизм регистрации платежной операции ранее этого дня.

 

 

3.2. Посреднические операции коммерческих банков.

В числе наиболее известных операций российские банки, помимо традиционного предоставления займов и вкладов, предлагают, так называемые, посреднические операции — лизинговые, трастовые, факторинговые операции, предоставление банковских гарантий и поручительств.

Лизинговые операции с учетом их организационных особенностей могут быть отнесены к посредническим. Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. В отличие от обычной аренды лизинг предполагает участие в данных отношениях не только арендодателя и арендатора, но и третьей стороны — изготовителя (поставщика) оборудования.

С экономической точки зрения лизинг имеет сходство с кредитом, предоставленным для покупки оборудования.

На рисунке лизинговая операция представлена в виде ряда последовательных действий.

К прямым участникам лизинговой сделки относятся: лизинговые фирмы или компании, производственные, торговые и транспортные предприятия, население и поставщики объектов сделки. Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок, другие компании и фирмы.

Лизинговые операции осуществляются в несколько этапов:

Этапы лизинговой операции

· Этап 1 — потенциальный лизингодатель выбирает предмет лизинга. Предприятие обращается в банк или банк ищет потенциальных клиентов, как арендаторов, так и поставщиков оборудования.

· Этап 2 — заключение договора лизинга. Сбор информации о потенциальном арендаторе, необходимой для оценки банком или третьей стороной его способности своевременно вносить плату за эксплуатацию арендуемого оборудования.

· Этап 3 — договор о приобретении предмета лизинга. Подготовка проекта договора лизинга. Банк производит оценку совокупных затрат на приобретение оборудования или другого имущества, определяет продолжительность договора, регулярность взносов, рассчитывает величину платежей.

· Этап 4 — передача оборудования или другого предмета, купленного лизингодателем лизингополучателю.

· Этап 5 — лизингополучатель вносит соответствующую сумму лизингодателю.

Особенность лизинга заключается в том, что он выполняет задачи финансирования, избавляя пользователя от необходимости нести одноразовые крупные расходы на покупку оборудования.

Как показывает практика, лизинг — перспективное направление банковской деятельности, которое может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, улучшения финансового состояния предприятий в условиях кризиса неплатежей, активизации инвестиционного процесса и структурной перестройки экономики России.
Следующий вид посреднических операций коммерческих банков — это трастовые операции, играющие значительную роль в банковском деле, а также в связях банков с промышленностью и другими сферами экономики.

Трастовые операции представляют собой доверительные услуги, которые оказывают коммерческие банки своим клиентам — юридическим и физическим лицам.
Под трастом также понимается определенное имущество, переданное банку под контроль и управление на определенных условиях. Доверителем является лицо, передающее трастовой компании или траст-отделу банка права осуществления определенных операций с его имуществом. В этом случае траст-отдел, выполняющий эти операции по поручению доверителя, выступает в роли доверенного лица.

Трастовые услуги формируют отношения, которые фиксируются в специальном договоре. Преимуществами банков в проведении трастовых операций является опыт, непрерывность деятельности, обязательность, специализация и коллегиальность принятия решений. Условия, на которых базируется трастовое соглашение между клиентом и банком, действуют либо в течении многих лет, либо в бессрочном порядке.

Заинтересованность клиента в передаче трастовой компании или банку отдельных функций по управлению его имуществом объясняется возможностями использования практического опыта и высокого профессионализма сотрудников организации-доверенного лица, специализирующегося на оказании такого рода услуг. Доверенное лицо стремится действовать с наибольшей выгодой для клиента, постоянно расширяя сферу деятельности доверителя.

В числе трастовых услуг наиболее распространенными являются:

· ведение личных банковских счетов клиента (плата его счетов, получение причитающихся ему платежей и т.п.);

· покупка и продажа ценных бумаг клиента с целью максимизации его дохода при «нормальной» степени риска;

· подготовка налоговых деклараций клиентов по результатам года на основании записей их счета;

· взимание доходов в пользу клиента (дивидендов, процентов и др.);

· ведение реестра акционеров;

· услуги депозитария.

Практика подсказала банкам, что некоторые операции, выполняемые ими в собственных интересах, могут быть предложены клиентам в качестве востребованных услуг. Один из наиболее ярких примеров — это услуги по управлению потоками наличности, заключающиеся в том, что банк принимает на себя обязанность инкассировать платежи и осуществлять выплаты по операциям фирмы; инвестировать избытки наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту.

При этом, если до сих пор банки специализировались преимущественно на управлении потоками наличности компаний, то в последнее время набирает силу тенденция распространения данной услуги на индивидуальных потребителей. В значительной мере это объясняется конкуренцией со стороны брокерских фирм и других финансовых организаций, которые предлагают потребителям особые брокерские счета в сочетании с широким спектром сопутствующих финансовых услуг.

Все трастовые операции, осуществляемые банками, связаны с ответственностью перед доверителем.

Развитие трастовых операций в России началось с созданием коммерческих банков. Однако оно тормозится из-за отсутствия законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Для полноценного развития траста необходимо наличие значительных объемов накопленных ценностей у физических лиц. К тому же в стране велико недоверие к коммерческим банкам, так как вся банковская система страны представляет собой не оформленную до конца структуру.

Обслуживание клиентов предусматривает оказание им факторинговых услуг, для проведения которых в банках создаются отделы или группы факторинга.
В факторинге участвуют три стороны: фактор-посредник, в роли которого выступает банк в лице своего факторингового подразделения; поставщик; покупатель.
Мировая практика определяет факторинг как ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

Основная цель факторингового обслуживания — инкассирование дебиторской задолженности своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием.
В первом случае клиент коммерческого банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через банк, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки, согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

При инкассировании счетов с финансированием коммерческий банк покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80 — 90 % стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10 — 20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям хозяйствующих субъектов, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала.

Факторинг с финансированием может быть двух видов: открытый и закрытый.

Открытый факторинг — это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры коммерческому банку.

Закрытый факторинг служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур коммерческому банку. В этом случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть коммерческому банку для погашения кредита.

По соглашению сторон между поставщиком и коммерческим банком при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т. е. право возврата коммерческому банку неоплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита коммерческому банку.

В современных условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания (конвенционный факторинг), когда за клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат специалистов, что способствует снижению издержек производства и сбыта продукции, но при этом возникает риск полной зависимости клиента от коммерческого банка.

Основой построения взаимоотношений коммерческого банка с клиентом является договор. Рисковый характер факторинговых операций вынуждает банк до заключения договора с клиентом тщательно изучить его финансовое положение. В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять следующие услуги:

· приобретение у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя;

· осуществление покупки у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по отгруженным товарам и услугам оказанным, не оплаченным в срок покупателями;

· приобретение векселей у своих клиентов.

Сложившиеся в стране условия предоставления кредитов и постоянная потребность в них требуют надежного гарантирования выполнения финансовых обязательств хозяйствующих субъектов. Наиболее надежным и компетентным институтом, способным предоставить гарантию, является коммерческий банк. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» разрешает банкам выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме. В последние годы практика применения российскими коммерческими банками гарантий и поручительства как по операциям в сфере внешней торговли, так и внутри страны, в качестве обеспечения обязательств их клиентов, получила достаточно широкое развитие.

В условиях рынка различные организации прибегают к банковским гарантиям потому, что зачастую при заключении сделок и подписании контрактов не располагают достаточными и проверенными данными об экономическом положении своих контрагентов и, следовательно, не имеют уверенности в надлежащем исполнении взятых ими обязательств по контракту. Популярность гарантий объясняется также их высокой надежностью и быстротой реализации. С точки зрения банков предоставление гарантий выгодно тем, что в момент выдачи отсутствует необходимость отвлечения средств, как при предоставлении кредита. Гарантии и поручительства сопряжены с повышенным риском для банков — гарантов (поручителей), но закон предоставляет гаранту право потребовать от заемщика в порядке регресса возмещение уплаченных кредитору сумм. Это условие должно быть закреплено в соглашении гаранта с кредитором при предоставлении гарантии.

В силу сложившейся в РФ практики банки, как правило, выдают гарантии только при наличии надлежащего обеспечения со стороны заемщика. Для крупных, стабильных клиентов это может быть генеральное поручительство, дающее банку право без акцептного списания необходимых сумм со счетов заемщика в порядке регрессивного возмещения понесенных гарантом затрат.

 

3. Конспект статьи из периодического экономического журнала (объем конспекта не более 3 листов).

Рубежные для многих стран 1989-1990 гг. стали не концом, а именно началом новой истории. Происходили радикальные изменения социально-политического и экономического строя в странах бывшего социалистического лагеря. И можно сказать с этого момента начался так называемый переходный период.

Роль СМИ в переходном периоде привлекает особое внимание по многим причинам. Именно масс-медиа стали важной движущей силой перемен, и той сферой в которой начал реализовываться заимствованный западноевропейский опыт в экономическом и гражданском обществе.

Многие ученые сходятся во мнении, что переходный период завершился к 2000 г., т.к. СМИ постсоциалистического пространства достигли определенности и стабильности. Создание нового типа общества и новых моделей экономики привело к появлению новых структур и отношений в сфере СМИ.

Однако историческая определенная переходность от «антикапитализма» к «антисоциализму» завершилась тогда, когда СМИ перешли к реальным условиям жизни от слепого подражания «воображаемой конструкции англосакской модели СМИ».

Важно отметить, что в России переходный период обусловлен не только стремлением к демократии и рыночной экономике, но и глобальными изменениями в масс-медиа: прогресс ИТК, глобализация и становление небольших медиасистем, направленных на удовлетворение информационных запросов узких целевых групп. Но наличие общих векторов переходного периода СМИ России не отменило главенство национальных факторов.

После запуска «механизма слома» прежнего социально-экономического устройства и перехода на «капиталистические рельсы», наступил следующий период, где на первый план вышли факторы национального характера. Возникла проблема формирования национальной идентификации, которая должна опираться именно на уникальные историко-культурные особенности развития каждой нации.

Свидетельствами «стабилизации» российских СМИ являются:

· СМИ зависят от рекламного рынка и от состояния национальной и глобальной экономики

· «Разделение труда» печатных и аудиовизуальных СМИ

· Усиление медиакратичности современных обществ

Постсоветские сдвиги

Три важнейшие особенности отличают структуру российских СМИ от советских:

1. Появление новых предпочтений аудитории – «нация телевизионная»

2. Вертикальная структура уступила место горизонтальной

3. Появление PR и развитие рекламы в СМИ

В 1990 году началась регионализация прессы. Читателю стали ближе местные газеты. Региональные издания стали реальными конкурентами столичным. Снизились тиражи, но зато возросло количество изданий. Это явление глобальное, общий вектор СМИ во всем мире. К этим последствиям относятся:

· Сокращение общего числа читателей газет, возвращение прессы к функции информирования и анализа событий для небольшого числа читателей.

· Перенос центра тяжести читательских предпочтений на местный уровень с общенационального.

· Развитие специальных моделей столичных газет для регионов.

· Повышение доли неоплаченного и частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных газет.

· Не ежедневное чтение, приводящее к развитию еженедельной периодики.

Газеты уже не могут конкурировать с телевидением, и возрождается как средство серьезной информации и политическо-экономического анализа адресованное социальным группам, находящимся на более высоких ступенях по уровню образования и доходов.

Российская пресса постепенно разделяется на качественную и массовую.

Параллельно возникают попытки создания издания по формуле «качество + массовость». Это адаптация столичных изданий в регионах.

Развитие самых последних лет, приносящие стабильность и предсказуемость рынка печатных СМИ, заставляет российских журналистов, внимательно относиться к запросам аудитории и меняющимся социодемографическим характеристикам. Постепенно с улучшением благосостояния россиян и стабилизацией обстановки в стране, спрос на бульварную прессу будет падать и расти – на качественные издания. Тенденция развития отечественных СМИ такова, что потребители будут тянуться в сторону качественной информации и журналистики. Идет некая направленность в сторону «выравнивания» качества под новый социальный слой – «средний класс».

Многие газеты не могли сразу приспособиться к новой реальности и найти рекламодателей. Стали появляться многочисленные рекламные издания, чаще всего бесплатные. Неравномерность развития экономики в регионах, финансовая нестабильность и высокий уровень бедности в стране и др. – все это мешает СМИ превратиться в нормально функционирующую отрасль экономики. Кризис 1998 года сильно ударил по рекламным бюджетам СМИ и рекламному рынку.

 

Журналы

Восстановление прессы после финансового кризиса августа 1998 года шло довольно медленно. Однако первыми на улучшение рыночной конъектуры откликнулись журналы, у которых затраты на распространение и доставку меньше.

В 90-е пришли в полный упадок «толстые» литературные журналы. Сегодня же симпатии читателей думающих и анализирующих отданы политически-экономическим еженедельным журналам. Большой интерес массового читателя направлен на сферу частной и семейной жизни – еженедельные телепрограммы. Так же начинают развиваться глянцевые журналы.

 

Список литературы:

1. Российская Федерация. Законы. О центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон.

2. Российская Федерация. Центральный банк. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение ЦБ РФ.

3. Российская Федерация. Центральный банк. О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России: Положение ЦБ РФ.

4. Российская Федерация. Центральный банк. О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием: положение ЦБ РФ.

5. Российская Федерация. Центральный банк. О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации: Положение ЦБ РФ.

6. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. М.: «Финансы и статистика», 2009

7. Деньги. Кредит. Банки./ Под ред. Белоглазовой Н.М. М.: «Юрайт-Издат», 2009

8. Деньги, кредит, банки/ Под ред. О.И. Лаврушина М.: «Финансы и статистика», 2009

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...