Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка предпринимательства




Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:

־ закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

־ определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;

־ устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

 

Включение российской экономики в глобализационный процесс выразилось в либерализации внешней торговли, способствовало ликвидации товарного дефицита, наполнению отечественного рынка разнообразными средствами технического и технологического назначения, способствовало приобщению населения к прогрессивным формам организации труда. В то же время в условиях обостряющейся международной конкуренции интересы обеспечения экономически безопасной интеграции потребовали, как отметил В.В. Путин, "работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова"1.
Глобализация воспроизводственных процессов влечет за собой глубокие изменения и во всей системе экономических понятий, изменяет представление об экономических отношениях, ресурсах и результатах, всю государственную информационную, экономическую и социальную политику. В связи с этим трудно не согласиться с В. Сенчаговым, утверждающим, что геополитическая стратегия становится определяющей стратегией в системе: "геополитика - национальные интересы - экономическая безопасность"2.
В настоящее время можно говорить о том, что в России существуют по крайней мере две геополитические стратегии. Первую характеризует представление о России как европейской стране, соответствующей современным экономическим стандартам, структуре экономики и социального поведения людей. В частности, праволиберальные политики выдвигают задачу "раз и навсегда" повернуть на дорогу западной цивилизации, а глобальной миссией России считают завершение формирования так называемого "Северного Кольца", охватывающего Западную и Центральную Европу, Россию, Японию, Северную Америку. Такая позиция в значительной степени согласуется с геополитической теорией З. Бжезинского, полагающего, что наилучший выбор для России - усиление связей с другими европейскими странами, поскольку "для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но, как и прежде, слишком сильна, чтобы просто быть ее пациентом"3. По существу, данная позиция означает призыв "замкнуть" ослабленную Россию в границах Европы. Вместе с тем, по оценке З. Бжезинского, "демократически настроенные "прозападники" просто хотели очень много, но сделали очень мало" 4.

Вторая геополитическая стратегия предлагается сторонниками нового "евразийства", по мнению которых Россия является не просто евроазиатской страной, Россия и Запад - разные цивилизации, реализующие разные цивилизационные модели, имеющие разные системы ценностей5. Они придерживаются "гетеродоксальной экономической традиции" - третьего пути в области классического либерализма, который они называют неортодоксальным либерализмом или неортодоксальным социализмом, считая, что у России как государства и ее народа недостаточно прагматизма. В связи с этим подчеркивается, что евразийское мировоззрение - "не только философская идея, это еще и инструмент стратегического планирования".
Однако у сторонников такой стратегии нет ответа на простые вопросы, которые задают не только оппоненты из либерального лагеря, но и те, кто в той или иной мере разделяет их идеи, и прежде всего на вопрос - в чем конкретно состоит особый путь России, отличный от сложившихся моделей современного рыночного хозяйства?
Определенный ответ на эти вопросы дается в принятой Государственным Советом РФ Концепции внешнеполитического развития страны (которую назвали "Доктриной Путина"). Она обосновывает модель безопасности, обеспечивающую защиту России от внешних угроз и создание благоприятных внешних условий для модернизации экономики. Рядом исследователей в этой связи делается вывод о том, что политическое взаимодействие с НАТО и США, а также устойчивые отношения с Евросоюзом должны, в частности, "уравновешиваться тесным взаимодействием в рамках "Шанхайской организации сотрудничества", что внешние отношения России должны охватывать и Запад, и Восток, опираться на двусторонние договоры о коллективной безопасности и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Стратегия обеспечения экономической безопасности России основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" (от 5 марта 1992 г.), Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г., Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., и Модели безопасности страны, утвержденной Госсоветом РФ 22 января 2003 г. Экономическая безопасность в этих документах определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.
Исследователи данной проблемы выделяют в государственной стратегии три аспекта:
- определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны;
- выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
- формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики6.
Стратегия экономической безопасности должна содержать:
- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности на основе применения всеми институтами государственной власти соответствующих правовых, экономических и административных мер воздействия.
К основным принципам обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности, на наш взгляд, относятся:
- противодействие источникам потенциальной экономической опасности;
- мониторинг и индикативный анализ состояния экономики;
- технологическое совершенствование экономики как условие прогресса и устойчивого ее развития;
- целевое управление внешнеэкономической деятельностью;
- постоянное взаимодействие органов власти при реализации стратегии экономической безопасности;
- определение ориентиров инвестиционной политики.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальными являются: обеспечение режима расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России.
Криминализация и те или иные попытки противоправных действий в сфере экономики требуют адекватной политики, должны своевременно оцениваться как экономически опасные для принятия не только экономических, финансовых мер, но и мер репрессивного характера.
К приоритетным целям при отражении угроз экономическим интересам России можно отнести:
- уже упомянутую активизацию инвестиционного процесса в стране;
- консолидацию общества на основе повышения уровня жизни всего населения;
- стимулирование притока частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты;
- жесткую налоговую политику;
- меры по укреплению национальной валюты;
- государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль;
- поддержание и развитие интеллектуального потенциала страны, отечественной науки;
- укрепление позиций на внутреннем экономическом пространстве России на основе формирования эффективных экономических подсистем в ее регионах;
- обеспечение экономической самостоятельности решений при выходе на мировой рынок.
Можно согласиться с Т.Д. Ромащенко9, что основными направлениями обеспечения внешней экономической безопасности России в условиях открытой экономики являются:
· создание стабильной политической системы, ориентированной на достижение благосостояния всего общества путем эффективного использования преимуществ рыночной экономики;
· совершенствование внешнеэкономической деятельности государства;
· привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций;
· разрешение проблемы внешнего государственного долга;
· структурная трансформация экспорта и импорта, снижение импортзависимости, диверсификация внешних связей и источников сырья и комплектующих;
· проведение политики разумного протекционизма;
· обеспечение продовольственной независимости;
· использование достижений научно-технического прогресса и активное взаимодействие с мировыми партнерами в этой области;
· постоянное совершенствование хозяйственного механизма для повышения эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции и услуг на мировом рынке и т. д.
Переход к открытой экономике должен сопровождаться усилением регулирующей роли государства в области внешнеэкономической деятельности. Приоритетными в этой сфере должны быть национальные интересы, имеющие стратегический характер, с учетом и положения России как великой державы. Россия имеет особые жизненно важные интересы во многих регионах земного шара, с которыми она связана экономически.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в ряде случаев иностранная конкуренция приводит к разрушению целых отраслей, увеличивает зависимость от импорта, изменяет сложившуюся экономическую структуру и даже образ жизни. Основные выгоды от расширения мирохозяйственных связей получают, в первую очередь, ТНК и компании с определенной экспортной ориентацией. Многие же сферы национального хозяйства - отстающие в развитии отрасли и регионы, мелкие и средние предприниматели при усилении взаимодействия с мировым хозяйством оказываются в сложном положении.
Конкуренция импортных товаров была одной из причин глубокого спада производства в ряде отраслей российской промышленности - легкой, пищевой, электронной, электротехнической и др. Открытие экономики России, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать с иностранными конкурентами как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек, цен и улучшения качества продукции, изменения структуры хозяйства в пользу отраслей, имеющих перспективы для развития.
Экономическая безопасность предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, обеспечивающий расширенное воспроизводство национального продукта, высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, поскольку не может быть экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами.
На экономическую безопасность, естественно, влияет и то обстоятельство, что в настоящее время примерно 20% наличных долларов США, циркулирующих вне США, сосредоточено в России, которая, нуждаясь в определенной иностранной помощи, таким образом фактически выступает и в роли кредитора Америки. Начиная с 1992 г., то есть с года начала реформ, наличный доллар был и остается фактически параллельным платежным средством на российском внутреннем рынке. Однако доллар теряет свои позиции как резервная валюта мира, да и доля США в мировой экономике упала с 60 до 12-15%.
Вообще степень экономической зависимости России от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных российских городов, поступает из-за рубежа. Глубокая же долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Между тем подавляющая часть внешней торговли России (до 2/3) связана с Европой: одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущем иностранным инвестором в экономику России.
В условиях экономической глобализации необходимо всесторонне оценивать влияние научно-технической революции, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, появление множества точек соприкосновения, где пересекаются интересы и потребности многих государств. Поэтому обеспечение национальной безопасности становится все усложняющейся задачей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...