Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация судебно-бухгалтерской экспертизы и ее субъекты

Государственное регулирование судебно-экспертной деятельности в Республики Беларусь

Организация судебно-бухгалтерской экспертизы и ее субъекты

1) Организация судебно-бухгалтерской экспертизы в правоохранительной деятельности

 

Судебно-бухгалтерская экспертиза в Республики Беларусь назначается на стадии предварительного расследования дел, а также при рассмотрении их в суде. Чаще всего она назначается при расследовании уголовных дел, а также по арбитражным делам. Вопрос о назначении экспертизы решается следователем в каждом отдельном случае в зависимости от обстоятельств дела.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается, как правило, в следующих случаях:

когда результаты проведенной ревизии противоречат материалам расследуемого дела;

если ревизором не приняты для отображения в учете и снижения выявленной недостачи ценностей в подотчете у материально-ответственного лица документы (акты на порчу товаров, расписки на отпуск товаров в долг и т.д.);

когда есть обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении экспертизы;

в случаях наличия противоречия в выводах первичной и повторной ревизии;

при использовании ревизором для определения материального ущерба сомнительной методики;

Перед решением вопроса о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы следователь тщательно изучает имеющиеся в деле материалы, и прежде всего материалы ревизии, и на основе анализа решает вопрос о необходимости допроса обвиняемого (подозреваемого), свидетелей, особенно из числа счетных работников по поводу операций, подлежащих исследованию экспертом-бухгалтером.

Прейдя к выводу о том, что по делу необходимо назначить бухгалтерскую экспертизу, следователь приступает к формулированию вопросов, которые следует поставить перед экспертом-бухгалтером. Для этого недостаточно хорошо знать материалы следственного производства и теоретически ориентироваться в общих проблемах бухгалтерской экспертизы; нужно ясно представлять себе и возможности экспертизы по данному делу.

При формулировании вопросов следователю необходимо учитывать изложенное ранее о характере и содержании вопросов, которые может разрешить только эксперт-бухгалтер, а также некоторые общие положения о последовательности вопросов и т. п.

Общие требования, которым должны удовлетворять вопросы, можно сформулировать так:

они являются существенными для данного уголовного дела, вытекают из его материалов и без выяснения их дело не может быть правильно разрешено;

относятся к бухгалтерскому учету и для разрешения их необходимы специальные познания в этой области;

следователь (суд), используя общеизвестные сведения из области бухгалтерского учета, по данному делу не может сам разрешить их;

они могут быть разрешены только путем заключения эксперта-бухгалтера;

могут быть разрешены на основании материалов дела, предъявленных эксперту-бухгалтеру;

не обязывают эксперта-бухгалтера разрешать юридические вопросы дела;

конкретны, что обязывает эксперта-бухгалтера давать конкретное заключение;

излагаются вопросы четко и ясно в редакции, исключающей различное их толкование;

они задаются следователем в последовательно-логическом порядке, дающем эксперту-бухгалтеру возможность излагать заключение по ним в логически связной форме;

необходимо четко формулировать вопросы, избегать необоснованных обобщений.

Следователь, который пришел к выводу о необходимости проведения экспертизы составляет об этом постановление, в котором указывает основания для назначения экспертизы, фамилию эксперта или название экспертного учреждения, которое само избирает эксперта, ставит вопрос на решение экспертизы и прилагает материалы для экспертного исследования (акты ревизии, первичные учетные документы, ведомости инвентаризации и т.д.).

В постановлении о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы следователь должен четко обосновать, какие материалы дела предоставляются в распоряжение эксперта.

Важную роль в расследовании имеет время назначения бухгалтерской экспертизы. Назначение экспертизы в ходе предварительного следствия законом не предусмотрено, поэтому время ее проведения определяет следователь, исходя из конкретных обстоятельств дела. На практике следователь придерживается правила: так как экспертиза в основном проводится после ревизии, то она назначается сразу же после нее.

Таким образом, назначение судебно-бухгалтерской экспертизы в правоохранительной деятельности является процессуальным действием, которое обеспечивает соблюдение прав обвиняемого в установлении истины при рассмотрении дела.

 

 

2) Организация судебно-бухгалтерской экспертизы на стадии предварительного следствия

 

Судебно-бухгалтерская экспертиза может назначаться только по возбужденному уголовному делу.

Если возникла необходимость в использовании специальных знаний для установления обстоятельств, которые являются основанием для возбуждения уголовного дела, следователь может по письменному запросу получить от компетентного учреждения или компетентного лица письменную консультацию по вопросам, которые касаются расследуемого дела.

Для проведения судебно-бухгалтерской экспертизы на стадии предварительного расследования могут привлекаться как сотрудники экспертных учреждений, так и компетентные лица, для которых проведение экспертизы не является служебной обязанностью. О назначении экспертизы может быть издано лишь постановление следователя, которое не заменяется другим распорядительным документом.

В постановлении должна быть вступительная, содержательная и резолютивная части.

Во вступительной части указываются дата и место составления постановления, должность, задание и фамилия следователя, который вынес постановление, наименование уголовного дела, по которому назначена экспертиза.

В содержательной части постановления излагаются суть дела и обстоятельства, которые обусловили необходимость проведения экспертизы. Излагаются обстоятельства, которые касаются объекта исследования и могут иметь значение для заключения экспертизы (отображение объекта в бухгалтерском учете и отчетности, проведенной ревизии и т.п.). Заканчивается описательная часть постановления обобщением оснований для назначения экспертизы.

Резолютивная часть содержит изложение решения о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. В этой части определяется ее вид по процессуальным признакам (дополнительная, повторная, комиссионная), указываются фамилия эксперта, вопросы, поставленные на вопросы экспертизы, перечень материалов, которые направлены в экспертизу. Если предусматривается проведение экспертизы в экспертном учреждении, то в резолютивной части постановления указывается, что ее проведение поручается экспертам этого учреждения.

После получения от руководства учреждения государственной бухгалтерской экспертизы задания на проведение судебно-бухгалтерской экспертизы и оформления подписки о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от проведения экспертизы и составления правдивого заключения эксперт-бухгалтер вступает в процесс, начинает выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться процессуальными правами.

Назначить судебно-бухгалтерскую экспертизу, согласно процессуальному законодательству, может не только следователь на стадии предварительного расследования, но и суд на стадии судебного разбирательства.

Судебно-бухгалтерская экспертиза, как правило, проводится в помещении органа, который ее назначил, при непосредственном общении эксперта со следователем.

 

В соответствии с Постановлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 513-СР2/IX о проекте Закона Республики Беларусь "Об основах судебно-экспертной деятельности" субъектами экспертной деятельности являются:

орган (лицо), назначивший экспертизу;

государственные экспертные учреждения и экспертные подразделения республиканских органов государственного управления;

негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие судебно-экспертную деятельность;

судебные эксперты.

Органами (лицами), имеющими право назначать экспертизы, являются:

суд, судья – в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном процессах;

дознаватель, следователь, прокурор – в уголовном процессе;

должностное лицо органа, ведущего административный процесс – в административном процессе.

К государственным экспертным учреждениям относятся государственные судебно-экспертные учреждения:

Государственное учреждение «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь»;

Государственный экспертно-криминалистический Центр Министерства внутренних дел, экспертно-криминалистические подразделения главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управления внутренних дел на транспорте, управлений, отделов, отделений внутренних дел в городах, районах, районах в городах, на транспорте;

Государственная служба медицинских судебных экспертиз;

Таможенные лаборатории Государственного таможенного комитета Республики Беларусь;

«80-я Центральная судебно-медицинская лаборатория Министерства обороны Республики Беларусь»;

Учреждение «НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», научно-практические центры учреждений Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского, Могилевского областных, Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Центр специальных технических средств и криминалистических исследований Комитета государственной безопасности Республики Беларусь;

Экспертно-криминалистическая лаборатория Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

К негосударственным организациям относятся юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, получившие лицензию (специальное разрешение) Министерства юстиции Республики Беларусь на оказание юридических услуг с составляющей судебно-экспертная деятельность, в штате которой должно быть не менее двух работников, имеющих свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта по одному виду (подвиду) cудебной экспертизы, выданных Министерством юстиции Республики Беларусь.

К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, имеющие свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта по одному виду (подвиду) cудебной экспертизы, и лицензию (специальное разрешение) на оказание юридических услуг с составляющей судебно-экспертная деятельность, выданные Министерством юстиции Республики Беларусь.

К судебным экспертам относятся:

судебные эксперты государственных экспертных учреждений, перечисленные в статье 7 настоящего Закона, которым поручено проведение судебных экспертиз органом (лицом), назначившим экспертизу;

работники негосударственных организаций, осуществляющих судебно–экспертную деятельность, имеющие свидетельства о присвоении квалификации судебного эксперта, которым поручено проведение судебных экспертиз органом (лицом), назначившим экспертизу;

индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, которым поручено проведение судебных экспертиз органом (лицом), назначившим экспертизу;

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...