Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расходы на здравоохранение.




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 1. История возникновения бюджета. 3

Вопрос № 2. Бюджет дореволюционной Беларуси. 4

Вопрос № 3. Формирование бюджета в период образования БССР. 6

Вопрос № 4. Бюджет БССР за период 1945 – 1990 годы. 7

Вопрос № 5. Формирование бюджета Беларуси в период перехода к рынку. 8

Вопрос № 6. Государственное устройство и географическое положение Республики Беларусь. 10

Вопрос № 7. Бюджетная система Республики Беларусь и ее структура. 11

Вопрос № 8. Принципы построения бюджетной системы в РБ. 12

Вопрос № 9. Основные направления развития бюджетной системы в РБ. 14

Вопрос № 10. Формирование белорусской модели межбюджетных отношений. 15

Вопрос № 11. Формы межбюджетных трансфертов и их характеристика. 17

Вопрос № 12. Понятие бюджетного дефицита. 18

Вопрос № 13. Источники финансирования бюджетного дефицита в РБ. 20

Вопрос № 14. Пути совершенствования бюджетного дефицита в РБ. 21

Вопрос № 15. Управление государственным долгом в РБ. 23

Вопрос № 16. Назначение и параметры построения бюджета Союзного государства. 24

Вопрос № 17. Доходы бюджета Союзного государства. 26

Вопрос № 18. Расходы бюджета Союзного государства. 27

Вопрос № 19. Бюджетный процесс в Союзном государстве. 28

Вопрос № 20. Составление проекта бюджета Союзного государства. 29

Вопрос № 21. Рассмотрение и утверждение бюджета Союзного государства. 30

Вопрос № 22. Экономическое содержание доходов бюджета. Состав и структура бюджетных доходов. 31

Вопрос № 23. Доходы республиканского бюджета. 32

Вопрос № 24. Структура расходов, их экономическая природа и общественное назначение, качественная и количественная характеристика. 35

Вопрос № 25. Расходы республиканского бюджета. 37

Вопрос № 26. Общегосударственные расходы: состав, назначение, источники финансирования. 38

Вопрос № 27. Расходы на финансирование отдельных отраслей экономики и регулирование экономических процессов: содержание, состав, источники финансирования. 39

Вопрос № 28. Планирование расходов на отрасли непроизводственной сферы. 40

Вопрос № 29. Консолидированный бюджет Республики Беларусь. 42

Вопрос № 30. Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы. 43

Вопрос № 31. Бюджетные права, их содержание и назначение по каждому этапу права. 44

Вопрос № 32. Бюджетные резервы, их виды и назначение. 46

Вопрос № 33. Понятие бюджетной классификации, ее назначение и виды. Классификация доходов бюджета. 47

Вопрос № 34. Классификация расходов: функциональная, экономическая (предметная) и ведомственная. 49

Вопрос № 35. Понятие бюджетного процесса, его участники, их функции и задачи. 51

Вопрос № 36. Бюджетное планирование как часть бюджетного процесса, его сущность, принципы, методы. 52

Вопрос № 37. Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Закон РБ «О бюджете» на соответствующий год, его содержание, основные показатели. 53

Вопрос № 38. Организация исполнения бюджета. Роспись доходов и расходов, ее содержание, назначение, порядок составления. 55

Вопрос № 39. Отчет об исполнении бюджета. 57

Вопрос № 40. Казначейство, его функции и роль в организации исполнения бюджета. 58

Вопрос № 41. Механизм казначейской системы исполнения бюджета. 59

Вопрос № 42. Местные бюджеты, их содержание и назначение. 60

Вопрос № 43. Доходы местных бюджетов Республики Беларусь, источники их формирования. 61

Вопрос № 44. Функции бюджета. 62

Вопрос № 45. Характеристика государственных целевых бюджетных фондов. 63

Вопрос № 46. Расходы местных бюджетов. 64

Вопрос № 47. Источники, порядок формирования и использования средств фонда социальной защиты населения. 65

Вопрос № 48. Бюджетная политика РБ на современном этапе. 66

 


Вопрос № 1. История возникновения бюджета.

 

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и областью знаний о развитии особой сферы распределительных отношений – бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

Возникновение такого фонда предопределено исторически.

Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития как особая система общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания государственной казны (бюджетного фонда) и осуществления государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила одновременно с развитием государства и товарно-денежных отношений. В рабовладельческом и феодальном обществах господствовали натуральные отношения, финансы играли относительно незначительную роль в денежных доходах государства. Изначально формирование бюджетного фонда было связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Средние века характеризовались резким возрастанием государственных доходов. Прототипом бюджета была смета королевских доходов и расходов. Доходы и расходы государства не отличались от доходов и расходов государей.

Постепенно натуральное хозяйство замещалось денежным. Бурного развития достигли производство, обмен и торговля. Ремесло сменилось капиталистической мануфактурой, а затем – современной капиталистической фабрикой. Крепостной труд уступил место наемному «свободному труду». Были открыты морские пути сообщения, изобретено пароходство, строились шоссейные и железные дороги. На место абсолютной монархии пришло так называемое правовое государство в форме конституционной монархии или республики.

Появилась масса новых потребностей, которые было предпочтительно удовлетворять за счет общих средств. Получили развитие и прежние общественные потребности. Рост государственных расходов на вооружение, войны, суд и управление, народное образование требовал значительного увеличения бюджетного фонда. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требует мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.

В рабовладельческом обществе потребности государства удовлетворялись эксплуатацией рабов, повинностями и контрибуцией. Натуральные поступления в рабовладельческой и феодальной формациях еще не носили название «налоги». Это были дань, подать, оброк, сбор и т.д. Они взимались с крестьян как часть их продукции: зерно, мед, домашний скот, пушнина и т.д.

Безусловно, натуральные налоговые отношения этого периода нельзя называть финансовыми, а бюджет и его доходы в виде первых налогов – финансовой категорией, в силу того, что финансовые отношения только зарождались как результат возникновения товарно-денежных отношений. Однако по мере развития денежных отношений, формировавших финансы государства, натуральные бюджетные отношения постепенно замещались денежными.

Таким образом, процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений, обусловивших формирование бюджета как фонда денежных средств.


Вопрос № 2. Бюджет дореволюционной Беларуси.

 

Вхождение Беларуси в состав России было прогрессивным явлением. Беларусь вовлеклась в общероссийский рынок и на основе общественного разделения труда тесно связывалась с другими экономическими районами России.

Царское правительство осуществило ряд мер по укреплению своей власти на белорусских землях, которые отныне именовались Северо-Западным краем России. В итоге нового административно-территориального деления на территории Беларуси образовалось пять губерний: Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская и Минская.

Бюджетная система дореволюционной России состояла из государственного и местных бюджетов. Государственный бюджет охватывал всю империю, включая Беларусь, из него финансировались общегосударственные программы и мероприятия. Местные бюджеты включали бюджеты отдельных административных районов: губерний, волостей, сел, городов. Соответственно, различались уровни местных бюджетов: земские (губернские), мирские (волостные и сельские) и городские.

На территории пяти белорусских губерний формировалась значительная доля доходов государственного бюджета России: прямые и косвенные налоги, доходы от государственных имуществ, пошлины, лесной доход, выкупаемые платежи и прочие доходы.

Основную долю доходов составляли доходы от железных дорог. Однако, через показатели бюджета царское правительство стремилось продемонстрировать финансовую мощь государства и при этом завуалировать грабительский характер бюджета. В доходную часть бюджета включались валовые доходы железных дорог, а в расходную – расходы Министерства путей сообщения, но без процентов и погашения долгов по железнодорожным займам. Такое отражение доходов и расходов сродни бюджетным махинациям: правительство скрывало колоссальные затраты в связи с усиленным финансированием работ по сооружению железных дорог, а затем – с их выкупом. В целом железнодорожное хозяйство было убыточным для государства.

Роспись государственных доходов и расходов России состояла из двух частей: обыкновенной и чрезвычайной смет (бюджетов). В чрезвычайной смете помещались железнодорожные доходы и расходы, займы, выпуски билетов Государственного казначейства. Пассивный итог железнодорожных балансов превышал средний размер положительного ежегодного сальдо обыкновенной сметы (бюджета) и нарушал общее бюджетное равновесие, приводя к постоянным бюджетным дефицитам.

Значительные поступления в государственную казну обеспечивались и за счет лесного дохода.

В отношении прямого налогообложения необходимо отметить, что в царской России не было подоходного налога. Царское правительство не применяло его, оберегая интересы господствующих классов. Обложению подлежало имущество, а не доходы. Прямые налоги составили 3,3% и 4,2% от всех доходов бюджета, собираемых на территории Беларуси. Из них поступления промыслового налога и налога с денежных капиталов составили 2,1 – 2,6% и 0,3% соответственно в общих доходах бюджета.

Таким образом, реально основные доходы бюджета в белорусских губерниях формировались за счет косвенного обложения, всей тяжестью ложившегося на малоимущее население.

Отголосками крепостничества были выкупные платежи в доходах государственного бюджета. В 1900 г. годовая сумма выкупных платежей в Беларуси составляла 5,1% в доходах бюджета. Революция 1905 г. заставила правительство отменить их, однако взамен был вдвое увеличен земельный налог и повышены акцизы на ряд товаров.

Белорусские губернии отличались более низкими темпами роста государственных доходов в сравнении с империей в целом. В то же время расходы государственного бюджета в разрезе белорусских губерний составляли незначительную часть общеимперских расходов. Около 40% составляли расходы Министерства путей сообщения. Их высокий удельный вес создавал видимость бюджетного финансирования казенных железных дорог, в то время как фактически в смете отражались эксплуатационные затраты, покрывавшиеся доходами от железных дорог.

На втором месте по объему стоят военные расходы, удельный вес которых составлял 25%. Это означало, что каждый четвертый рубль из собираемых на территории белорусских губерний доходов шел на военные нужды. В силу географического расположения Беларуси на ее землях размещалось большое количество военных гарнизонов. Однако здесь не было военного производства, так что снабжение воинских частей осуществлялось общероссийскими монополиями, а получаемые от этого средства расходовались за пределами Беларуси, нисколько не способствуя ее экономическому развитию.

Значительная часть расходов государственного бюджета на территории белорусских губерний предназначалось на следующие цели: на финансирование деятельности органов Министерства финансов, в основном связанной со сбором налогов с населения и организацией винной монополии; на содержание аппарата управления, прокуратуры, судов, полиции и тюрем; на оплату мероприятий Министерства земледелия и государственного имущества. Ничтожно малы были расходы бюджета на просвещение (4%). На местные бюджеты полностью перекладывались расходы на здравоохранение.

 


Вопрос № 3. Формирование бюджета в период образования БССР.

 

Манифест от 1 января 1919 г. о создании БССР стал первым политическим и юридическим актом молодой республики. Вскоре был создан Наркомфин. Страна обладала правом на самостоятельный бюджет, однако не могла его реализовать из-за белопольской оккупации и гражданской войны. Поэтому все финансирование осуществлялось через центральные ведомства по отдельным сметам. Фактически средства выделялись на основании заявок губернских органов и распоряжений наркоматов, которым подчинялись соответствующие предприятия и учреждения.

Первый бюджет БССР был составлен в 1921 г. Переход к новой экономической политике (нэпу) стимулировал развитие товарно-денежных отношений и укрепление финансов, укомплектование финансовых органов, способствовал созданию налоговой системы, введению денежных налогов. Одним из первых был введен промысловый налог на торговлю и промыслы, обложение которым зависело от объема оборотов и применения наемного труда. В 1922 г. появился общегражданский налог, распространявшийся на все трудоспособное население. В конце 1921 г. местные бюджеты отделились от государственного, в связи с чем были введены местные налоги. В городах их количество достигло 22, в негородских поселениях разрешалось введение 9 местных налогов. В 1923 г. был введен единый сельскохозяйственный налог.

В 1921 г. появился косвенный налог в виде акцизов, который сначала применялся к товарам, поступившим через Внешторг, а затем распространился и на многие товары отечественного производства.

Несмотря на поэтапное расширение налоговой системы, финансовым органам не удалось мобилизовать в бюджет необходимые денежные ресурсы, и первый бюджет БССР был исполнен с дефицитом, 92% его расходов покрывались эмиссией. В связи с образованием в 1922 г. СССР государственный бюджет БССР вошел в состав бюджета единого государства, и его развитие в значительной степени определялось законодательными актами центрального правительства.

В 1930-е гг. прошла налоговая реформа, которая предполагала введение двухканальной системы изъятия доходов предприятий взамен множественности платежей. Чистый доход предприятий расщеплялся на два элемента – прибыль и налог с оборот. Прибыль изымалась в бюджет частично, а налог с оборота – полностью. Все платежи из прибыли были сведены в один платеж – отчисления от прибыли, а налог с оборота заменил 53 платежа.

Дальнейшее развитие получила и бюджетная система. Положение о местных финансах и Положение о бюджетных правах СССР и союзных республик подчеркивали необходимость бездефицитного сбалансирования бюджетов союзных республик и местных Советов. Однако выполнить это требование за счет собственных доходов не представлялось возможным. Собственная доходная база местных бюджетов была настолько слаба, что большая доля их расходов покрывалась за счет общегосударственных доходов. В целях укрепления доходной базы республиканских и местных бюджетов в 1931 г. была утверждена система отчислений от налога с оборота в эти бюджеты, за ними закреплялись доходные источники. В 1930-1931 гг. получили самостоятельность сельские бюджеты.

 

 

Вопрос № 4. Бюджет БССР за период 1945 – 1990 годы.

 

После освобождения БССР в 1944 г. основная нагрузка по мобилизации финансовых ресурсов для восстановления разрушенного войной хозяйства легла на бюджет республики, но значительную помощь оказывало и союзное правительство. В 1945 г. половина расходов бюджета на развитие народного хозяйства и культуры покрывалась дотациями из союзного бюджета.

1950-е гг. Возвращение экономики к мирному развитию позволило обеспечить рост доходов государственного бюджета БССР в целом и повышение удельного веса доходов от отраслей хозяйства. По-прежнему основным источником доходов оставался налог с оборота. Увеличению платежей из прибыли способствовали рост производства, рентабельности и прибыли предприятий, а также расширение круга плательщиков благодаря передаче ряда предприятий из союзного подчинения в республиканский. Рост доходов от отраслей хозяйства позволил несколько уменьшить налоги с населения. Доминирующими расходами стали расходы на развитие отраслей экономики. Одновременно в бюджете шло сокращение доли расходов на социально-культурные мероприятия.

1960-е гг. Развитие бюджетной системы БССР продолжалось, усиливалась роль бюджета в перераспределении национального дохода, что отразилось на составе и структуре его доходов и расходов. Введение в действие Закона о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик расширило права республиканских органов в определении как объема республиканских и местных бюджетов, так и направлений расходов. Правительства союзных республик наделялись правом использовать дополнительные доходы, полученные в результате перевыполнения доходной части бюджета, на развитие хозяйства и культуры.

Экономическая реформа 1965 г. была направлена на повышение эффективности общественного производства, усиление экономических методов в управлении народным хозяйством, совершенствование системы планирования и экономического стимулирования. Вместо отчислений от прибыли предприятия стали вносить в бюджет плату за фонды, осуществлять фиксированные платежи и перечислять свободный остаток прибыли. Доля налога с оборота стала снижаться, а платежей из прибыли – возрастать.

1970-е гг. Были разработаны принципы хозяйственного расчета и самоокупаемости, потребовавшие внесения существенных изменений в систему планирования, ценообразования, экономического стимулирования. Одновременно происходило совершенствование финансовых отношений. Одним из направлений этого процесса явилось внедрение нормативного метода распределения прибыли, основанного на разработке и доведении до предприятий системы экономических нормативов, установленных к прибыли и определяющих пропорции ее распределения между предприятием и государством.

1980-е гг. Основными источниками доходов бюджета оставались налог с оборота и платежи из прибыли. Конец 1980-х – начало 1990-х гг. характеризовались перестройкой хозяйственной и общественной жизни в СССР, расширением прав региональных органов власти. С 1990 г. Белорусская ССР перешла на полное самофинансирование своих расходов за счет собственных и закрепленных доходов, а также части доходов союзного значения, оставляемой в ее распоряжении. Это продлилось недолго. Вскоре союзные республики обрели суверенитет, а их бюджеты – самостоятельность.

За время нахождения в составе СССР бюджетная система Беларуси сформировалась как часть единой финансовой системы государства, способной к самостоятельному функционированию.

Вопрос № 5. Формирование бюджета Беларуси в период перехода к рынку.

 

В 90-е гг. ХХ в. начался период формирования рыночных отношений в Республике Беларусь.

Главным назначением бюджета становится обеспечение финансовых функций государства. Первый бюджет суверенного государства характеризуется следующими особенностями:

· самостоятельность бюджета, базирующаяся полностью на мобилизованных на территории республики налогах и неналоговых поступлениях;

· усиление социальной направленности бюджетных ассигнований;

· усиление ряда фондов и резервов, предупреждающих диспропорции в хозяйстве, финансирование не учтенных в бюджете расходов, вызванных переходом к рыночным отношениям.

Впервые в бюджете Республики Беларусь появились следующие доходы:

· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· средства от выпуска, акционирования и реализации государственной собственности;

· доходы от внешнеэкономической деятельности.

Однако несмотря на существенное увеличение доходов бюджета Республики Беларусь их не хватило для покрытия расходов. Впервые за 36 лет официально был запланирован дефицит бюджета Республики Беларусь в сумме 3,7 млрд р., что составляло примерно 11,6% от всех расходов.

В 1991 г. наблюдался особенно быстрый рост расходов на содержание правоохранительных органов, аппарата управления (почти в три раза по сравнению с 1990 г.). Это стало следствием увеличения численности работников, образования новых структур и комитетов. Вместе с тем расходы на социально-культурные мероприятия росли медленнее, чем весь объем бюджета, их доля в расходной части составляла только 26%.

В 1994 г. объем бюджета уже перешагнул триллионы рублей и по доходам прогнозировался в сумме 6,3 трлн р., по расходам – 7,2 млрд р. Решающую часть доходов государственного бюджета составляли косвенные налоги.

В 1992 г. были введены такие косвенные налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо. Поступление от этих источников достигло почти половины всех доходов бюджета.

Кроме них, в бюджет Республики Беларусь начали поступать и другие многочисленные налоги с юридических лиц:

· налог на прибыль;

· налог на недвижимость;

· налог за пользование природными ресурсами;

· налог за экспорт и импорт;

· чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

· платежи за землю.

Переходный период наложил отпечаток и на структуру расходов, которые отражают некоторые новые тенденции в направлении бюджетных ассигнований, но по многим позициям весьма похожи на прежние статьи.

В суверенном бюджете Республики Беларусь появились расходы на содержание армии, пограничных войск, погашение государственного долга, выпуск национальной валюты и ценных бумаг. Резко (более чем в 5 раз) в 1993 г. возросли затраты на финансирование правоохранительных и судебных органов, на внешнеэкономическую деятельность.

Для бюджетов переходного периода характерным является резервирование ресурсов в специальных фондах, позволяющих профинансировать непредвиденные расходы, несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике Республики Беларусь:

· в фонде стабилизации экономики;

· в резервном фонде Кабинета Министров Республики Беларусь;

· в фонде непредвиденных расходов местных Советов депутатов;

· в резервном фонде министра финансов Республики Беларусь;

· в страховом фонде.

Основные черты бюджета Республики Беларусь в переходный период следующие:

1. Бюджет остается основным инструментом централизации значительной части национального дохода и перераспределения его на общегосударственные нужды.

2. Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов и сборов с юридических и физических лиц.

3. Расходы растут быстрее, чем источники их покрытия, что вызвано расширением функций государства, появлением многих новых общественных затрат.

4. Происходят изменения в структуре расходов, их содержании, усиливается социальная направленность бюджетных ассигнований.

5. Наряду с государственным бюджетом перераспределение национального дохода производится с помощью образования и использования специальных внебюджетных фондов.

6. Дефицит бюджета достигает огромных размеров в абсолютных цифрах и относительных показателях к валовому национальному продукту, что затрудняет управление финансами государства и оказывает негативное влияние на сбалансирование и развитие экономики.

7. Серьезные изменения происходят в бюджетном устройстве, и прежде всего в бюджетной системе Республики Беларусь, усиливается самостоятельность всех видов бюджетов. Но по-прежнему решающее место в выполнении общегосударственных и социальных программ принадлежит республиканскому бюджету.

 

 

Вопрос № 6. Государственное устройство и географическое положение Республики Беларусь.

 

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Действует Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Глава государства – Президент Республики Беларусь. Представительным и законодательным органом является парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат – Палаты представителей (110) депутатов и Совета Республики (64 члена). Исполнительная власть – Совет Министров Республики Беларусь во главе с Премьер-министром.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.

Беларусь расположена в центре Европы, имеет общие границы с пятью государствами: Россия, Украина, Польша, Литва, Латвия.

Площадь Беларуси – 207 600 кв. км.

Страна не имеет выхода к морю, но благодаря своему географическому положению Беларусь является важным торговым и транспортным коридором между Европой и странами СНГ.

Минск – столица Республики Беларусь – расположен в центре страны. Здесь проживают 1,9 миллиона человек.

Беларусь разделена на шесть территориальных единиц – областей со своим административным центром: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская области, и территорию столицы Республики Беларусь – город Минск.

Численность жителей Беларуси на начало 2013 года составила 9 млн 464 тыс. человек. Самая многочисленная среди областей республики — Гомельская (1 млн. 427,7 тыс. человек), среди районов — Борисовский район Минской области (184,6 тыс. человек). Самым маленьким среди городов по численности является Дисна в Витебской области (1,7 тыс. человек).

В среднем на одном квадратном километре территории нашей страны проживают 46 жителей. Среди регионов наименее плотно населенной является Витебская область (30 человек на 1 кв.км). В Минске этот показатель составляет 5 463 человека на 1 кв.км.

 


Вопрос № 7. Бюджетная система Республики Беларусь и ее структура.

 

Бюджетная система – это механизм, позволяющий государству осуществлять экономическое и социальное регулирование с помощью централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для обеспечения возможностей выполнения возложенных на государственные органы функций.

Согласно Бюджетному Кодексу, бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

Структура бюджетной системы обусловлена тем, что Республика Беларусь – это унитарное, демократичное, социально-правовое государство и имеет двухуровневую бюджетную систему:

1 уровень – республиканский бюджет, который является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения республиканских органов управления; и он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение;

2 уровень – местные бюджеты, которые предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

 

 


Вопрос № 8. Принципы построения бюджетной системы в РБ.

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

- единства;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- гласности;

- самостоятельности бюджетов;

- эффективности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств;

- ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнению бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств для достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

- расходов государственных целевых бюджетных фондов;

- целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;

- государственных займов;

- добровольных взносов;

- средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

- средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

- средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;

- иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Все принципы построения бюджетной системы функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

 


Вопрос № 9. Основные направления развития бюджетной системы в РБ.

 

При реализации бюджетной политики в Республике Беларусь основными проблемами являются:

- нехватка бюджетных средств;

- необходимость оптимизации расходов;

- рост государственной поддержки субъектов хозяйствования государственной формы собственности (основная проблема – льготное кредитование);

- увеличение долговой нагрузки на бюджет, поскольку в 2013 – 2015 годах возрастают выплаты по возврату внешнего долга.

Поэтому основными мерами по совершенствованию бюджетной системы должны стать:

1) совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов;

2) установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов;

3) сокращение и даже исключение из практики предоставление льготных кредитов и бюджетных ссуд;

4) реализация программы по ликвидации перекрестного субсидирования;

5) оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективного использования бюджетных средств;

6) повышение эффективности управления государственным долгом;

7) повышение прозрачности системы бюджетного выравнивания и достижения оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и создания стимула для развития экономического и налогового потенциала региона и снижения уровня их дотационности;

8) пересмотр штатов государственных структур и бюджетных организаций;

9) расширение в практике бюджетного финансирования нормативного метода.


Вопрос № 10. Формирование белорусской модели межбюджетных отношений.

 

Между бюджетами всех уровней действуют сложные связи по поводу регулирования бюджетных потоков в процессе распределения государственных доходов и расходов – межбюджетные отношения, характеризуемые в ст. 71 Бюджетного кодекса как отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

- разграничения доходов бюджетов и закрепления их за определенными уровнями бюджетной системы Республики Беларусь;

- распределения расходов бюджетов и закрепления их за определенными уровнями бюджетной системы Республики Беларусь;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

В масштабах государства осуществляется регулирование всей совокупности этих отношений.

Цели регулирования межбюджетных отношений:

- обеспечение соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, с одной стороны, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, с другой;

- выравнивание уровня социально-экономического развития регионов.

В Республике Беларусь межбюджетные отношения строятся на основе разделения между территориальными уровнями власти функций двух порядков:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...