Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Государственный кредит

 

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством в лице его органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Одним из участников отношений неизменно является государство - субъект с особыми правами.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.

Связь государственного кредита с финансами:

- это денежные отношения;

- это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта (ВВП);

- государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы;

Отличия госкредит от финансов (обусловлены тем, что в его основе лежат другие принципы организации отношений):

- привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и возмездной основе в отличие, например, от налогов и обязательных платежей;

- движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

- государственный кредит имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

- существование кредитных отношений ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком;

- кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;

- государственный кредит имеет избирательный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Связь государственного кредита с кредитом:

Государственный кредит, являясь одной из форм кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются (предоставляются) государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Отличия госкредит от других форм кредита:

- от основных форм кредита банковского и коммерческого - обеспечением. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности.

- от банковского - отсутствием инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, т.е. средства, взятые взаймы государством в большинстве случаев, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, поступления по государственному кредиту используются на военные расходы, на содержание государственного аппарата, на социальные программы. Крайне редки целевые заимствования для нужд экономики. (Так, в СССР в тридцатые годы выпускались автомобильный, тракторный, велосипедные и другие виды облигационных займов.) Но это не означало, что доходы от этих займов в конечном итоге шли по назначению. Государство не отчитывается за целевое использование кредитов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства.

Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет перераспределительную, регулирующую и контрольную функции.

Перераспределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения. Перераспределение происходит между участниками с помощью специальных инструментов.

Субъекты кредитных отношений: со стороны государства – органы власти, их контрагентами выступают юридические и физические лица, иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. п.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. С другой стороны, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита финансируется развитие производства, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными.

Необходимо отметить, что в отношениях госкредита государство может выступать в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

1. В большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятия, банки, фонды - как кредиторы. Т.е. возникают отношения перераспределения валового внутреннего продукта, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства.

Свободные денежные средства у населения могут образовываться по ряду причин:

• из-за неравномерности выплаты заработной платы и других видов доходов, гонораров, дивидендов по ценным бумагам, наследства и т. д.;

• ненасыщенности товарного рынка при несбалансированной экономике;

• накопление денежных средств для приобретения дорогостоящих вещей длительного пользования.

У юридических лиц временно свободные денежные средства образуются вследствие:

• длительного производственного цикла;

• сезонного характера работ;

• неравномерности крупных капитальных вложений.

Исторически в этой роли государство выступает уже в рабовладельческой формации, в последствии использование этой формы привлечения средств развивается. Во всех случаях займы имеют одну цель - покрытие дефицита бюджета. По своей экономической природе привлеченные средства не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, - покрытию расходов бюджета.

2. Операции государства, где оно выступает в качестве кредитора встречаются значительно реже. Как кредитор государство может направлять средства на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано политическими соображениями.

БК РФ: бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

3. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных субъектов. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств последних. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому изменению величины централизованных денежных фондов. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются прежде всего недостаточно надежные заемщики, что влечет за собой увеличение госдолга.

(В РФ госгарантии предоставляются субъектам РФ, МО, юр.лицам).

 

Государство как заемщик. Привлечение средств государством осуществляются в современных условиях с помощью рыночных методов при ис­пользовании различных финансовых инструментов, а именно займов и кредитов (в разных странах в среднем 90% составляют займы и 10% - кредиты).

Государственный заем – это передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения займодателями государственных ценных бумаг, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Наиболее распространенной формой государственных ценных бумаг являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и доход. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленным доходом в оговоренный срок.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

доходности - способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

надежности - низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

ликвидности - возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надежными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны прежде всего для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход.

Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение бюджета; в России - это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

Распространяются облигации внутренних государственных займов, как правило, фондовые биржи (в РФ Московская фондовая биржа). Внешние займы размещаются на международных рынках капитала.

Классификация государственных займов (облигаций) по различным признакам:

- по виду эмитента - займы центрального правительства и займы местных органов власти (при трехзвенной бюджетной системе выделяют еще займы субъектов Федерации).

- по признаку держателей ценных бумаг - реализуемые среди населения, реализуемые среди юридических лиц, профессиональных участников финансового рынка, универсальные займы.

- по месту размещения - внешние и внутренние.

- по срокам привлечения средств - краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные(от 5 лет).

- по форме эмиссии - облигации, существующие в документарной форме (документарные облигации), и облигации, существующие в бездокументарной форме (бездокументарные облигации).

Особенность документарной формы облигаций выражается в том, что их владельца устанавливают на основании предъявления ее надлежаще оформленного сертификата, то есть каждая документарная облигация имеет физический (документарный) носитель.

Бездокументарные ценные бумаги физического носителя не имеют. Они существуют в виде электронных записей в специальных учетных системах (в частности, в депозитарной системе учета). Широкое распространение бездокументарных облигаций обусловлено, тем, что переход прав собственности на бездокументарные долговые обязательства происходит очень быстро (особенно при современном уровне развития систем биржевой торговли) и не требует значительных финансовых издержек.

- по методам определения дохода облигации могут выпускаться с твердым и плавающим доходом.В период нестабильной экономики применение плавающего дохода позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.

В зависимости от цели выпуска облигации подразделяются на:

- облигации, выпущенные для финансирования новых инвестиционных проектов;

- облигации, выпущенные для рефинансирования задолженности эмитента;

- облигации, выпущенные для финансирования непроизводственной деятельности.

- По способу выплаты (получения) дохода - дисконтные облигацииили облигации с нулевым купоном (доход инвестора – разница между ценой приобретения и ценой погашения облигации) и купонные облигации (доход инвестора – купонные выплаты).

Купонные облигации в зависимости от порядка выплаты купонов классифицируются на облигации с периодическими (регулярными) выплатами купона (купоны выплачиваются систематически через равные промежутки времени) и кумулятивные облигации (выплата всех накопленных купонов осуществляется только в момент погашения облигации).

 

Функционирование механизмов заимствования и привлечения государством кредитов приводит к появлению государственного долга.

Можно рассматривать понятие государственный долг как в узком, так и в широком смысле слова..

Государственный долг (в широком смысле) - это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д).

В узком смысле под государственным долгом (или задолженностью) понимается общая величина государственных займов и кредитов государству.

Классификация государственного. долга.

1. В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа госдолг делится на внешний и внутренний государственный долг. (БК РФ: внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний - в валюте РФ).

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам, т.к. внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

Внутренний государственный долг - долг своему населению и предприятиям. Т.е. кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резедентами данного государства. Выпускаются в национальной валюте.

Внутренний долг приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Прочные демократические государства, как правило, имеют развитой внутренний государственный долг, который правительство не может погасить в обозримые сроки. Такая задача и не ставится. Внутренний государственный долг и создается не для того, чтобы когда-то быть погашенным. Он создается как постоянно действующий инструмент. Но тогда как же государство выполняет свои обязательства перед вкладчиками? Это происходит путем поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов.

2. Государственный долг еще классифицируют на капитальный и текущий..

Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определённую дату.

Текущий - состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить отчетном периоде, т.е. срок оплаты которых наступил.

3. Краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

4. В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг РФ, государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Совокупный государственный и муниципальный долг страны в номинальном выражении на конец финансового года должен быть менее 60% ВВП, больший размер считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения (Маастрихтское соглашение 1992 год – фискальные правила). В 1998 году был принят Кодекс фискальной стабильности, в соответствии с которым были установлены следующие фискальные правила:

- золотое правило: правительство может осуществлять займы только для инвестиций, но не для финансирования текущих расходов (т.е. доходы бюджета должны покрывать текущие расходы бюджета либо обеспечивать их превышение);

- устойчивое инвестиционное правило: государственный долг должен быть менее 40% ВВП.

 

Существование государственного долга предполагает обязанность государства им управлять.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

• формирование политики в отношении государственного долга;

• определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

• выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле - это совокупность мероприятий органов власти по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств, а также по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

единства и полноты учета - учет в процессе управления государственным долгом всех заимствований, осуществленных органами власти различных уровней;

согласованности - создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора (размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств);

оптимальности структуры - создание такой структуры государственных заимствований, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности (прозрачности) - предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах заимствований всем заинтересованным в ней пользователям (соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика и другие принципы.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие:

- рефинансирование, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансирование неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при выпуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг..

- конверсия - изменения доходности займа. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств -с 5 до 10%.

- консолидация – изменение условий займа, связанное с их сроками. Чаще всего это превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

- унификация - объединение нескольких ранее выпущенных займов. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно денных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка-в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

- отсрочка - консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет.

- аннулирование - отказ государства от погашения государственного долга. Может проводиться по двум причинам.

Во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства.

Во-вторых, в случае, прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918г. правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности.

В настоящее время законодательством РФ предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Реструктуризация является основным методом регулирования внешнего долга.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

 

Органы государственной власти, управляющие государственным долгом и их полномочия:

Президент РФ устанавливает основные приоритеты бюджетной по­литики на кратко- и среднесрочную перспективы.

Федеральное Собрание РФ устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний предел государственного долга, осуществляет контроль за состоянием государственного долга РФ.

Правительство РФ организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований.

Центральный банк РФ согласует вопросы политики управления государственным долгом с денежно-кредитной и валютной политикой, осуществляет операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Министерство финансов РФ осуществляет заимствования от имени Правительства РФ, реализует правительственную долговую стратегию, обеспечивает бюджетное планирование в части государственного долга.

Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов обеспечивает осуществление функций Минфина по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере государственного долга (Положение от 29.07.2005 № 199).

Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе функционирования государственного кредита обусловлено важностью их эффективной организации.

Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса РФ, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а глава 14 «Государственный и муниципальный долг» регулирует долговые отношения.

Кроме этого, к числу основных нормативных актов, регулирующих рынок государственных и муниципальных заимствований относят:

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"

Настоящим Федеральным законом устанавливаются: порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации, а также правовые основы участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

а также соответствующие законодательные акты субъекта Федерации или муниципального образования.

История

Начиная с середины 80-х годов власти СССР пошли по пути крупных внешних заимствований для финансирования импорта продовольствия, потребительских товаров, а также машин и оборудования. Это часто случается с режимами, неспособными из-за экономических и иных причин удержать власть. В итоге всего за шесть лет - с 1985 года по конец 1991 - государственный внешний долг СССР увеличился более чем в три раза: с 31 до 96,6 млрд долл. США. Заимствования по принципу «бери, что дают», привели к тому, что к моменту распада СССР совершенно неуправляемой стала структура задолженности: срочными оказались долговые обязательства, общая сумма которых достигла 30% от суммы долга.

Глубочайший экономический кризис, наложившийся на политический передел страны, поставил точку в начатом в 1991 году цикле привлечения финансовых кредитов, используемых, главным образом, для обслуживания уже накопленной задолженности. Деньги занимались у Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Республики Корея. Распавшийся Советский Союз не был объявлен банкротом лишь потому, что в октябре 1991 года власти СССР и 12 входивших в него республик (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором попытались успокоить внешних кредиторов, заявив о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР.

Понятно, что не Россия была виновата в том, что для кредиторов наступили черные дни. Конечно, был вариант, использованный в 1918 году большевиками - всем все «простить». Но он никогда не рассматривался всерьез, поскольку на деле означал бы глубокую экономическую и финансовую изоляцию страны на годы вперед. Мы выбрали иной путь - путь переговоров. Парижский клуб надо было еще убедить в том, что когда-то можно будет получить хоть что-то от государства, с трудом выполнявшего (а часто не выполнявшего) обязательства перед своими гражданами. Ведь у России не было денег даже для того, чтобы не только платить проценты по долгам, но и заработную плату бюджетникам.

Клуб сделал первый и, возможно, самый важный шаг на пути развития отношений с Россией, когда принял результаты осуществленного при методологической поддержке МВФ распределения между 12 республиками долей в долговом наследии бывшего СССР. Относительная доля таких стран, как Грузия, Молдова, Киргизия, Таджикистан в долге бывшего СССР была небольшой, соответственно 1,62%, 1,29%, 0,95%, 0,82%. Однако в абсолютных цифрах советское долговое бремя оказалась бы для большинства из этих стран неподъемным. После «раздела» долга лишь Россия предпринимала попытки хоть каких-то выплат кредиторам.

Тогда Россия принимает историческое по своему значению решение: единолично отвечать по долгу бывшего СССР. К этому подтолкнули два обстоятельства: угроза финансовой изоляции (просроченные обязательства по суверенному внешнему долгу исключали возможность финансового сотрудничества с другими странами) и бесперспективность надежды на то, что принцип солидарной ответственности, о котором договорились республики бывшего СССР, когда-либо действительно заработает. Не меньшее значение имело и согласие членов Парижского клуба с этим решением.

Таким образом, задолго до председательства в «большой восьмерке» Россия проявила себя как страна, ориентированная на глобальное партнерство, понимающая свою роль и осознающая ответственность за положение в мировой финансовой системе.

 

Долг 2003 г. 145 млрд.долларов (внешний – 123 млрд. (42% долги СССР), внутренний – 22 млрд.долларов); 36,5 % ВВП. 2005 год- внешний долг -114,1 млрд.долларов

2008 год размер гос.долга около 8,5 % ВВП, (США – 60% ВВП – 9 трлн.долларов, Италия – 100%)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...