Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции открытого размещения информации государственными органами в интернет-пространстве

УДК 330.341

 

Ю.А. ШАПКИНА,
аспирант Академии управления

при Президенте Республики Беларусь

 

В статье рассмотрены общие понятия и подходы к реализации проекта
по публикации открытых данных, характерные для многих государств, поддержавших тенденцию открытого размещения информации государственными органами в интернет-пространстве. Подобраны наиболее успешные примеры, демонстрирующие практический эффект от применения данных технологий, а также представлены мировые и отечественные результаты исследований востребованности потенциальными потребителями (разработчиками приложений) отдельных категорий данных.

 

Введение. Информационные технологии, стремительно внедряясь во все сферы человеческой жизнедеятельности, являются одновременно и источником, и инструментом экономического роста современного государства. При этом формируемые в информационном пространстве данные превратились из нематериального объекта в ресурс, активно создающий новые продукты и услуги, формирующие комфортную среду для жизни граждан и условия для получения экономической выгоды.

Учитывая эти преимущества, многие развитые страны инициировали поиск новых способов применения различного рода данных, хранящихся в государственном секторе, которые обеспечили бы их эффективное применение как гражданами, так и бизнесом. В результате появился проект по публикации государственной информации в формате открытых данных, который очень быстро доказал свою практическую значимость и начал активно внедряться по всему миру.

 

Основная часть. Под открытыми данными понимаются сведения, формируемые в результате реализации государственными органами и организациями своих функций, имеющие потенциальную общественную пользу и публикуемые ими в интернет-пространстве для возможности их обработки и дальнейшего использования [1].

В качестве открытых данных могут выступать любые сведения: государственная статистика по основным экономическим показателям, данные о государственных расходах, о населении, показатели торговой сферы, транспортные данные, основные показатели и сведения рынка недвижимости, данные сфер образования и здравоохранения.

В целях обеспечения единого механизма публикации данных и доступа к ним создаются национальные порталы открытых данных, где их наборы представляются на безвозмездной основе потенциальным разработчикам приложений и сервисов в машиночитаемом формате (CSV, XML, JSON и другие), обеспечивающем автоматическую обработку данных в целях повторного использования без предварительного изменения человеком.

Примером использования данных для создания общественно полезных сервисов может служить популярное приложение «ЖКХ Москвы», которое обеспечивает горожан информацией об эксплуатации и обслуживании каждого дома, включая планы по отключению горячей воды, сведения об оплате коммунальных услуг, информацию об управляющей компании, тематическую справочную и правовую поддержку [2].

На практике публикация данных на портале осуществляется в следующем порядке:

Рисунок 1 – Основные этапы процесса публикации данных на портале открытых данных [3]

 

Формирование структуры открытых данных подразумевает
представление их набора в одном из форматов (например, XLS), позволяющем осуществлять их последующее преобразование в машиночитаемый формат, который в свою очередь может осуществляться несколькими способами: ручной (требует от специалиста навыков программирования и работы с данными формата XML, JSON и другими) и автоматизированный (использование конверторов, встроенных на портале открытых данных) [3].

Рисунок 2 – Пример внешнего вида файла с данными формата XLS, отобранными для публикации на портале открытых данных

Рисунок 3 – Пример внешнего вида файла с данными, отобранными
для публикации на портале открытых данных, преобразованными из формата XLS в машиночитаемый формат (CSV)

 

Для корректного формирования реестра наборов открытых данных при их публикации на портале заполняется специальный паспорт. Важно, чтобы паспорт был заполнен полностью и содержал актуальные сведения, включая наименование и описание набора открытых данных, его владельца и лица, ответственного за публикацию, контактные данные, дату первой публикации и последнего внесения изменений, краткое описание их сути [3]. Соблюдение этого требования обеспечивает эффективную работу портала, формируя доверие потребителей к содержащимся на нем данным, а также повышает ответственность их владельцев за работу по соблюдению их актуальности и достоверности.

Выбираемый способ отбора, структурирования и публикации данных на портале определяется в зависимости от вида данных, их начальной структуры, возможного способа использования. На рисунке 4 схематично представлены основные рекомендации российских специалистов по выбору подхода к публикации данных на портале.

 

Рисунок 4 – Общие рекомендации по выбору подхода к публикации данных

на портале открытых данных [3]

 

В настоящее время государственные порталы открытых данных созданы в США, Великобритании, Франции, Канаде, Австралии и многих других странах. [1] На практике эти государства уже убедились в том, что публикация государственной информации в открытом доступе позволяет:

укрепить доверие к правительству со стороны населения;

стимулировать рост деловой активности;

развить инновационный потенциал страны;

сформировать развитый рынок сервисов;

создать дополнительные рабочие места в государственном и частном секторах экономики;

обеспечить условия для роста конкурентоспособности экономики;

сократить государственные расходы на создание электронных услуг, востребованных гражданами в рамках их жизнедеятельности [4].

Опыт работы зарубежных порталов открытых данных показал, что наиболее востребованными сведениями для населения и разработчиков приложений являются географические, метеорологические данные, результаты исследований окружающей среды, экономическая статистика, данные о населении, транспорте и дорогах, туристических объектах, сельскохозяйственной отрасли, нормативная правовая информация, результаты научных исследований, данные сферы образования и культуры [4].

Сервисы, основанные на использовании перечисленных категорий данных, являются самыми распространенными и вносят весомый вклад в развитие экономики страны.

Например, публикация метеорологических данных в формате открытых данных Национальной метеорологической службой СШАпозволила создать порядка 15 млн сервисов для частного сектора и общественного потребления. По оценкам экспертов, эти сервисы в общей сложности приносят доход в размере 31,5 млрд долл. США в год [5].

Видимый эффект приносят приложения, основанные на данных об энергоресурсах. В данном аспекте примечательным является решение американской компании Opower, разработавшей сервис по ежедневному информированию домовладельцев о потребляемой ими электроэнергии. По подсчетам экспертов, эта услуга позволила сэкономить 5 млрд киловатт-часов электроэнергии и 575 млн долл. США при оплате коммунальных услуг. В настоящее время компания успешно работает на трех континентах, ее штат насчитывает порядка 600 сотрудников [5].

Принимая во внимание очевидные преимущества развития проекта
по публикации открытых данных, правительства многих стран продолжают работу по совершенствованию направлений их применения. В этой части весьма показательной является статистика распределения стран Европейского союза по динамике их перехода от начальной стадии инициирования проекта до превращения во «флагманов» его модернизации.

Таблица 1 – Динамика развития проекта по публикации открытых данных в странах Европейского союза (включая прогнозные показатели
на 2020 год) [6]

Год Начинающие Начинающие (продвинутый уровень) Последователи Устанавливающие тренд
  63 % 9 % 28 % 0 %
  44 % 16 % 37 % 3 %
  19 % 6% 44 % 31 %
  0 % 0 % 12 % 88 %

Справочно

Начинающие: страны, в которых на данный момент отсутствует национальный портал открытых данных, стратегия его создания и функционирования, но проявлен интерес к данному проекту, проводятся соответствующие исследования [6].

Начинающие (продвинутый уровень): страны, прошедшие первые этапы подготовки к созданию портала открытых данных, но имеющие трудности с преодолением основных проблем: обеспечение доступности информации, готовности государственных органов и организаций принимать активное участие в работе по наполнению портала, определение правил
и регламентация порядка работы с порталом [6].

Последователи: страны, создавшие портал открытых данных
и установившие правила работы с ним, активно развивающие дополнительные сервисы, однако интенсивность публикации и использования данных остается недостаточно высокой [6].

Устанавливающие тренд: страны, выступающие в качестве передовых
в развитии проекта по публикации открытых данных, имеющие успешно функционирующие порталы с развитыми возможностями и сервисами, продолжающие непрерывный поиск и развитие эффективных способов использования публикуемых данных [6].

 

Наблюдая такую активность европейских стран к использованию данных в отрытом формате, а также те экономические и социальные эффекты от реализации данного проекта, не остается сомнений, что Республике Беларусь, как стране с высоким ИТ-потенциалом, не следует пренебрегать общемировой тенденцией и приложить максимум усилий для создания качественного продукта, обеспечивающего получение указанных преимуществ.

Данная инициатива была поддержана нашей страной – в период
2017–2019 гг. в рамках 14 мероприятий Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы будет создан национальный портал открытых данных, который выступит единой платформой для открытого размещения информации государственных органов и организаций в интернет-пространстве [7].

В рамках этой работы ООО «Лайт Вел Организейшн» (выбранный на конкурсной основе исполнитель мероприятия) проведены исследования спроса на информацию государственных органов и организаций в формате открытых данных ее потенциальными потребителями. На основании полученных 4 484 ответов, определены категории наиболее востребованных данных:

Таблица 2 – Категории данных, востребованные белорусскими специалистами [8]

Категории данных Количество ответов, шт Доля в общем количестве ответов, %
Экономика и финансы (статистика по основным экономическим показателям)   10.84%
Данные о государственных расходах (закупки, тендеры, бюджеты)   10.68%
Данные о населении (доходы, численность, плотность, перемещение, занятость)   9.81%
Нормативная правовая информация   8.61%
Торговля (товарооборот, логистика, цены)   8.47%
Транспорт (движение общественного транспорта, качество дорожного покрытия)   6.76%
Недвижимость (цены, тендеры, возраст домов)   6.67%
Образование (кадры, успеваемость, укомплектованность)   6.13%
Геопространственные данные (административные границы городов, районов, использование земель)   5.82%
Медицина/здоровье (статистика по заболеваемости, обеспеченность медицинских учреждений оборудованием, кадры)   5.55%
Безопасность (статистика МВД, МЧС, ГАИ)   5.31%
Окружающая среда (состояние воздуха, воды, уровень радиации)   4.77%
Туризм (информация о туристических объектах, количестве туристов)   4.04%
Гражданство и миграция (количество уехавших людей и получивших гражданство, внутренняя миграция)   3.32%
Сельское хозяйство и продовольствие (цены на продукцию, объемы урожая)   2.68%
Другое   0.54%

 

Заключение. Результаты проведенного исследования показывают высокую заинтересованность определенной категории населения в открытом размещении государственной информации в интернет-пространстве. Наибольшим спросом пользуются сведения экономического сектора, что соответствует общемировой тенденции и объяснимо на первых этапах внедрения проекта. Данные этой категории преимущественно востребованы бизнес-сообществом, которое наиболее активно в интернет-среде. Однако после прохождения начальной стадии работы портала распределение показателя востребованности частично может меняться в пользу данных других секторов, например, сельского хозяйства и продовольствия, туризма. Выявленный текущий спрос на информацию является ориентиром для выбора первичных наборов данных, подлежащих приоритетной публикации на создающемся
в стране портале открытых данных.

Однако, учитывая общемировую практику, наибольшее количество проблемных вопросов возникает на этапе регламентации порядка работы государственных органов и организаций с национальным порталом открытых данных, который должен определять способы отбора, формирования, публикации и актуализации данных, а также ответственность за качественное выполнение этой работы.

В этом аспекте государственным органам и организациям важно понять, что под «натиском» новых технологий придется полностью поменять привычную организацию их деятельности. В частности, внедрение портала открытых данных, публикация на нем востребованной информации и создание на их основе приложений возложит на каждого работника обязанность по постоянному размещению результатов своей деятельности в интернет-пространстве, повышая тем самым его ответственность за качество работы, своевременность представления результата и активную позицию по развитию инновационного потенциала страны. При этом чем дольше государственные структуры сомневаются в целесообразности организации данной работы, тем меньше выгоды получит государство от инициированного проекта.

Республика Беларусь, в соответствии с представленной в статье европейской классификацией, уже прошла начальную стадию развития проекта по публикации открытых данных и на сегодняшний день перешла в группу «Начинающие (продвинутый уровень)». Именно на данном этапе решаются задачи по налаживанию взаимодействия в рамках функционирования портала, формируется соответствующее нормативное правовое поле, решается ряд иных организационных вопросов. При этом у нашей страны есть преимущества в данном направлении: в силу того, что данный проект стартовал позже, чем в других государствах, на данной стадии есть возможность оценить все подходы к выполнению подобной работы в мире, изучить их преимущества и недостатки, допущенные ошибки и внедрить наиболее успешные решения.

 

The article considers general concepts and approaches to the implementation
of the project on the publication of open data, typical for many countries
that supported the trend of public information placement by state bodies in the internet space. There are the most successful examples have been selected, demonstrating the practical effect of the application of these technologies, as well as the world and domestic results of researches of potential consumers demand (application developers) of certain categories of data.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапкина, Ю.А. Тенденции открытого размещения информации государственными органами в интернет-пространстве / Ю.А.Шапкина // Теоретико-методологические и прикладные аспекты государственного управления: материалы XXI Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов, Минск, 31 марта 2017 г. / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь; редкол.: Т.М. Братенкова [и др.]; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. В.В. Мацкевича. – Минск: Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2017. – С. 287 – 288.

2. ЖКХ Москвы // Портал открытых данных Правительства Москвы [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://data.mos.ru/apps/104. – Дата доступа: 12.08.2017.

3. Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных 29.05.2014 – Москва, 2014. – 101 с.

4. Re-using Open Data. A study on companies transforming Open data into economic and social value / European Commission / Dinand Tinholt, Wendy Carrara. – European Union, 2017. – 101 p.

5. Open government data and why it matters. A critical review of studies on the economic impact of open government data / Bureau of Communications Research / Department of Communications and the Arts, Australian Government / Dr. Paul Paterson, Carmela Brion, John O’Mahoney [et al]. – Sydney, 2016. – 66 p.

6. Creating Value through Open Data / Capgemini Consulting, European Data Portal / European Commission / Dinand Tinholt, Wendy Carrara. – European Union, 2015. – 112 p.

7. Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 − 2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 мар. 2016 г., № 235 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.

8. Отчет о выполненной работе в рамках разработки концепции открытых данных Республики Беларусь: отчет о НИР (промежут.) / ООО «Лайт Велл Организейшн»; рук. темы П.Н.Дешкевич, Е.В.Цагельский. – Минск, 2017. – 75 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...